Глава 2. Спорные вопросы

Со времени своего создания в 1956 году и до сих пор таксономия Блума является одной из основных теорий, которая, однако, не была совершенной и не смогла избежать критики.

В последние десятилетия продолжалась разработка таксономий педагогических целей: созданы несколько вариантов когнитивных, аффективная, психомоторные, операционно-деятельностная таксономии. На сегодняшний день наиболее распространённой является система Б. Блума в когнитивной области.

Таксономия Блума неоднократно подвергалась критике различными учеными, поскольку в ней происходит смешение конкретных результатов обучения (знание, понимание, применение) с мыслительными операциями, необходимыми для их достижения (анализ, синтез, оценка).

В основу отечественных разработок положен уровневый системный подход описания достижений учащихся, который позволяет сгруппировать результаты обучения в зависимости от уровней учебной деятельности. Однако сегодня еще нет отечественных разработок уровней обученности, которые обладают качествами, позволяющими использовать их в практике разработки тестового инструмента. Здесь возникают следующие трудности:

- предлагаемые уровни усвоения учебного материала должны однозначно восприниматься педагогическим сообществом;

- необходимо, чтобы они позволяли получить взаимнооднозначное соответствие сложности конкретного задания и уровня усвоения представленного доминирующего элемента содержания;

- сложно получить полное покрытие всех возможных знаний и способов деятельности.

Существуют другие системы описания учебных результатов. Уровни учебных результатов важно описать для возможности проектировать обучение. В отечественной педагогике эта задача решается через описание уровней усвоения.

Известный советский дидакт И. Я. Лернер предложил различать три уровня усвоения знаний:

1.первичное усвоение, опознание, воспроизведение.

2.применение в знакомой ситуации (по образцу).

3.применение в незнакомой ситуации (творческое).

Также получил известность в отечественной педагогике подход В. П. Беспалько.

1.узнавание объектов, свойств, процессов при повторном восприятии информации о них или действий с ними (знания-знакомства).

2.воспроизведение, репродуктивное действие — самостоятельное воспроизведение и применение информации для выполнения данного действия (знания-копии).

3.применение, продуктивное действие — поиск и использование субъективно новой информации для самостоятельного выполнения нового действия (знания, умения, навыки).

4.творчество, творческое действие — самостоятельное конструирование способа деятельности, поиск новой информации (знания-трансформации).[7]

Сравним группу педагогических целей, выделяемую зарубежными и отечественными специалистами (Приложение 1).

Можно сказать, что все указанные авторы достаточно близки в своих подходах, но между ними наблюдается некоторая терминологическая разница. При этом к первой области относят различные уровни усвоения знаний, ко второй - умения (усвоенные способы деятельности) в разной степени самостоятельности их выполнения, а к третьей – отношения, интересы, склонности.

Рассмотрим проведенную конкретизацию целей результатов различными специалистами (Приложение 2).

Приложение 2 показывает, что во всех работах речь идет об одних и тех же уровнях, особенно в первых трех случаях, но далее следует их совершенствование, различное по качеству и объему.

Например, рассмотрим подробнее классификацию, предложенную В. И. Тесленко, в которой он выделяет следующие этапы усвоения знаний:

1.информационный, требующий от учащегося узнавания известной информации.

2.репродуктивный, основными операциями которого являются воспроизведение информации и преобразования алгоритмического характера.

3.базовый, требующий от учащегося понимания существенных сторон учебной информации, владения общими принципами поиска алгоритма.

4.повышенный уровень, требующий от учащегося преобразовывать алгоритмы к условиям, отличающимся от стандартных, умение вести эвристический поиск.

5.творческий, предполагающий наличие смостоятельного критического оценивания учебной информации, умение решать нестандартные задания, владение элементами исследовательской деятельности.

Планируя результаты обучения, учеными выделяются уровни усвоения учебного материала:

0 уровень, при котором учащийся способен понимать, т.е. осмысленно воспринимать новую для него информацию. Строго говоря, этот уровень нельзя называть уровнем усвоения учебного материала по изучаемой теме. Фактически речь идет о предшествующей подготовке учащегося, которая дает ему возможность понимать новый для него учебный материал. Условно деятельность учащегося на "нулевом" уровне называют Пониманием.

1 уровень - узнавание изучаемых объектов и процессов при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или действий с ними, например, выделение изучаемого объекта из ряда предъявленных различных объектов. Условно деятельность первого уровня называют Опознанием, а знания, лежащие в ее основе, -Знания-знакомства.

2 уровень - воспроизведение усвоенных ранее знаний от буквальной копии до применения в типовых ситуациях. Примеры: воспроизведение информации по памяти; решение типовых задач (по усвоенному ранее образцу). Деятельность второго уровня условно называют Воспроизведением, а знания, лежащие в ее основе, - Знания-копии.

3 уровень - усвоение информации, при котором учащийся способен самостоятельно воспроизводить и преобразовывать усвоенную информацию для обсуждения известных объектов и применения ее в разнообразных нетиповых (реальных) ситуациях. При этом учащийся способен генерировать субъективно новую (новую для него) информацию об изучаемых объектах и действиях с ними. Примеры: решение нетиповых задач, выбор подходящего алгоритма из набора ранее изученных алгоритмов для решения конкретной задачи. Деятельность третьего уровня условно называют Применением, а знания, лежащие в ее основе, - Знания-умения.

4 уровень - владение учебным материалом темы, при котором учащийся способен создавать объективно новую информацию (ранее неизвестную никому).

По функциональному описанию выделяют следующие уровни усвоения учебной деятельности:

 Репродуктивный (восприятие, осмысление, запоминание);

 Продуктивный (применение знаний по образцу,решение типовых задач, объяснение);

 Творческий (применение знаний в новой ситуации).[8]

Качественными характеристиками уровня усвоения следует считать особенности усвоения знаний, т.е. здесь необходима конкретизация требований, которая возникает в процессе подготовки контрольного материала. При этом описание качественных характеристик усвоенных знаний сводится к выделению следующих уровней:

 Предметно-содержательный (полнота и системность сформированных знаний);

 Содержательно-деятельностный (прочность и действенность знаний учащихся);

 Содержательно-личностный (самостоятельность и оперативность при применении).

Уровень усвоения различных тем, согласно стандарту, не одинаков (не всегда репродуктивный), т.е. «где-то это уровень представлений, где-то это знание фактов, а где-то знание теории и умение применить знания при решении задач и т.д.». Поэтому проверка обученности должна идти с ориентацией на уровень усвоения, заданный в требованиях, например, когда описание идет на репродуктивном уровне, а качественная характеристика – полнота.

При этом полнота может проявляться на разных уровнях усвоения по-разному:

 На репродуктивном – как развернутое описание изученного явления или краткая, но емкая его характеристика;

 На конструктивном – как умение довести до конца решаемую по образцу задачу;

 На творческом – как достаточность знаний и умений для использования на практике при решении нестандартных (практико-ориентированных) задач, формирование устойчивых навыков работы.[9]

Обычно помимо всего прочего таксономию Блума называют «путем ученого, а не ученика», это свидетельствует о том, что те мыслительные процессы, которые раскрываются в классификации Блума, довольно сложны и присущи взрослым людям, а не детям. Об этом свидетельствует приложение 3.

Данная таблица показывает, что человек, который осуществляет данные действия должен обладать обширными и глубокими знаниями.

В целом следует сказать, что при рассмотрении таксономии Блума споры вызывают следующие вопросы: 1.выделение и группирование педагогических целей 2.система описания учебных результатов 3.деление на этапы усвоения знаний 4.уровни усвоения учебных материалов 5.целесообразность использования таксономии Блума при работе со школьниками.

Несмотря на вышеперечисленные вопросы таксономия Блума имеет очень много универсальных категорий, которые не оспариваются учеными.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: