Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ ГРУППЫ, ИЗДАТЕЛЬСКИЕ ДОМА ИРКУТСКА




Капитализация печатных СМИ в Иркутске и Иркутской области началась в период с 1994 и продолжалась по 1997 годы. Появились частные газеты - это издания, учрежденные Сергеем Бутаковьгм - «Ан­гарские новости и мировые репортажи», Усольские новости и мировые репортажи», «Черемховские новости и мировые репортажи».

Именно в 1994-1997 годы в Иркутске появляются издательские группы, издательские дома, медиахолдинги. Происходит концентрация информационного капитала. Издательские группы, издательские дома, медиахолдинги росли как грибы после дождя.

Иркутский Дом Печати. Одно из старейших издательств в Иркут­ске. На сегодняшний день занимается выпуском газеты «Иркутская неделя».

Издательский дом «Восточно-Сибирская Правда» - учредитель и издатель старейшей Иркутской области - «Восточно-Сибирской Правды». Несмотря на свою авторитетность, «Восточка» в последние годы растеряла множество читателей. Это связано с изменением поли­тической и экономической ситуации в стране, неспособностью кол­лектива редакции сориентироваться в сложившейся ситуации и сохра­нить ведущие позиции на рынке СМИ, не «уронив лица».

«Восточно-Сибирская правда» в последние два года, сохраняя ориентацию на качественное издание, ввела новые рубрики, а также целевые полосы, газеты в газете. «Восточно-Сибирская правда» издает еженедельное приложение «Конкурент», как издание экономической направленности.

14 июня 2006 г. в Иркутске вышел первый номер «Областной га­зеты». Она является официальным органом Иркутской области.

Иркутский издательский дом. Недавно появившееся предприятие выпускает специализированную on-line газету для юзеров «Соmрutег Review».

Публикацией компьютерных изданий занимается и региональной представительство московского издательского дома «Компьютера». Га­зета «Компьютера + Иркутск» распространяется бесплатно в компью­терных центрах и Интернет-салонах Иркутска. В газете печатаются лучшие материалы таких журналов издательского дома, как «Компью­тера», «ИнфоБизнес», «Домашний компьютер» и «Game.exe», причем " до того, как выйдут в свет сами названные журналы. Журналисты «Компьютера + Иркутск» пишут интересно и компетентно на самые разнообразные темы, от соревнований по «Counter-Strike», до затопле­ния космической станции «Мир».

ООО издательская группа «КП-Байкал» издает еженедельное при­ложение пятничного выпуска «Комсомольской правды» - толстушки и ежедневное приложение «Комсомольская правда - Байкал». Его объем варьируется в зависимости от количества рекламных материалов. Соб­ственно журналистских статей в «КП-Байкал» очень мало. Они зани­мают примерно 20% от общего объема газетной площади.




ЗАО издательский дом «Коммерсантъ» в Иркутске» - иркутское еженедельное приложение к федеральному номеру, выходящее каждую пятницу. В приложении соблюдались все принципы работы «большо­го» «Коммерсанта»: предельная объективность, холодность, ирония, глубокий анализ. С 2005 года «Коммерсантъ» свернул свою работу в Иркутске. Теперь выходит региональное приложение «Восток России / Новости».

ЗАО Издательский дом «Постскриптум Пресс». Силами этого издательского газеты, как «Что Почем» - рекламно-информационная газета, Газета «Губернские вести», приложение «МК» в Иркутске», «Иркутска торговая газета», журнал «Сибирский стол».

ЗАО «Издательский дом «Номер один» - учредитель и издатель пяти популярных газет Иркутской области: ежедневная информацион­но-развлекательная газета «СМ номер Один», областной еженедельник «Пятница», таблоид «Копейка», телевизионная газета «Говорит и по­казывает Иркутск» и рекламная коммерческая газета «Все объявления Иркутска». На сегодняшний день «СМ Номер Один» - крупнейшее из­дательство в Иркутской области, его «продукция» стабильно пользует­ся популярностью. Еженедельник «Пятница», согласно соцопросам -самый читаемый в Иркутске.

ООО Издательский дом «Сегодня - Пресс Байкал» распространя­ет в нашей области популярнейшее «желтое» издание в России - «Эк­спресс газету».

ООО Издательский дом «Пронто-Байкал» составляет основную конкуренцию «СМ Номер Один» на рынке рекламных изданий свои детищем - газетой «Из рук в руки».

С ними обоими в свою очередь соперничают издательская фирма «Роми», выпускающая информационно-рекламную газету «Доска объявлений».



Недавно на иркутском рынке СМИ появилось еще одно регио­нальное приложение - «Жизнь Иркутск», издаваемое ООО «Издатель­ский дом «Жизнь».

Принципы работы каждого издательского Дома регламентирова­ны Конституцией РФ, ее Гражданским, Трудовым, Уголовным кодек­сом, а также законами и подзаконными актами, относящимися к СМИ, в первую очередь Законом о СМИ, принятым 27 октября 1991 г. Концепцию каждого издания формирует собственник, он же опреде­ляет принципы освещения информации и приоритеты. В такой ситуа­ции читатель по сути дела лишен объективного освещения событий, однако у него есть возможность выбрать тот или иной подход к реаль­ности, близкий ему самому.

Сейчас на рынке СМИ в нашем городе установилось относитель­ное равновесие: существуют издательства, выпускающие массовую продукцию по принципу Уильями Рэндальфа Херста-старшего:

«Читатель интересуется прежде всего событиями, которые содер­жат элементы его собственной примитивной природы. Такими явля­ются: 1) самосохранение 2) любовь и размножение 3) тщеславие».

Это газеты «Экспресс», «МК в Иркутске».

Некоторые издательства балансируют между popular и quality, удерживая, тем не менее, стабильный рейтинг и постоянных читателей - «СМ Номер Один» и «КП - Байкал».

В этой же нише расположились издательства специализированных и рекламных газет, как наиболее полезных и не очень серьезных. И серьезные издательства, занимающиеся настоящей журналистикой: из­дательский дом «Восточно-Сибирская Правда» и «Аргументы и факты в Иркутске». Но они не могут похвастаться высокими тиражами и мас­совой аудиторией. Нельзя в связи с этим фактом говорить о снижении уровня грамотности или интеллекта у читателей: массовая пресса на то и существует, чтобы быть массовой, а серьезная журналистика - она как серьезная литература - не всякий сможет воспринять ее, осилить.

В городах и районах области также идет формирование издатель­ских групп, издательских домов, медиа-холдингов. К примеру, в по­следние три года в городе Слюдянка местное радио, телевидение, га­зета объединены в медиахолдинг - это позволяет сконцентрировать журналистские силы, финансы, а в конечном итоге помогает местным СМИ выжить.

Федеральный Закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разрешает учреж­дать печатные СМИ для опубликования муниципальных правовых ак­утов, иной официальной информации (Статья 17).

Муниципальные образования, согласно 131 Федеральному Закону могут работать с печатными СМИ на договорных началах.

Многие местные СМИ, особенно в отдаленных сельских районах, не смогут выжить в новых экономических условиях без поддержки му­ниципалитетов, даже объединившись в медиахолдинги. А потому в 199 Федеральном Законе прописано, что муниципальные образования мо­гут выступать соучредителями местных печатных СМИ. Соответствен­но закладывать в бюджетные образования статью расхода на содержа­ние печатного СМИ, учредителем которого выступает администрация муниципального образования.

Исчезновение местных СМИ «разорвет» и без того слабое инфор­мационное пространство России в целом и отдаленных сельских райо­нах в особенности. Но у администраций муниципальных образований нет лишних денег для поддержки СМИ...

В большом отряде печатных средств массовой информации есть издания, которые принято называть местными. В их числе многоти­ражные, районные городские, объединенные, окружные, областные, краевые, республиканские (газеты республик в составе России). Мест­ные издания наиболее близки сегодняшнему читателю. Близки не только географически, а прежде всего кругом поднимаемых вопросов и тем. И еще: обнищание народа привело к тому, что среднестатисти­ческая российская семья не может позволить себе выписывать, как это было в 70-80-е годы прошлого столетия две-три или более газет.

Областные, краевые, республиканские газеты - это лишь часть ме­стной печати, занимающая как бы высшую иерархическую ступеньку в системе местной печати. 1991-1999 годы - это период слома и в об­щественно-политической жизни страны и период поисков и просчетов в печатных СМИ.

Практически все областные, краевые республиканские газеты по­несли в этот период большие потери. Уменьшился их тираж, измени­лась к худшему внутренняя структура газет, практически прервалась связь с читателями, газеты не охватывали географию освещения, сузи­лась проблематика и тематика газетных выступлений, многие газетные жанры исчезли с полос.

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ОБЛАСТНЫХ, КРАЕВЫХ, РЕСПУБЛИКАНСКИХ ГАЗЕТ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ

Все местные издания Восточной Сибири возникли в период 1917-1932 годы. Областные, краевые, республиканские газеты Восточной Сибири дату своего рождения относят к более раннему периоду 1905-1920 годам.

В связи с многочисленными административными переделками (в Восточной Сибири в 1917-1937 годы были и губерния, и округ, и край, и область) менялось предназначение того или иного издания, его тип, периодичность, название. Основные типологические черты местных изданий сформировались к 1937 году.

В составе административных объединений Восточной Сибири Красноярском крае, Иркутской области, республике Бурятия, Читин­ской области издаются краевые газеты. В Красноярском крае: «Крас­ноярский рабочий» - общественно-политическое издание, реклама, объявления. Издается с 1905 года; «Красноярский комсомолец» - об­щественно-политическая, реклама, объявления. Издается с 1935 года; «Красноярская газета» - общественно-политическая, реклама, объя­вления. Издается с 1991 года; «Красноярская неделя» - рекламно-ин­формационная. Издается с 1990 года; «Красноярская недвижимость» -информация о недвижимости. Издается с 1994 года; «Красноярский железнодорожник» - газета для железнодорожников. Издается с 1936 года; «Красноярский благовестник» - религиозная. Издается с 1991 го­да.

В Иркутской области издаются: «Восточно-Сибирская правда» -общественно-политическая, реклама, объявления. Издается с 1917 го­да; «Советская молодежь» - общественно-политическая, объявления, реклама. Издавалась по 1997 появился «симбиоз» СМ - Номер один»; «Народная газета» - общественно-политическая, дайджест. Издавалась с 1990 по 1994 г. с 1994 года издавалась издавалась АО «Сибинторг» до 1996 г. как общественно-политическая, реклама, объявления; «Номер один» - развлекательная, желтая газета. Издавалась с 1991 года по 1995 год. С 1996 года «СМ-Номер один» разбавила публикуемые материалы репортажами, корреспонденциями, пытаясь стать общественно-поли­тическим изданием; «Восточно-Сибирский путь» - общественно-поли­тическая, реклама, объявления. Издается с 1934; «Восток-Запад» - об­щественно-политическая. Издавалась с .1993 оп 1997 год; «Восточное обозрение» - общественно-политическая, литература, краеведение. Из­давалась с 1993 по 1996 год; «Дело» - информационная, реклама, объя­вления. Издавалась с 1992 по 1997 год. «Областная газета» - обще­ственно-политическая Издается с 2006 года.

Республика Бурятия - «Правда Бурятии» - общественно-полити­ческая, реклама, объявление. Издается с 1918 года; «Молодежь Буря­тии» - общественно-политическая, реклама, объявления. Издается с 1924 года; «Буряад Унэн» - общественно-политическая, реклама, объя­вления. Издается с 1924 года. В газете публикуются материалы на бу­рятском и русском языках. Имеет приложения «Бизнес-Олзо», «Спорт-Тамир», издаются журналы «Вершина» и др. «Бурятия» - обще­ственно-политическая, реклама, объявления. Издается с января 1991 года; «Информ-полис» - общественно-политическая, реклама, ком­мерция. Издается с 1991 года. «Номер один» - таблоидная. Издается с 1998 года. Информ-полис. Таблоидная. Издается с 1991 года.

Читинская область - «Забайкальский рабочий» - общественно-по­литическая, реклама, объявления. Издается с 1905 года; «Комсомолец Забайкалья» - общественно-политическая, реклама, объявления. Изда­ется с 1924 года по 1995 год; «Земля» - крестьянская газета, реклама, объявления. Издается с 1990 года; «Забайкальская магистраль» - газе­та для железнодорожников. Издается с 1933 года; «Забайкальское се­ло» - освещение проблем кооперации, социальные, культурные про­блемы села. Издается с 1993 года.

Республика Тыва: «Тувинская правда» - общественно-политиче­ская, реклама, объявления. Издается с 1924 года, «Тыванын Аныячтары», «Молодежь Тувы» - общественно-политическая, на русском и ты­винском языках, реклама, объявления. Издается с 1933 года; «Шын» (Правда) - общественно-политическая, реклама, объявления. Издается с 1925 года. Кроме того издаются газеты «Известия Тувы», «Центр Азии», «Плюс Информ», «Новости Тувы» и независимая газета «Риск».

Итак, в областных, краевых, республиканских центрах издается более 55 газет и их приложений, которые распространяются в админи­стративных объединениях - по области, краю, республике. Это, в ос­новном, издания общественно-политической направленности, а также специальные и профессиональные издания.

Большинство указанных изданий существует более семи десятиле­тий. В республиканских, краевых, областных центрах Восточной Си­бири в 90-е годы издавались и другие издания, причислявшие себя к областным изданиям, но, как правило, это были газеты-однодневки. Через два-три номера они прекращали свое существование («Прибай­калье» фотоиллюстрированная газета Иркутской области) или имели малую периодичность («Коммунист Приангарья», «Коммунист Буря­тии») 5-7 номеров в год, или газеты «Наш Байкал», «Литературный Иркутск», которые издавались в первой половине 90-х годов, в Иркут­ске, и за пределами города практически не распространялись. А пото­му автор данной работы не счел возможным исследовать эти и подоб­ные им издания.

Газеты, имеющие давнюю историю, традиции, опыт выжили, вы­стояли в условиях экономической нестабильности в стране. Выжить в сложных условиях рыночной экономики газетам помогли устоявшие­ся типологические особенности издания.

Типологические особенности не всегда ясно и ярко прослежива­ются в областных, краевых, республиканских газетах периода 90-х го­дов. В период слома общественно-политической формации подчас нужны годы, чтобы типологические черты резко выявились.

Минувшее десятилетие осталось в истории печати как бы подго­товительным, переходным временем для складывающегося нового ти­па издания.

Печать России, Восточной Сибири 90-х годов в стадии растерян­ности, утрат, поиска, становления. Информационные интересы ауди­тории - эта грань типологии должна была быть у редакции на первом месте. А поэтому газеты пытались найти, разграничить интересы ауди­тории. Отсюда редакция «Восточно-Сибирской правды» стремилась дать не только информацию о жизни области, но также о событиях в стране, за рубежом. Рубрика «В мире, стране», полоса «Дайджест ВСП», приложение «Подворье», субботний «толстый» выпуск газеты «выпуск выходного дня». Но при информационном взрыве (газеты, ра­дио, телевидение, Интернет) дублирование информации дело дорогос­тоящее и бесполезное.

Стремление газет давать всеобъемлющую информацию, бытовав­шее в 90-е годы, наоборот часто отталкивало читателя. В выигрыше оказались те издания, где внимательно изучив аудиторию стали лучше и глубже писать о местных проблемах, публиковать исторические, кра­еведческие материалы, где не скупясь на расходы соблюдали геогра­фию освещения материалов. Примером может служить деятельность редакции газеты «Буряад Унэн», что в Улан-Удэ. В 1991 году тираж этой газеты составлял 5000 экземпляров. В 1999 году тираж этой газе­ты составил 70 тысяч. Ее материалы публикуются на двух языках - бу­рятском и русском. Газета изменила формат с А2 на A3, увеличила объем номера газеты до 32 полос. Кроме того, газета имеет два прило­жения: бизнесовое - «Бизнес- Олзо» и спортивное, газета вовсе не пу­бликует материалов о событиях в России, за рубежом.

В выигрыше оказались те газеты, где ясно определили: 1) целевое назначение издания, 2) отражаемую сферу действительности, 3) родо­вую принадлежность издания, 4) характер аудитории, 5) характер из­ложения.

ОБЛАСТНАЯ, КРАЕВАЯ, РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПЕЧАТЬ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В СИСТЕМЕ МЕСТНОЙ ПЕЧАТИ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ

В этом регионе по данным на 1 января 1999 года издавалось 1892 газеты. В их числе многотиражные, районные, объединенные, город­ские, областные, краевые, республиканские. По данным на 1 января 2006 года в Восточной Сибири издается 3151 газета.

Верхние ступеньки иерархической лестницы местной печати за­нимают областные издания. Именно эти газеты долгое время были «аристократами» местной печати, задавали тон публикациям в ме­стной печати. Здесь работали лучшие журналисты. Законодателями жанровых особенностей, жанровой моды выступали именно областные газеты. Так было в 60-е, 70-е, 80-е годы. Так, отчасти, было в 90-е го­ды. Именно в пору рыночной экономики областная печать стала те­рять - одну за другой - завоеванные позиции. Снизилось качество пу­бликуемых материалов, информативность газет, аналитичность, про-блемность, география публикаций зачастую не выдерживает критики. Все это снижало качество газет, а значит их спрос на информацион­ном рынке. Низкое качество публикуемых материалов в 90-е годы это результат: а) уменьшения численности штатных журналистов, а также внештатных авторов, снижения требовательности к публикациям; б) плохой информативности (мало информации на газетных полосах) ; в) отсутствие глубокого анализа ситуации, события; г) отсутствия проблемности (в газетах было мало публикаций по актуальным, злобод­невным проблемам современности; д) слабая география публикаций -это значит, что отдаленные районы области не освещаются. Это происходит от того, что областные газеты отказались от собкоров. Как правило, большинство собкоровских пунктов в районах Иркутской области закрыто. Подобное положение с собкоровскими пунктами бы­ло и в других административных объединениях Восточной Сибири.

Все это причины объективного плана, возникшие в связи с ры­ночной экономикой: отсутствием постоянного финансирования, пол­ной свободой от цензуры, свободой строить свою информационную политику, исходя порой из личного непонимания, учредителей, изда­телей.

Одновременно со свободой строить свою информационную поли­тику в моду отечественной журналистики вошла свобода покупаться и продаваться. А потому областные издания Восточной Сибири, как правило, находятся в финансовой зависимости от губернатора, адми­нистрации, Президентов. Следовательно, говорить о независимости областных изданий не приходится.

1992 год. Тиражи центральных газет упали в 8-10 и более раз, ти­ражи местных газет упали в 3-4 раза. Большое снижение тиражей про­изошло у областных изданий в 4-5 раз. Потому, начиная с 1992 года и центральные, и областные газеты вели настоящую «битву» за читателя.

«По нынешним ценам подписка для рядового гражданина стано­вится делом чести, доблести и геройства. Причем в одних регионах больше, чем в других, из-за разницы цены услуг почты. Поэтому раз­ные издания пытаются помочь своим читателям сделать этот нелегкий шаг. Набор приемов соблазна богат» - писала газета «Московские но­вости» ( № 41, 11 октября 1992 года). Далее газета приводит образцы битвы за читателя. «Комсомольская правда» опубликовала обширный список своих агентов влияния», от Гайдара до Пола Макартни, и ра­зослала этот номер всем подписчикам начала года, даже неподписавшимся. Одновременно она предложила плакат с автографом Мариан­ны тем, кто подпишет 99 своих знакомых на «Комсомолку». Но это удовольствие явно для богатых.

«Московская правда» объявила о выделении призового фонда в 65 тысяч рублей для лучших распространителей своей газеты. Первая премия 7 тысяч рублей. А для подписчиков-садоводов будут выделять­ся саженцы смородины. А может, липы. Или клюквы.

Пытались не отстать в «битве» за читателя и областные издания. «Восточно-Сибирская правда» в номере 210-211 за 30 октября 1993 го­да под рубрикой «Подписка-94» опубликовала заметку «Запомните и передайте другим».

Привожу заметку дословно: «Ох и брешут, ох и брешут, - супруга моя, Мария Никитична, в сердцах сплюнула и выключила радио. - Ни стыда, ни совести у людей. - Объясни в чем дело? - говорю, а сам по­думал: «Не иначе как очередную «утку» работнички из радио запусти­ли». А супруга страсть как не любит вранья. «Да ты посмотри, как они свой листок рекламируют, - ответила просто, но с издевкой Мария, -«Говорит и показывает Иркутск». Видно плохо у них с подпиской де­ла, вот и суетятся, несут всякую чушь. Дескать, с нового года только они и будут печатать программу телевидения. Ни стыда, ни совести. А я всю жизнь «Восточку» выписывала, верю ей. А раз она говорит, что программу печатать в новом году будут, значит, будут. Кто им запре­тит. Эти врунишки-то». Супруга с явной брезгливостью посмотрела на молчащий, засиженный мухами ящичек и развернула свежий номер «Восточки». «Мудрая женщина», - с восхищением подумал я. В. В. Иванов, иркутянин»

От редакции: нам ничего не остается, как подтвердить правоту су­пруги товарища Иванова: действительно, никто не вправе запретит! нам печатать то, что необходимо людям. Программу ТВ мы печатали и будем печатать. Запомните это и передайте другим. И, не раздумы­вая, оформляйте подписку на «Восточку».

Получается, что главное из-за чего необходимо оформить подпи­ску на «Восточку» на 1994 году - это программа ТВ? Конечно, такая реклама солидному изданию популярности не прибавила. Кто лишг усмехнулся, а кто и сказал: дожила «Восточка»...

Областные издания Восточной Сибири в 90-е годы занимали свое место в системе местной печати. Положение областных изданий в си­стеме печати могло быть более выигрышным, если бы:

а) газеты имели свое, ярко выраженное лицо; б) не забывали об интересах читателей; в) не забывали о том, что они не городское, а областное издание: г) не суживали тематику и проблематику публикуемых материа­лов; д) не забывали о жанрах, о жанровой палитре на газетной полосе.

Местным газетам в 90-е годы было трудно. Очень трудно. И труд­ности эти, по мнению Михаила Ненашева, бывшего председателя ко­митета по печати и книготорговли, а еще ранее редактора газеты «Со­ветская Россия», происходят потому, «что пресса изменила читателям и отдалась политикам. Никогда еще газеты не были так безразличны к читателям, как сегодня... очень узок тематический круг публикаций. Газеты становятся все безразличнее к тому, что происходит за грани­цами Садового кольца столицы. Вспомните Карамзина: «Россия -сильна провинцией», - писал М. Ненашев в 1995 году.

Первый пресс-секретарь Б. Н. Ельцина Павел Вощанов в интер­вью, отвечая на вопрос о состоянии прессы, сказал: «Сейчас ее поло­жение просто трагично. Новая власть сумела сделать то, чего не смогли сделать коммунисты. Сегодня пресса оцепенела перед властью- вот что самое страшное.

На почве процветания коррупции происходят убийства журналистов, осмеливавшихся рассказывать людям правду, обще­ственных деятелей.





Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 786; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8834 - | 7551 - или читать все...

Читайте также:

 

3.92.92.168 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.006 сек.