Из о те р м ич е с к ий подвижно й состав представляет собой транспортные средства, в грузовых помещениях которых поддерживаются постоянные тем -пературы, требуемые для перевозки определенных видов грузов. Эти грузы, как правило, предварительно охлаждены или нагреты, хотя могут быть и термиче-ски не обработаны. Необходимый температурный режим транспортировки под-держивается посредством следующих факторов:
- теплоизоляционных материалов и специальной конструк ции поверхно-стей (стен, пола и по толка) подвижного состава;
- системы вентиляции;
- непосредственно системы охлаждения (нагрева).
В целях поддержания коммерческих характеристик груза к изотерми-ческим тр а нс п о р тн ы м средствам предъявляют ряд тр е б о в а ни й:
- поддержание в грузовом помещении оптимальной температуры и влаж-ности воздуха независимо от внешних условий;
- обеспечение высоких скоростей движения с одновременным сохранением плавного хода, необходимых для уменьшения механических по-вреждений груза;
|
|
- автоматизация работы оборудования и контроля тем п ера тур, надеж ность оборудования и пр о с то та его обслуживания.
В зависимости от рода перевозимых грузов изотермический подвижной состав подразделяется на универсальный и специализированный. В универ-сальном подвижном составе перевозят массовые скоропортящиеся грузы (мясо, фрукты и овощи, молочные продукты и пр.). Специализированный изотермиче-ский подвижной состав предназначе н то л ь к о для определенных грузов: вино-градных вин, виноматериалов, живой рыбы и др.
Из о те р м ич е с к ий подвижно й состав различается также по способу ох-лаждения или нагрева грузового помещения:
- рефрижераторы охлаждаются при помощи паровых компрессорных холо-дильных установок;
- ледник и имеют емкости для льда или смеси льда и соли;
- термосы предполагают теплоизоляцию без охлаждающих устройств. Транспортировка скоропортящихся грузов осуществляется железнодо-
рожным, водным (речным и морским), автомобильным и в меньшей степени воздушным тр а нс по р то м.
Железнодорожному транспорту принадлежит ведущая роль в перевозке скоропортящихся грузов, так как сравнительно недорогая перевозка является одновременно очень качественной. По железным дорогам перевозят в основном следующие скоропортящиеся грузы: мясопродукты, рыбопродукты, плодоовощи свежие и картофель, масло животное и пищевые жиры, молочные продукты, консервы, фрукты, фруктовые соки, пиво, минеральные воды и др. Парк изотермического подвижного состава железных дopoг состоит в большей части из вагонов-рефрижераторов, которые характеризуются большой вместимостью и высоким качеством охлаждения.
|
|
В зависимости от количества рефрижераторных вагонов различают автономный рефрижераторный вагон (1 вагон), секции (пяти- и двенадцативагон-ные) и рефрижераторные поезда - более21 вагона.
Автомобильный хладотранспорт предназначен прежде всего для перевозки скоропортящихся грузов (чаще продуктов питания) от мест производства или хранения, которые предполагают наличие холодильного оборудования, в места их потребления или продажи. Кроме того, возможна также перевозка скоропортящихся грузов (фрукты, овощи и пр.) на дальние расстояния. К автомобильному подвижному составу относятся автомобили-полуприцепы и прицепы-рефрижераторы, теплоизолированный кузов которых устанавливается на шасси автомашины, полуприцепа или прицепа. Для коммерческих целей необходимо знать основные показатели, влияющие на качество продукта. К таким показателям относятся: производительность холодильной установки, подбор аппаратов и другого оборудования. Также при выборе изотермического подвижного состава учитывается вместимость кузова, площадь поверхности приборов охлаждения. Данные характеристики определяются расчетным путем.
Водный транспорт перевозит скоропортящиеся грузы в относительно больших объемах. Прямое смешанное железнодорожноводное сообщение может существенно снизить стоимость транспортировки скоропортящихся грузов. В некоторые периоды (сезоны) водное сообщение бывает особенно интенсивным, что существенно разгружает железнодорожный и автомобильный хла-дотранспорт. Морской хладо транс порт помимо непосредственно перевозки скоропортящихся грузов может быть предназначен для термической обработки (замораживания и охлаждения) рыбы и других морепродуктов, доставки их в места переработки и потребления, а также хранения груза. При перевозке грузов водным транспортом особое внимание уделяется укладке и закреплению грузов в трюмах с учетом условий перевозки (сильное волнение, качка). Как правило, грузы укладываются очень плотно, проходы в данном случае не предусматриваются.
Воздушный транспорт относительно других видов транспорта имеет некоторые преимущества в перевозке скоропортящихся грузов. Авиатранспортом осуществляется транспортировка на большие расстояния за короткое время, и, как следствие, перевозка скоропортящихся продуктов не требует специального охлаждения. Низкая температура в грузовом помещении, необходимая для соблюдения условий перевозки, достигается за счет циркуляции холодного на-
ружного воздуха. Авиатранспортом перевозят фрукты, ранние овощи, ягоды, свежую рыбу, живые цветы, биологические, медицинские и другие препараты, требующие поддержания температурного режима.