Для моделирования ситуации применения Таксономии Б. Блума на практике нами использовалась не ее классическая версия, а уточненная. В 1999 году Лорин Андерсон и его коллеги опубликовали обновленную версию Таксономии Блума, которая учитывает более широкий набор факторов, которые оказывают влияние на преподавание и обучение. В уточненной таксономии сделана попытка исправить некоторые ошибки первоначальной таксономии. В отличие от версии 1956 года, новая Таксономия проводит различие между знанием «о том, что», т.е. содержанием мышления и знанием «того, как», то есть, процедурах, используемых в решении проблем.
Измерение Знания – это знание «того, что». У него есть четыре категории: фактическое, концептуальное, процедурное и метакогнитивное. Фактическое знание включает в себя изолированные фрагменты информации, такие, как словарные определения и знание специфических деталей. Концептуальное знание состоит из систем информации, таких, как классификации и категории.
Процедурное знание включает алгоритмы, эвристики, эмпирические методы, техники и методы, а также знание о том, когда следует использовать эти процедуры. Метакогнитивное знание относится к знанию о процессах мышления и информации о том, как эффективно управлять этими процессами.
Измерение Когнитивных Процессов уточненной Таксономии Блума, так же, как и оригинальная версия, насчитывает шесть навыков. Они включают в себя – от простейших к наиболее сложным: (a) помнить, (b) понимать, (c) применять, (d) анализировать, (e) оценивать, и (f) создавать.
Память состоит из узнавания и припоминания соответствующей информации из долгосрочной памяти. Понимание – это способность формировать свои собственные значения из образовательного материала, такого, как прочитанный текст или объяснение учителя. Навыки, включенные в этот процесс, включают в себя интерпретацию, объяснение на примерах, классификацию, обобщение, умозаключение, сравнение и объяснение.
Третий процесс, применение, относится к использованию процедуры, освоенной в обучении в знакомой или новой ситуации. Следующий процесс, анализ, состоит из разложения знания на компоненты и осмысления отношения частей к общей структуре. Учащиеся учатся анализировать в ходе дифференциации, организации и объяснения. Оценка, находящаяся на вершине в оригинальной таксономии, является пятой из шести процессов в уточненной версии. Она включает проверку и критику.
Творчество, процесс, не включенный в более раннюю таксономию, является наивысшим компонентом в новой версии. Этот навык подразумевает соединение уже известного для создания чего-либо нового. Для выполнения творческих заданий учащиеся генерируют, планируют и производят.
В соответствии с этой таксономией каждый уровень знания может соотноситься с каждым уровнем когнитивного процесс, так что учащийся может помнить фактическое или процедурное знание, понимать концептуальное или метакогнитивное знание или анализировать метакогнитивное или фактическое знание. Как утверждают Андерсон и его коллеги, осмысленное обучение предоставляет учащимся знание и доступ к когнитивным процессам, которые им понадобятся для успешного решения проблем.
Для примера мы взяли тему из программы обучения истории «Эпоха ПетраI».
Измерение когнитивных процессов | |
Когнитивный процесс | Примеры |
Помнить | Извлекать необходимую информацию из памяти |
Узнавание | =узнавать на иллюстрациях европейский костюм, введенный ПетромI |
=найти вещи, привезенные ПетромI из-за границы, и окружающие вас | |
Припоминание | =назвать трех сподвижников ПетраI =написать по памяти понятие «реформа» |
Понимать | Создавать значения на базе учебных материалов или опыта |
Интерпретация | =нарисовать схему процесса обмирщения культуры при ПетреI =кратко пересказать «Юности честное зерцало» |
Приведение примеров | =найти пример текста, написанного при ПетреI (новым гражданским шрифтом) =назвать страны, которые посетил ПетрI во время Великого посольства |
Классификация | =назвать военные, гражданские и придворные чины по Табели о рангах =соотнести название коллегии со сферой управления |
Обобщение | =придумать девиз жизни ПетраI =перечислить основные аргументы в защиту необходимости преобразований при ПетреI |
Умозаключение | =посмотрите на иллюстрацию С. С. Соломко «Эко чучела» и сделайте вывод об отношении простого народа к изменениям внешнего вида дворян =догадайтесь о значении незнакомого понятия («ассамблея») из контекста |
Сравнение | =объясните, почему битва при Лесной была матерью Полтавской битвы =опишите ваш опыт, сравнимый с изменением мировоззрения при ПетреI |
Объяснение | =нарисуйте схему, поясняющую, почему в противоборстве с Софьей выиграл ПетрI =объясните с помощью конкретных фактов, почему было так много недовольных политикой ПетраI |
Применять | Использовать процедуру |
Исполнение | =добавьте в текст «Полтава» недостающие слова =разгадайте кроссворд на тему «Преобразования в сфере культуры» |
Применение | =отредактируйте фрагмент текста «О Сенате» =составьте примерный бюджет времен ПетраI |
Анализировать | Вычленять из понятия несколько частей и описывать то, как части соотносятся с целым |
Дифференциация | =вычленить существенные и несущественные реформы ПетраI =нарисовать схему с указанием основных и вспомогательных сражений Северной войны |
Организация | =рассортировать предложенные понятия по направлениям политики ПетраI =нарисовать схему, объясняющую взаимодействие православных и европейских аспектов в мировоззрении ПетраI |
Соотнесение | =прочитайте мемуары современников ПетраI и определите их точку зрения на его деятельность =опишите мотивацию поступков ПетраI |
Оценивать | Делать суждения, основанные на критериях и стандартах |
Проверка | =оцените аргументацию в выступлении одноклассника =прослушайте доклад одноклассника и отметьте в нем все противоречия |
Критика | =после разработки критериев оценки проекта, проанализируйте, насколько хорошо проект соответствует критериям =оцените убедительность аргументов за и против использования принудительного труда |
Создать | Соединить части, чтобы появилось что-то новое и определить компоненты новой структуры |
Генерация | =предложите пути улучшения этнических отношений в Российской империи = предложите набор альтернатив развития России в начале XVIIIв. |
Планирование | =разработайте план исследовательской работы по взглядам ПетраI на религию =продумайте программу исследования влияния различных факторов на положение крестьян |
Производство | =напишите дневник дворянина при ПетреI =cоздайте пьесу на основе главы из романа «ПетрI» |
Измерение знания | |
Фактическое знание | Базовая информация |
Знание терминологии | Словарные понятия (модернизация, Сенат, коллегия) |
Знание специфических деталей и элементов | Элементы системы государственного управления, имена сподвижников ПетраI, основные сражения Северной войны |
Концептуальное знание | Отношения между частями большой структуры, позволяющие им действовать как единое целое |
Знание классификаций и категорий | Виды жанров в литературе, стили архитектуры, различные виды аргументов |
Знание принципов и способов обобщений | Принципы протекционизма и меркантелизма, этапы расширения Российской империи при ПетреI |
Знание теорий, моделей и структур | Экономические теории того времени, модель идеального государства Посошкова, структура престолонаследия |
Процедурное знание | Как делать что-либо |
Владение специфическими навыками и алгоритмами | Правила рецензии на ответ товарища, план рассказа о персоналии |
Владение специфическими техниками и методами | Анализ исторических документов, литературная критика |
Знание того, когда следует применять соответствующие процедуры | Процедуры статистического анализа, используемые в различных ситуациях, стандарты различных живописных стилей |
Метакогнитивное знание | Знание мышления в целом и вашего собственного мышления в частности |
Стратегическое знание | Способы запоминания фактов, стратегии понимания прочитанного |
Знания о когнитивных задачах, включая соответствующее контекстное и условное знание | Различные требования при чтении учебников и художественной литературы, планирование заранее при использовании компьютерных баз данных |
Само-познание | Необходимость диаграмм и схем для понимания комплексных процессов, лучшее усвоение информации в тишине, необходимость обсуждать с кем-либо идеи, прежде чем выразить их в письменной форме |
Приведенная выше таблица позволяет наглядно проиллюстрировать применение таксономии Блума на практике.