Тема 3. Психологическое обследование

1.Основные методы обследования.

2. Условия психологического обследования.

3. Перечень методик психологического обследования.

4. Программа работы психолога.

Психологическому изучению детей принадлежит ведущая роль в получении сведений об уровне их умственного развития, личностных и индивидуально-психологических особенностей.

Исчерпывающе полные сведения о психическом развитии ребёнка могут быть получены лишь в результате всестороннего обследования его познавательной деятельности. В связи с этим при проведении психологического обследования ребёнка используются следующие основные методы: изучение документации; беседа; изучение результатов деятельности детей; наблюдение; метод эксперимента; тестирование.

Изучение документации с целью сбора анамнестических данных и получения представления о причинах отклонений в развитии. Основными документами, необходимыми для проведения психологического изучения ребёнка, являются медицинские данные педиатра об общем состоянии ребёнка, психоневролога с обоснованным медицинским диагнозом, отоларинголога, офтальмолога и др. Кроме того, в документацию должна входить педагогическая характеристика ребёнка, которую даёт то детское учреждение, в котором он находился до поступления на ПМПК. Метод изучения документации позволяет специалисту-психологу определить, в каких направлениях следует строить дальнейшее обследование ребёнка.

Беседа. С помощью беседы выясняются особенности психических проявлений ребёнка в процессе личного общения с его родителями, с лицами из его микросоциального окружения, с самим ребёнком. Беседа должна проводиться по специально составленной программе. Ценные материалы может дать беседа с самим ребёнком, построенная не на прямых, а на косвенных вопросах. С их помощью определяются особенности и мотивы поведения ребёнка, его отношение к семье и школе, степень ориентировки в окружающем пространстве, склонности, интересы, отношение к состоянию его собственного здоровья.

Изучение результатов деятельности детей. Анализу подвергается конечный результат деятельности ребёнка – детские рисунки, различные поделки, письменные и учебные работы и т.д. Цель данного метода – сбор фактического материала для изучения особенностей психического развития детей.

Наблюдение. Психологическое наблюдение позволяет судить о различных проявлениях психики ребёнка в условиях его естественной деятельности при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего. Наблюдение должно быть целенаправленным, т.е. определяться задачей исследования. В условиях ПМПК наиболее ценные результаты могут быть получены с помощью метода наблюдения при работе в диагностических, психотерапевтических и коррекционных группах. Данный вид наблюдения совмещает изучение ребёнка с его обучением и воспитанием, т.е. носит активный характер. Результаты наблюдения за ребёнком в различных видах его деятельности должны фиксироваться в протоколе (дневнике) и затем в кратком виде заносится в карту психологического исследования.

Метод эксперимента предполагает сбор фактического материала в специально смоделированных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Метод может быть применён при изучении различных проявлений деятельности ребёнка и выявлении особенностей развития его личности. Общими требованиями к проведению психологического эксперимента являются: доступность заданий для ребёнка, обеспечение адекватности понимания того, что он должен сделать, моделируемую ситуацию необходимо представить в виде игрового или учебного задания с понятной ребёнку мотивировкой. Процесс выполнения задания фиксируется в протоколах, которые прилагаются к каждой из методик. Задания выполняются под наблюдением психолога, и при необходимости ребёнку оказывается помощь, которая фиксируется в протоколе. Результаты оцениваются количественно и качественно.

Тестирование. Для сравнительной оценки уровней развития каких-либо проявлений, возможностей, способностей умственного развития человека применяются разнообразные тесты. Выделяют тесты-опросники, тесты-задания и т.д. Результаты и особенности процесса выполнения предложенных заданий дают основания для заключения о каких-либо психологических качествах конкретного человека.

Условия психологического обследования: особенности личности испытуемого и внешние условия опыта. Условия, характеризующие особенности личности – возраст и пол испытуемого, его мотивы, установки, позиции, привычки, характер, темперамент, при этом надо внимательно отнестись и к состоянию здоровья испытуемого. Внешние условия (освещение, тишина, вентиляция, мебель, оснащение помещения, личность самого психолога) не должны затруднять выполнение предлагаемых ребёнку заданий, вызвать стойкий отрицательный рефлекс на необычную для ребёнка атмосферу поведения, общения с психологом или предлагаемого действия.

Методики психологического обследования:

- методики для исследования внимания и сенсомоторных реакций (корректурная проба; отыскивание чисел по таблицам Шульте; пробы на переключение внимания с помощью модификации таблиц Шульте – «Красно-чёрная» таблица);

- методики для исследования восприятия (методика «Часы»; методика изучения восприятия времени и др.);

- методики для исследования памяти (пробы на запоминание: искусственных звукосочетаний, 10 слов, ассоциативную память; метод пиктограмм по А.Р. Лурия);

- методики для исследования уровня и течения мыслительных процессов (понимание рассказов; классификации; исключение; понимание переносного смысла пословиц и метафор; подбор слов-антонимов и др.);

- психометрические методы исследования интеллекта (методика Векслера; таблицы Равена);

- методики для исследования личностных особенностей (личностные опросники; шкалы оценки тревожности и др.);

- проективные методы исследования личности (метод незаконченных предложений; «Несуществующее животное»; «Рисунок семьи»; цветовой тест Люшера и др.);

- методы профдиагностики (методика «Мотивы выбора профессии»; опросник профессиональных предпочтений; карта интересов).

Программа работы психолога. Работа практического психолога в ПМПК направлена на оказание психологической помощи детям и их родителям при затруднениях, связанных с обучением и воспитанием, с межличностными отношениями, а также с ухудшением самочувствия и детей, которые проявляются в тревоге, астенизации (бессилие, слабость) или депрессии, что негативно влияет на психическое развитие.

Психокоррекция осуществляется в несколько этапов: выяснение проблемных ситуаций ребёнка, родителей, семьи; разработка программ и планов изучения личности ребёнка в проблемных ситуациях; разработка системы экспериментальных психодиагностических методик для оценки индивидуальных психических особенностей, психических состояний, межличностных отношений и т.д.; разработка психокоррекционных мероприятий, средств и способов воздействия на ребёнка и его родителей; реализация намеченных мероприятий психокоррекции индивидуальных состояний и психического развития ребёнка, родителей, семьи. Программа обследования психического развития ребёнка, схема обследования психолога и образец заключения по результатам психологического обследования даны впособииПсихолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации / Науч. ред. Л.М. Шипицына. – 2-е изд., доп. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: