осуществляется исследованием для отображения результатов непосредственного наблюдения, либо опосредствованным, когда в его содержание входит указание признаков объекта, которые воспринимались другими, в том числе с помощью приборов (в частности ЭВМ).
4. Метод эксперимента' — наблюдение объекта, искусственное систематическое изменение условий наблюдаемого явления, его связи с другими явлениями. Цель эксперимента — выявить природу наблюдаемого явления, его сущность.
Эксперимент представляет собой единство трех моментов, без которых он не может быть достаточно надежным и эффективным,
Первое—базис эксперимента. Прежде всего, это определенный уровень технической вооруженности исследователя. Развитие технических средств познания приводит к превращению наук из описательных в экспериментальные (например, экспериментальная психология стала возможной, в результате появления экспериментально-психологической аппаратуры, с созданием спутников и космических кораблей возникла экспериментальная астрономия и многие другие области знания. Исследователь должен располагать также определенным теоретическим базисом, т. е. совокупностью знаний о познаваемом объекте, о принципах функционирования приборов и надежности получаемых с их помощью результатов. Эксперимент предполагает выдвижение гипотез (в теории—проблематичных высказываний, научных гипотез).
|
|
Второе—упорядоченность экспериментальных операций (опытов). Эксперимент—это совокупность предметно-чувственных действий, характер которых в каждом конкретном случае определяется целью и природой изучаемого объекта, принципами системного функционирования технических средств. Не случайно в теории экспертиз подчеркивается необходимость разработок специальных методик проведения как научного, так и практического эксперимента.
Третье—выводы, основанные на результатах эксперимента, должны быть подтверждающими или опровер-
' См.: С и ч и в и ц е О. М-, с. 24.
• 81
гающими ту или иную гипотезу и информационно-исследовательскими, т. е. содержащими информацию (знания), получение которой определялось постановкой задачи, а также дополнительную, не предусмотренную выдвинутой гипотезой.
5. К общим методам относятся также близко стоящий к эксперименту метод моделирования, применяемый для изучения отдельных объектов судебной экспертизы (от механизма следообразования до технологических процессов)1.
Модель—это объект, преобразованный исследователем для определенных познавательных целей. Обычно моделью служит материально-вещественный объект или.искусственная система как промежуточное звено между исследователем и исследуемым объектом (объект-оригинал). Суть моделирования—замещение объекта познания моделью и изучение модели с последующим распространением результатов изучения на объект познания.
|
|
Моделирование является методом опосредствованного исследования. Исследование модельных закономерностей используется для познания изучаемого объекта-оригинала, тем более что в ряде случаев оригинал недоступен для восприятия, даже если при этом используются специальные научно-технические средства. В выборе моделей важную роль играет аналогия.
Среди общих методов следовало бы назвать также планирование, построение гипотез, методы прикладной математики и программно-математические методы применения ЭВМ. Их практическая реализация будет, по возможности, освещена применительно к отдельным родам и видам экспертиз.
Под частным методом понимается система определенных правил, рекомендаций по изучению конкретных свойств и признаков объектов; «частнонаучный метод— это способ исследования, предполагающий специфическое применение познавательных средств для изучения конкретной области объективного мира»2. К числу частных
' См.: Сичивице О. М., с. 44. Иногда моделирование относят к специальным методам, учитывая специфические и разнообразные формы его применения в криминалистическом и ином экспертном исследовании (см.: Методологические основы научного познания. М.,'1972, с. 246-247, 251).
2Пoдкopытoв Г. А. Соотношение диалектического метода с частнонаучными методами.—«Вопросы философии», 1962, № 6.
методов экспертизы относятся прежде всего инструментальные методы: судебная фотография, судебная микроскопия и микрофотография, судебная спектроскопия, судебная хроматография, судебная рентгенография и др. Иногда частные методы отождествляются с так называемыми специальными методами (которые находят применение в какой-либо одной области знания для решения специфических задач, но не используются в других сферах человеческой деятельности).
При рассмотрении методов экспертного исследования весьма затруднительно выделить и строго обозначить какой-либо один (либо группу) метод в качестве частного (частных). Вместе с тем можно указать на ряд признаков, присущих частным методам, и в соответствии с этим выделить такие методы применительно к сфере экспертного исследования (поскольку названные ниже частные методы в других областях науки и практики приобретают иное значение: образуют предмет теории, экспериментальных разработок, общего метода и т. д.).
В первую очередь следует указать на частный характер решаемых задач. Например, в криминалистической экспертизе—выявление какого-либо конкретного свойства, признака, но имеющего значение (ценность) лишь в совокупности с иными признаками, которые устанавливаются посредством других методов.
Во-вторых, специфичность реализации данной теории метода (общих принципов), стандартного оборудования, аппаратов и других технических средств. Такая специфичность обусловлена особенностями предмета и объекта судебной экспертизы. Общие принципы метода прибора серийного производства не исключают, а наоборот, предполагают трансформацию, дополнения, усовершенствования общеизвестных устройств, приборов, аппаратов. Более того, вырабатывается своеобразная система приемов для реализации возможностей метода и его инструментально-технических средств в конкретной области экспертного знания, при решении специальных групп задач (которые исследуются специалистами определенного профиля экспертной деятельности).
Эти положения определяют и частные признаки (характеристики) методов—своеобразные системы приемов использования инструментальных методов и технических средств в процессе экспертного исследования.
|
|
В 50—60-х годах в советской криминалистике много внимания уделялось разработке приемов использования фотографических и микроскопических методов и технических средств их реализации. Физико-химические методы в основном применялись для исследования отдельных физических или химических констант, свойств, в частности, тепло- и электропроводности, горения, взаимодействия с определенными реактивами — кислотами, щелочами, нейтральными веществами. Затем тщательной разработке подвергались методы познания компонентного и химического (элементного) состава сравниваемых веществ, а именно: спектральный, хроматографический, масс-спектрометрический и др. Эти методы теперь широко применяются в экспертной практике. В последнее время, в основном с 70-х годов, к ним прибавились комплексы геометрических, математико-статистических и кибернетических методов. Все они, по нашему мнению, выполняют функции частных методов.
Эти методы можно именовать также частноспециали-зированными. Они реализуются с помощью простых или сложных инструментальных средств либо разрабатываемых специальных устройств. Таким образом создается специфическая экспертная техника.
В литературе среди частных методов нередко называют физические, технические, химические, биологические методы, имея при этом в виду, с одной стороны, их «материнское» происхождение, а с другой стороны, природу изучаемых свойств и признаков объектов судебной экспертизы.
Коротко остановимся на вопросе взаимосвязи логических, общих и частных инструментальных методов в познании.
Диалектика, материалистическая теория познания я логика лишь в своем единстве составляют гносеологический базис всякого теоретического или практического познания'. Это обязывает нас рассмотреть особо, проблему взаимосвязи методов деятельности судебного эксперта.
Прежде отметим, что авторы придерживаются точки
|
|
' См.: Кедров Б. М. Единство логики, диалектики и теории •познания. М., 1963; К о пни н П. В. Диалектика как логика и теория познания. М., 1973,с.324.
зрения о целесообразности различения (несмотря на трудности) методов, используемых в 'научном и практическом познании, в зависимости от сферы их применения.
В науке, например, их лучше именовать научными (общенаучными, частнонаучными), но не следует подчеркивать последнего в случае реализации их в практическом экспертном^исследовании. Однако методы науки и практического познания противопоставлять нельзя, поскольку эксперт опирается на теорию методов, включаемую в научные основы судебной экспертизы.
Пытаясь.выяснить природу метода, определить его место и значение, следует всегда иметь в виду, что многое при этом зависит от того, с чем соотносятся методы, какое основание для классификации избирается, какую роль они играют в данной области научной или практической деятельности.
В частности, выясняя природу и соотношение методов экспертного исследования, все же не следует отождествлять последние с методами науки, хотя они и имеют сходные наименования, черты, а подчас и задачи. Поскольку авторы различают научную и практическую формы деятельности, постольку допускают различия в методах их осуществления. Однако при общей характеристике и систематизации этих методов различие не всегда нами подчеркивается, ибо, как справедливо отмечается в нашей литературе, в практической деятельности, равно в научном исследовании, могут применяться методы познания, «гносеологическая сущность которых остается одной и той же независимо от сферы применения»1.
Однако по этим проблемам криминалистики и судебными экспертами еще не достигнуто единого представления, что затрудняет различие общих и частных мето-дов исследования.
И все же не следует делать вывод о противоречивости в соотношении названных методов. Дело в том, что отдельные методы являются не только методами развития науки (познания ее предмета и объекта), но и методами практической деятельности. Между методами науки и практического познания эксперта нет жестких гра-
1 См.: Белкин Р. С., Винберг А. И. Криминалистика и до-казывание. М.,1969, с. 22.
ниц. Более того, методы науки должны быть основой в
экспертном познании.
Во всяком экспертном познании воплощаются одновременно все законы и операции логики: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, построение умозаключения путем индукции и дедукции. Широко применяются и такие общие методы, как наблюдение, измерение, описание, моделирование, эксперимент и другие, которые также обеспечивают успех в решении поставленных перед экспертом задач. Последние допустимо называть общими, если относить их к сугубо частным методам и приемам, например, к инструментальным, исходной методической основой которых могут быть наблюдение, измерение и т. п.',
В настоящее время судебные эксперты располагают
богатым арсеналом высокоэффективных инструментальных методов, приемов и средств для решения самых. разнообразных вопросов. Благодаря усилиям криминалистов, ученых других отраслей судебной экспертизы арсенал научно-технических средств постоянно обогащается новыми, более совершенными приборами, аппаратурой и устройствами. Для их применения разрабатываются специальные способы и приемы, учитывающие не только общеисследовательские возможности инструментальных средств, но и особенности изучаемых объектов и конкретные задачи исследования. Систематизация таких приемов на основе полного раскрытия возможностей инструментальных средств позволяет формулировать общие принципы и разрабатывать частные методики применения приборных средств исследования, например, спектрографического анализа, инфракрасной спектрометрии, газожидкостной хроматографии, инфракрасной, ультрафиолетовой люминесценции, профилирования и т, п. Система приемов использования различных технических средств приобретает определенную специфику благодаря особым задачам, своеобразию изучаемых объ-
' В отличие от всеобщего метода познания диалектики наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование принято называть общими методами исследования, которые в практической или научной деятельности выражаются в виде частных или специальных приемов познания в соответствии с целями исследования и т. п. (см.: Л у з-гин И. М. Расследование как процесс познания. Автореф. докт.
дисс. М., 1968, с. 12). 86
ектов, процессуальных требований и условий экспертного исследования.
Следовательно, инструментальные методы исследования — это совокупность приемов (способов) применения общеизвестных технических средств при исследовании объектов судебной экспертизы для решения вопросов,
предопределяющих предмет экспертизы.
Вместе с тем следует учитывать, что при производстве экспертиз инструментальные методы используются на- основе и в развитии логических и общих методов исследования. Но нельзя забывать о своеобразии применения общих и логических1, как и инструментальных, ' методов исследования в экспертной деятельности.
Логические, общие и инструментальные методы познания имеют определенную общность. Логические потому, что присущи всякому рациональному мышлению и содействуют истинности знания. Такие методы, как наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование также находят широкое применение в различных областях научного исследования, практического знания при проведении различного рода и видов экспертиз. Поэтому и они приобретают роль общих (или общепознавательных) методов.
Хотелось бы отметить, что не следует жестко определять место того или иного метода по его роли и значению в конкретном познании. Последнее зависит от объема решаемых задач, распространенности, рода и вида судебной экспертизы. Например, несмотря на общее значение логических методов, столь же значительную степень общности имеют методы наблюдения, измерения, описания и др. В отдельных видах исследования -или на некоторых его этапах одни логические законы, операции или общие методы приобретают большее, другие — меньшее, частное значение (в смысле эффективности результата и т. п.). Каждый из методов эксперта-' зы связан с другими, иногда даже предопределяет или контролирует результаты другого метода. При этом
1 «Например, логические законы и категории могут,— отвечает А. А. Зиновьев,—стимулироваться потребностями какой-то определенной области конкретных наук и иметь преимущественные приложения именно в них» (Зиновьев А. А. Очерк многозначной логики.— В кн.: Проблемы логики и теории познания. М., 1968, с. 200—
202).
важно правильно находить ему место в системе методов и по достоинству оценивать его познавательное значение. Характеризуя роль, например, индукции и дедукции в познании, Ф. Энгельс дал прекрасное руководство по использованию любого метода (приема) и закона. Он указывал: «Индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ. Вместо того чтобы односторонне превозносить одну из них до небес за счет другой, надо стараться применять каждую на своем месте, а этого можно добиться лишь в том случае, если не упускать из виду их связь между собой, их взаимное дополнение друг друга»'.
Логические приемы и общие или частные методы познания необходимо использовать в совокупности. Их нельзя противопоставлять хотя бы потому, что первые пронизывают, сопровождают общие и частные методы. Возможно, этим объясняется то обстоятельство, что в перечне общих методов фигурируют логические приемы (например, сравнение). Наряду с экспериментом важную роль в современном развитии знания играет и моделирование. Между функциями логических методов и методов научного и практического познания существует тесная взаимосвязь. Практически они дополняют друг друга, хотя подчас могут осуществляться в известной последовательности либо приобретать преимущественное применение.
В познавательной деятельности эксперту не следует увлекаться одним методом и недооценивать другие. Ус-/ пеха можно достигнуть лишь при разумном их сочетании и дополнении. Важно пользоваться ими комплексно.
Недопустимы также 'гиперболизация какого-либо логического общего или инструментального метода ис-. следования, увлечение одним и «глушение» других методов.