№
| Наименование темы
| Кол-во часов
| Вопросы для самостоятельного изучения
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
|
1.1.
| Искусство как форма общественного сознания. Виды и жанры хореографического искусства.
|
| Искусство и его роль в жизни общества.
- Танец, как вид искусства.
- Зарождение и взаимосвязь различных видов искусств.
- Возникновение и развитие хореографического искусства.
- Работа с литературными источниками.
- Оформление необходимого материала в форме реферата.
- Подготовка тезисов для устного доклада.
Выдающиеся балетмейстеры: Н.С. Надеждина, И.А. Моисеев, В.М. Верховинец, П.П. Вирский, М.М. Вантух, А.М. Кривохижа, К.Ф. Балог, И.И. Сухишвили,
Г.Д. Алексидзе, К.Я. Голейзо́вский - Выдающиеся балетмейстеры России и ближнего зарубежья.
- Профессиональные ансамбли танца современности в области народной, современной хореографии. Репертуар ансамблей.
- Работа с литературными первоисточниками.
- Конспект биографических данных выдающихся балетмейстеров.
| Конспект, реферат
|
1.2.
| Происхождение танца. Содержание и форма хореографического искусства.
|
| Формирование танцевальной культуры разных народов.
- Возникновение хореографического искусства.
- Пути развития хореографии.
- Формирование русской хореографии.
- Работа с литературными источниками.
- Конспект основных тезисов.
- Подготовка сообщения по теме.
Балетный театр и реформы Ж.Ж. Новерра.
- Познавательная и воспитательная роль балета.
- Реформация балета как самостоятельного вида искусства.
- Историческая ценность реформы Ж.Ж. Новерра.
- Работа с литературными источниками.
- Конспект основных сведений.
- Подготовка тезисов для устного ответа.
| Конспект, устный опрос
|
2.1.
| Балетмейстер и сфера его деятельности
|
| Сфера творческой деятельности балетмейстера.
- Балетмейстер-специалист-хореограф.
- Сфера творческой деятельности балетмейстера.
- Специфика работы балетмейстера в различных творческих коллективах.
- Работа с литературными источниками.
- Конспект основных сведений о направлениях творческой деятельности балетмейстера.
- Подготовка устного сообщения к опросу.
| Конспект, устный опрос
|
4.1.
| Сочинение и постановка комбинаций и сольного этюда на основе различных национальных характеров народной хореографии, стилей современной хореографии.
|
| Произведение сольной танцевальной комбинации.
- Овладение методикой сочинения танцевальной комбинации.
- Специфика произведения танцевальной комбинации
- Методика построения танцевальной комбинации
- Основные законы построения танцевальной комбинации.
- Выбор темы танцевальной комбинации.
- Выбор танцевального характера комбинации, стиля.
- Составление рисунков танцевальной комбинации.
- Составление танцевальной лексики комбинации.
- Соединение текста хореографического и текста музыкального в единое целое.
Сочинение сольного танцевального этюда различного национального характера.
- Методика построения сольного этюда.
- Основные законы построения этюдной формы.
- Правила применения законов драматургии при произведении танцевального этюда.
- Выбор музыкального материала, соответствующего замыслу постановщика.
- Работа с литературой по описанию движений, соответствующих национальному характеру музыкального материала, методике исполнения выбранного стиля.
- Разучивание танцевальной лексики.
- Составление танцевальных рисунков к будущему этюду.
- Построение танцевального этюда в соответствии с законами драматургии.
- Выполнение танцевального этюда на занятии.
| Конспект, практический показ
|
3.1.
| Основы хореографической драматургии. Тема, идея, сюжет хореографического произведения.
|
| Основы хореографической драматургии.
- Понятие хореографическая драматургия.
- Основные компоненты хореографической драматургии.
- Драматургический анализ хореографического произведения.
- Работа с литературными источниками.
- Конспект основных сведений.
- Подготовка тезисов для устного ответа.
| Конспект, устный опрос
|
3.2.
| Применение законов драматургии в постановке танцевального номера. Содержание, форма, жанр.
|
| Разнообразие жанров народной и современной хореографии.
- Жанры хореографические, литературные, музыкальные.
- Примеры ярких жанровых постановок из репертуара ведущих ансамблей танца, профессиональных хореографических коллективов России и ближнего зарубежья.
- Работа с литературными источниками. Конспект.
- Просмотр видеоматериалов по теме.
| Конспект, устный опрос
|
4.2.
| Постановка хоровода, как формы танца, где основным выразительным средством является рисунок танца.
|
| Хоровод - как форма танца, выразительным средством которого является рисунок.
- Тема и идея хоровода.
- Хореографический образ.
- Отражение национальных особенностей в рисунке танца (движениях, костюме) привести примеры.
- Драматургический анализ хоровода.
- Работа с литературными источниками и видеоматериалами.
- Осмысление специфики построения хоровода.
- Работа по созданию хореографического образа хоровода.
- Специфика развития танцевального рисунка в зависимости от национальности.
- Законы драматургического анализа к произведению хоровода.
- Подготовка сообщение к занятию, написание графической схемы танца.
- Понятие «рисунок танца».
- Понятие «хореографический текст».
- Взаимосвязь образа и хореографического текста.
- Взаимосвязь образа и музыки хоровода.
- Выбор темы хоровода.
- Подбор музыкального материала.
- Хореографический образ хоровода.
- Составление лейтмотива движений хоровода.
- Составление рисунков хоровода, их графическая запись.
- Соединение хореографического текста и музыкальной основы.
- Выполнение практической постановочной работы, подготовка к показу на группе.
Творческий путь Н. Надеждиной, как выдающегося мастера хоровода.
- Краткие биографические сведения о балетмейстере.
- Выдающиеся работы мастера.
- Примеры из творческого репертуара коллектива Н. Надеждиной.
- Работа с литературными источниками и видеоматериалами.
- Подготовка тезисов к устному опросу.
| Устный опрос по теме, практический показ.
|
3.3.
| Стиль, форма и метод в народной, современной хореографии.
|
| Стиль, форма и метод в народной, современной хореографии.
- Стиль - как средство выражения балетмейстерского замысла.
- Формы танцев народной, современной хореографии.
- Работа с литературными источниками.
- Конспект основных сведений.
- Подготовка тезисов для устного ответа.
Н.С. Надеждина и ее творческий почерк.
- Творческий путь Н. Надеждиной.
- Выдающиеся работы Н. Надеждиной.
- Ансамбля танца им. Н. Надеждиной. Основной репертуар.
- Конспект основных сведений биографии Н. Надеждиной.
- Просмотр видеоматериалов репертуара Государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка».
| Конспект, устный опрс
|
1.3.
| Постановка танца по записи.
|
| Изучение части танца по записи из репертуара ансамбля танца И.А. Моисеева.
- Специфика постановки танца по записи.
- Основные пути постановки танца по записи.
- Методика выполнения постановки танца по записи.
- Обработка записи танца из репертуара И.А. Моисеева.
- Изучение танцевальных движений и комбинаций.
- Выполнение практической постановочной работы.
Творческий путь И.А. Моисеева.
- Конспектирования творческого пути выдающегося мастера.
- Специфика репертуара в постановках И.А. Моисеева.
- Основные даты творчества мастера народной хореографии.
- Назвать постановочные работы И.А. Моисеева.
| Конспект, практический показ
|
4.3.
| Практическая постановочная работа танца по записи.
|
| Постановка танца по записи.
- Методика постановки танца по записи.
- Существующие условные обозначения записи танца.
- Обработка литературного источника по этапам записи танца.
- Работа по изучению графической записи танца.
- Использование графической записи танца.
- Использование литературной записи танца.
- Изучение условных обозначений записи танца.
- Разбор музыкального материала.
| Конспект, практический показ
|
1.4.
| Сценическая обработка фольклорного материала.
|
| Сценическая обработка фольклорного материала.
- Ступени стилизации или обработки фольклорного материала.
- Народная музыка и танец, и их сценические варианты.
- Существующие этапы обработки фольклорного материала.
- Взаимодействие народной музыки и танца.
- Примеры сценических вариантов обработки фольклорного танца.
Традиционные танцы различных народностей.
- Работа со специализированной литературой.
- Просмотр и анализ видеозаписей различных ансамблей народного танца.
- Примеры хореографических композиций разных национальностей из репертуара ансамблей народного танца.
- Фамилии известных балетмейстеров в жанре народной хореографии.
- Конспект основных сведений по теме.
| Конспект, устный опрос
|
3.4.
| Основные закономерности и приемы массовых хореографических композиций.
|
| Основные закономерности и приемы, применяемые при постановке массовых хореографических композиций.
- Место использования массовых хореографических композиций.
- Композиционные и лексические формы ансамблевых и массовых танцев - их особенности и выразительные возможности.
- Использование массовых хореографических композиций.
- Примеры композиционных и лексических форм массовых танцев из профессиональных ансамблей.
| Конспект, устный опрос
|
4.4.
| Постановочная работа различной хореографической формы: сюита, танец, кадриль.
|
| Создание постановки различной хореографической формы (сюита, танец, кадриль).
- Выбор темы танцевального произведения.
- Жанр танцевального произведения.
- Создание текста и рисунка постановочной работы. Кратка графическая и литературная запись работы.
- Драматургический и идейно-тематический анализ постановочной работы.
- Либретто постановочной работы.
- Осуществление танцевального произведения, на основе музыкального материала.
| Конспект, практический показ
|
1.5.
| Хореографический текст - составная часть композиции танца.
|
| Хореографический текст - составная часть композиции танца
- Работа литературными источниками о построении рисунка танца.
- Принципы и методы измерения сценического пространства.
- Виды сценических планов.
- Виды рисунков танца, понятие «ракурс». Выразительные средства в построении рисунка.
- Хореографический текст и его составляющие.
- Зависимость рисунка от хореографической, стилистической и национальной особенностей.
- Хореографический текст и хореографический образ.
Рисунок танца - составная часть композиции танца.
- Понятие об измерении сценического пространства. Осмысление измерения сценического пространства.
- Понятие о сценических ракурсах. Изучение видов сценических планов.
- Выразительные средства в построении рисунка. Изучение виды рисунков танца.
- Зависимость рисунка от хореографической и национальной особенности.
- Работа с литературой о построении рисунка танца.
- Подготовка тезисов к устному опросу.
| Конспект, устный опрос
|
2.2.
| Балетмейстер - педагог, организатор, воспитатель детского хореографического коллектива.
|
| Балетмейстер - педагог, организатор, воспитатель Детского хореографического коллектива.
- Функции балетмейстера-педагога.
- Функции балетмейстера-организатора.
- Функции руководителя любительского (аматорского) танцевального коллектива.
- Направленность репертуарной политики танцевального коллектива.
- Функции балетмейстера-воспитателя. Направления воспитательной работы.
| Конспект, устный опрос
|
4.5.
| Практическая постановочная работа детского номера соответственно возрастным категориям.
|
| Постановочная работа детского произведения, согласно возрастным категориям.
- Подбор музыкального материала в соответствии с замыслом постановщика.
- Выбор темы и идеи постановочной работы в соответствии возрастным категориям.
- Хореографический анализ постановки номера. Национальный характер музыкального произведения. Соответствие музыкального материала и стиля современной хореографии.
- Составление танцевальных рисунков и хореографического текста.
- Создание постановочного номера в соответствии законам драматургии.
- Либретто хореографического номера.
- Запись рисунков и основных движений хореографического произведения.
| Конспект, практический показ
|
2.3.
| Работа балетмейстера по созданию хореографического образа.
|
| Работа балетмейстера по созданию хореографического образа.
- Идея, замысел балетмейстера с помощью хореографического образа. Замысел балетмейстера.
- Драматургия танцевального номера и хореографический образ. Развитие драматургии хореографического произведения с помощью хореографического образа.
- Танцевальный текст и хореографический образ.
- Выразительные средства для создания хореографического образа.
Хореографический текст для обозначения хореографического образа.
- Взаимодействие хореографического образа и музыкального текста.
| Конспект, устный опрос
|
2.4.
| Этапы работы балетмейстера по созданию хореографического произведения.
|
| Художественное обобщение и хореографический образ.
- Использование литературных источников для построения хореографического образа.
- Осмысление специфики построения хореографического образа.
- Использование законов драматургического анализа произведения на хореографический образ.
- Подготовка доклада по теме.
- Понятие хореографический образ.
- Как отражаются национальные особенности на рисунки танца.
- Примеры из программ профессиональных коллективов И. Моисеева, М. Вантуха, Т. Устиновой, В. Курбета и др.
Музыкальный образ и образ хореографический.
- Выбор темы танцевального номера.
- Подбор музыкальной основы танцевального номера.
- Разработка рисунков и хореографический текст.
- Соответствие музыкального и хореографического образа.
- Работа балетмейстера над танцевальным номером на основе музыкального образа.
- Анализ музыкального произведения.
- Музыкальный стиль и характер музыки.
| Конспект, устный опрос
|
4.6.
| Хореографическая миниатюра.
Постановочная работа хореографической миниатюры.
|
| Хореографическая миниатюра.
- Работа с литературными источниками о построении хореографической миниатюры.
- Хореографическая миниатюра - как форма в хореографии: на балетной сцене, в ансамбле народного танца, в различной современной хореографии.
- Характерные признаки хореографической миниатюры.
- Продолжительность хореографической миниатюры и состав исполнителей.
Жанровость хореографической миниатюры.
- Сюжетная и бессюжетная миниатюра.
- Образ в хореографической миниатюре.
- Разнообразие жанра хореографической миниатюры.
- Миниатюра как составная часть хореографической формы и как самостоятельный жанр.
- Признаки миниатюры как жанра.
- Примеры миниатюр из репертуара ведущих ансамблей танца, профессиональных хореографических коллективов современных форм танца.
- Балетмейстеры, работающие в этом жанре.
Постановка хореографической миниатюры.
- Идейно-тематический анализ.
- Выбор темы хореографической миниатюры.
- Выбор жанра хореографической миниатюры.
- Хореографический анализ.
- Составление рисунков хореографической миниатюры.
- Составление танцевальной лексики и комбинаций хореографической миниатюры.
- Объединение хореографического текста и текста музыкального.
- Либретто и сюжет миниатюры.
- Запись рисунков танца миниатюры графическая и литературная.
| Конспект, практический показ
|
2.5.
| Самодеятельное хореографическое искусство и его значение для развития культуры народа. Работа балетмейстера в коллективе художественной самодеятельности.
|
| Самодеятельное хореографическое искусство и его значение для развития культуры народа.
- Развитие самодеятельного хореографического искусства как проявление народного творчества.
- Направления самодеятельного творчества народа.
- Воспитание культуры народа с помощью самодеятельного творчества.
- Балетмейстер в коллективе художественной самодеятельности.
- Виды самодеятельных коллективов.
- Критерии в подборе репертуара.
| Конспект, устный опрос
|
2.6.
| Работа балетмейстера над народно-сценическим, современным и сюжетным танцем.
|
| Работа балетмейстера над народно-сценическим, классическим и современным сюжетным танцем.
- Возникновение замысла (идеи и темы) будущего произведения.
- Идейно-тематический анализ хореографического произведения.
- Драматургический анализ хореографического произведения.
- Создание композиционного плана.
- Фабула и сюжет хореографического произведения.
- Создание / подбор музыки хореографического произведения.
- Создание хореографического текста.
- Постановочная работа (этапы).
- Структура постановочной работы.
| Конспект, устный опрос
|
4.7.
| Постановочная работа на основе развернутой драматургии.
|
| Постановочная работа на основе развернутой драматургии классического, народно-сценического танца, современных форм танца.
- Выбор жанра выбранной темы. Определение стиля и жанра постановочной работы.
- Выбор формы, что соответствует содержанию. Определение формы и содержания хореографической постановки
- Создание драматургической основы.
- Создание композиционного плана.
- Создание рисунков и хореографического текста.
- Художественное оформление постановочной работы.
| Конспект, практический показ
|
2.7.
| Основные требования, предъявляемые к будущему балетмейстеру-постановщику.
|
| Основные требования, предъявляемые к будущему балетмейстеру постановщику.
- Создание программы хореографического произведения.
- Создание хореографического сценария.
- Написание либретто готового хореографического сочинения.
| конспект
|
2.8.
| Балетмейстер-постановщик хореографических произведений различных форм и жанров хореографии.
|
| Балетмейстер - постановщик хореографических произведений различных форм и жанров.
- Создание программы хореографического произведения. Создание драматургической основы.
- Написание музыкальной основы или монтирование постановочной работы. Создание хореографического сценария.
- Написание либретто готового хореографического произведения.
- Оформление готового произведения.
- Анализ готового хореографического произведения.
| Конспект, устный опрос
|
4.8.
| Практическая постановочная работа классической, народной, современной хореографии.
|
| Этапы создания постановочной работы.
- Построение композиции хореографической работы.
- Сочинение рисунков и хореографического текста постановочной работы.
- Подбор костюмов и работа с художником.
- Знакомство исполнителей с сюжетом будущего произведения.
- Знакомство исполнителей с музыкальной основой будущего произведения.
- Разучивание текста и рисунка постановочной работы.
- Оформление готового сочинения.
| Конспект, практический показ
|
4.8.
| Практическая постановочная работа классической, народной, современной хореографии.
| ЗФО
| Этапы создания постановочной работы.
- Построение композиции хореографической работы.
- Сочинение рисунков и хореографического текста постановочной работы.
- Подбор костюмов и работа с художником.
- Знакомство исполнителей с сюжетом будущего произведения.
- Знакомство исполнителей с музыкальной основой будущего произведения.
- Разучивание текста и рисунка постановочной работы.
Оформление готового сочинения.
| Конспект, практический показ
|
Итого: 198
|