Предшественником современных бесплатных газет, используемых как в политических, так и в торгово-рекламных целях являются «летучие листки». Венецианские газетные листки ведут свое начало с 1493 года. Они распространялись бесплатно.
В ноябре 1723 года в Москве было отпечатано 80 экземпляров каталога «Рукописных книг греческих в Синодальной библиотеке обретающихся». Каталог распространялся бесплатно.
В 60-80-х годах в России стали издаваться бесплатные рекламные газеты: «Торговый листок», «Киевская справочная газета», «Всеобщий листок объявлений промышленности и торговли».
Редактор «Всеобщего листка» И. Ф. Рено писал: «Листок мой будет раздаваться бесплатно всем городским подписчикам, получающим через мою экспедицию разные газеты и журналы, а также, пет почти ни одной гостиницы, ни одного трактира, ни одного кабинета для чтения, куда бы не были доставлены моими посыльными какие-нибудь газеты и журналы и куда как известно, стекается много публики, то, следовательно, прочих лиц, получающих мой листок у моих рассыльных... листок мой будут читать еще новые лица...»
В 1989-1992 годы среди региональных и локальных изданий появились бесплатные рекламные и справочные издания. Примером бесплатных изданий являются: «Спутник ВСП», «Ямщик», «Тотал», «Иркутский вестник», «Из рук в руки».
Первый номер газеты «Иркутский вестник» попал в руки читателя в ноябре 1994 года. Газета имела другое название «Рекламный вестник» и была новым периодическим изданием.
Издатель газеты - редакционно-издательская фирма «Слобода», до этого публикующая рекламу своих заказчиков в других изданиях. Тираж «Вестника» 200 ООО экземпляров, распространяется бесплатно. Принцип бесплатной подачи коммерческой информации используется для того, чтобы привлечь как можно больше жителей Иркутска, и среди них найти «полезных». Круг заинтересованных в газете лиц сравнительно невелик, чаще всего это «мелкие» и «средние» коммерсанты.
Клиентом газеты (фирмы) может стать любая коммерческая фирма, юридическое или физическое лицо, обговорив условия и заплатив определенную сумму за «производство рекламы».
У газеты есть «двойник» - это газета «Total», принцип использован тот же, и вообще оба издания очень похожи, с той лишь разницей, что «Total», выпускается фирмой «Ефим Давыдов». Бесплатное издание «Ямщик» - издательской группой «КП Байкал». Суть та же - объявления, оформленные в яркие, привлекающие «картинки» разного формата. Отличается эта газета формой (внешней структурой) и тем, что чаще других публикует рекламные статьи.
Прежде чем напечатать рекламу и выпустить газету необходимо собрать, так называемую, рекламную информацию, а это значит найти заказчиков. Персонал рекламной газеты состоит отнюдь не из журналистов. Редактором, как правило, является директор всей фирмы («Слобода», «КП Байкал»). Обязательно имеются рекламные агенты, бухгалтер, программисты.
Рекламные агенты ищут клиентов, агитируют, предлагают услуги своей фирмы. На этом этапе многое зависит от личности агента. В рекламно-издательской фирме, как правило, работают очень коммуникабельные люди, обладающие способностью убеждать, недаром при приеме на работу проводится собеседование. С агентом заключается контракт или трудовое соглашение.
Когда фирма дает свое согласие на рекламу в издании, оформляется договор, где очень подробно оговариваются размеры будущей рекламы, ее внешний вид, число опубликований и стоимость. Оплата может быть произведена как наличным, так и безналичным расчетом, по перечислению на банковский счет. Договор содержит массу пунктов, по которым фирма обязуется исполнить взятую на себя работу на уровне, соответствующем современным технологиям не позднее указанного срока. С момента заключения договора обе стороны несут ответственность.
Чтобы привлечь внимание к своей рекламе, нужна оригинальная «картинка». Изображение (фотография, рисунок, логотип), выделение специальным шрифтом (курсивом) какой-то части текста называется оригинал-макетом. Для выполнения оригинал-макета может быть использован компьютер (компьютерная графика), но в наших иркутских газетах чаще всего используются уже готовые картинки, фотографии, нередко взятые из зарубежных журналов. Эти иллюстрации хороши своим качеством, и поэтому «сделать» из них рекламу не составляет труда. В РИФ «Слобода» имеется художник и фотограф, которые оформляют индивидуальную рекламу какой-либо солидной фирмы, потому как стоит это недешево, и «мелкие» заказчики денег на это не тратят. После того как «реклама» готова, ее обязательно относят к заказчику, который соглашается или же требует доработать, переделать.
«Одобренная» реклама поступает непосредственно в компьютерный цех, где верстаются оригинал-макеты полос газеты «Вестник», «Total». Позже в типографии с этих «заготовок» (ничего не меняя) печатается весь тираж бесплатного издания.Тираж доставляется на почты. Где часть тиража уничтожается