В Соединенных Штатах в конце прошлого века не на жизнь, а на смерть схватились две газеты «Нью-Йорк уорлд» во главе с издателем Дж. Пулитцером и «Нью-Йорк джорнэл», которой заправлял Уильям Рэндольф Херст. «Уорлд» и «Джорнэл» пошли друг на друга войной, не поделив... комикс. В 1896 году художник Ричард Фелтон Ауткот впервые придумал и нарисовал историю в картинках и сопроводил ее подписями и «пузырях».' Свое творение Ауткот продал в «Нью-Йорк уорлд», гдё^превый в истории комикс и появился в октябре того же 96-го года. Этот комикс number one назывался «Переулок Хогана» и рассказывал о похождениях симпатичного паренька из нью-йоркского района трущоб Хоганс Элли. Парнишка-бедняк был одет в мешок из-под муки, который Ауткот раскрасил в желтый цвет. Более сотни лет назад, появление «желтого парня» вызвало настоящий фурор! Ну, во-первых, как уже было сказано, сам комикс был той еще новинкой и диковинкой. Во-вторых, газеты в ту пору выходили исключительно в черно-белом варианте, а тут яркое желтое пятно. Не удивительно, что благодаря «Переулку Хогана» тиражи «Нью-Йорк уорлд» подскочили до одного миллиона экземпляров в день. Уильям рэндольф Херст из «Джорнэла» понял, что дело пахнет большими деньгами, и - переманил художника Ауткота к себе, посулив ему более высокие, чем в «Уорлд», гонорары. Когда-то более молодой во возрасту, подвизался в пулитцеровской газете рядовым репортером. Его отношение к шефу было смесью профессионального восхищения и зависти. Начав издавать собственную газету, Херст взял за образец для подражания именно «Уорлд». И вот ему подвернулся случай бросить вызов своему кумиру и одновременно конкуренту.
|
|
«Желтый парень» поселился на страницах «Джорнэла», чьи тиражи также мгновенно взлетели вверх да настолько высоко, что Херста стали сравнивать с Генри Фордом, который первым начал собирать автомобили на конвейере и тем самым сделал их массовыми. Но «Нью-Йорк уорлд» не собирался сдаваться без боя: Дж. Пулинцер пригласил другого рисовальщика, Джорджа Дулкаса, чтобы тот потчевал читателей своей версией «Переулка Хогана». И несколько последующих лет газеты провели, выясняя, чей желтый герой лучше и кто из них вообще имеет право печатать комиксы. Прочие американские издания того времени, может быть, тоже были бы не прочь повысить свои тиражи за счет публикации историй в картинках, но они понимали, что «желтый парень-3», 4, 5 и далее - это уже перебор, оставшимся не у дел только и оставалось, что, глядя на популярность «Уорлд» и «Джорнэл», облизываться несолоно хлебавши и - злопыхать. Один из таких злопыхателей, журналист Эдвин..Вардман из «Нью-Йорк пресс», и придумал в конце XIX века выражение.«желтая пресса Ныо» Как пишет в своих мемуарах сын, а попутно продолжатель фамильного бизнеса и полный тезка Уильями Рэндольфа Херста - У. Р. Херст-млад-ший, «этот термин был пущен в ход... «Пресс», терявшей тиражи по вине «Джорнэл» и «Уорлд». Его породила профессиональная вражда и, вероятно, зависть».Со временем окончание «нью» отпало за ненадобностью. Осталась просто «Желтая пресса» - массовая и изобилующая сенсациями, какой были ее «родители»: «Нью-Йорк уорлд» и «Нью-Йорк джорнэл» (Херст-младший писал о газете своего отца: «Внутренняя деятельность в «Джорнэл» проводилась под коммерческим девизом «Тираж решает все»...
|
|
Существует мнение, что сделать хорошую желтую газету так же непросто, как и качественную. Разные, как небо и земля, эти две разновидности газет требуют знания своей аудитории, ее потребностей и умения удовлетворить вкусам и запросам своих читателей. А ведь читателей желтой прессы необычайно много (например, тираж немецкой «Бильд» - 5,5 млн.) и все они - такие разные. Желтая пресса имеет давнюю историю. Первые массовые газеты появляются в 20-30 гг. XIX в. и, хоть и ставили своей целью развлечение читателя, но эти развлечения являлись очень специфическими. Рядом с сенсационными материалами печатались произведения Бальзака, Гюго, Ламартина. С тех пор желтая пресса очень изменилась - стала более откровенной, открыла для себя ряд новых тем, но концепция осталась той же: доступность и социальность материалов, ориентация на аудиторию.
Таблоид (англ tabloid) - бульварная газета или журнал, угождающие вкусам самой низкопробной публики. Публикует материалы, как правило, скандального содержания, связанные с личной жизнью известных людей. Для таблоидов характерно обилие фотографий.
Таблоидные газеты, появившиеся в конце XIX- начале XX столетия в Англии, отличались форматом. Был взят формат A3. Увеличился объем газеты: с 4-х полос до 22-х и более. Таблоиды используют шрифты крупных кеглей, цветную печать. Таблоидные издания использовали большие фотографии на первой полосе, а также страницы-плакаты, страницы-афишки.
В России в 1905-1907 гг. усиливаются процессы коммерциализации печати, по всей стране распространяются бульварные газеты. Самые высокие тиражи бульварных газет имеют газеты-копейки, издававшиеся для массового читателя во многих городах России, в Иркутске в том числе.
Издательство П. П. Сойкина «Копейка», основанное в 1907 г. выпускало также «Журнал-копейку», «Листок-копейку», целый ряд приложений и являлось крупнейшим в России. Таблоидные, желтые издания получили в России начала XX столетия широкое распространение.
В наши дни в регионе Восточной Сибири можно наблюдать расцвет желтых, таблоидных изданий.
Возрождение желтых, таблоидных, бульварных изданий в России началось в 1991-1992 годах. Появились региональные, локальные представители этих типов газет. Так, в 1991 году вышел первый номер газеты «Номер один». Кстати, газета эта вначале заявила о себе, как «газета в системе газет «Все для Вас».
Чтобы лучше представить с чего начинал иркутский гигант «СМ Номер один», давайте посмотрим, что было напечатано в номере за сентябрь 1991 г. (число и номер издания тогда не указывались).
На первой странице интригующий заголовок «Тайна гарема». Статья удобочитаема, но, к сожалению, перепечатана из центральной прессы. Рядом - услуги газеты, анонс одного сообщения и, что самое завлекательное - купон, отправив который, можно выиграть денежный приз в размере 3000 рублей (при цене газеты 30 копеек, это очень много).
Вторая страница - это дайджест, так здесь написано. Несколько перепечатанных заметок, психологический тест, а самое главное - новая услуга - бесплатные объявления по почте (дан купон). До шестого номера объявления подавались по телефону. Они и расположились на третьей странице. Завершает газету гороскоп. Выходных данных нет, только почтовый адрес редакции и «отпечатано в типографии ВС АГП».
|
|
Опьяняющая свобода слова и печати не могла не породить такую вот полезно-развлекательную газету. На фоне тогдашних «ВСП», «Советская молодежь» и других, «Номер один» выглядит совсем необычно и ново, что привлекло, конечно, внимание, и газета нашла своего читателя сразу, или почти сразу. Главная ставка - бесплатные объявления. И никакой политики. Бесплатные объявления «Номер один» взялась печатать первой в России. Впрочем, еще одна характеристика газеты «Номер один» - во всех библиотеках подшивки собираются только с 1996 года, когда все стало ясно, что газета заняла свое место в читательском спросе (в библиотеке ИГУ на ул. 5-ой Армии ее собирают с 1991 г.). Никто не заметил убогую газетенку, но мы стали свидетелями правильно разработанной маркетинговой тактики и верно выбранного направления, что обеспечило ее дальнейшее процветание.
В 1992 году газета выходила на 24 полосах. Рубрики газеты: Всякая всячина (дайджест, на 5-6 полосах), Обмен квартир, Куплю, Продаю, Бартер, Аренда, Кредит, Биржа труда, Помощь, Сообщения, Услуги, Поздравляю, Разное, Маразмное, Знакомства, Супер Экспресс. Газета также публиковала: Гороскоп на неделю, Кроссворд, Тест, Программу телевизионных передач.
Кроме того, в 1993 году газета выпускала бесплатный выпуск «Номер один плюс» тиражом 200 тысяч экземпляров, на 4 полосах 3 раза в неделю. Она распространялась по почтовым ящикам жителей Иркутска бесплатно. С 1995 года газета увеличила объем до 32 полос, ушла из системы газет «Все для Вас», ужала объявления.
На пятом году своего существования в «Номере один» стали использовать красный цвет в оформлении, что сделало газету привлекательнее внешне. Появилось огромное разнообразие шрифтов. В 1996 году газета три раза меняла оформление названия (шрифт, размер, цвет).
|
|
Отдельное слово о бесплатных объявлениях. В 1996 году это уже вкладыш из 10-ти страниц. Тогда газету охотно покупали именно из-за бесплатных объявлений. Также нужно отметить то, что в это время идет конкуренция между «Номером Один» и «Что почем» - газетой, в которой кроме бесплатных объявлений печатались еще цены товаров и услуг в Иркутске, так сказать, «что, где и почем». «Номер один» старается печатать на своих страницах более качественные материалы и изо всех сил пытается выйти на первое место. И вот, в 1997 году, в результате развития и конкуренции, газета «Номер один» сливается со старейшим иркутским изданием - «Советской молодежью». Сначала это был шок для всех. «Советская молодежь» - интеллигентное, зрелое, качественное издание, где начинали и работали наши лучшие литераторы, где печатался цвет иркутской журналистики. Как могла согласиться такая газета на слияние с бульварным (хотя и очень популярным) «Номером один»? Интересы «Номера один» понятны. Это желание стать этаким всеобщим изданием, гигантом (что и вышло). Но «СМ»? С 1997 года и поныне газета называет «СМ Номер одни» Во-первых, газета действительно стала качественнее. Теперь преобладающее большинство материалов - иркутские, и на местные темы. Газета стала по-настоящему местной, для иркутян. Используются многие жанры (корреспонденция, репортаж, интервью с иркутянами). Проводятся различные, опросы, конкурсы.
Шрифты и заголовки. Они остаются по-прежнему кричащими и огромными по размеру. На первой странице обязательно сенсация.
Она делается из любого материала. Например, «В Иркутске взлетела квартплата» на 1/3 полосы. Или «Дети на цепи» и так далее.
В номере есть блок официальных новостей. Есть приложение «Вторая тетрадка. Полезная газета». Там публикуются разные нужные вещи, например, где в Иркутске лучше почистить дубленку, или как сделать ремонт.
Издательский дом Номер одни издает «Все объявления Иркутска», которая сейчас конкурирует с газетой «Из рук в руки». И довольно успешно. Она дешевле, и потом все объявления дублируются в «СМ Номер один» (сейчас там объявлениям посвящены всего 2-3 страницы).
«Номер один» сегодня - это идеал таблоидных, желтых газет. Здесь все признаки таблоида выдержаны. Есть криминал, есть материалы, щекочущие нервы, дайджест, кроссворды, скандалы из Голливуда.
Кстати, «Номер один» ведет информационную экспансию в регионе Восточной Сибири. С 1 января 1999 года выходит дочерняя газета в республике Бурятия.
В Иркутске с марта 1997 года издается «Экспресс газета» с Иркутским вкладышем (издательский дом «Комсомольская правда» - группа «Сегодня»). Газета «Московский комсомолец» издает Иркутский вкладыш, который более желтый, чем сама газета. Это признак того, что таблоидные, желтые издания из центра активно ведут борьбу за читательскую аудиторию регионов.
«Желтые» издания обычно сразу бросаются в глаза пестрящими яркими заголовками, обложками. Однако бумага, на которой отпечатана газета «Жизнь» качеством не отличается, поэтому газету на прилавке можно не заметить. «Жизнь» - черно-белое, а точнее серо-мутное издание с периодически появляющейся двухполосной цветной вкладкой в середине. Как и все «желтые» газеты, она пытается заинтересовать и поразить читателей огромными «сенсационными» заголовками. Бросается в глаза то, что название газеты в левом верхнем углу первой полосы обычно в три раза меньше заголовков. Внутри «Жизнь» отличается исключительной «желтизной», ибо на ее страницах публикуются такие пошлости и вульгаризмы, что порой газету стыдно открыть в людном месте. Редакция радушно приглашает читательниц присылать свои фото, и не какие-нибудь, а в стиле «ню». Ничуть не стесняясь, девушки демонстрируют свои прелести. Забавно, что все они серьезно делятся своими планами на будущее. Одна хочет стать моделью, вторая - актрисой, - третья психологом. Интересно. Захочет ли человек воспользоваться услугами психолога - порнозвезды?
Особенно мне запомнился раздел «Дорогая Инна» (вместо имени - лицо молодой женщины, по-видимому, этой самой Инны). Ей адресуют свои письма читательницы, реже читатели. Истории поражают глубиной мысли. Об этом говорят заголовки: «Секс на подоконнике», «Секс с родным братом», «Мой приятель сексмашина» и так далее. Вероятно, все эти письма на досуге сочиняет сама Инна, ибо психически здоровый человек не станет писать подобное в газету, чтобы о его проблеме узнали 15 тысяч семей. Ведущая рубрики на полном серьезе подробно отвечает на послания, начиная ответы словами «Дорогая Катя», «Дорогой Андрей». Само название газеты - «Жизнь» - весьма спорно. Почему-то газета с охотой публикует материалы об убийствах, авариях и крушениях. С не меньшим удовольствием в эстрадных, киношных и околотеатральных сплетнях: кто с кем, как и каким образом.
Газета со смаком поведала о семейной трагедии. Крупным заголовком: «Умолотила всю семью». А пониже: «Сначала Клавдия Архиповна забила молотком мужа, а последней - дочь». Также газета «Жизнь» безапелляционно сообщала: «В Иркутске продается отравленный хлеб».
Еще один раздел газеты - общественно-политический. В каждом номере на седьмой полосе публикуются эссе обозревателя газеты Леонида Шахова. В них он не дает спуску ни министрам, ни депутатам, стремится защитить права простых тружеников. Выступления Шахова, пусть порой стилистически несовершенные, привлекают своей запальчивостью и отличаются от «желтой» направленности газеты.
Международный раздел делается также в стиле газеты. Так под заголовком «Баzрий» даются крупные заголовки «Джексон: я сплю с мальчиками», «Заговор против Тату». В материалах разглагольствования о педофилии и лесбиянстве.
РЕКЛАМНО-КОММЕРЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Задача рекламы как можно энергичнее и быстрее побудить человека к какому-либо конкретному действию, например, покупке вещи. Конечно, суммарное рекламное воздействие дает и мировоззренческий эффект, влияет на образ жизни, на облик эпохи. Однако для рекламы это следствие, восходящее за пределы ее конкретных задач, ее социального предназначения.
Реклама широко использует средства интеллектуального и эмоционального воздействия на аудиторию, а именно: приемы внушения, убеждения, «навязывания» достоинств предмета, идеи, личности, явления.
Еще на ранних этапах развития человечества реклама выступала в форме письменного текста. Это происходило с началом письменности. Введение письменности в различных регионах земного шара датируется 8-6 тысячелетием до нашей эры.
Геродот сообщал, что в эпоху греко-персидских войн Дарий, начиная поход на Грецию, поставил два столба из белого мрамора, где ассирийскими и эллинскими письменами были вырезаны имена всех народов, коих он вел за собой. Здесь мы видим политическую рекламу - прославляется могущество Дария способом, апеллирующим как к современникам, так и к потомкам.
Современные исследователи считают одним из древнейших рекламных текстов надпись, высеченную на камне. Он был найден в развалинах древнеегипетского города Мемфиса. Вот эта надпись: «Я, Рино, с острова Крит, по воле богов толкую сновидения».
В древности были распространены надписи, нацарапанные или написанные краской на стенах. У исследователей античности эти надписи именуются граффити. Среди граффити, найденных в Помпеях, есть такие: «Прошу, чтобы вы сделали эдилом Модеста», «Рыбаки, выбирайте эдилом Попидия Руфа».
В античности развивается рекламная деятельность. Истоки таких явлений как афиша, плакат, рекламная акция, также восходят к античности. Более отчетливые очертания они приобретают в эпоху Средневековья и Возрождения.
В западно-европейском средневековье реклама получила широкое развитие. Так, в VII веке выходит сборник «Криков Парижа», составленный Гильомом де Вильнев. В этом сборнике реклама осознается как специфическая деятельность, особая форма общественной связи. В аналогичном сборнике «Крики Рима» имеется таблица, в которой классифицированы 192 типа разносчиков и рассыльных, предлагающих товары и услуги. Даны их изображения различающиеся одеждой, экипировкой, выражением лица. Эти сборники являются прототипом сегодняшних рекламных проспектов, каталогов, рассылаемых потенциальным потребителям.
Основателем печатной рекламы в Европе следует считать французского врача Теофраса Ренодо (1584-1659). В 1630 году он основал в Париже адресную, или справочную, контору, которая печатала рекламу и объявления во «Французской газете». Первый номер газеты был выпущен 16 мая 1631 года.
В 1843 году карикатурист Каммерсон начинает издавать газету «Шутник».
В России первую рекламу можно встретить в газете «Ведомости». Там публиковались объявления, справки.
В XIX и XX столетиях реклама в России развивалась, совершенствовалась. Бурное развитие реклама получила после 1985 года. Все издающиеся сегодня региональные, локальные рекламные издания появились в период 1985-1992 годы.
До революции 1905 г. доля рекламы в коммерческой прессе Сибири составляла 38%, а после 1905 г. - 50% газетной площади. Доход от рекламы был так велик, что некоторые газеты, как, например, «Иркутский листок», раздавались бесплатно в клубах, театрах, иллюзионах, ресторанах, гостиницах, на вокзалах. Реклама все чаще делается виртуозными профессионалами, идущими на любые ухищрения ради выгоды. Заметна дифференциация рекламы в сибирской прессе. В Иркутске газета «Новости» ориентировалась на солидных известных предпринимателей, а «Иркутская копейка» - на рядовых обывателей и мелких торговцев. Но сибирские газеты много делали и для привлечения к рекламе людей бедных, малообеспеченных. Объявления о поиске работ, найме квартир для учащихся, найме прислуги, как правило, оплачивались по самой низкой цене. Этому способствовало то, что с конца XIX в. в Сибири все более заметную роль играли редакторы и издатели из простонародья, не получившие системного образования, усвоившие культуру путем самообразования. Таким образом, в 1901-1906 гг. В Сибири в системе коммерческой, деловой, информационно-рекламной прессы выпускалось 124 издания (59 - в Восточной Сибири).
А теперь об иркутских рекламных газетах в наши дни...
Реклама - это неперсонифицированная передача информации, обычно оплачиваемая, имеющая характер убеждения о продукции, услугах или идеях, посредством различных носителей. Рекламные и рекламно-коммерческие издания полностью (или частью) состоят из рекламы. Выделяют два типа рекламных изданий: бесплатные и коммерческие.
«В каждый дом» - бесплатная газета (4 страницы) выходила еженедельно по вторникам тиражом 206 тысяч экземпляров, учредитель - «Издательский дом», «P.S. Пресс», «ООО Байкал», «Информбюро», издатель - фирма «Ефим Давыдов». Читательская аудитория газеты довольно широка: многие города, поселки Иркутской области (Иркутск, Ангарск, Шелехов, Усть-Кут, Чуна, Слюдянка и др.). Немного о тематике издания: газета представлена только блоками информации самого разного характера: здесь реклама и хозтоваров, и мебели, и продовольствия (например, чая, детского питания, оптовых поставок муки, сахара и т.д.), красок, бытовой техники и др. Не было какой-то систематизации в расположении рекламных изданий по страницам. Да в этом нет и нужды. Особенность подобных газет в том и состоит, что здесь собрана различная информация чисто пояснительного характера.
Что касается оформления газеты, то она оперировала черным, белым шрифтами разного размера, начертания, насыщенности. Использовала рисунки, фотографии, рамки. Такой дизайн «Каждого дома* (как и всех других, анализируемых здесь) для рекламных изданий был очень характерен. Обилие шрифтов и оформительских средств позволяет привлечь внимание покупателей к рекламируемым товарам, услугам.
«Ямщик» - бесплатная газета (4 страницы) выходит еженедельно по субботам тиражом 120 тысяч экземпляров, учредитель: «УФСП Иркутской области», издатель - агентство «КП-Байкал». «Ямщик» состоит только из блоков объявлений. Наряду с объявлениями чисто информационного характера (продукты, аудио-видео, оптика и др.), есть небольшие рекламные статьи, где дается не только бренд и слоган той или иной фирмы, но и довольно подробный рассказ о рекламируемом товаре, услуге (например, такие статьи, как «Лекарство от лиственницы», «Если у вас болит спина...» и др.). В обеих газетах часть объявлений печатается под рубриками (например, «Недвижимость», «Аудио-видео», «Продукты», «Твое авто», «Услуги», «Разное»). Что касается оформления, то в этом обе газеты схожи.
«Все объявления Иркутска», «Из рук в руки», «Что почем» и другие газеты, в отличие от бесплатных, поступают в продажу. Они рекламно-коммерческие.
«Из рук в руки» - выходит еженедельно тиражом 13 тысяч экземпляров. Состоит из двух частей (1-я, основная - 32 страницы, 2-я, приложение «Средства транспорта» - 16 страниц). Учредитель: ООО «Пронто-Москва». Издатель: ООО «Пронто-Байкал». Главный редактор М. Лыкова. В отличие от бесплатных рекламных газет, в издании «Из рук в руки» (на второй странице) помещается содержание рубрик (например, «Недвижимость», «Работа», «Предметы потребления» и др.) и раскрывающие их подрубрики (например, рубрика «Работа», подрубрики: «Поиск работы и приработка», «Воспитатели - няни», «Помощники в хозяйстве», «Деловое партнерство»). Такой указатель помогает разобраться в том огромном мире объявлений, которые здесь помещены. Особое внимание следует обратить на правила публикации (где говорится, какую информацию «Из рук в руки» не печатает). Например, объявления о покупке-продаже иностранной валюты. Редакция может подвергать редакторской обработке бесплатные и платные объявления, в целях придания им качеств, удобных для читательского восприятия, условия пользования газетой, где подробно оговаривается подача бесплатных объявлений.
«Все объявления Иркутска» - (32 страницы) выходит по понедельникам тиражом 11 тысяч экземпляров, учредитель и издатель: ООО «СМ-Номер один», главный редактор Е. Томских. Это издание во многом сходно с «Из рук в руки»: наличие рубрик-указателей, условия размещения в номере объявлений. Однако помимо рекламы, в газете публикуется информация развлекательного характера: гороскопы, анекдоты, кроссворды.
«Что почем» - выходит два раза в неделю тиражом 15 тысяч экземпляров, учредитель: издательский дом «P.S. Пресс», главный редактор Д. Мосягин. Рекламный блок занимает половину объема издания. Наряду с объявлениями, систематизированными в рубрики, содержится информация о конкурсах, концертах и т.д. В газете также четко разграничены права редакции о публикации объявлений, условия публикации.
Объявления в рассмотренных коммерческих изданиях самые разнообразные (от рекламы бытовой техники до рекламы продуктов, от объявлений о продаже недвижимости до объявлений о концертах эстрадных звезд). Информация представлена как отдельными блоками (каждое с товарным знаком и слоганом), так и сплошным текстом (чаще всего объявления о купле-продаже). Несколько слов об оформлении газет. Оно более разнообразно, чем у бесплатных изданий. «Все объявления Иркутска» сохраняют черно-белый вариант. В газетах «Из рук в руки» и «Что почем» уже появляется цвет («Из рук в руки» - вариации красного, серого; «Что почем» - часть рекламы - основные цвета спектра). Огромный потенциал оформительских средств - рекламные тексты сопровождаются фотографиями, рисунками, таблицами, картами, шрифтами разных начертаний, размеров, насыщенности. Используется как черный текст на белом, фоне, так и белый на черном. Такая контрастность позволяет четко привлекать внимание к объявлениям и способствует тому, чтобы информация для читателей не сливалась в сплошной ряд букв и цифр.
Вся реклама в приведенных изданиях относится к типу региональной (местной) товарной рекламы. Местной, потому, что является чаще всего актуальной в пределах Иркутска и Иркутской области. Товарной, потому, что предназначена для продажи определенных товаров, услуг. Ответом на такую рекламу должно быть немедленное действие. Выделяются подтипы: товарная обычная (реклама, информирующая читателей о предоставлении тех или иных услуг и о наличии широкого ассортимента товара по стандартным ценам) и реклама распродаж (выставление товара на распродажу). Рекламный акцент делается на снижение цен. В газетах также публикуются купоны бесплатных объявлений, информация оптовых поставок.
С точки зрения условия целевой аудитории, реклама в выше перечисленных изданиях является потребительской, т.е. нацеленной на людей, которые приобретают товар в личное пользование и для других. Такая реклама финансируется производителем товара или агентом, занимающимся его продажей.
Печатная реклама уступает теле- и радиорекламе, где используются разные рекламные композиции. В названных газетах (а также любых других печатных рекламных изданиях), большинство объявлений строится по принципу предельно краткой информации (название товара, услуги, фирмы - телефон (адрес), или несколько расширенной (добавляется слоган - побуждение, призыв, краткая пояснительная характеристика).
Еще один важный аспект. От чего зависит объем рекламы в газете? От времени года (спад - зима, лето; подъем - весна, осень) (просмотрев мартовские подшивки газет, можно в этом убедиться). От влияния на рекламируемый рынок политических, экономических событий (августовский кризис 1997 года это подтвердил). От бесплатной информации о том, «как и где лучше разместить рекламу», привлекающей ее в газету.
Среди региональных и локальных рекламных изданий в последние годы появились рекламно-информационные издания, многое перенявшие от таблоидных, желтых изданий.
Яркий пример рекламно-информационных изданий газета «Что почем?», учредители: фирма «Ефим Давыдов» и издательский дом «Постскриптум: Пресс».
Открываем шикарно исполненную в цвете (в отличие от «№ 1») страницу-плакат «Что почем?», на которой, как правило, изображается крупным планом что-нибудь фривольное. Если вовремя не прочитать название газеты, то можно спутать «Что почем?» со «SPEEDинфо». На странице-плакате дается анонс интересных, по мнению редакции, материалов номера. На второй полосе публикуется материал под рубрикой «Власть».
Следующая рубрика газеты - «Коммерсант». Эта рубрика повествует о состоянии дел на ММВБ, на оптовом и розничном, на внешнем и внутреннем рынках, дает полезные советы бизнесменам и прочим деловым людям. В газете есть также рубрика «Телегид», то есть обзор программа телепередач на все программы, принимаемые в Иркутске. Печатается гороскоп. Следующая рубрика - «События» расскажет читателю о событиях, происходящих в Иркутской области, России и вообще в мире. Именно в этой рубрике лучше всего угадывается круг основных авторов газеты, так как остальные рубрики процентов на 80-90 состоят из дайджестов.
Круг авторов газеты. Спорт - стихия Андрея Семакина, о творчестве народных и профессиональных артистов и вообще об искусстве пишут Мария Покровская и Александр Орехов. Анна Киселева и Алексей Ярошевский обозревают социальные проблемы. Кстати, Алексей Ярошевский ведет рубрику в рубрике «Поговорим», суть которой заключается в том, что он задает на улице вопрос прохожим, касающийся какой-нибудь социальной проблемы (например: как Вы относитесь к тому, что пионерской организации больше не существует?) Ответы на эти вопросы публикуются в газете вместе с фотографиями отвечающих (фото Алексея Михеева).
Рубрика «Житуха». Здесь печатаются статьи, освещающие далеко не лучшие стороны нашей жизни, описывается жизнь домов для престарелых, школ-интернатов, детских приютов; их материальное положение и возможные перспективы, ожидающие в будущем. Это единственная рубрика газеты, заставляющая читателя задуматься над тем, как мы живем сегодня и что может стать с нами завтра. «Консультации» - это рубрика, построенная на вопросах читателей относительно проблем, связанных с нашим российским законодательством, и ответах редакции. Несомненно - это полезная рубрика для людей всех возрастов и социальных групп.
«Потребитель» или «Мир потребителя». Эта рубрика не менее полезна для читателя, чем предыдущая, ибо только в ней читатель может узнать где, что и как подешевле купить и подороже продать. Здесь же можно узнать как различать качественный и «фуфловый» товар, в каких случаях лучше проиграть в цене, но выиграть в качестве и наоборот. Как правило заголовок одного из материалов этой рубрики выносится на первую страницу номера, потому что это почти беспроигрышный вариант того, что потенциальный читатель не пройдет мимо этой газеты. Многих сегодня интересует, где найти «магазин, в котором все дешево», а именно такие и подобные им заголовки очень часто фигурируют на первой странице газеты.
Рубрика «Объявления». Казалось бы с этой рубрикой все ясно: «он ищет ее», «она ищет его», «она ищет ее», «куплю», «продам», «обменяю» и т.д. Именно эта рубрика в сочетании с рубрикой «Игрища» дает потрясающий результат в увеличении аудитории газеты. В рубрике «Игрища» читателю предлагаются различные игры, например, «лутерея». Суть игры заключается в том, что вам предлагается внести в купон «лутереи» свои данные (фамилию, отчество, серию и № паспорта), тем самым вы становитесь участником «лутереи», однако это еще не все, купон разделен на две части - в одной вы пишите свои данные, в другой - текст объявления и его характер, который в следующем номере будет опубликован бесплатно.
Игра под названием «Аукцион». Суть этой игры заключается в том, что в каждом четвертом номере «ЧП» печатается денежная единица под названием «Рублон», на котором кроме основного рисунка изображен приз, который будет разыгрываться и минимальная ставка. Выигрывает тот, кто вырежет и пришлет в редакцию большее количество «рублеров». Однако загвоздка в том, что каждый участник «аукциона» имеет право отправлять на розыгрыш не более 10 купюр вырезанных из одного номера. Проще говоря, если минимальная ставка 50 рублонов, то вам как минимум придется изрезать пять комплектов месячной подписки «Что Почем».
Далее идет рубрика «Товары и цены», реклама, на которую большинство читателей обращают внимание, конечно же, в последнюю очередь, но все же обращают, даже не для того, что что-то купить, а просто чтобы не отставать от жизни и ориентироваться в ценах. Редакция «Что почем?» выпускает бесплатное приложение «Что Почем Тоtal», тираж которого составляет от 220 до 300 тыс. экземпляров. На эту газету читателю действительно трудно не обратить внимание, потому что примерно раз в неделю она появляется в почтовых ящиках у третьей части населения Иркутска.
Давая дайджест газета выглядит ярче и интереснее, тем более, если это дайджесты из ведущих отечественных и зарубежных изданий, таких как «Известия», «Сегодня», eSunday Timer», «Washington Post» Интересно узнать, например, что думают в США о положении дел в России.
Перепечаткой материалов из других изданий в редакции «Что Почем» занимается целая служба. Это осуществляется посредством каналов связи сети Интернет, путем обычной подписки, однако каждый зарубежный номер журнала или газеты приходится переводить, корректировать и выбирать необходимый материал для перепечатки.
В рубрике «Досуг» публикуются кроссворды, гороскопы и различные тесты - в общем, все необходимое для того, чтобы с пользой и не скучно провести свободное время. Такая рубрика существует почти в каждой газете, как еще одно верное средство для привлечения большого количества читателей. Без рубрики «Мужчина и женщина» не обходится практически не один номер газеты. И фотографии именно из этой рубрики печатаются на первой полосе крупным планом, дабы привлечь внимание читателя, однако чаще всего последний разочаровывается, когда начинает читать статью на указанной странице и обнаруживает контраст между тем, что изображено на обложке и тем, что написано в статье.
«Приколы». Эту рубрику любит большинство читателей, ибо смеяться мы пока что не разучились и даже радует то, что мы смеемся над своими житейскими проблемами.
Реклама пришла в каждый дом. Наряду с положительными качествами реклама может провоцировать жестокость, тупость. Реклама может содержать антинравственный элемент - это наркотик или алкоголь. На рекламе пива выросло пьющее молодое поколение...