I. Ключевые этапы жизненного пути Аввакума

Самое главное сочинение своей жизни, «Житие», было написано Аввакумом во время его ссылки в Пустоозерск. Таким образом, для более ясного понимания ситуации, для себя необходимо определить, что речь будет идти о мироощущении Аввакума почти в конце его жизненного пути. К этому времени мировоззрение нашего героя можно считать окончательно сформировавшимся и не изменявшимся на протяжении приблизительно полутора десятилетий его жизни.

Формирование личности происходит благодаря многим факторам. Это семья, учителя, окружение, историческая реальность. Этот список можно продолжать до бесконечности. Однако, на мой взгляд, если мы попытаемся проанализировать, что конкретно явилось первопричиной той или иной нашей черты характера, то в нашей памяти начнут всплывать не общие картины, а вполне конкретные жизненные ситуации, которые, на наш взгляд, имели колоссальное влияние впоследствии. Исходя их этой мысли, первостепенной своей задачей, для более полного понимания самовосприятия Аввакума, я поставила рассмотреть, на примере его биографии и, основываясь на «Житие», как он сам осознает развитие собственной личности, и какие жизненные ситуации он сам для себя особо выделяет как ключевые этапы жизненного пути. Однако прежде чем начать, отмечу, что в данной главе я рассматривала только те эпизоды, которые относятся, если можно так выразиться, к «земной» жизни Аввакума, исключая пока его повествование о «трансцендентных» явлениях, упоминаниями о которых изобилует «Житие».

Родился Аввакум 20 ноября 1620 года в семье священника Борисоглебской церкви с. Григорово Нижегородского уезда.[18] На формирование его религиозно-нравственного мировоззрения особое влияние оказала мать, ревностная христианка: «Отец же мой прилежаше пития хмельнова; мати же моя постница и молитвенница бысть, всегда учаше мя страху божию»[19]. Одним из самых ярких воспоминаний детства было первое столкновение Аввакума со смертью, которое сильнейшим образом повлияло на всю его дальнейшую жизнь: «Аз же некогда видев у соседа скотину умершу, и той нощи, восставше, пред образом плакався довольно о душе своей, поминая смерть, яко и мне умереть; и с тех мест обыкох по вся нощи молитися.» Посвящая все время молитве и религиозным размышлениям, Аввакум стал смотреть на свою жизнь, как на суровое подвижничество, как на борьбу с искушениями плоти. Не удаляться в монашество от суетного мира, а идти в этот мир и бороться с его соблазнами, поддерживать слабых и им помочь спастись от греха – вот что, по мнению Аввакума, являлось призванием истинного христианина.[20]

После женитьбы в 1638 г. Аввакум был рукоположен в дьяконы и отправлен служить в село Лопатицы, где через несколько лет стал священником. Для этого периода его жизни очень примечателен рассказ Аввакума о его борьбе со своим плотским началом. Он рассказывает о том, как к нему на исповедь пришла «девица, многими грехами обременена, блудному делу и малакии всякой повинна»[21]. Аввакум, терзаясь желанием плоти, жестоко страдает и истязает себя в качестве наказания: «зажег три свещи и прилепил к налою, и возложил руку правую на пламя, и держал, дондеже во мне угасло злое разжение». Но, несмотря на это, в минуту искушения, он готов был даже отказаться от обязанности исповедника и «моляся прилежно, да же отлучит мя бог от детей духовных, понеже бремя тяжко, неудобь носимо»[22]. Этот эпизод примечателен тем, что сразу за этим эпизодом, зрелый Аввакум, уже претерпевший искушение, вводит в свой рассказ видение «о кораблях» (о нем более подробно речь пойдет в другой главе), которое «объясняет его первоначальное малодушие перед собственным грехом как необходимый шаг на пути к вере»[23]. Таким образом, в осознании Аввакума была преодолена первая ступень в его духовном пути.

Прославившись на всю округу своим строгим, бескомпромиссным нравом, Аввакум был вынужден с семьей бежать из Лопатиц. Затем получил чин протопопа в Юрьевце-Повольском, но ревностное служение привело к повторению того же сценария событий и приезду в 1651 г. священника в Москву, где начался новый этап его биографии. Там Аввакум близко сошелся с духовником царя Стефаном Вонифатьевым, возглавлявшим кружок «ревнителей благочестия», был представлен монаршей особе, пользовался репутацией ученого человека. В 1652 году протопоп Аввакум оказался в числе ярых противников реформы, затеянной новым главой церкви патриархом Никоном, и одним из первых был подвергнут гонениям. Только благодаря вмешательству царя ему удалось избежать участи расстриги – вместо этого непокорного протопопа сослали в Тобольск.

Ссылка могла бы не превратиться в суровое испытание тела и духа (местный архимандрит был настроен лояльно), если бы протопоп Аввакум не продолжал жестоко наказывать свою паству за прегрешения и особенно - усердствовать в публичном поругании реформ. Его отправили в Енисейск, а потом по указанию из Москвы – в Даурские земли к славящемуся свирепым нравом воеводе Афанасию Пашкову. Это было страшное время: опальному протопопу довелось не раз быть битым, сидеть в студеном остроге, вместе с остальными подопечными воеводы осваивать эти дикие места, не раз смотреть в лицо смерти, в том числе голодной, потерять двух маленьких сыновей, не выдержавших тягот походов. Эти шесть лет биографии, полные физических и моральных истязаний, Аввакум продержался лишь, как он писал, только благодаря вере, видениям и знамениям. Однако именно в этот период лидер старообрядчества переживает тяжелейший духовный кризис. Аввакум рассказывает, как жестокое избиение, которому его подверг Пашков, породило его желание восстать против Бога. Он ропщет на очевидную несправедливость того, что страдает, защищая правое дело – обиженных Пашковым двух вдов: «за что ты, сыне Божий, попустил меня ему таково больно убить тому? Я ведь за вдовы твои стал! Кто даст судию между мною и тобою?».[24] Аввакум, претерпев испытание своей веры, впоследствии ощутил высокий смысл своих страданий, потому что «они показали ему скудость собственных сил и величие Господа».[25] Таким образом, это испытание укрепило его веру. Этот эпизод имеет очень большое значение в объяснении его колоссальной стойкости в последующих испытаниях.

В 1663 г. после тяжкого трехлетнего пути Аввакум вернулся в Москву: Никон утратил прежнее влияние, и сторонники Аввакума добились разрешения на его возвращение. Это был настоящий триумф, сам царь выказывал ему огромное почтение. Но вскоре стало очевидным, что протопоп-вольнодумец обрушивался с критикой не столько на Никона лично, сколько на реформированную им церковь, требуя возвращения прежних порядков, а это меняло ситуацию. Аввакум внял просьбе царя умерить свой пыл в обличении церкви, но его смирения хватило ненадолго. В итоге в 1664 г. его на полтора года сослали в Мезень. В 1666 году 13 мая, на церковном Соборе Аввакум, привезенный в столицу, был расстрижен и проклят, так как попытки заставить его отречься от убеждений ни к чему не привели.

Расстрижение раскольника вызвало широкий общественный резонанс: им возмущались и простолюдины, и представители знати. Поэтому после почти года заточения в Пафнутьевом монастыре была предпринята еще одна, и снова тщетная, попытка вернуть Аввакума в лоно официальной церкви, закончившаяся ссылкой в Пустозерск. На 14 лет местом его жительства стала «земляная» тюрьма, а единственной пищей – хлеб и вода, но и оттуда он продолжал обличать «никонианскую» церковь, объяснять свою точку зрения. После того как он направил в адрес царя письмо с крамольным содержанием, его и трех единомышленников, согласно решению Собора 1681-1682 гг., 14 апреля 1682 года сожгли заживо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: