double arrow

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТАКСОНОМИИ Б. БЛУМА


Таксономия Блума — классификация учебных целей в познавательной сфере, предложенная в 1956 году американским психологом Бенджамином Блумом.

Уровни учебных целей - конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня.

В своей классификации Б. Блум разделил цели образования на три области: когнитивную (требования к освоению содержания предмета), психомоторную (развитие двигательной, нервно-мышечной деятельности) и аффективную (эмоционально-ценностная область, отношение к изучаемому).

1. Когнитивная (познавательная) область. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового. К познавательной сфере относится большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике учителей.

2. Аффективная (эмоционально-ценностная) область. К ней относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели – формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности.




3. Психомоторная область. Сюда попадают цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. Это навыки письма, речевые навыки; цели, выдвигаемые физическим воспитанием, трудовым обучением.

Из вышесказанного становится ясно, что каждая из областей имеет свои категории учебных целей.

На каждом уровне осваиваются определенные алгоритмы операций мыслительной деятельности: операции сравнения, анализа, синтеза, конкретизации и абстрагирования, формирования понятий, построения суждений и умозаключений, классификации, обобщения, систематизации.

Освоение этих алгоритмов способствовало реализации познавательных целей, а так же формированию навыков: учебной деятельности, специфических лингвистических действий.

Диагностический компонент, включавший предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль, обеспечивался оперативной обратной связью через включенное наблюдение за поведенческими реакциями учащихся в учебной и игровой деятельности , контрольные работы, оценку дисциплинированности, анализ документов и продуктов деятельности учащихся, демонстрировавших достижение диагностических целей, определяющих уровень познавательной активности.



Анализ полученной информации определял направления коррекционной работы по оптимизации учебно-воспитательного процесса. Использование алгоритмов операций мыслительной деятельности при изучении нескольких учебных дисциплин позволяло диагностировать уровень сформированности навыка и своевременно вносить в работу необходимые коррективы.

Таксономия Блума это не только классификация образовательных целей, уровней познания, но и благодаря иерархии вопросов позволяет оценивать результаты обучения.

Блум предположил, что наше мышление можно подразделить на шесть уровней возрастающей сложности: от простого воспроизведения фактов на нижнем уровне до оценки на высшем.

Таксономия Блума - это не просто схема классификации. Это попытка организовать различные мыслительные процессы как иерархию. В этой иерархии, каждый уровень зависит от способности учащегося работать на этом уровне или уровнях, ниже его.

Например, чтобы учащийся мог применить знания (уровень 3), он должен иметь необходимую информацию (уровень 1) и обладать ее пониманием (уровень 2).

Таксономия Блума построена на следующих четырех принципах:



- практической направленности: таксономия должна отражать теорию целеполагания, а также быть эффективным инструментом для учителя- практика;

- психологическом: таксономия должна базироваться на современных достижения психологической науки;

- логическом: таксономия должна быть логически завершенной и обладать внутренней стройностью;

- объективности: иерархия целей не означает иерархии их ценностей.

Таксономия Блума часто используется для написания результатов обучения, поскольку она обеспечивает готовую структуру и список глаголов (вопросов-действий), которые помогают определить те или иные цели обучения.

Вопросы разных типов выполняют разные задачи.

Искусство задавания вопросов является очень важным:

- Оно поощряет самостоятельный поиск ответов, а также побуждает школьников задавать свои собственные вопросы

- Школьники с большей вероятностью станут заниматься самостоятельно, потому что потому что им интересен поиск ответов на задаваемые вопросы

- Школьники видят взаимосвязи между изучаемым школьным предметом и реальным миром – это может изменить их взгляд на сам процесс обучения.

Можно утверждать, что использование правильных глаголов - это ключ к успешному написанию результатов обучения. Для каждого из уровней таксономии предлагается соответствующий список глаголов. Поскольку результаты обучения касаются того, что учащиеся могут делать по завершении учебной деятельности, все эти глаголы являются глаголами действия (активными глаголами). Предложенный Блумом первоначальный список глаголов был ограничен и поэтому расширялся разными авторами в течение ряда лет.

Говоря о преподавании, Блум считал, что при обучении и оценивании учащихся следует помнить, что учение - это процесс, и что преподаватель должен добиваться продвижения мыслительных процессов учащихся на более высокие уровни - уровни синтеза и оценки. Эта “мыслительная” область часто называется когнитивной (познавательной) сферой, поскольку она охватывает мыслительные процессы.

КАТЕГОРИИ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Когнитивной деятельностью считают деятельность, опирающуюся на познавательные (когнитивные) способности ученика. К когнитивным способностям (от лат. cogito — мыслю) относятся: логические и эмоционально-образные способности, смысловое и разнонаучное видение, способности задавать вопросы, прогнозировать перспективу, формулировать гипотезы, делать выводы и др. Главным принципом развития познавательных способностей является первичность познания учеником реальности, а не изучение готовых “знаний” о ней. Самостоятельное изучение учениками одного и того же реального образовательного объекта приводит к получению индивидуальных образовательных продуктов — знаний об этом объекте, а также способов их получения.

Реализация операционального компонента предусматривала поэтапную реализацию уровней мыслительной деятельности согласно таксономии когнитивных целей Б. Блума.

Когнитивная (познавательная) деятельность включает в себя следующие категории: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценивание.

1. Знание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания – от конкретных факто до целостных теорий. Общая черта этой категории – припоминание соответствующих сведений.

2. Понимание

Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую – его «перевод» с одного «языка» на другой (например, из словесной формы – в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала.

Б. Блум выделил три типа режима понимания:

- перевод – воспринимать изложенное и переносить в другую форму (другие слова, графики и т.д.);

- интерпретация – перестраивание идей в новую конфигурацию;

- экстраполяция – оценивание и прогнозирование, исходя из ранее полученной информации.

3. Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях. Сюда входят применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.

4. Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого.

5. Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий, схемы, упорядочивающие имеющиеся сведения.

Достижение соответствующих учебных результатов предполагает деятельность творческого характера, направленную на создание новых схем, структур.

6. Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных и т. д.). Суждения ученика должны основываться на чётких критериях: внутренних(структурных, логических) или внешних (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или предлагаться ему извне, например, учителем.

Данная категория предполагает достижение учебных результатов всех предшествующих категорий.

Написание результатов обучения для когнитивной сферы.

Знание

Знание можно определить как способность воспроизвести или запомнить факты, не обязательно понимая их. Некоторые активные глаголы, используемые для оценки знания: систематизировать, собирать, определить, описать, вопроизвести…

Понимание

Понимание может быть определено как способность понимать и интерпретировать освоенную информацию. Некоторые активные глаголы, используемые для оценки понимания: связать, изменить, уточнить, классифицировать, построить…

Применение

Применение может быть определено как способность использовать изученный материал в новых ситуациях, например, применять идеи и концепции к решению проблем. Некоторые активные глаголы, используемые для оценки применения: применить, оценить, рассчитать, изменить, выбрать…

Анализ

Анализ может быть определен как способность разбивать информацию на составляющие, например, искать взаимосвязи и идеи (понимание организационной структуры). Примеры глаголов: анализировать, оценивать, систематизировать, разбить, рассчитать…

Синтез

Синтез можно определить как способность соединять части в целое.

Примерами результатов обучения, демонстрирующими синтез, являются: аргументировать, систематизировать, собирать, классифицировать, компоновать…

Оценка

Оценка может быть определена как способность судить о ценности материала для данной конкретной цели. Глаголы: произвести оценку, установить, аргументировать, оценить, придать значение…

Таким образом, Б. Блум описал весь ход процесса когнитивной деятельности в результате которой происходит получение и усвоение нового знания, умения, навыка.

КАТЕГОРИИ АФФЕКТИВНОЙ ОБЛАСТИ

Аффективная (эмоционально-ценностная) область таксономии, охватывающая цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная с простого восприятия, интереса, готовности реагировать, до усвоения ценностных ориентации и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели, как формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств и т. п.

По Б. Блуму данная область состоит из восприятия, реагирования, организации ценностных ориентаций и распространение этих ориентаций на деятльность.

1. Восприятие

Эта категория обозначает готовность и способность ученика воспринимать те или иные явления, поступающие из окружающего мира стимулы. С позиции учителя путь к достижению таких целей состоит в том, чтобы привлечь, удержать и направить внимание ученика.

Входящие сюда субкатегории:

1. Осознание;

2. Готовность или желание воспринимать;

3. Избирательное (произвольное) внимание образуют диапазон восхождения от пассивной позиции ученика до более активного отношения к содержанию обучения (хотя на этом уровне ещё не полностью осознанно целенаправленного).

2. Реагирование (отклик)

Эта категория обозначает активные проявления, исходящие от самого ученика. На данном уровне он не просто воспринимает, но и откликается на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к предмету, явлению или деятельности.

Субкатегории:

1. Подчинённый отклик;

2. Добровольный отклик;

3. Удовлетворение от реагирования.

3. Усвоение ценностной ориентации

В эту категорию входят различные уровни усвоения ценностных ориентаций (то есть отношения к тем или иным объектам, явлениям или видам деятельности):

1. Принятие ценностной ориентации (в обиходе это соответствует понятию «мнение»);

2. предпочтение ценностной ориентации;

3. Приверженность, убеждённость.

4. Организация ценностных ориентаций

Эта категория охватывает осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых.

Сюда входят две субкатегории:

1. Концептуализация ценностной ориентации, то есть осмысление своего отношения;

2. Организация системы ценностей

5. Распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность

Эта категория обозначает такой уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий, или жизненный стиль.

Обобщённый характер ценностных ориентаций и их соединение в целостное мировоззрение отражены в субкатегориях:

1. Обобщённая установка;

2. Полная интернализация (усвоение) или распространение ценностных ориентаций на деятельность

Сравним возможности достижения целей. Когнитивные цели могут быть достигнуты в ходе занятия (урока) или серии занятий. Аффективные цели, имеющие более глубокий, личностный характер, трудно представить себе как краткосрочные результаты.

Написание результатов обучения для эмоциональной сферы.

Хотя в таксономии Блума наиболее используемой является познавательная сфера, Блум и его коллеги также провели исследования по аффективной ("отношения", "чувства", "ценности") сфере (Bloom et al., 1964). Этой сфера охватывает вопросы, относящиеся к эмоциональной составляющей обучения: от базисного желания получать информацию до интеграции верований, идей и взглядов.

Для описания эмоционального компонента наших действий Блум и его коллеги предложили пять основных категорий:

1. Восприятие. Эта категория обозначает готовность получать информацию, например, человек признает необходимость отдачи в работе, внимательно слушает других, проявляет восприимчивость к социальным проблемам.

2. Реагирование. Эта категория обозначает активное участие индивидуума в собственном обучении, например, проявляет интерес к учебному предмету, готов сделать презентацию, участвует в обсуждениях в классе, добровольно помогает другим.

3. Ценностные ориентации. Эта категория простирается от простого принятия ценностной ориентации до приверженности ей, например, индивидуум демонстрирует веру в демократические процессы, высоко ценит роль науки в повседневной жизни, проявляет заботу о благополучии других, проявляеь уважение к индивидуальным и культурным различиям.

4. Организация. Это категория обозначает процесс, через который проходят индивидуумы при соединении различных ценностных ориентаций, разрешении противоречий между ними и усвоении этих ориентаций, например, признает необходимость обеспечения баланса между свободой и ответственностью в демократическом обществе, принимает на себя ответственность за свое поведение, принимает стандарты профессиональной этики, приспосабливается к системе ценностей.

5. Распространение. На этом уровне индивидуум обладает некоторой системой ценностей с точки зрения своих убеждений, идей и взглядов, которые устойчиво и предсказказуемо определяют его поведением, например, демонстрирует уверенность при самостоятельной работе, демонстрирует приверженность профессиональной этике, проявляет хорошую личную, социальную и психологическую адаптируемость, ведет здоровый образ жизни.

Эмоциональная сфера и некоторые глаголы действия, используемые при написании результатов обучения для нее: поступать, придерживаться, ценить, осведомляться, признавать…

Таким образом, теория Блума описывает процесс эмоционального восприятия, раскладывая его на отдельные составляющие, которые в целом создают четкую иерархическую структуру. Таксономия Блума охватывает весь процесс этой области формирования знаний от первого эмоционального переживания (восприятия), до осознания и превращения выводов о впечатлении в действующие ценностные ориентации.

КАТЕГОРИИ ПСИХОМОТОРНОЙ ОБЛАСТИ

Психомоторная область таксономии, охватывающая цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной, нервно-мышечной координации. К этой области относится сравнительно небольшая доля из общей совокупности целей обучения. Среди них навыки письма, речевые навыки, а также цели, выдвигаемые в рамках физического воспитания, трудового обучения.

Поскольку психомоторная область охватывает получение конкретных умений и навыков, которые имеют примерно одинаковый алгоритм отработки путем получения первичного знания, а затем закрепления многократным повторением, то Б. Блум не сосредотачивает своё внимание на механизме происходящих в данном случае процессов, отмечая их механическую природу, которая уже была многократно описана и перекликается с вышеперечисленными областями.

Однако, можно вывести определенный алгоритм написания результатов обучения для психомоторной сферы.

Психомоторная сфера охватывает, в основном, физические навыки, включающие в себя координацию мозговой и мышечной деятельности. Анализ литературы показывает, что данная сфера в области образования является менее разработанной, чем познавательная или эмоциональная.

Психомоторная сфера широко используется в таких областях, как естественные науки, медико-санитарные дисциплины, искусство, музыка, инженерные науки, драма и физическое воспитание. Блум и его исследовательская группа не завершила работу по психомоторной сфере из-за недостатка опыта в развитии этих навыков. Тем не менее целый ряд авторов предложили различные варианты таксономий для описания развития навыков и координации.

Таким образом данная сфера является самой малоизученной в работе Бенджамина Блума. Следует отметить, что ход получения навыков психомоторной области происходит по следующему алгоритму: получение первоначальной информации о навыке (пример, описание), осмысление, применение на практике, оценка результата.







Сейчас читают про: