Глава 3. Применение таксономии Б. Блума на практике

Для моделирования ситуации применения Таксономии Б. Блума на практике нами использовалась не ее классическая версия, а уточненная. В 1999 году Лорин Андерсон и его коллеги опубликовали обновленную версию Таксономии Блума, которая учитывает более широкий набор факторов, которые оказывают влияние на преподавание и обучение. В уточненной таксономии сделана попытка исправить некоторые ошибки первоначальной таксономии. В отличие от версии 1956 года, новая Таксономия проводит различие между знанием «о том, что», т.е. содержанием мышления и знанием «того, как», то есть, процедурах, используемых в решении проблем.

Измерение Знания – это знание «того, что». У него есть четыре категории: фактическое, концептуальное, процедурное и метакогнитивное. Фактическое знание включает в себя изолированные фрагменты информации, такие, как словарные определения и знание специфических деталей. Концептуальное знание состоит из систем информации, таких, как классификации и категории.

Процедурное знание включает алгоритмы, эвристики, эмпирические методы, техники и методы, а также знание о том, когда следует использовать эти процедуры. Метакогнитивное знание относится к знанию о процессах мышления и информации о том, как эффективно управлять этими процессами.

Измерение Когнитивных Процессов уточненной Таксономии Блума, так же, как и оригинальная версия, насчитывает шесть навыков. Они включают в себя – от простейших к наиболее сложным: (a) помнить, (b) понимать, (c) применять, (d) анализировать, (e) оценивать, и (f) создавать.

Память состоит из узнавания и припоминания соответствующей информации из долгосрочной памяти. Понимание – это способность формировать свои собственные значения из образовательного материала, такого, как прочитанный текст или объяснение учителя. Навыки, включенные в этот процесс, включают в себя интерпретацию, объяснение на примерах, классификацию, обобщение, умозаключение, сравнение и объяснение.

Третий процесс, применение, относится к использованию процедуры, освоенной в обучении в знакомой или новой ситуации. Следующий процесс, анализ, состоит из разложения знания на компоненты и осмысления отношения частей к общей структуре. Учащиеся учатся анализировать в ходе дифференциации, организации и объяснения. Оценка, находящаяся на вершине в оригинальной таксономии, является пятой из шести процессов в уточненной версии. Она включает проверку и критику.

Творчество, процесс, не включенный в более раннюю таксономию, является наивысшим компонентом в новой версии. Этот навык подразумевает соединение уже известного для создания чего-либо нового. Для выполнения творческих заданий учащиеся генерируют, планируют и производят.

В соответствии с этой таксономией каждый уровень знания может соотноситься с каждым уровнем когнитивного процесс, так что учащийся может помнить фактическое или процедурное знание, понимать концептуальное или метакогнитивное знание или анализировать метакогнитивное или фактическое знание. Как утверждают Андерсон и его коллеги, осмысленное обучение предоставляет учащимся знание и доступ к когнитивным процессам, которые им понадобятся для успешного решения проблем.

Для примера мы взяли тему из программы обучения истории «Эпоха ПетраI».

Измерение когнитивных процессов  
Когнитивный процесс Примеры
Помнить Извлекать необходимую информацию из памяти
Узнавание =узнавать на иллюстрациях европейский костюм, введенный ПетромI
  =найти вещи, привезенные ПетромI из-за границы, и окружающие вас
Припоминание =назвать трех сподвижников ПетраI =написать по памяти понятие «реформа»
Понимать Создавать значения на базе учебных материалов или опыта
Интерпретация =нарисовать схему процесса обмирщения культуры при ПетреI =кратко пересказать «Юности честное зерцало»
Приведение примеров =найти пример текста, написанного при ПетреI (новым гражданским шрифтом) =назвать страны, которые посетил ПетрI во время Великого посольства
Классификация =назвать военные, гражданские и придворные чины по Табели о рангах =соотнести название коллегии со сферой управления
Обобщение =придумать девиз жизни ПетраI =перечислить основные аргументы в защиту необходимости преобразований при ПетреI
Умозаключение =посмотрите на иллюстрацию С. С. Соломко «Эко чучела» и сделайте вывод об отношении простого народа к изменениям внешнего вида дворян =догадайтесь о значении незнакомого понятия («ассамблея») из контекста
Сравнение =объясните, почему битва при Лесной была матерью Полтавской битвы =опишите ваш опыт, сравнимый с изменением мировоззрения при ПетреI
Объяснение =нарисуйте схему, поясняющую, почему в противоборстве с Софьей выиграл ПетрI =объясните с помощью конкретных фактов, почему было так много недовольных политикой ПетраI
Применять Использовать процедуру
Исполнение =добавьте в текст «Полтава» недостающие слова =разгадайте кроссворд на тему «Преобразования в сфере культуры»
Применение =отредактируйте фрагмент текста «О Сенате» =составьте примерный бюджет времен ПетраI
Анализировать Вычленять из понятия несколько частей и описывать то, как части соотносятся с целым
Дифференциация =вычленить существенные и несущественные реформы ПетраI =нарисовать схему с указанием основных и вспомогательных сражений Северной войны
Организация =рассортировать предложенные понятия по направлениям политики ПетраI =нарисовать схему, объясняющую взаимодействие православных и европейских аспектов в мировоззрении ПетраI
Соотнесение =прочитайте мемуары современников ПетраI и определите их точку зрения на его деятельность =опишите мотивацию поступков ПетраI
Оценивать Делать суждения, основанные на критериях и стандартах
Проверка =оцените аргументацию в выступлении одноклассника =прослушайте доклад одноклассника и отметьте в нем все противоречия
Критика =после разработки критериев оценки проекта, проанализируйте, насколько хорошо проект соответствует критериям =оцените убедительность аргументов за и против использования принудительного труда
Создать Соединить части, чтобы появилось что-то новое и определить компоненты новой структуры
Генерация =предложите пути улучшения этнических отношений в Российской империи = предложите набор альтернатив развития России в начале XVIIIв.
Планирование =разработайте план исследовательской работы по взглядам ПетраI на религию =продумайте программу исследования влияния различных факторов на положение крестьян
Производство =напишите дневник дворянина при ПетреI =cоздайте пьесу на основе главы из романа «ПетрI»
Измерение знания  
Фактическое знание Базовая информация
Знание терминологии Словарные понятия (модернизация, Сенат, коллегия)
Знание специфических деталей и элементов Элементы системы государственного управления, имена сподвижников ПетраI, основные сражения Северной войны
Концептуальное знание Отношения между частями большой структуры, позволяющие им действовать как единое целое
Знание классификаций и категорий Виды жанров в литературе, стили архитектуры, различные виды аргументов
Знание принципов и способов обобщений Принципы протекционизма и меркантелизма, этапы расширения Российской империи при ПетреI
Знание теорий, моделей и структур Экономические теории того времени, модель идеального государства Посошкова, структура престолонаследия
Процедурное знание Как делать что-либо
Владение специфическими навыками и алгоритмами Правила рецензии на ответ товарища, план рассказа о персоналии
Владение специфическими техниками и методами Анализ исторических документов, литературная критика
Знание того, когда следует применять соответствующие процедуры Процедуры статистического анализа, используемые в различных ситуациях, стандарты различных живописных стилей
Метакогнитивное знание Знание мышления в целом и вашего собственного мышления в частности
Стратегическое знание Способы запоминания фактов, стратегии понимания прочитанного
Знания о когнитивных задачах, включая соответствующее контекстное и условное знание Различные требования при чтении учебников и художественной литературы, планирование заранее при использовании компьютерных баз данных
Само-познание Необходимость диаграмм и схем для понимания комплексных процессов, лучшее усвоение информации в тишине, необходимость обсуждать с кем-либо идеи, прежде чем выразить их в письменной форме

Приведенная выше таблица позволяет наглядно проиллюстрировать применение таксономии Блума на практике.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: