Примечания переводчика


[1] Ганадхара: держатель собрания. Титул 11 ближайших учеников Махавиры.

[2] Бхагаван: блаженный. Титул Будды и Махавиры.

[3] Кевала-джняна: Всеведение. От «кевала»: 1) исключительный, единственный; 2) весь, целый, полный. Необходимо отметить, что в современном хинди слово «кевал» (конечное «а» теряется) также может означать «чистый».

[4] Считается, что содержание текстов Пурва («первые», «начальные») частично восходило ко времени Паршванатхи (23-его тиртханкары).

[5] Шрута-кевали: букв.: «обретший всеведение в процессе слушания». Значение термина требует важного уточнения: считается, что всякий, кто усвоил знание, содержащееся во всём корпусе писаний (включая 14 Пурв, ибо обладание правильной верой (самьяг-даршана) без знания таковых считается невозможным), не может противоречить словам подлинного кевали (всеведущего). Таким образом, с точки зрения передачи слов тиртханкары не существует разницы между кевали и шрута-кевали. С точки же зрения духовной реализации знание последнего не является всеведением.

[6] Дигамбара: одетые в одежду стран света.

[7] Шветамбара-муртипуджака: шветамбары, признающие поклонение изображениям. К таковым принадлежит большая часть последователей традиции шветамбаров.

[8] Стханакваси и терапантхи: Две подсекты шветамбаров, отвергающие поклонение изображениям и храмовое поклонение вообще. Единого мнения относительно происхождения стханаквасинов, как и самого названия этой группы, не существует: по одной версии, это движение трансформировалось из основанной в 1474 (или 1476) г. проповедником-мирянином Лонка Шахом лонкагаччхи (первой группы среди шветамбаров, отвергшей поклонение изображениям), включив в себя большую часть её последователей; тогда как вторая версия утверждает, что секта стханакваси была основана в 1652 г. в Сурате последователем лонкагаччхи по имени Лаваджи. Относительно названия Шубринг пишет: «Таким названием обозначаются те джайны, которые выполняют свои религиозные обязанности не в храме, а исключительно в каком-нибудь мирском месте (стханака), например, в упашрае». Возможно также, что данное название связано с тем, что стханаквасинские монахи постоянно живут в одном месте. Терапантхи – самое важное из реформистских движений среди шветамбаров. Выделилось из стханакваси в 1760 г. Относительно названия также нет единого мнения: по одной версии, оно происходит от «терах» – «тринадцать» (т.к. терапантхи требуют соблюдения 13 принципов: пяти великих обетов, пяти самити (правил поведения) и трёх гупти (видов контроля)) и «пантх» – «путь», а по другой – от возвратного местоимения «тера» – «твой» (обращаю внимание читателя на то, что в хинди личное местоимение «ту» используется в ситуациях интимности, вызова или обращения к Богу, т.е. в данном случае имеет место обращение не к верующему, а к Махавире) и «пантх», означая, таким образом: «О, Махавира! Это – твой путь!». Секта с таким же названием существует и среди дигамбаров.

[9] Сангха: община.

[10] Считается, что последним монахом, знавшим наизусть всю Дриштиваду, был Бхадрабаху I, умерший через 170 лет после нирваны Махавиры.

[11] Таттваджняна: знание основ джайнской религии. Эти основы следующие: джива (душа), аджива (неживая материя), асрава (приток кармы), бандха (связывание кармой), самвара (остановка притока), нирджара (сбрасывание кармы) и мокша, или нирвана (освобождение). Иногда выделяются пунья (добродетель) и папа (грех), и тогда речь идёт о семи основах.

[12] Авашьяка: обязательный, непременный, необходимый.

[13] Слово «самайика» невозможно перевести однозначно. Данная религиозная практика может включать в себя молитву, медитацию и чтение религиозных книг.

[14] Чатурвимшатистава: молитва тиртханкарам и восхищение их качествами.

[15] Вандана, или ванданака: выражение почтения монахам и служение им.

[16] Пратикрамана: покаяние.

[17] Кайотсарга: забвение тела и его нужд на период медитации или поклонения.

[18] Пратьякхьяна: принятие на определённый период времени религиозных обетов, ограничивающих определённые виды деятельности.

[19] Мати-джняна: знание, полученное посредством чувств.

[20] Шрута-джняна: знание, полученное через слушание.

[21] Авадхи-джняна: ясновидение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: