| № | Наименование темы | Кол-во часов | Вопросы для самостоятельного изучения | Форма контроля выполнения самостоятельной работы |
| 1.1. | Искусство как форма общественного сознания. Виды и жанры хореографического искусства. | Искусство и его роль в жизни общества. - Танец, как вид искусства. - Зарождение и взаимосвязь различных видов искусств. - Возникновение и развитие хореографического искусства. - Работа с литературными источниками. - Оформление необходимого материала в форме реферата. - Подготовка тезисов для устного доклада. Выдающиеся балетмейстеры: Н.С. Надеждина, И.А. Моисеев, В.М. Верховинец, П.П. Вирский, М.М. Вантух, А.М. Кривохижа, К.Ф. Балог, И.И. Сухишвили, Г.Д. Алексидзе, К.Я. Голейзо́вский - Выдающиеся балетмейстеры России и ближнего зарубежья. - Профессиональные ансамбли танца современности в области народной, современной хореографии. Репертуар ансамблей. - Работа с литературными первоисточниками. - Конспект биографических данных выдающихся балетмейстеров. | Конспект, реферат | |
| 1.2. | Происхождение танца. Содержание и форма хореографического искусства. | Формирование танцевальной культуры разных народов. - Возникновение хореографического искусства. - Пути развития хореографии. - Формирование русской хореографии. - Работа с литературными источниками. - Конспект основных тезисов. - Подготовка сообщения по теме. Балетный театр и реформы Ж.Ж. Новерра. - Познавательная и воспитательная роль балета. - Реформация балета как самостоятельного вида искусства. - Историческая ценность реформы Ж.Ж. Новерра. - Работа с литературными источниками. - Конспект основных сведений. - Подготовка тезисов для устного ответа. | Конспект, устный опрос | |
| 2.1. | Балетмейстер и сфера его деятельности | Сфера творческой деятельности балетмейстера. - Балетмейстер-специалист-хореограф. - Сфера творческой деятельности балетмейстера. - Специфика работы балетмейстера в различных творческих коллективах. - Работа с литературными источниками. - Конспект основных сведений о направлениях творческой деятельности балетмейстера. - Подготовка устного сообщения к опросу. | Конспект, устный опрос | |
| 4.1. | Сочинение и постановка комбинаций и сольного этюда на основе различных национальных характеров народной хореографии, стилей современной хореографии. | Произведение сольной танцевальной комбинации. - Овладение методикой сочинения танцевальной комбинации. - Специфика произведения танцевальной комбинации - Методика построения танцевальной комбинации - Основные законы построения танцевальной комбинации. - Выбор темы танцевальной комбинации. - Выбор танцевального характера комбинации, стиля. - Составление рисунков танцевальной комбинации. - Составление танцевальной лексики комбинации. - Соединение текста хореографического и текста музыкального в единое целое. Сочинение сольного танцевального этюда различного национального характера. - Методика построения сольного этюда. - Основные законы построения этюдной формы. - Правила применения законов драматургии при произведении танцевального этюда. - Выбор музыкального материала, соответствующего замыслу постановщика. - Работа с литературой по описанию движений, соответствующих национальному характеру музыкального материала, методике исполнения выбранного стиля. - Разучивание танцевальной лексики. - Составление танцевальных рисунков к будущему этюду. - Построение танцевального этюда в соответствии с законами драматургии. - Выполнение танцевального этюда на занятии. | Конспект, практический показ | |
| 3.1. | Основы хореографической драматургии. Тема, идея, сюжет хореографического произведения. | Основы хореографической драматургии. - Понятие хореографическая драматургия. - Основные компоненты хореографической драматургии. - Драматургический анализ хореографического произведения. - Работа с литературными источниками. - Конспект основных сведений. - Подготовка тезисов для устного ответа. | Конспект, устный опрос | |
| 3.2. | Применение законов драматургии в постановке танцевального номера. Содержание, форма, жанр. | Разнообразие жанров народной и современной хореографии. - Жанры хореографические, литературные, музыкальные. - Примеры ярких жанровых постановок из репертуара ведущих ансамблей танца, профессиональных хореографических коллективов России и ближнего зарубежья. - Работа с литературными источниками. Конспект. - Просмотр видеоматериалов по теме. | Конспект, устный опрос | |
| 4.2. | Постановка хоровода, как формы танца, где основным выразительным средством является рисунок танца. | Хоровод - как форма танца, выразительным средством которого является рисунок. - Тема и идея хоровода. - Хореографический образ. - Отражение национальных особенностей в рисунке танца (движениях, костюме) привести примеры. - Драматургический анализ хоровода. - Работа с литературными источниками и видеоматериалами. - Осмысление специфики построения хоровода. - Работа по созданию хореографического образа хоровода. - Специфика развития танцевального рисунка в зависимости от национальности. - Законы драматургического анализа к произведению хоровода. - Подготовка сообщение к занятию, написание графической схемы танца. - Понятие «рисунок танца». - Понятие «хореографический текст». - Взаимосвязь образа и хореографического текста. - Взаимосвязь образа и музыки хоровода. - Выбор темы хоровода. - Подбор музыкального материала. - Хореографический образ хоровода. - Составление лейтмотива движений хоровода. - Составление рисунков хоровода, их графическая запись. - Соединение хореографического текста и музыкальной основы. - Выполнение практической постановочной работы, подготовка к показу на группе. Творческий путь Н. Надеждиной, как выдающегося мастера хоровода. - Краткие биографические сведения о балетмейстере. - Выдающиеся работы мастера. - Примеры из творческого репертуара коллектива Н. Надеждиной. - Работа с литературными источниками и видеоматериалами. - Подготовка тезисов к устному опросу. | Устный опрос по теме, практический показ. | |
| 3.3. | Стиль, форма и метод в народной, современной хореографии. | Стиль, форма и метод в народной, современной хореографии. - Стиль - как средство выражения балетмейстерского замысла. - Формы танцев народной, современной хореографии. - Работа с литературными источниками. - Конспект основных сведений. - Подготовка тезисов для устного ответа. Н.С. Надеждина и ее творческий почерк. - Творческий путь Н. Надеждиной. - Выдающиеся работы Н. Надеждиной. - Ансамбля танца им. Н. Надеждиной. Основной репертуар. - Конспект основных сведений биографии Н. Надеждиной. - Просмотр видеоматериалов репертуара Государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка». | Конспект, устный опрс | |
| 1.3. | Постановка танца по записи. | Изучение части танца по записи из репертуара ансамбля танца И.А. Моисеева. - Специфика постановки танца по записи. - Основные пути постановки танца по записи. - Методика выполнения постановки танца по записи. - Обработка записи танца из репертуара И.А. Моисеева. - Изучение танцевальных движений и комбинаций. - Выполнение практической постановочной работы. Творческий путь И.А. Моисеева. - Конспектирования творческого пути выдающегося мастера. - Специфика репертуара в постановках И.А. Моисеева. - Основные даты творчества мастера народной хореографии. - Назвать постановочные работы И.А. Моисеева. | Конспект, практический показ | |
| 4.3. | Практическая постановочная работа танца по записи. | Постановка танца по записи. - Методика постановки танца по записи. - Существующие условные обозначения записи танца. - Обработка литературного источника по этапам записи танца. - Работа по изучению графической записи танца. - Использование графической записи танца. - Использование литературной записи танца. - Изучение условных обозначений записи танца. - Разбор музыкального материала. | Конспект, практический показ | |
| 1.4. | Сценическая обработка фольклорного материала. | Сценическая обработка фольклорного материала. - Ступени стилизации или обработки фольклорного материала. - Народная музыка и танец, и их сценические варианты. - Существующие этапы обработки фольклорного материала. - Взаимодействие народной музыки и танца. - Примеры сценических вариантов обработки фольклорного танца. Традиционные танцы различных народностей. - Работа со специализированной литературой. - Просмотр и анализ видеозаписей различных ансамблей народного танца. - Примеры хореографических композиций разных национальностей из репертуара ансамблей народного танца. - Фамилии известных балетмейстеров в жанре народной хореографии. - Конспект основных сведений по теме. | Конспект, устный опрос | |
| 3.4. | Основные закономерности и приемы массовых хореографических композиций. | Основные закономерности и приемы, применяемые при постановке массовых хореографических композиций. - Место использования массовых хореографических композиций. - Композиционные и лексические формы ансамблевых и массовых танцев - их особенности и выразительные возможности. - Использование массовых хореографических композиций. - Примеры композиционных и лексических форм массовых танцев из профессиональных ансамблей. | Конспект, устный опрос | |
| 4.4. | Постановочная работа различной хореографической формы: сюита, танец, кадриль. | Создание постановки различной хореографической формы (сюита, танец, кадриль). - Выбор темы танцевального произведения. - Жанр танцевального произведения. - Создание текста и рисунка постановочной работы. Кратка графическая и литературная запись работы. - Драматургический и идейно-тематический анализ постановочной работы. - Либретто постановочной работы. - Осуществление танцевального произведения, на основе музыкального материала. | Конспект, практический показ | |
| 1.5. | Хореографический текст - составная часть композиции танца. | Хореографический текст - составная часть композиции танца - Работа литературными источниками о построении рисунка танца. - Принципы и методы измерения сценического пространства. - Виды сценических планов. - Виды рисунков танца, понятие «ракурс». Выразительные средства в построении рисунка. - Хореографический текст и его составляющие. - Зависимость рисунка от хореографической, стилистической и национальной особенностей. - Хореографический текст и хореографический образ. Рисунок танца - составная часть композиции танца. - Понятие об измерении сценического пространства. Осмысление измерения сценического пространства. - Понятие о сценических ракурсах. Изучение видов сценических планов. - Выразительные средства в построении рисунка. Изучение виды рисунков танца. - Зависимость рисунка от хореографической и национальной особенности. - Работа с литературой о построении рисунка танца. - Подготовка тезисов к устному опросу. | Конспект, устный опрос | |
| 2.2. | Балетмейстер - педагог, организатор, воспитатель детского хореографического коллектива. | Балетмейстер - педагог, организатор, воспитатель Детского хореографического коллектива. - Функции балетмейстера-педагога. - Функции балетмейстера-организатора. - Функции руководителя любительского (аматорского) танцевального коллектива. - Направленность репертуарной политики танцевального коллектива. - Функции балетмейстера-воспитателя. Направления воспитательной работы. | Конспект, устный опрос | |
| 4.5. | Практическая постановочная работа детского номера соответственно возрастным категориям. | Постановочная работа детского произведения, согласно возрастным категориям. - Подбор музыкального материала в соответствии с замыслом постановщика. - Выбор темы и идеи постановочной работы в соответствии возрастным категориям. - Хореографический анализ постановки номера. Национальный характер музыкального произведения. Соответствие музыкального материала и стиля современной хореографии. - Составление танцевальных рисунков и хореографического текста. - Создание постановочного номера в соответствии законам драматургии. - Либретто хореографического номера. - Запись рисунков и основных движений хореографического произведения. | Конспект, практический показ | |
| 2.3. | Работа балетмейстера по созданию хореографического образа. | Работа балетмейстера по созданию хореографического образа. - Идея, замысел балетмейстера с помощью хореографического образа. Замысел балетмейстера. - Драматургия танцевального номера и хореографический образ. Развитие драматургии хореографического произведения с помощью хореографического образа. - Танцевальный текст и хореографический образ. - Выразительные средства для создания хореографического образа. Хореографический текст для обозначения хореографического образа. - Взаимодействие хореографического образа и музыкального текста. | Конспект, устный опрос | |
| 2.4. | Этапы работы балетмейстера по созданию хореографического произведения. | Художественное обобщение и хореографический образ. - Использование литературных источников для построения хореографического образа. - Осмысление специфики построения хореографического образа. - Использование законов драматургического анализа произведения на хореографический образ. - Подготовка доклада по теме. - Понятие хореографический образ. - Как отражаются национальные особенности на рисунки танца. - Примеры из программ профессиональных коллективов И. Моисеева, М. Вантуха, Т. Устиновой, В. Курбета и др. Музыкальный образ и образ хореографический. - Выбор темы танцевального номера. - Подбор музыкальной основы танцевального номера. - Разработка рисунков и хореографический текст. - Соответствие музыкального и хореографического образа. - Работа балетмейстера над танцевальным номером на основе музыкального образа. - Анализ музыкального произведения. - Музыкальный стиль и характер музыки. | Конспект, устный опрос | |
| 4.6. | Хореографическая миниатюра. Постановочная работа хореографической миниатюры. | Хореографическая миниатюра. - Работа с литературными источниками о построении хореографической миниатюры. - Хореографическая миниатюра - как форма в хореографии: на балетной сцене, в ансамбле народного танца, в различной современной хореографии. - Характерные признаки хореографической миниатюры. - Продолжительность хореографической миниатюры и состав исполнителей. Жанровость хореографической миниатюры. - Сюжетная и бессюжетная миниатюра. - Образ в хореографической миниатюре. - Разнообразие жанра хореографической миниатюры. - Миниатюра как составная часть хореографической формы и как самостоятельный жанр. - Признаки миниатюры как жанра. - Примеры миниатюр из репертуара ведущих ансамблей танца, профессиональных хореографических коллективов современных форм танца. - Балетмейстеры, работающие в этом жанре. Постановка хореографической миниатюры. - Идейно-тематический анализ. - Выбор темы хореографической миниатюры. - Выбор жанра хореографической миниатюры. - Хореографический анализ. - Составление рисунков хореографической миниатюры. - Составление танцевальной лексики и комбинаций хореографической миниатюры. - Объединение хореографического текста и текста музыкального. - Либретто и сюжет миниатюры. - Запись рисунков танца миниатюры графическая и литературная. | Конспект, практический показ | |
| 2.5. | Самодеятельное хореографическое искусство и его значение для развития культуры народа. Работа балетмейстера в коллективе художественной самодеятельности. | Самодеятельное хореографическое искусство и его значение для развития культуры народа. - Развитие самодеятельного хореографического искусства как проявление народного творчества. - Направления самодеятельного творчества народа. - Воспитание культуры народа с помощью самодеятельного творчества. - Балетмейстер в коллективе художественной самодеятельности. - Виды самодеятельных коллективов. - Критерии в подборе репертуара. | Конспект, устный опрос | |
| 2.6. | Работа балетмейстера над народно-сценическим, современным и сюжетным танцем. | Работа балетмейстера над народно-сценическим, классическим и современным сюжетным танцем. - Возникновение замысла (идеи и темы) будущего произведения. - Идейно-тематический анализ хореографического произведения. - Драматургический анализ хореографического произведения. - Создание композиционного плана. - Фабула и сюжет хореографического произведения. - Создание / подбор музыки хореографического произведения. - Создание хореографического текста. - Постановочная работа (этапы). - Структура постановочной работы. | Конспект, устный опрос | |
| 4.7. | Постановочная работа на основе развернутой драматургии. | Постановочная работа на основе развернутой драматургии классического, народно-сценического танца, современных форм танца. - Выбор жанра выбранной темы. Определение стиля и жанра постановочной работы. - Выбор формы, что соответствует содержанию. Определение формы и содержания хореографической постановки - Создание драматургической основы. - Создание композиционного плана. - Создание рисунков и хореографического текста. - Художественное оформление постановочной работы. | Конспект, практический показ | |
| 2.7. | Основные требования, предъявляемые к будущему балетмейстеру-постановщику. | Основные требования, предъявляемые к будущему балетмейстеру постановщику. - Создание программы хореографического произведения. - Создание хореографического сценария. - Написание либретто готового хореографического сочинения. | конспект | |
| 2.8. | Балетмейстер-постановщик хореографических произведений различных форм и жанров хореографии. | Балетмейстер - постановщик хореографических произведений различных форм и жанров. - Создание программы хореографического произведения. Создание драматургической основы. - Написание музыкальной основы или монтирование постановочной работы. Создание хореографического сценария. - Написание либретто готового хореографического произведения. - Оформление готового произведения. - Анализ готового хореографического произведения. | Конспект, устный опрос | |
| 4.8. | Практическая постановочная работа классической, народной, современной хореографии. | Этапы создания постановочной работы. - Построение композиции хореографической работы. - Сочинение рисунков и хореографического текста постановочной работы. - Подбор костюмов и работа с художником. - Знакомство исполнителей с сюжетом будущего произведения. - Знакомство исполнителей с музыкальной основой будущего произведения. - Разучивание текста и рисунка постановочной работы. - Оформление готового сочинения. | Конспект, практический показ | |
| 4.8. | Практическая постановочная работа классической, народной, современной хореографии. | ЗФО | Этапы создания постановочной работы. - Построение композиции хореографической работы. - Сочинение рисунков и хореографического текста постановочной работы. - Подбор костюмов и работа с художником. - Знакомство исполнителей с сюжетом будущего произведения. - Знакомство исполнителей с музыкальной основой будущего произведения. - Разучивание текста и рисунка постановочной работы. Оформление готового сочинения. | Конспект, практический показ |
| Итого: 198 |






