Издательские группы, издательские дома Иркутска

Капитализация печатных СМИ в Иркутске и Иркутской области началась в период с 1994 и продолжалась по 1997 годы. Появились частные газеты - это издания, учрежденные Сергеем Бутаковьгм - «Ан­гарские новости и мировые репортажи», Усольские новости и мировые репортажи», «Черемховские новости и мировые репортажи».

Именно в 1994-1997 годы в Иркутске появляются издательские группы, издательские дома, медиахолдинги. Происходит концентрация информационного капитала. Издательские группы, издательские дома, медиахолдинги росли как грибы после дождя.

Иркутский Дом Печати. Одно из старейших издательств в Иркут­ске. На сегодняшний день занимается выпуском газеты «Иркутская неделя».

Издательский дом «Восточно-Сибирская Правда» - учредитель и издатель старейшей Иркутской области - «Восточно-Сибирской Правды». Несмотря на свою авторитетность, «Восточка» в последние годы растеряла множество читателей. Это связано с изменением поли­тической и экономической ситуации в стране, неспособностью кол­лектива редакции сориентироваться в сложившейся ситуации и сохра­нить ведущие позиции на рынке СМИ, не «уронив лица».

«Восточно-Сибирская правда» в последние два года, сохраняя ориентацию на качественное издание, ввела новые рубрики, а также целевые полосы, газеты в газете. «Восточно-Сибирская правда» издает еженедельное приложение «Конкурент», как издание экономической направленности.

14 июня 2006 г. в Иркутске вышел первый номер «Областной га­зеты». Она является официальным органом Иркутской области.

Иркутский издательский дом. Недавно появившееся предприятие выпускает специализированную on-line газету для юзеров «Соmрutег Review».

Публикацией компьютерных изданий занимается и региональной представительство московского издательского дома «Компьютера». Га­зета «Компьютера + Иркутск» распространяется бесплатно в компью­терных центрах и Интернет-салонах Иркутска. В газете печатаются лучшие материалы таких журналов издательского дома, как «Компью­тера», «ИнфоБизнес», «Домашний компьютер» и «Game.exe», причем " до того, как выйдут в свет сами названные журналы. Журналисты «Компьютера + Иркутск» пишут интересно и компетентно на самые разнообразные темы, от соревнований по «Counter-Strike», до затопле­ния космической станции «Мир».

ООО издательская группа «КП-Байкал» издает еженедельное при­ложение пятничного выпуска «Комсомольской правды» - толстушки и ежедневное приложение «Комсомольская правда - Байкал». Его объем варьируется в зависимости от количества рекламных материалов. Соб­ственно журналистских статей в «КП-Байкал» очень мало. Они зани­мают примерно 20% от общего объема газетной площади.

ЗАО издательский дом «Коммерсантъ» в Иркутске» - иркутское еженедельное приложение к федеральному номеру, выходящее каждую пятницу. В приложении соблюдались все принципы работы «большо­го» «Коммерсанта»: предельная объективность, холодность, ирония, глубокий анализ. С 2005 года «Коммерсантъ» свернул свою работу в Иркутске. Теперь выходит региональное приложение «Восток России / Новости».

ЗАО Издательский дом «Постскриптум Пресс». Силами этого издательского газеты, как «Что Почем» - рекламно-информационная газета, Газета «Губернские вести», приложение «МК» в Иркутске», «Иркутска торговая газета», журнал «Сибирский стол».

ЗАО «Издательский дом «Номер один» - учредитель и издатель пяти популярных газет Иркутской области: ежедневная информацион­но-развлекательная газета «СМ номер Один», областной еженедельник «Пятница», таблоид «Копейка», телевизионная газета «Говорит и по­казывает Иркутск» и рекламная коммерческая газета «Все объявления Иркутска». На сегодняшний день «СМ Номер Один» - крупнейшее из­дательство в Иркутской области, его «продукция» стабильно пользует­ся популярностью. Еженедельник «Пятница», согласно соцопросам -самый читаемый в Иркутске.

ООО Издательский дом «Сегодня - Пресс Байкал» распространя­ет в нашей области популярнейшее «желтое» издание в России - «Эк­спресс газету».

ООО Издательский дом «Пронто-Байкал» составляет основную конкуренцию «СМ Номер Один» на рынке рекламных изданий свои детищем - газетой «Из рук в руки».

С ними обоими в свою очередь соперничают издательская фирма «Роми», выпускающая информационно-рекламную газету «Доска объявлений».

Недавно на иркутском рынке СМИ появилось еще одно регио­нальное приложение - «Жизнь Иркутск», издаваемое ООО «Издатель­ский дом «Жизнь».

Принципы работы каждого издательского Дома регламентирова­ны Конституцией РФ, ее Гражданским, Трудовым, Уголовным кодек­сом, а также законами и подзаконными актами, относящимися к СМИ, в первую очередь Законом о СМИ, принятым 27 октября 1991 г. Концепцию каждого издания формирует собственник, он же опреде­ляет принципы освещения информации и приоритеты. В такой ситуа­ции читатель по сути дела лишен объективного освещения событий, однако у него есть возможность выбрать тот или иной подход к реаль­ности, близкий ему самому.

Сейчас на рынке СМИ в нашем городе установилось относитель­ное равновесие: существуют издательства, выпускающие массовую продукцию по принципу Уильями Рэндальфа Херста-старшего:

«Читатель интересуется прежде всего событиями, которые содер­жат элементы его собственной примитивной природы. Такими явля­ются: 1) самосохранение 2) любовь и размножение 3) тщеславие».

Это газеты «Экспресс», «МК в Иркутске».

Некоторые издательства балансируют между popular и quality, удерживая, тем не менее, стабильный рейтинг и постоянных читателей - «СМ Номер Один» и «КП - Байкал».

В этой же нише расположились издательства специализированных и рекламных газет, как наиболее полезных и не очень серьезных. И серьезные издательства, занимающиеся настоящей журналистикой: из­дательский дом «Восточно-Сибирская Правда» и «Аргументы и факты в Иркутске». Но они не могут похвастаться высокими тиражами и мас­совой аудиторией. Нельзя в связи с этим фактом говорить о снижении уровня грамотности или интеллекта у читателей: массовая пресса на то и существует, чтобы быть массовой, а серьезная журналистика - она как серьезная литература - не всякий сможет воспринять ее, осилить.

В городах и районах области также идет формирование издатель­ских групп, издательских домов, медиа-холдингов. К примеру, в по­следние три года в городе Слюдянка местное радио, телевидение, га­зета объединены в медиахолдинг - это позволяет сконцентрировать журналистские силы, финансы, а в конечном итоге помогает местным СМИ выжить.

Федеральный Закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разрешает учреж­дать печатные СМИ для опубликования муниципальных правовых ак­утов, иной официальной информации (Статья 17).

Муниципальные образования, согласно 131 Федеральному Закону могут работать с печатными СМИ на договорных началах.

Многие местные СМИ, особенно в отдаленных сельских районах, не смогут выжить в новых экономических условиях без поддержки му­ниципалитетов, даже объединившись в медиахолдинги. А потому в 199 Федеральном Законе прописано, что муниципальные образования мо­гут выступать соучредителями местных печатных СМИ. Соответствен­но закладывать в бюджетные образования статью расхода на содержа­ние печатного СМИ, учредителем которого выступает администрация муниципального образования.

Исчезновение местных СМИ «разорвет» и без того слабое инфор­мационное пространство России в целом и отдаленных сельских райо­нах в особенности. Но у администраций муниципальных образований нет лишних денег для поддержки СМИ...

В большом отряде печатных средств массовой информации есть издания, которые принято называть местными. В их числе многоти­ражные, районные городские, объединенные, окружные, областные, краевые, республиканские (газеты республик в составе России). Мест­ные издания наиболее близки сегодняшнему читателю. Близки не только географически, а прежде всего кругом поднимаемых вопросов и тем. И еще: обнищание народа привело к тому, что среднестатисти­ческая российская семья не может позволить себе выписывать, как это было в 70-80-е годы прошлого столетия две-три или более газет.

Областные, краевые, республиканские газеты - это лишь часть ме­стной печати, занимающая как бы высшую иерархическую ступеньку в системе местной печати. 1991-1999 годы - это период слома и в об­щественно-политической жизни страны и период поисков и просчетов в печатных СМИ.

Практически все областные, краевые республиканские газеты по­несли в этот период большие потери. Уменьшился их тираж, измени­лась к худшему внутренняя структура газет, практически прервалась связь с читателями, газеты не охватывали географию освещения, сузи­лась проблематика и тематика газетных выступлений, многие газетные жанры исчезли с полос.

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ОБЛАСТНЫХ, КРАЕВЫХ, РЕСПУБЛИКАНСКИХ ГАЗЕТ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ

Все местные издания Восточной Сибири возникли в период 1917-1932 годы. Областные, краевые, республиканские газеты Восточной Сибири дату своего рождения относят к более раннему периоду 1905-1920 годам.

В связи с многочисленными административными переделками (в Восточной Сибири в 1917-1937 годы были и губерния, и округ, и край, и область) менялось предназначение того или иного издания, его тип, периодичность, название. Основные типологические черты местных изданий сформировались к 1937 году.

В составе административных объединений Восточной Сибири Красноярском крае, Иркутской области, республике Бурятия, Читин­ской области издаются краевые газеты. В Красноярском крае: «Крас­ноярский рабочий» - общественно-политическое издание, реклама, объявления. Издается с 1905 года; «Красноярский комсомолец» - об­щественно-политическая, реклама, объявления. Издается с 1935 года; «Красноярская газета» - общественно-политическая, реклама, объя­вления. Издается с 1991 года; «Красноярская неделя» - рекламно-ин­формационная. Издается с 1990 года; «Красноярская недвижимость» -информация о недвижимости. Издается с 1994 года; «Красноярский железнодорожник» - газета для железнодорожников. Издается с 1936 года; «Красноярский благовестник» - религиозная. Издается с 1991 го­да.

В Иркутской области издаются: «Восточно-Сибирская правда» -общественно-политическая, реклама, объявления. Издается с 1917 го­да; «Советская молодежь» - общественно-политическая, объявления, реклама. Издавалась по 1997 появился «симбиоз» СМ - Номер один»; «Народная газета» - общественно-политическая, дайджест. Издавалась с 1990 по 1994 г. с 1994 года издавалась издавалась АО «Сибинторг» до 1996 г. как общественно-политическая, реклама, объявления; «Номер один» - развлекательная, желтая газета. Издавалась с 1991 года по 1995 год. С 1996 года «СМ-Номер один» разбавила публикуемые материалы репортажами, корреспонденциями, пытаясь стать общественно-поли­тическим изданием; «Восточно-Сибирский путь» - общественно-поли­тическая, реклама, объявления. Издается с 1934; «Восток-Запад» - об­щественно-политическая. Издавалась с.1993 оп 1997 год; «Восточное обозрение» - общественно-политическая, литература, краеведение. Из­давалась с 1993 по 1996 год; «Дело» - информационная, реклама, объя­вления. Издавалась с 1992 по 1997 год. «Областная газета» - обще­ственно-политическая Издается с 2006 года.

Республика Бурятия - «Правда Бурятии» - общественно-полити­ческая, реклама, объявление. Издается с 1918 года; «Молодежь Буря­тии» - общественно-политическая, реклама, объявления. Издается с 1924 года; «Буряад Унэн» - общественно-политическая, реклама, объя­вления. Издается с 1924 года. В газете публикуются материалы на бу­рятском и русском языках. Имеет приложения «Бизнес-Олзо», «Спорт-Тамир», издаются журналы «Вершина» и др. «Бурятия» - обще­ственно-политическая, реклама, объявления. Издается с января 1991 года; «Информ-полис» - общественно-политическая, реклама, ком­мерция. Издается с 1991 года. «Номер один» - таблоидная. Издается с 1998 года. Информ-полис. Таблоидная. Издается с 1991 года.

Читинская область - «Забайкальский рабочий» - общественно-по­литическая, реклама, объявления. Издается с 1905 года; «Комсомолец Забайкалья» - общественно-политическая, реклама, объявления. Изда­ется с 1924 года по 1995 год; «Земля» - крестьянская газета, реклама, объявления. Издается с 1990 года; «Забайкальская магистраль» - газе­та для железнодорожников. Издается с 1933 года; «Забайкальское се­ло» - освещение проблем кооперации, социальные, культурные про­блемы села. Издается с 1993 года.

Республика Тыва: «Тувинская правда» - общественно-политиче­ская, реклама, объявления. Издается с 1924 года, «Тыванын Аныячтары», «Молодежь Тувы» - общественно-политическая, на русском и ты­винском языках, реклама, объявления. Издается с 1933 года; «Шын» (Правда) - общественно-политическая, реклама, объявления. Издается с 1925 года. Кроме того издаются газеты «Известия Тувы», «Центр Азии», «Плюс Информ», «Новости Тувы» и независимая газета «Риск».

Итак, в областных, краевых, республиканских центрах издается более 55 газет и их приложений, которые распространяются в админи­стративных объединениях - по области, краю, республике. Это, в ос­новном, издания общественно-политической направленности, а также специальные и профессиональные издания.

Большинство указанных изданий существует более семи десятиле­тий. В республиканских, краевых, областных центрах Восточной Си­бири в 90-е годы издавались и другие издания, причислявшие себя к областным изданиям, но, как правило, это были газеты-однодневки. Через два-три номера они прекращали свое существование («Прибай­калье» фотоиллюстрированная газета Иркутской области) или имели малую периодичность («Коммунист Приангарья», «Коммунист Буря­тии») 5-7 номеров в год, или газеты «Наш Байкал», «Литературный Иркутск», которые издавались в первой половине 90-х годов, в Иркут­ске, и за пределами города практически не распространялись. А пото­му автор данной работы не счел возможным исследовать эти и подоб­ные им издания.

Газеты, имеющие давнюю историю, традиции, опыт выжили, вы­стояли в условиях экономической нестабильности в стране. Выжить в сложных условиях рыночной экономики газетам помогли устоявшие­ся типологические особенности издания.

Типологические особенности не всегда ясно и ярко прослежива­ются в областных, краевых, республиканских газетах периода 90-х го­дов. В период слома общественно-политической формации подчас нужны годы, чтобы типологические черты резко выявились.

Минувшее десятилетие осталось в истории печати как бы подго­товительным, переходным временем для складывающегося нового ти­па издания.

Печать России, Восточной Сибири 90-х годов в стадии растерян­ности, утрат, поиска, становления. Информационные интересы ауди­тории - эта грань типологии должна была быть у редакции на первом месте. А поэтому газеты пытались найти, разграничить интересы ауди­тории. Отсюда редакция «Восточно-Сибирской правды» стремилась дать не только информацию о жизни области, но также о событиях в стране, за рубежом. Рубрика «В мире, стране», полоса «Дайджест ВСП», приложение «Подворье», субботний «толстый» выпуск газеты «выпуск выходного дня». Но при информационном взрыве (газеты, ра­дио, телевидение, Интернет) дублирование информации дело дорогос­тоящее и бесполезное.

Стремление газет давать всеобъемлющую информацию, бытовав­шее в 90-е годы, наоборот часто отталкивало читателя. В выигрыше оказались те издания, где внимательно изучив аудиторию стали лучше и глубже писать о местных проблемах, публиковать исторические, кра­еведческие материалы, где не скупясь на расходы соблюдали геогра­фию освещения материалов. Примером может служить деятельность редакции газеты «Буряад Унэн», что в Улан-Удэ. В 1991 году тираж этой газеты составлял 5000 экземпляров. В 1999 году тираж этой газе­ты составил 70 тысяч. Ее материалы публикуются на двух языках - бу­рятском и русском. Газета изменила формат с А2 на A3, увеличила объем номера газеты до 32 полос. Кроме того, газета имеет два прило­жения: бизнесовое - «Бизнес- Олзо» и спортивное, газета вовсе не пу­бликует материалов о событиях в России, за рубежом.

В выигрыше оказались те газеты, где ясно определили: 1) целевое назначение издания, 2) отражаемую сферу действительности, 3) родо­вую принадлежность издания, 4) характер аудитории, 5) характер из­ложения.

ОБЛАСТНАЯ, КРАЕВАЯ, РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПЕЧАТЬ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В СИСТЕМЕ МЕСТНОЙ ПЕЧАТИ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ

В этом регионе по данным на 1 января 1999 года издавалось 1892 газеты. В их числе многотиражные, районные, объединенные, город­ские, областные, краевые, республиканские. По данным на 1 января 2006 года в Восточной Сибири издается 3151 газета.

Верхние ступеньки иерархической лестницы местной печати за­нимают областные издания. Именно эти газеты долгое время были «аристократами» местной печати, задавали тон публикациям в ме­стной печати. Здесь работали лучшие журналисты. Законодателями жанровых особенностей, жанровой моды выступали именно областные газеты. Так было в 60-е, 70-е, 80-е годы. Так, отчасти, было в 90-е го­ды. Именно в пору рыночной экономики областная печать стала те­рять - одну за другой - завоеванные позиции. Снизилось качество пу­бликуемых материалов, информативность газет, аналитичность, про-блемность, география публикаций зачастую не выдерживает критики. Все это снижало качество газет, а значит их спрос на информацион­ном рынке. Низкое качество публикуемых материалов в 90-е годы это результат: а) уменьшения численности штатных журналистов, а также внештатных авторов, снижения требовательности к публикациям; б) плохой информативности (мало информации на газетных полосах); в) отсутствие глубокого анализа ситуации, события; г) отсутствия проблемности (в газетах было мало публикаций по актуальным, злобод­невным проблемам современности; д) слабая география публикаций -это значит, что отдаленные районы области не освещаются. Это происходит от того, что областные газеты отказались от собкоров. Как правило, большинство собкоровских пунктов в районах Иркутской области закрыто. Подобное положение с собкоровскими пунктами бы­ло и в других административных объединениях Восточной Сибири.

Все это причины объективного плана, возникшие в связи с ры­ночной экономикой: отсутствием постоянного финансирования, пол­ной свободой от цензуры, свободой строить свою информационную политику, исходя порой из личного непонимания, учредителей, изда­телей.

Одновременно со свободой строить свою информационную поли­тику в моду отечественной журналистики вошла свобода покупаться и продаваться. А потому областные издания Восточной Сибири, как правило, находятся в финансовой зависимости от губернатора, адми­нистрации, Президентов. Следовательно, говорить о независимости областных изданий не приходится.

1992 год. Тиражи центральных газет упали в 8-10 и более раз, ти­ражи местных газет упали в 3-4 раза. Большое снижение тиражей про­изошло у областных изданий в 4-5 раз. Потому, начиная с 1992 года и центральные, и областные газеты вели настоящую «битву» за читателя.

«По нынешним ценам подписка для рядового гражданина стано­вится делом чести, доблести и геройства. Причем в одних регионах больше, чем в других, из-за разницы цены услуг почты. Поэтому раз­ные издания пытаются помочь своим читателям сделать этот нелегкий шаг. Набор приемов соблазна богат» - писала газета «Московские но­вости» (№ 41, 11 октября 1992 года). Далее газета приводит образцы битвы за читателя. «Комсомольская правда» опубликовала обширный список своих агентов влияния», от Гайдара до Пола Макартни, и ра­зослала этот номер всем подписчикам начала года, даже неподписавшимся. Одновременно она предложила плакат с автографом Мариан­ны тем, кто подпишет 99 своих знакомых на «Комсомолку». Но это удовольствие явно для богатых.

«Московская правда» объявила о выделении призового фонда в 65 тысяч рублей для лучших распространителей своей газеты. Первая премия 7 тысяч рублей. А для подписчиков-садоводов будут выделять­ся саженцы смородины. А может, липы. Или клюквы.

Пытались не отстать в «битве» за читателя и областные издания. «Восточно-Сибирская правда» в номере 210-211 за 30 октября 1993 го­да под рубрикой «Подписка-94» опубликовала заметку «Запомните и передайте другим».

Привожу заметку дословно: «Ох и брешут, ох и брешут, - супруга моя, Мария Никитична, в сердцах сплюнула и выключила радио. - Ни стыда, ни совести у людей. - Объясни в чем дело? - говорю, а сам по­думал: «Не иначе как очередную «утку» работнички из радио запусти­ли». А супруга страсть как не любит вранья. «Да ты посмотри, как они свой листок рекламируют, - ответила просто, но с издевкой Мария, -«Говорит и показывает Иркутск». Видно плохо у них с подпиской де­ла, вот и суетятся, несут всякую чушь. Дескать, с нового года только они и будут печатать программу телевидения. Ни стыда, ни совести. А я всю жизнь «Восточку» выписывала, верю ей. А раз она говорит, что программу печатать в новом году будут, значит, будут. Кто им запре­тит. Эти врунишки-то». Супруга с явной брезгливостью посмотрела на молчащий, засиженный мухами ящичек и развернула свежий номер «Восточки». «Мудрая женщина», - с восхищением подумал я. В. В. Иванов, иркутянин»

От редакции: нам ничего не остается, как подтвердить правоту су­пруги товарища Иванова: действительно, никто не вправе запретит! нам печатать то, что необходимо людям. Программу ТВ мы печатали и будем печатать. Запомните это и передайте другим. И, не раздумы­вая, оформляйте подписку на «Восточку».

Получается, что главное из-за чего необходимо оформить подпи­ску на «Восточку» на 1994 году - это программа ТВ? Конечно, такая реклама солидному изданию популярности не прибавила. Кто лишг усмехнулся, а кто и сказал: дожила «Восточка»...

Областные издания Восточной Сибири в 90-е годы занимали свое место в системе местной печати. Положение областных изданий в си­стеме печати могло быть более выигрышным, если бы:

а) газеты имели свое, ярко выраженное лицо; б) не забывали об интересах читателей; в) не забывали о том, что они не городское, а областное издание: г) не суживали тематику и проблематику публикуемых материа­лов; д) не забывали о жанрах, о жанровой палитре на газетной полосе.

Местным газетам в 90-е годы было трудно. Очень трудно. И труд­ности эти, по мнению Михаила Ненашева, бывшего председателя ко­митета по печати и книготорговли, а еще ранее редактора газеты «Со­ветская Россия», происходят потому, «что пресса изменила читателям и отдалась политикам. Никогда еще газеты не были так безразличны к читателям, как сегодня... очень узок тематический круг публикаций. Газеты становятся все безразличнее к тому, что происходит за грани­цами Садового кольца столицы. Вспомните Карамзина: «Россия -сильна провинцией», - писал М. Ненашев в 1995 году.

Первый пресс-секретарь Б. Н. Ельцина Павел Вощанов в интер­вью, отвечая на вопрос о состоянии прессы, сказал: «Сейчас ее поло­жение просто трагично. Новая власть сумела сделать то, чего не смогли сделать коммунисты. Сегодня пресса оцепенела перед властью- вот что самое страшное.

На почве процветания коррупции происходят убийства журналистов, осмеливавшихся рассказывать людям правду, обще­ственных деятелей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: