Характеристика источника

Как я уже упоминала, историческим источником моего исследования является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Многогранность незаурядной личности, особенные черты мировоззрения проявились в литературном творчестве протопопа Аввакума. Самое значительное из его произведений – «Житие» - было написано, главным образом с целью выяснить и раскрыть истинный смысл «дела Божия», которому Аввакум посвятил себя, как он считал, без остатка.[13]

Инициатива создания «Жития», возможно, принадлежала «духовному отцу» и «соузнику» Аввакума – Епифанию, как об этом свидетельствует собственноручная запись последнего в автографе «Жития»: «Аввакум протопоп понужен бысть житие свое написати иноком Епифанием…»[14] Однако, это «понуждение» совпало с внутренней потребностью самого Аввакума придать законченную форму своим рассказам и размышлениям о собственной жизни. «Житие», таким образом, явилось как бы «систематизированным сводом всех его бесед, рассказов и поучений; возможно, оно пополнилось и рядом новых эпизодов, фактов и рассуждений».[15] Но, так или иначе, «все эти разрозненные элементы были подчинены единому замыслу, заново переосмыслены и приобрели качественно новую жанровую, литературную форму»[16].

Известны три основные редакции «Жития». Первая редакция написана Аввакумом в 1672-1673 годах. Третья редакция, судя по предисловию к ней, - не позже 1676 года. В промежутке между этими датами создавалась вторая редакция. Все три редакции известны в многочисленных списках, но только первая сохранилась в автографе. Особое место занимает так называемый Прянишниковский список, являющийся своеобразным сводом трех редакций. Рукопись, именуемая «Житием» и рассматриваемая в данной работе, в сущности не является единым по жанру произведением, а представляет собою сборник разнородных, хотя и более или менее связанный друг с другом произведений, состав и композиция которого в различных редакциях и списках менялась.

Что касается жанровой принадлежности «Жития», то, хоть Аввакум в качестве образца мог иметь и различные жития святых и евангельские «Деяния» и «Послания» апостолов, однако, сохраняя лишь некоторые жанровые признаки этих произведений, «Житие» Аввакума оказалось вполне оригинальным и довольно сложным по своему жанру.

Идейное содержание «Жития» оказалось весьма противоречивым. В нем причудливо переплелись идеи религиозного фанатизма и мученичества, с одной стороны, а с другой – ненависть к различным церковным и светским «начальникам», страстная жажда правды и справедливости на земле, боль за неурядицы на Руси и за страдания народа, идея борьбы.

Ярким новаторством отмечено изображение человека в «Житии», особенно изображение главного героя. В сущности, это первый опыт законченного психологического автопортрета в древней русской литературе.[17]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: