«Таксономия блума». Введение

Реферат на тему

«Таксономия Блума»

Выполнили: студентки

исторического факультета,

IV курса, группы ИГ-109,

очной формы обучения,

Сафронова В. В.

Лоскутова Н.Н.

Проверил:

Лапшин В. К.

Владимир 2012


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………........3

Глава 1.Общие положения Таксономии Блума………...................................7

Глава 2.Спорные вопросы……………………………………………………..18

Глава 3.Применение таксономии Блума на практике………………………..22

Заключение……………………………………………………………………...28

Список использованной литературы………………………………………….31

Приложение 1,2……………………………………………………………..…..32

Приложение 3………………………………………………………………..….33


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обосновывается ее научно-практической и теоретической значимостью. Проблема постановки учебных целей и задач активно разрабатывается сегодня и является целесообразной для всей педагогической и методической науки в целом.

Упорядоченная, иерархическая классификация целей важна прежде всего для педагога-практика по следующим причинам:

1.Концентрация усилий на главном. Пользуясь таксономией, учитель не только выделяет и конкретизирует цели, но и упорядочивает их, определяя первоочередные задачи, порядок и перспективы дальнейшей работы.

2.Ясность и гласность в совместной работе учителя и учеников. Конкретные цели дают возможность разъяснить учащимся ориентиры учебной работы, обсудить их, сделать ясными для понимания любых заинтересованных лиц (родителей, инспекторов).

3.Создание эталонов оценки результатов обучения. Обращение к чётким формулировкам целей, которые выражены через результаты деятельности, поддаётся более надёжной и объективной оценке.

В современной России многие учителя сбиты с толку, не знают для чего и как обучать школьников. Внимательный разбор таксономии Б. Блума поможет нам, будущим учителям, определиться с целями и задачами нашей работы.

Цель данного доклада состоит в выявлении полезных к применению аспектов теории Блума.

Для достижения цели необходимо выполнение следующих задач:

- ознакомление с общим содержанием Таксономии Блума

- изучение отдельных категорий теории

- применение таксономии Блума при изучении темы «Эпоха ПетраI»

- рассмотрение спорных моментом Таксономии Блума

Методологические основы и методы исследования. Доклад написан на основе принципа объективизма, использовались сравнительный и аналитический методы, а при написание главы 3 применялся метод моделирования.

Вопросы выявления, измерения и оценки уровня сформированности у учащихся знаний, умений, навыков в настоящее время являются одними из центральных в практике обучения и методике преподавания.

Обучение предполагает специальную методическую работу - прежде всего создание системы учебных целей и задач в курсе.

Цель обучения – это осознанный образ предполагаемого результата обучения и педагогической деятельности, на достижение которого направлено действие. Цель – это предполагаемый результат деятельности.

Педагогическая задача — это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Таким образом, «моменты» педагогического процесса прослеживаются от совместного решения одной задачи к другой.

Постановка педагогических целей определяет и желаемый результат, на который будут направлены все действия обучающего. Постановка цели позволяет сформулировать задачи, т.е. путь достижения цели. Если цель обучения определяет, что должен знать, уметь обучаемый, то задачи обучения отвечают на вопрос, как двигаться к цели.

Каждая из задач это отдельный этап, направленный на формирование определенных умений и навыков, которые подготавливают к переходу на следующую ступень обучения. Выполнение одной задачи создаёт фундамент для достижения следующей. Таким образом, формируется иерархия задач.

Классификацию педагогических задач принято называть таксономией.

Таксономия (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) — теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности, обычно имеющих иерархическое строение.

Термин «таксономия» впервые был предложен в 1813 году швейцарским ботаником Огюстеном Декандолем, занимавшимся классификацией растений. Термин изначально применялся только в биологии. Позже он стал использоваться для обозначения общей теории классификации и систематизации сложных систем, как в биологии, так и в других областях знаний.

Центральная проблема педагогической технологии - процесс целеобразования. Она рассматривается в двух аспектах:

1. диагностика целеобразования и объективный контроль качества усвоения учащимися учебного материала;

2. развитие личности в целом.

В рамках образовательной технологии было создано несколько классификаций педагогических целей. Одна из них принадлежит американцу Бенджамину Блуму (1913-1999).

Родился он 21 февраля 1913 года в городе Ленсфорд, Пенсильвания. Обучался в Университет штата Пенсильвания, США, который окончил со степенями бакалавра и магистра в 1935 году. Затем он работал с очень известным специалистом в области образования Ральфом Тайлером (Ralph Tyler) в Чикагском университете, где в 1942 году получил докторскую степень в области образования.

Талантливый преподаватель, Блум особенно интересовался мыслительными процессами студентов, когда они взаимодействуют с тем, что им преподается. Он исследовал возможность создания классификации уровней мышления в процессе обучения.

Б. Блум считал, что обучение – это процесс и что преподаватели должны разрабатывать такие уроки и задания, которые способствовали бы достижению учащимися поставленных целей. Важным вкладом Б. Блума в образование стали предложенные им уровни мыслительного поведения - от простого воспроизведения фактов ни низшем уровне до процесса анализа и оценки на высшем.

В 1960-е годы выпустил две книги которые развили его теорию, названную таксономией Блума: «Стабильность и Изменение человеческих характеристик» (Stability and Change in Human Characteristics) и «Классификация образовательных целей» (Taxonomy of Educational Objectives).Его публикации широко используются во всем мире при подготовке учебных программ и оценочных материалов.

Таксономия описывает, как, опираясь на предшествующее обучение, мы развиваем более сложные уровни понимания. Многие преподаватели активно используют Таксономию Блума из-за структуры, которую она предоставляет, например, для оценивания обученности.

Практическая значимость работы заключается в том, что таксономия Блума применяется к конкретной теме из школьного курса «История России XVII-XVIIIвв.». Таксономия универсальна и может по аналогии применяться к любой школьной теме из курса истории. Также в данной работе будут рассмотрены все важнейшие теоретические аспекты Таксономии Блума. Работа может быть полезна при разработке и преподавании общеисторических и специальных курсов в высшей и средней школе.

Структура работы логична и последовательна. Она включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и три приложения, необходимых для более четкого уяснения Таксономии Блума.

При изучении данной темы привлекались монографии, литература и учебные пособия, а так же использовались материалы переведенного труда Бенджамина Блума «Классификация образовательных целей» (Taxonomy of Educational Objectives).

Краевский В. В., Хуторской А. В. «Основы обучения: Дидактика и методика». Данное учебное пособие позволило получить общие знания о таких понятиях как: обучение, цель обучения, педагогическая задача, образовательные технологии. В этом пособи собрана основная информация о методике и дидактике обучения, увидеть общую картину того, с чем в дальнейшем пришлось работать составителям данного доклада.

Работа Алексюка А.Н. «Общие методы обучения в школе», дала возможность рассмотреть не только классификацию педагогических целей Б.Блума, но и произвести сравнение с отечественными педагогами, такие как И.Я.Лернер, О.Е. Лебедев. Эта работа способствовала написанию практической части.

При составлении сравнительной таблицы так же пригодилась информация из работы Давыдова В. В. «Теория развивающего обучения», из которой был взят план самой таблицы.

Теоретический материал о категориях когнитивной и аффективной областей были взяты из работы Загвязинского В. И. «Теория обучения: Современная интерпретация». Автор данной работы анализирует различные стороны теории обучения, делает попытки обобщить опыт работы педагогов XIX и XX веков и адаптировать их идеи для современного обучения. Он затрагивает вопрос почему таксономия Блума так популярна на Западе и так мало распространена в России.

Михайличенко О.В. в работе «Методика преподавания общественных дисциплин в высшей школе», рассматривает возможности практического применения таксономии Блума.

Так же практическую сторону таксономии Блума рассматривает Загашев И. в работе «Умение задавать вопросы», он перечисляет вопросы, которые были сформулированы командой Блума для рассмотрения различных областей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: