Заключение

Таксономия Блума стала одной из первых классификаций педагогических целей. Её влияние велико и сегодня. Таксономия Блума охватывает широкий спектр вопросов постановки педагогических целей и механизмов достижения этих целей.

Работа Блума синтезировала информацию о методике преподавания с механизмами формирования знаний, умений и навыков.

Классификация Блума рассматривает три области целей образования:

когнитивную (требования к освоению содержания предмета), психомоторную (развитие двигательной, нервно-мышечной деятельности) и аффективную (эмоционально-ценностная область, отношение к изучаемому).

1.Когнитивная (познавательная) область. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового. К познавательной сфере относится большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике учителей.

2.Аффективная (эмоционально-ценностная) область. К ней относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели – формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности.

3.Психомоторная область. Сюда попадают цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. Это навыки письма, речевые навыки; цели, выдвигаемые физическим воспитанием, трудовым обучением.

Каждая из данных областей имеет собственные внутренние задачи и механизмы формирования знаний и навыков, которые так же описываются в иерархии Блума.

Следует отметить, что таксономия Блума охватывает мыслительную (через знания и процессы мышления), эмоциональную (эмоциональный опыт и формирование ценностных ориентаций) и физическую (практические, телесные, умения и навыки) сферы. Данные сферы составляют человека в целом, его личность, со всеми умениями, навыками, переживаниями, опытом и знаниями. Таким образом таксономия Блума рассматривает весь процесс формирования личности человека, что делает её актуальной на современном этапе.

Классификация Блума не только отражает механизмы развития знаний, умений и навыков личности, но и определяет то, как именно преподавателям достигать формирования необходимого уровня всех этих категорий.

В своей классификации Блум даёт методы для достижения целей в каждой из областей. Таким образом классификация Блума охватывает большое количество категорий, является универсальной и полезной для современной педагогической практики.

Ещё один полезный аспект заключается в том, что Блум выделил для каждого уровня из всех областей свои вопросы, которые позволяют сориентировать личность на достижение поставленной цели.

Несмотря на то, что данная классификация является универсальной, она не лишена недостатков и недоработок.

Со времени своего создания в 1956 году таксономия Блума до сих пор является одной из основных теорий, которая, однако, не была совершенной и не смогла избежать критики.

В последние десятилетия продолжалась дальнейшая разработка таксономий педагогических целей (что тоже говорит об актуальности данной классификации): созданы несколько вариантов когнитивных, аффективная, психомоторные, операционно-деятельностная таксономий. На сегодняшний день наиболее используемой система Б. Блума является в когнитивной области, но другие области также не теряют актуальности.

При рассмотрении таксономии Блума спорными оказываются следующие аспекты:

- выделение и группирование педагогических целей

- система описания учебных результатов

- деление на этапы усвоения знаний

- уровни усвоения учебных материалов

- целесообразность использования таксономии Блума при работе со школьниками.

В целом классификация Блума универсальна и охватывает широкую область знаний. Она является актуальной сегодня, даже спустя больше, чем полвека, она активно используется и дополняется, что подтверждает её значимость.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алексюк А.Н. Общие методы обучения в школе. — К.: Радянська школа, 1983

2.Блум Б. Классификация образовательных целей, 1956

3.Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996

4.Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: «Альянс «Дельта», 2009

5.Загашев И. Как решить любую проблему. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007

6.Загашев И. Умение задавать вопросы. // Перемена, весна 2007

7.Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2006

8.Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2005

9.Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1987

10.Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007

11.Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во УРАО, 2000

12.Михайличенко О.В. Методика преподавания общественных дисциплин в высшей школе: учебное пособие. – Сумы: СумДПУ, 2009

13.Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Бабанского Ю.К.. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Б. Блум, Д. Кратволь О.Е. Лебедев И. Я. Лернер
Когнитивная, познавательная область Развитие знаний Знания о природе, обществе, технике, человеке
Психомоторная область Развитие умений и навыков Опыт осуществления способов деятельности
Активная эмоционально-ценностная область Развитие системы отношений Эмоционально-чувственный опыт

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.УРОВНИ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Б. Блум В.П. Симонов В.П. Беспалько В.Н. Максимова М.Н. Скаткин О.Е. Лебедев В.И. Тесленко
Знание Различение Ученический (узнавание) Узнавание Воспроизведение понятия Информированность Информационный
Понимание Запоминание Алгоритмический (решение типовых задач) Запоминание Узнавание понятия Функциональная грамотность Репродуктивный
Применение Понимание Эвристический (выбор действия) Понимание Применение понятия Грамотность Базовый
Анализ Простейшие умения и навыки Творческий (поиск действия) Применение Воспроизведение системы понятий Компетентность Повышенный
Синтез Перенос     Применение системы понятий   Творческий
Оценка            

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.ТАКСОНОМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

Уровни учебных целей Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня
1. Знание Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала - от конкретных фактов до целостной теории.  воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.
2. Понимание Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.  объясняет факты, правила, принципы;  преобразует словесный материал в математические выражения;  предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.
3. Применение Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.  применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;  использует понятия и принципы в новых ситуациях.
4. Анализ Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура.  вычленяет части целого;  выявляет взаимосвязи между ними;  определяет принципы организации целого;  видит ошибки и упущения в логике рассуждения;  проводит различие между фактами и следствиями;  оценивает значимость данных.
5. Синтез Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.  пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;  предлагает план проведения эксперимента или других действий;  составляет схемы задачи.
6. Оценка Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала.  оценивает логику построения письменного текста;  оценивает соответствие выводов имеющимся данным;  оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

[1] Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007 год, с. 42

[2] Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Бабанского Ю.К.. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988 год, с. 208

[3] Б.Блум, Классификация образовательных целей, 1956 год

[4] Загашев И. Умение задавать вопросы. // Перемена, 2007 год, с.65

[5] Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2006 год, с. 213

[6] Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2006 год, с.227

[7] Алексюк А.Н. Общие методы обучения в школе. — К.: Радянська школа, 1983 год, с.57

[8] Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: «Альянс «Дельта», 2009 год, с.33

[9] Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2005 год, с.184


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: