Классификация типов коррупции и ее последствия для общества

Коррупцию условно можно классифицировать на несколько основных видов:

1) по статусу субъектов:

а) коррупция в органах власти;

б) коррупция в частном секторе (негосударственных организациях);

в) политическая коррупция.

2) По уровням:

а) низовая;

б) верхушечная;

в) вертикальная.

3) По степени общественной опасности:

а) коррупция-проступок;

б) коррупция-преступление.

Коррупция в сфере государственного управления имеет место потому, что государственный служащий (чиновник) имеет возможность распоряжаться государственными ресурсами и принимать решения не в интересах государства и общества, а исходя из своих личных корыстных побуждений.

В зависимости от иерархического положения государственных служащих коррупция может подразделяться на верхушечную, низовую и вертикальную.

Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (лоббирование принятия законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.).

Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя – это также коррупция, которую обычно называют «вертикальной». Она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Это особо опасно, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм.

Большинство специалистов, изучающих коррупцию, относит к ней и покупку голосов избирателей во время выборов.

Избиратель обладает по Конституции ресурсом, который называется «властные полномочия». Эти полномочия он делегирует избираемым лицам посредством специфического вида решения – голосования. Избиратель должен принимать это решение исходя из соображений передачи своих полномочий тому, кто, по его мнению, может представлять его интересы, что является общественно признанной нормой. В случае покупки голосов избиратель и кандидат вступают в сделку, в результате которой избиратель, нарушая упомянутую норму, получает деньги или иные блага, кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс. Понятно, что это не единственный тип коррупционных действий в политике.

Наконец, упомянем о коррупции в негосударственных организациях, наличие которой признается специалистами. Сотрудник организации (коммерческой или общественной) также может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами: у него также есть возможность незаконного обогащения с помощью действий, нарушающих интересы организации, в пользу второй стороны, получающей от этого свои выгоды. Очевидный пример из российской жизни – кредиты, получаемые за взятки в коммерческих банках под проекты, цель которых – изъять деньги и исчезнуть. Так, УФСНП по Санкт-Петербургу в ходе работы по уголовным делам по ст. 1622 ч. 2 УК РСФСР установлено, что фирма «Вараш», получившая в качестве предоплаты за товары 200 млн. рублей от различных коммерческих структур, и ТОО «Экстросервис», получившее кредит в Балтийском банке в размере 300 млн. рублей, отконвертировали указанные средства, переправили их за границу по подложному договору и прекратили свою деятельность. Директор фирмы «Вараш» был убит [25, с. 165].

Коррупция оказывает разлагающее влияние на все сферы жизни общества: экономику, социальную сферу, политику. Негативные последствия, порождаемые этим явлением, не только препятствуют прогрессивному, поступательному развитию общества, но и представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности страны.

В экономической сфере коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов:

1) Нарушает механизм рыночной конкуренции, поскольку в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это способствует возникновению монополистических тенденций в экономике, снижению эффективности ее функционирования и дискредитации идей свободной конкуренции.

2) Влечет за собой неэффективное распределение средств государственного бюджета, особенно при распределении государственных заказов и выделении кредитов, препятствуя тем самым эффективной реализации правительственных программ.

3) Приводит к несправедливому распределению доходов, обогащая субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов общества.

4) Способствует повышению цен на товары и услуги за счет так называемых коррупционных «накладных расходов» в результате чего страдает потребитель.

5) Является средством, способствующим обеспечению благоприятных условий для формирования и развития организованной преступности и теневой экономики. Это приводит к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, оттоку капитала за рубеж и затрудняет возможность государства эффективно выполнять свои экономические, политические и социальные функции.

В социальной сфере отрицательные последствия коррупции сводятся к следующему:

1) Коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями и формирует у членов общества «двойной стандарт» морали и поведения. Это приводит к тому, что мерой всего в обществе становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состояния независимо от способов его получения, происходит девальвация и слом цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права религии, общественного мнения и др.

2) Коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастания социальной напряженности в стране.

3) Коррупция дискредитирует право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед лицом власти и перед преступностью.

В политической сфере негативные последствия коррупции проявляются в следующем:

1) Коррупция способствует смещению целей политики от общенациональных к обеспечению властвования олигархических кланов и группировок.

2) Коррумпированные субъекты, прячущие свой капитал за рубежом, превращаются в «пятую колонну» и способствуют предательству интересов национальной безопасности страны.

3) Коррупция подрывает престиж страны на международной арене, способствует ее политической и экономической изоляции.

4) Коррупция снижает доверие общества к власти, вызывает разочарование в ценностях демократии и может способствовать переходу к другой, более жесткой форме государственного устройства – диктатуре.

Для оценки потерь от коррупции обратимся к докладу, подготовленному Советом по внешней и оборонной политике и Фондом «Индем», в котором обобщен ряд примеров, когда подобный ущерб удалось установить [26].

Во-первых, было подсчитано, что в Италии после проведения операции «Чистые руки», направленной против коррупции, государственные затраты на строительство дорог сократились на 20%.

Во-вторых, учеными Гарвардского университета подсчитано, что снижение коррумпированности страны с уровня Мексики до уровня Сингапура производит эффект, эквивалентный возрастанию сбора налогов на 20%.

Если применить эту оценку к сумме собранных в России в 1997 г. налоговых поступлений (по утверждению правительства, 65% запланированного бюджета), то 20% составят 49 триллионов (неденоминированных) рублей. Это больше, чем все бюджетные расходы прошлого года, предполагавшиеся на науку, образование, здравоохранение и культуру с искусством вместе взятые.

В-третьих, упомянем дело одного британского чиновника Министерства обороны, осужденного на 4 года за взятки, минимальная оценка которых составила 2,25 миллиона долларов. Эксперты британского филиала ТИ установили, что ущерб, нанесенный действиями чиновника, за которые он получал взятки, составил 200 миллионов долларов, т.е. почти стократно превосходил суммарный размер взяток. Легко убедиться на многих отечественных примерах в том, что это соотношение между размером взяток и нанесенным от коррупционных решений ущербом бывает и более существенным.

В-четвертых, следует обратить внимание на наиболее распространенный во всем мире источник верхушечной коррупции – государственные заказы и закупки. Согласно оценкам, потери от коррупции в этой сфере часто превышают 30% всех бюджетных затрат по данным статьям. (Если использовать этот коэффициент, то антикоррупционные меры в состоянии избавить нас от потерь только в военной сфере в размере почти 8 триллионов неденоминированных рублей.)

По словам Удо Миллера, руководителя Счетной палаты земли Гессен, взятки в этой сфере нередко составляют до 20% суммы заключаемых сделок; при этом взятки не выплачиваются наличными, а переводятся соответствующим лицам через подставные фирмы или принимают форму завышенных счетов за выполненную работу. По оценкам экспертов, завышенной является стоимость около 40% всех зданий, возводимых по заказу федеральных, земельных и коммунальных властей. По утверждению главного прокурора Фракфурта-на-Майне, коррупция в строительстве наносит государству ежегодный ущерб на сумму в 10 миллиардов марок, в частности путем завышения на 30% реальной рыночной себестоимости работ.

Дитер Фриш, бывший Генеральный директор по развитию в Европейской комиссии, отмечал, что когда в стране увеличиваются потери из-за экономически слабых коррумпированных проектов, то эти потери не сводятся к сверхнормативным 10–20% затрат на взятки, а включают, как правило, всю стоимость непродуктивных и ненужных проектов.

К приведенным примерам можно добавить оценки наших правоохранительных органов, согласно которым криминальные структуры в отдельных отраслях промышленности – нефть, газ, редкие металлы – тратят до 50% получаемой прибыли (реальной, а не декларируемой) на подкуп различных должностных лиц. Если использовать приведенное выше соотношение между размером взяток и потерями от коррупции, то легко установить порядок соответствующих сумм, которые будут исчисляться миллиардами долларов.

Теперь обратимся к низовой коррупции. По некоторым оценкам, общая сумма взяток, выплачиваемая мелкими предпринимателями, эквивалентна 3% ВВП [27]. По подсчетам экспертов российской общественной организации «Технологии–XXI век», мелкие предприниматели тратят по всей стране на взятки чиновникам минимум 500 миллионов долларов в месяц! В год это оборачивается суммой в 6 миллиардов долларов. (Следует добавить, что приведенные расчеты не включают платежи мелких предпринимателей «крышам».) Предварительный анализ показывает, что 10% всего дохода в мелком и среднем бизнесе тратится на коррупционных сделки. При этом на начальном этапе (регистрация предприятий и т.п.) расходы существенно выше. «Вход в бизнес» требует разрешений примерно 50 чиновников. Эти потери напрямую перекладываются на рядовых покупателей и клиентов мелкого бизнеса, поскольку потраченные на взятки деньги закладываются в цену товаров и услуг.

По материалам экспертов, в России общие потери от коррупционного вывоза капитала составляли, начиная с 1988 г., в среднем по 20 млрд. долл. в год, по другим оценкам – 24–25 млрд. долл., т.е. около 300–350 млрд. долл. за 12 лет. Если же объединить ущерб от коррупционного вывоза капитала с потерями от коррупции на таможне – 20–25 млрд. долл. в год, в Центральном банке, в налоговой системе, в валютно-экспортном контроле, то общая сумма потерь за этот период составила 400–500 млрд. долл. Из них сейчас на западных, в том числе оффшорных счетах, находится порядка 300 млрд. долл., которые можно было бы вернуть, причем в основном символическими, «ритуальными» мерами.

Еще один источник крупных потерь от коррупции – это потери от развала системыгосударственных краткосрочных облигаций, составляющие, по оценкам, 100 млрд. рублей.

Связанная с коррупцией несовершенная налоговая система, питаемая, поддерживаемая коррупцией, при ее реформе могла бы дать до 25% ВВП. По другим оценкам количество «грязных денег», которые ходят по стране, составляет в три раза больше годового бюджета страны, т.е. 60–70 млрд. долл.

При таких колоссальных потерях для всего общества, для экономической системы коррупция в то же время позволяет этой системе выжить: «Она создает механизм преодоления зарегулированных отношений собственности. В условиях, когда транзакционные издержки соблюдения закона неприемлемо высоки, коррупция – это спасение». «По существующему механизму государственной машины, если таможенники не берут взяток, то существует вероятность, что половина товара просто не может пройти через границу». Иными словами, если бы чиновники просто перестали брать взятки, а все осталось бы по-старому, то ВВП уменьшился бы. Коррупция – это не проблема взяток, это – проблема неэффективности самой системы. Фактически причины, порождающие коррупцию (недостатки законов, принципов и методов государственного регулирования и т.п.), с одной стороны приводят к потерям от коррупции, но, с другой стороны, та же коррупция является стихийным методом компенсации этих причин.

Поддержанию такого порядка способствует то, что коррупция – это уже норма поведения, это стиль общения и это разветвленная, отлаженная система. В совокупности коррупционные сети – «это некая олигархия с определенными ставками, межведомственная группа, хорошо организованная, объединенная одной идеей – зарабатыванием, точнее получением денег с бизнеса, т.е. теневая доля участия в этом бизнесе».

Выплаты в виде взяток, даваемых чиновникам высокого и низкого ранга, составляют, по оценкам экспертов, до 10% от суммы сделки. Общий объем взяток в России оценить трудно, поскольку, во-первых, взятки даются и берутся конфиденциально, а, во-вторых, потому что взятки не всегда даются и берутся деньгами, часто в качестве взяток применяются вполне легально оказываемые взаимные услуги.

Оценивая политические потери от коррупции, эксперты сходятся в том, что она приводит к очень серьезным политическим издержкам. Они выражаются в политической нестабильности и в постоянной угрозе демократии в России. Коррупция приводит к приватизации государственной власти, самого государства. Такое приватизированное государство не способно ни к какой системной работе в области государственного строительства: ни в экономике, ни и в социальной сфере. Государство становится просто недееспособным. Коррупция ведет российское государство в полный тупик и политический, и экономический, и социальный. Государство, в силу развитости коррупционных отношений, постоянно сталкивается с противодействием попыткам проведения единой государственной политики.

Эксперты считают, что российская коррупция такова, что исполнительная власть занимается коррумпированием законодательной, когда необходимо обеспечить принятие нужных законопроектов. Эта практика ведет к разрушению государственной власти как таковой. Экспертами высказывалось мнение, что государство, пораженное коррупционными процессами, становится беззащитным перед внутренними и внешними угрозами. Это доказала война в Чечне, это доказала неспособность федеральной власти навести порядок в некоторых других субъектах Федерации.

В России сложилась система управления, в которой чиновники ничего не обеспечивают, ни за что не отвечают. Чиновники высшего уровня в России только делят бюджетные потоки. В частности, за российской банковской системой должен надзирать Центральный банк РФ. И формально все банки предоставляют ему отчетность. Но ЦБ РФ не выполняет надзорную функцию, это доказали два финансовых кризиса в России 1995 и 1998 гг. При этом чиновники ЦБ РФ получили статус негосударственных служащих и поэтому имеют возможность получать огромные оклады независимо от того, работает финансовая система страны или обанкротилась.

В результате коррупции правоохранительные органы несут большие кадровые потери. Очень часто профессионалы высокого класса, которым претит работа в условиях коррупции, уходят со службы. И некоторые из них, чтобы прожить, начинают помогать советами и консультациями коррупционным сетям. Это еще сильнее разрушает правоохранительные органы. Примечательно, что осведомленные эксперты указывают на огромный конкурс в специализированные учебные заведения системы МВД, но при этом отмечают и большие суммы взяток за поступление в них. Это означает, что готовится еще более коррупционно ориентированная смена.

Коррумпированность правоохранительных органов приводит к тому, что по делам, связанным с коррупцией, почти не проходят чиновники высокого уровня, попадаются только простые исполнители. Правда, периодически наблюдается всплеск возбуждения уголовных дел в отношении весьма высокопоставленных фигур. Эксперты подчеркивают, что основные издержки от коррупции – в разрушении государственной системы, государственного аппарата, правоохранительных органов, торможении нормального экономического развития. Эти системные потери от коррупции сводятся к следующим:

1) нарушаются механизмы конкуренции, нормальной рыночной экономики. Коррупция тормозит экономический рост, экономическое развитие, увеличивая накладные расходы, уменьшая инвестиции, крайне увеличивая неопределенность, риски;

2) социальный эффект состоит в «диком, неоправданном расслоении доходов», вызывающем очень серьезное ухудшение жизни, социальное напряжение, поскольку, в конечном итоге, источник коррупции – в недоплате массе работающих.

3) политические издержки, проявляющиеся в политической нестабильности, недееспособности государства, в угрозе демократии; поскольку приватизированное государство оказывается не способно к созданию нормальной экономики, обеспечению нормальной жизни людей.

Деловое сообщество России поставлено в условия, когда оно не может не включаться в коррупционные отношения, не может не участвовать во взяточничестве, не может платить налоги по законам, а вынуждено это делать по собственным возможностям и т.п. Так выживает российский бизнес, так выживает и российское государство. Но при этом формируется и утверждается антиправовая система регулирования бизнеса.

Страшной потерей считают эксперты резкое падение уровня нравственности в стране в результате роста уровня коррупции. Приводился пример того, на что ориентированы подростки 14–15 лет. Если в 1991 г. исследования показывали, что мальчики больше всего хотели стать рэкетирами, а девочки – проститутками, то сейчас мальчиков больше привлекает стать офицерами МВД или ФСБ, а девочек – налоговыми инспекторами или служащими таможни. Представления подростков таковы, что именно в этих структурах они ожидают получить возможности наилучшего обеспечения самих себя и своих семей. [28]

Контрольные вопросы к разделу 2.1:

1. Охарактеризуйте известные вам подходы к изучению коррупции. В чем заключается широкое и узкое понимание коррупции?

2. Приведите исторические примеры коррупционных действий. Почему, на ваш взгляд, антикоррупционные меры в России часто оказывались безуспешными?

3. Дайте классификацию типов коррупции.

4. Охарактеризуйте негативные последствия коррупции для общества в экономической, социальной, политической сферах. Почему в России проблема потерь от коррупционных действий стоит особенно остро?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: