double arrow

ЖЕЛТЫЕ, ТАБЛОИДНЫЕ ИЗДАНИЯ

В Соединенных Штатах в конце прошлого века не на жизнь, а на смерть схватились две газеты «Нью-Йорк уорлд» во главе с издателем Дж. Пулитцером и «Нью-Йорк джорнэл», которой заправлял Уильям Рэндольф Херст. «Уорлд» и «Джорнэл» пошли друг на друга войной, не поделив... комикс. В 1896 году художник Ричард Фелтон Ауткот впервые придумал и нарисовал историю в картинках и сопроводил ее подписями и «пузырях».' Свое творение Ауткот продал в «Нью-Йорк уорлд», гдё^превый в истории комикс и появился в октябре того же 96-го года. Этот комикс number one назывался «Переулок Хогана» и рас­сказывал о похождениях симпатичного паренька из нью-йоркского ра­йона трущоб Хоганс Элли. Парнишка-бедняк был одет в мешок из-под муки, который Ауткот раскрасил в желтый цвет. Более сотни лет на­зад, появление «желтого парня» вызвало настоящий фурор! Ну, во-первых, как уже было сказано, сам комикс был той еще новинкой и диковинкой. Во-вторых, газеты в ту пору выходили исключительно в черно-белом варианте, а тут яркое желтое пятно. Не удивительно, что благодаря «Переулку Хогана» тиражи «Нью-Йорк уорлд» подскочили до одного миллиона экземпляров в день. Уильям рэндольф Херст из «Джорнэла» понял, что дело пахнет большими деньгами, и - перема­нил художника Ауткота к себе, посулив ему более высокие, чем в «Уорлд», гонорары. Когда-то более молодой во возрасту, подвизался в пулитцеровской газете рядовым репортером. Его отношение к шефу было смесью профессионального восхищения и зависти. Начав изда­вать собственную газету, Херст взял за образец для подражания имен­но «Уорлд». И вот ему подвернулся случай бросить вызов своему куми­ру и одновременно конкуренту.

«Желтый парень» поселился на страницах «Джорнэла», чьи тира­жи также мгновенно взлетели вверх да настолько высоко, что Херста стали сравнивать с Генри Фордом, который первым начал собирать ав­томобили на конвейере и тем самым сделал их массовыми. Но «Нью-Йорк уорлд» не собирался сдаваться без боя: Дж. Пулинцер пригласил другого рисовальщика, Джорджа Дулкаса, чтобы тот потчевал читате­лей своей версией «Переулка Хогана». И несколько последующих лет газеты провели, выясняя, чей желтый герой лучше и кто из них вооб­ще имеет право печатать комиксы. Прочие американские издания то­го времени, может быть, тоже были бы не прочь повысить свои тира­жи за счет публикации историй в картинках, но они понимали, что «желтый парень-3», 4, 5 и далее - это уже перебор, оставшимся не у дел только и оставалось, что, глядя на популярность «Уорлд» и «Джор­нэл», облизываться несолоно хлебавши и - злопыхать. Один из таких злопыхателей, журналист Эдвин..Вардман из «Нью-Йорк пресс», и придумал в конце XIX века выражение.«желтая пресса Ныо» Как пи­шет в своих мемуарах сын, а попутно продолжатель фамильного биз­неса и полный тезка Уильями Рэндольфа Херста - У. Р. Херст-млад-ший, «этот термин был пущен в ход... «Пресс», терявшей тиражи по вине «Джорнэл» и «Уорлд». Его породила профессиональная вражда и, вероятно, зависть».Со временем окончание «нью» отпало за ненадоб­ностью. Осталась просто «Желтая пресса» - массовая и изобилующая сенсациями, какой были ее «родители»: «Нью-Йорк уорлд» и «Нью-Йорк джорнэл» (Херст-младший писал о газете своего отца: «Внутрен­няя деятельность в «Джорнэл» проводилась под коммерческим деви­зом «Тираж решает все»...

Существует мнение, что сделать хорошую желтую газету так же непросто, как и качественную. Разные, как небо и земля, эти две раз­новидности газет требуют знания своей аудитории, ее потребностей и умения удовлетворить вкусам и запросам своих читателей. А ведь чи­тателей желтой прессы необычайно много (например, тираж немецкой «Бильд» - 5,5 млн.) и все они - такие разные. Желтая пресса имеет дав­нюю историю. Первые массовые газеты появляются в 20-30 гг. XIX в. и, хоть и ставили своей целью развлечение читателя, но эти развлече­ния являлись очень специфическими. Рядом с сенсационными мате­риалами печатались произведения Бальзака, Гюго, Ламартина. С тех пор желтая пресса очень изменилась - стала более откровенной, от­крыла для себя ряд новых тем, но концепция осталась той же: доступ­ность и социальность материалов, ориентация на аудиторию.

Таблоид (англ tabloid) - бульварная газета или журнал, угождаю­щие вкусам самой низкопробной публики. Публикует материалы, как правило, скандального содержания, связанные с личной жизнью из­вестных людей. Для таблоидов характерно обилие фотографий.

Таблоидные газеты, появившиеся в конце XIX- начале XX столе­тия в Англии, отличались форматом. Был взят формат A3. Увеличил­ся объем газеты: с 4-х полос до 22-х и более. Таблоиды используют шрифты крупных кеглей, цветную печать. Таблоидные издания ис­пользовали большие фотографии на первой полосе, а также страницы-плакаты, страницы-афишки.

В России в 1905-1907 гг. усиливаются процессы коммерциализа­ции печати, по всей стране распространяются бульварные газеты. Самые высокие тиражи бульварных газет имеют газеты-копейки, изда­вавшиеся для массового читателя во многих городах России, в Иркут­ске в том числе.

Издательство П. П. Сойкина «Копейка», основанное в 1907 г. вы­пускало также «Журнал-копейку», «Листок-копейку», целый ряд при­ложений и являлось крупнейшим в России. Таблоидные, желтые изда­ния получили в России начала XX столетия широкое распространение.

В наши дни в регионе Восточной Сибири можно наблюдать рас­цвет желтых, таблоидных изданий.

Возрождение желтых, таблоидных, бульварных изданий в России началось в 1991-1992 годах. Появились региональные, локальные представители этих типов газет. Так, в 1991 году вышел первый номер газеты «Номер один». Кстати, газета эта вначале заявила о себе, как «газета в системе газет «Все для Вас».

Чтобы лучше представить с чего начинал иркутский гигант «СМ Номер один», давайте посмотрим, что было напечатано в номере за сентябрь 1991 г. (число и номер издания тогда не указывались).

На первой странице интригующий заголовок «Тайна гарема». Статья удобочитаема, но, к сожалению, перепечатана из центральной прессы. Рядом - услуги газеты, анонс одного сообщения и, что самое завлекательное - купон, отправив который, можно выиграть денежный приз в размере 3000 рублей (при цене газеты 30 копеек, это очень мно­го).

Вторая страница - это дайджест, так здесь написано. Несколько перепечатанных заметок, психологический тест, а самое главное - но­вая услуга - бесплатные объявления по почте (дан купон). До шестого номера объявления подавались по телефону. Они и расположились на третьей странице. Завершает газету гороскоп. Выходных данных нет, только почтовый адрес редакции и «отпечатано в типографии ВС АГП».

Опьяняющая свобода слова и печати не могла не породить такую вот полезно-развлекательную газету. На фоне тогдашних «ВСП», «Со­ветская молодежь» и других, «Номер один» выглядит совсем необыч­но и ново, что привлекло, конечно, внимание, и газета нашла своего читателя сразу, или почти сразу. Главная ставка - бесплатные объявле­ния. И никакой политики. Бесплатные объявления «Номер один» взя­лась печатать первой в России. Впрочем, еще одна характеристика га­зеты «Номер один» - во всех библиотеках подшивки собираются толь­ко с 1996 года, когда все стало ясно, что газета заняла свое место в чи­тательском спросе (в библиотеке ИГУ на ул. 5-ой Армии ее собирают с 1991 г.). Никто не заметил убогую газетенку, но мы стали свидетеля­ми правильно разработанной маркетинговой тактики и верно выбран­ного направления, что обеспечило ее дальнейшее процветание.

В 1992 году газета выходила на 24 полосах. Рубрики газеты: Вся­кая всячина (дайджест, на 5-6 полосах), Обмен квартир, Куплю, Про­даю, Бартер, Аренда, Кредит, Биржа труда, Помощь, Сообщения, Ус­луги, Поздравляю, Разное, Маразмное, Знакомства, Супер Экспресс. Газета также публиковала: Гороскоп на неделю, Кроссворд, Тест, Программу телевизионных передач.

Кроме того, в 1993 году газета выпускала бесплатный выпуск «Но­мер один плюс» тиражом 200 тысяч экземпляров, на 4 полосах 3 раза в неделю. Она распространялась по почтовым ящикам жителей Иркут­ска бесплатно. С 1995 года газета увеличила объем до 32 полос, ушла из системы газет «Все для Вас», ужала объявления.

На пятом году своего существования в «Номере один» стали ис­пользовать красный цвет в оформлении, что сделало газету привлека­тельнее внешне. Появилось огромное разнообразие шрифтов. В 1996 году газета три раза меняла оформление названия (шрифт, размер, цвет).

Отдельное слово о бесплатных объявлениях. В 1996 году это уже вкладыш из 10-ти страниц. Тогда газету охотно покупали именно из-за бесплатных объявлений. Также нужно отметить то, что в это время идет конкуренция между «Номером Один» и «Что почем» - газетой, в которой кроме бесплатных объявлений печатались еще цены товаров и услуг в Иркутске, так сказать, «что, где и почем». «Номер один» ста­рается печатать на своих страницах более качественные материалы и изо всех сил пытается выйти на первое место. И вот, в 1997 году, в ре­зультате развития и конкуренции, газета «Номер один» сливается со старейшим иркутским изданием - «Советской молодежью». Сначала это был шок для всех. «Советская молодежь» - интеллигентное, зрелое, качественное издание, где начинали и работали наши лучшие литера­торы, где печатался цвет иркутской журналистики. Как могла согла­ситься такая газета на слияние с бульварным (хотя и очень популяр­ным) «Номером один»? Интересы «Номера один» понятны. Это жела­ние стать этаким всеобщим изданием, гигантом (что и вышло). Но «СМ»? С 1997 года и поныне газета называет «СМ Номер одни» Во-первых, газета действительно стала качественнее. Теперь преобладаю­щее большинство материалов - иркутские, и на местные темы. Газета стала по-настоящему местной, для иркутян. Используются многие жанры (корреспонденция, репортаж, интервью с иркутянами). Прово­дятся различные, опросы, конкурсы.

Шрифты и заголовки. Они остаются по-прежнему кричащими и огромными по размеру. На первой странице обязательно сенсация.

Она делается из любого материала. Например, «В Иркутске взлетела квартплата» на 1/3 полосы. Или «Дети на цепи» и так далее.

В номере есть блок официальных новостей. Есть приложение «Вторая тетрадка. Полезная газета». Там публикуются разные нужные вещи, например, где в Иркутске лучше почистить дубленку, или как сделать ремонт.

Издательский дом Номер одни издает «Все объявления Иркут­ска», которая сейчас конкурирует с газетой «Из рук в руки». И доволь­но успешно. Она дешевле, и потом все объявления дублируются в «СМ Номер один» (сейчас там объявлениям посвящены всего 2-3 страни­цы).

«Номер один» сегодня - это идеал таблоидных, желтых газет. Здесь все признаки таблоида выдержаны. Есть криминал, есть матери­алы, щекочущие нервы, дайджест, кроссворды, скандалы из Голливу­да.

Кстати, «Номер один» ведет информационную экспансию в ре­гионе Восточной Сибири. С 1 января 1999 года выходит дочерняя га­зета в республике Бурятия.

В Иркутске с марта 1997 года издается «Экспресс газета» с Иркут­ским вкладышем (издательский дом «Комсомольская правда» - группа «Сегодня»). Газета «Московский комсомолец» издает Иркутский вкла­дыш, который более желтый, чем сама газета. Это признак того, что таблоидные, желтые издания из центра активно ведут борьбу за чита­тельскую аудиторию регионов.

«Желтые» издания обычно сразу бросаются в глаза пестрящими яркими заголовками, обложками. Однако бумага, на которой отпеча­тана газета «Жизнь» качеством не отличается, поэтому газету на при­лавке можно не заметить. «Жизнь» - черно-белое, а точнее серо-мут­ное издание с периодически появляющейся двухполосной цветной вкладкой в середине. Как и все «желтые» газеты, она пытается заинте­ресовать и поразить читателей огромными «сенсационными» заголов­ками. Бросается в глаза то, что название газеты в левом верхнем углу первой полосы обычно в три раза меньше заголовков. Внутри «Жизнь» отличается исключительной «желтизной», ибо на ее страницах публи­куются такие пошлости и вульгаризмы, что порой газету стыдно от­крыть в людном месте. Редакция радушно приглашает читательниц присылать свои фото, и не какие-нибудь, а в стиле «ню». Ничуть не стесняясь, девушки демонстрируют свои прелести. Забавно, что все они серьезно делятся своими планами на будущее. Одна хочет стать моделью, вторая - актрисой, - третья психологом. Интересно. За­хочет ли человек воспользоваться услугами психолога - порнозвезды?

Особенно мне запомнился раздел «Дорогая Инна» (вместо имени - лицо молодой женщины, по-видимому, этой самой Инны). Ей адре­суют свои письма читательницы, реже читатели. Истории поражают глубиной мысли. Об этом говорят заголовки: «Секс на подоконнике», «Секс с родным братом», «Мой приятель сексмашина» и так далее. Ве­роятно, все эти письма на досуге сочиняет сама Инна, ибо психически здоровый человек не станет писать подобное в газету, чтобы о его про­блеме узнали 15 тысяч семей. Ведущая рубрики на полном серьезе по­дробно отвечает на послания, начиная ответы словами «Дорогая Ка­тя», «Дорогой Андрей». Само название газеты - «Жизнь» - весьма спорно. Почему-то газета с охотой публикует материалы об убийствах, авариях и крушениях. С не меньшим удовольствием в эстрадных, ки­ношных и околотеатральных сплетнях: кто с кем, как и каким обра­зом.

Газета со смаком поведала о семейной трагедии. Крупным заго­ловком: «Умолотила всю семью». А пониже: «Сначала Клавдия Архи­повна забила молотком мужа, а последней - дочь». Также газета «Жизнь» безапелляционно сообщала: «В Иркутске продается отравлен­ный хлеб».

Еще один раздел газеты - общественно-политический. В каждом номере на седьмой полосе публикуются эссе обозревателя газеты Ле­онида Шахова. В них он не дает спуску ни министрам, ни депутатам, стремится защитить права простых тружеников. Выступления Шахова, пусть порой стилистически несовершенные, привлекают своей запаль­чивостью и отличаются от «желтой» направленности газеты.

Международный раздел делается также в стиле газеты. Так под за­головком «Баzрий» даются крупные заголовки «Джексон: я сплю с мальчиками», «Заговор против Тату». В материалах разглагольствова­ния о педофилии и лесбиянстве.

РЕКЛАМНО-КОММЕРЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

Задача рекламы как можно энергичнее и быстрее побудить чело­века к какому-либо конкретному действию, например, покупке вещи. Конечно, суммарное рекламное воздействие дает и мировоззренческий эффект, влияет на образ жизни, на облик эпохи. Однако для рекламы это следствие, восходящее за пределы ее конкретных задач, ее со­циального предназначения.

Реклама широко использует средства интеллектуального и эмо­ционального воздействия на аудиторию, а именно: приемы внушения, убеждения, «навязывания» достоинств предмета, идеи, личности, явле­ния.

Еще на ранних этапах развития человечества реклама выступала в форме письменного текста. Это происходило с началом письменности. Введение письменности в различных регионах земного шара датирует­ся 8-6 тысячелетием до нашей эры.

Геродот сообщал, что в эпоху греко-персидских войн Дарий, на­чиная поход на Грецию, поставил два столба из белого мрамора, где ассирийскими и эллинскими письменами были вырезаны имена всех народов, коих он вел за собой. Здесь мы видим политическую рекла­му - прославляется могущество Дария способом, апеллирующим как к современникам, так и к потомкам.

Современные исследователи считают одним из древнейших ре­кламных текстов надпись, высеченную на камне. Он был найден в раз­валинах древнеегипетского города Мемфиса. Вот эта надпись: «Я, Ри­но, с острова Крит, по воле богов толкую сновидения».

В древности были распространены надписи, нацарапанные или написанные краской на стенах. У исследователей античности эти над­писи именуются граффити. Среди граффити, найденных в Помпеях, есть такие: «Прошу, чтобы вы сделали эдилом Модеста», «Рыбаки, выби­райте эдилом Попидия Руфа».

В античности развивается рекламная деятельность. Истоки таких явлений как афиша, плакат, рекламная акция, также восходят к антич­ности. Более отчетливые очертания они приобретают в эпоху Средне­вековья и Возрождения.

В западно-европейском средневековье реклама получила широкое развитие. Так, в VII веке выходит сборник «Криков Парижа», соста­вленный Гильомом де Вильнев. В этом сборнике реклама осознается как специфическая деятельность, особая форма общественной связи. В аналогичном сборнике «Крики Рима» имеется таблица, в которой классифицированы 192 типа разносчиков и рассыльных, предлагаю­щих товары и услуги. Даны их изображения различающиеся одеждой, экипировкой, выражением лица. Эти сборники являются прототипом сегодняшних рекламных проспектов, каталогов, рассылаемых потен­циальным потребителям.

Основателем печатной рекламы в Европе следует считать фран­цузского врача Теофраса Ренодо (1584-1659). В 1630 году он основал в Париже адресную, или справочную, контору, которая печатала рекла­му и объявления во «Французской газете». Первый номер газеты был выпущен 16 мая 1631 года.

В 1843 году карикатурист Каммерсон начинает издавать газету «Шутник».

В России первую рекламу можно встретить в газете «Ведомости». Там публиковались объявления, справки.

В XIX и XX столетиях реклама в России развивалась, совершен­ствовалась. Бурное развитие реклама получила после 1985 года. Все из­дающиеся сегодня региональные, локальные рекламные издания по­явились в период 1985-1992 годы.

До революции 1905 г. доля рекламы в коммерческой прессе Си­бири составляла 38%, а после 1905 г. - 50% газетной площади. Доход от рекламы был так велик, что некоторые газеты, как, например, «Ир­кутский листок», раздавались бесплатно в клубах, театрах, иллюзио­нах, ресторанах, гостиницах, на вокзалах. Реклама все чаще делается виртуозными профессионалами, идущими на любые ухищрения ради выгоды. Заметна дифференциация рекламы в сибирской прессе. В Ир­кутске газета «Новости» ориентировалась на солидных известных предпринимателей, а «Иркутская копейка» - на рядовых обывателей и мелких торговцев. Но сибирские газеты много делали и для привлече­ния к рекламе людей бедных, малообеспеченных. Объявления о поис­ке работ, найме квартир для учащихся, найме прислуги, как правило, оплачивались по самой низкой цене. Этому способствовало то, что с конца XIX в. в Сибири все более заметную роль играли редакторы и издатели из простонародья, не получившие системного образования, усвоившие культуру путем самообразования. Таким образом, в 1901-1906 гг. В Сибири в системе коммерческой, деловой, информационно-рекламной прессы выпускалось 124 издания (59 - в Восточной Сиби­ри).

А теперь об иркутских рекламных газетах в наши дни...

Реклама - это неперсонифицированная передача информации, обычно оплачиваемая, имеющая характер убеждения о продукции, ус­лугах или идеях, посредством различных носителей. Рекламные и рекламно-коммерческие издания полностью (или частью) состоят из ре­кламы. Выделяют два типа рекламных изданий: бесплатные и коммер­ческие.

«В каждый дом» - бесплатная газета (4 страницы) выходила еже­недельно по вторникам тиражом 206 тысяч экземпляров, учредитель - «Издательский дом», «P.S. Пресс», «ООО Байкал», «Информбюро», из­датель - фирма «Ефим Давыдов». Читательская аудитория газеты до­вольно широка: многие города, поселки Иркутской области (Иркутск, Ангарск, Шелехов, Усть-Кут, Чуна, Слюдянка и др.). Немного о тема­тике издания: газета представлена только блоками информации само­го разного характера: здесь реклама и хозтоваров, и мебели, и продо­вольствия (например, чая, детского питания, оптовых поставок муки, сахара и т.д.), красок, бытовой техники и др. Не было какой-то систе­матизации в расположении рекламных изданий по страницам. Да в этом нет и нужды. Особенность подобных газет в том и состоит, что здесь собрана различная информация чисто пояснительного характера.

Что касается оформления газеты, то она оперировала черным, белым шрифтами разного размера, начертания, насыщенности. Использовала рисунки, фотографии, рамки. Такой дизайн «Каждого дома* (как и всех других, анализируемых здесь) для рекламных изданий был очень характерен. Обилие шрифтов и оформительских средств позволяет привлечь внимание покупателей к рекламируемым товарам, услугам.

«Ямщик» - бесплатная газета (4 страницы) выходит еженедельно по субботам тиражом 120 тысяч экземпляров, учредитель: «УФСП Ир­кутской области», издатель - агентство «КП-Байкал». «Ямщик» состо­ит только из блоков объявлений. Наряду с объявлениями чисто ин­формационного характера (продукты, аудио-видео, оптика и др.), есть небольшие рекламные статьи, где дается не только бренд и слоган той или иной фирмы, но и довольно подробный рассказ о рекламируемом товаре, услуге (например, такие статьи, как «Лекарство от лиственни­цы», «Если у вас болит спина...» и др.). В обеих газетах часть объявле­ний печатается под рубриками (например, «Недвижимость», «Аудио-видео», «Продукты», «Твое авто», «Услуги», «Разное»). Что каса­ется оформления, то в этом обе газеты схожи.

«Все объявления Иркутска», «Из рук в руки», «Что почем» и дру­гие газеты, в отличие от бесплатных, поступают в продажу. Они рекламно-коммерческие.

«Из рук в руки» - выходит еженедельно тиражом 13 тысяч экзем­пляров. Состоит из двух частей (1-я, основная - 32 страницы, 2-я, при­ложение «Средства транспорта» - 16 страниц). Учредитель: ООО «Пронто-Москва». Издатель: ООО «Пронто-Байкал». Главный редак­тор М. Лыкова. В отличие от бесплатных рекламных газет, в издании «Из рук в руки» (на второй странице) помещается содержание рубрик (например, «Недвижимость», «Работа», «Предметы потребления» и др.) и раскрывающие их подрубрики (например, рубрика «Работа», подрубрики: «Поиск работы и приработка», «Воспитатели - няни», «Помощ­ники в хозяйстве», «Деловое партнерство»). Такой указатель помогает разобраться в том огромном мире объявлений, которые здесь помеще­ны. Особое внимание следует обратить на правила публикации (где го­ворится, какую информацию «Из рук в руки» не печатает). Например, объявления о покупке-продаже иностранной валюты. Редакция может подвергать редакторской обработке бесплатные и платные объявления, в целях придания им качеств, удобных для читательского восприятия, условия пользования газетой, где подробно оговаривается подача бес­платных объявлений.

«Все объявления Иркутска» - (32 страницы) выходит по понедель­никам тиражом 11 тысяч экземпляров, учредитель и издатель: ООО «СМ-Номер один», главный редактор Е. Томских. Это издание во многом сходно с «Из рук в руки»: наличие рубрик-указателей, условия размещения в номере объявлений. Однако помимо рекламы, в газете публикуется информация развлекательного характера: гороскопы, анекдоты, кроссворды.

«Что почем» - выходит два раза в неделю тиражом 15 тысяч эк­земпляров, учредитель: издательский дом «P.S. Пресс», главный редак­тор Д. Мосягин. Рекламный блок занимает половину объема издания. Наряду с объявлениями, систематизированными в рубрики, содержит­ся информация о конкурсах, концертах и т.д. В газете также четко раз­граничены права редакции о публикации объявлений, условия публи­кации.

Объявления в рассмотренных коммерческих изданиях самые раз­нообразные (от рекламы бытовой техники до рекламы продуктов, от объявлений о продаже недвижимости до объявлений о концертах эс­традных звезд). Информация представлена как отдельными блоками (каждое с товарным знаком и слоганом), так и сплошным текстом (ча­ще всего объявления о купле-продаже). Несколько слов об оформле­нии газет. Оно более разнообразно, чем у бесплатных изданий. «Все объявления Иркутска» сохраняют черно-белый вариант. В газетах «Из рук в руки» и «Что почем» уже появляется цвет («Из рук в руки» - ва­риации красного, серого; «Что почем» - часть рекламы - основные цвета спектра). Огромный потенциал оформительских средств - рекла­мные тексты сопровождаются фотографиями, рисунками, таблицами, картами, шрифтами разных начертаний, размеров, насыщенности. Ис­пользуется как черный текст на белом, фоне, так и белый на черном. Такая контрастность позволяет четко привлекать внимание к объявле­ниям и способствует тому, чтобы информация для читателей не сли­валась в сплошной ряд букв и цифр.

Вся реклама в приведенных изданиях относится к типу региональ­ной (местной) товарной рекламы. Местной, потому, что является ча­ще всего актуальной в пределах Иркутска и Иркутской области. Товар­ной, потому, что предназначена для продажи определенных товаров, услуг. Ответом на такую рекламу должно быть немедленное действие. Выделяются подтипы: товарная обычная (реклама, информирующая читателей о предоставлении тех или иных услуг и о наличии широко­го ассортимента товара по стандартным ценам) и реклама распродаж (выставление товара на распродажу). Рекламный акцент делается на снижение цен. В газетах также публикуются купоны бесплатных объя­влений, информация оптовых поставок.

С точки зрения условия целевой аудитории, реклама в выше пе­речисленных изданиях является потребительской, т.е. нацеленной на людей, которые приобретают товар в личное пользование и для дру­гих. Такая реклама финансируется производителем товара или аген­том, занимающимся его продажей.

Печатная реклама уступает теле- и радиорекламе, где используют­ся разные рекламные композиции. В названных газетах (а также лю­бых других печатных рекламных изданиях), большинство объявлений строится по принципу предельно краткой информации (название то­вара, услуги, фирмы - телефон (адрес), или несколько расширенной (добавляется слоган - побуждение, призыв, краткая пояснительная ха­рактеристика).

Еще один важный аспект. От чего зависит объем рекламы в газе­те? От времени года (спад - зима, лето; подъем - весна, осень) (прос­мотрев мартовские подшивки газет, можно в этом убедиться). От влия­ния на рекламируемый рынок политических, экономических событий (августовский кризис 1997 года это подтвердил). От бесплатной ин­формации о том, «как и где лучше разместить рекламу», привлека­ющей ее в газету.

Среди региональных и локальных рекламных изданий в послед­ние годы появились рекламно-информационные издания, многое пе­ренявшие от таблоидных, желтых изданий.

Яркий пример рекламно-информационных изданий газета «Что почем?», учредители: фирма «Ефим Давыдов» и издательский дом «Постскриптум: Пресс».

Открываем шикарно исполненную в цвете (в отличие от «№ 1») страницу-плакат «Что почем?», на которой, как правило, изображает­ся крупным планом что-нибудь фривольное. Если вовремя не прочи­тать название газеты, то можно спутать «Что почем?» со «SPEEDинфо». На странице-плакате дается анонс интересных, по мнению редак­ции, материалов номера. На второй полосе публикуется материал под рубрикой «Власть».

Следующая рубрика газеты - «Коммерсант». Эта рубрика пове­ствует о состоянии дел на ММВБ, на оптовом и розничном, на вне­шнем и внутреннем рынках, дает полезные советы бизнесменам и про­чим деловым людям. В газете есть также рубрика «Телегид», то есть об­зор программа телепередач на все программы, принимаемые в Иркут­ске. Печатается гороскоп. Следующая рубрика - «События» расскажет читателю о событиях, происходящих в Иркутской области, России и вообще в мире. Именно в этой рубрике лучше всего угадывается круг основных авторов газеты, так как остальные рубрики процентов на 80-90 состоят из дайджестов.

Круг авторов газеты. Спорт - стихия Андрея Семакина, о творче­стве народных и профессиональных артистов и вообще об искусстве пишут Мария Покровская и Александр Орехов. Анна Киселева и Алексей Ярошевский обозревают социальные проблемы. Кстати, Алексей Ярошевский ведет рубрику в рубрике «Поговорим», суть ко­торой заключается в том, что он задает на улице вопрос прохожим, ка­сающийся какой-нибудь социальной проблемы (например: как Вы от­носитесь к тому, что пионерской организации больше не существует?) Ответы на эти вопросы публикуются в газете вместе с фотографиями отвечающих (фото Алексея Михеева).

Рубрика «Житуха». Здесь печатаются статьи, освещающие далеко не лучшие стороны нашей жизни, описывается жизнь домов для пре­старелых, школ-интернатов, детских приютов; их материальное поло­жение и возможные перспективы, ожидающие в будущем. Это един­ственная рубрика газеты, заставляющая читателя задуматься над тем, как мы живем сегодня и что может стать с нами завтра. «Консульта­ции» - это рубрика, построенная на вопросах читателей относительно проблем, связанных с нашим российским законодательством, и отве­тах редакции. Несомненно - это полезная рубрика для людей всех воз­растов и социальных групп.

«Потребитель» или «Мир потребителя». Эта рубрика не менее по­лезна для читателя, чем предыдущая, ибо только в ней читатель может узнать где, что и как подешевле купить и подороже продать. Здесь же можно узнать как различать качественный и «фуфловый» товар, в ка­ких случаях лучше проиграть в цене, но выиграть в качестве и наобо­рот. Как правило заголовок одного из материалов этой рубрики выно­сится на первую страницу номера, потому что это почти беспроигрыш­ный вариант того, что потенциальный читатель не пройдет мимо этой газеты. Многих сегодня интересует, где найти «магазин, в котором все дешево», а именно такие и подобные им заголовки очень часто фигу­рируют на первой странице газеты.

Рубрика «Объявления». Казалось бы с этой рубрикой все ясно: «он ищет ее», «она ищет его», «она ищет ее», «куплю», «продам», «об­меняю» и т.д. Именно эта рубрика в сочетании с рубрикой «Игрища» дает потрясающий результат в увеличении аудитории газеты. В рубри­ке «Игрища» читателю предлагаются различные игры, например, «лутерея». Суть игры заключается в том, что вам предлагается внести в ку­пон «лутереи» свои данные (фамилию, отчество, серию и № паспор­та), тем самым вы становитесь участником «лутереи», однако это еще не все, купон разделен на две части - в одной вы пишите свои данные, в другой - текст объявления и его характер, который в следующем но­мере будет опубликован бесплатно.

Игра под названием «Аукцион». Суть этой игры заключается в том, что в каждом четвертом номере «ЧП» печатается денежная еди­ница под названием «Рублон», на котором кроме основного рисунка изображен приз, который будет разыгрываться и минимальная ставка. Выигрывает тот, кто вырежет и пришлет в редакцию большее количе­ство «рублеров». Однако загвоздка в том, что каждый участник «аук­циона» имеет право отправлять на розыгрыш не более 10 купюр выре­занных из одного номера. Проще говоря, если минимальная ставка 50 рублонов, то вам как минимум придется изрезать пять комплектов ме­сячной подписки «Что Почем».

Далее идет рубрика «Товары и цены», реклама, на которую боль­шинство читателей обращают внимание, конечно же, в последнюю очередь, но все же обращают, даже не для того, что что-то купить, а просто чтобы не отставать от жизни и ориентироваться в ценах. Редак­ция «Что почем?» выпускает бесплатное приложение «Что Почем Тоtal», тираж которого составляет от 220 до 300 тыс. экземпляров. На эту газету читателю действительно трудно не обратить внимание, потому что примерно раз в неделю она появляется в почтовых ящиках у третьей части населения Иркутска.

Давая дайджест газета выглядит ярче и интереснее, тем более, если это дайджесты из ведущих отечественных и зарубежных изданий, таких как «Известия», «Сегодня», eSunday Timer», «Washington Post» Интересно узнать, например, что думают в США о положении дел в России.

Перепечаткой материалов из других изданий в редакции «Что По­чем» занимается целая служба. Это осуществляется посредством кана­лов связи сети Интернет, путем обычной подписки, однако каждый за­рубежный номер журнала или газеты приходится переводить, коррек­тировать и выбирать необходимый материал для перепечатки.

В рубрике «Досуг» публикуются кроссворды, гороскопы и различ­ные тесты - в общем, все необходимое для того, чтобы с пользой и не скучно провести свободное время. Такая рубрика существует почти в каждой газете, как еще одно верное средство для привлечения боль­шого количества читателей. Без рубрики «Мужчина и женщина» не об­ходится практически не один номер газеты. И фотографии именно из этой рубрики печатаются на первой полосе крупным планом, дабы привлечь внимание читателя, однако чаще всего последний разочаро­вывается, когда начинает читать статью на указанной странице и об­наруживает контраст между тем, что изображено на обложке и тем, что написано в статье.

«Приколы». Эту рубрику любит большинство читателей, ибо смеяться мы пока что не разучились и даже радует то, что мы смеем­ся над своими житейскими проблемами.

Реклама пришла в каждый дом. Наряду с положительными каче­ствами реклама может провоцировать жестокость, тупость. Реклама может содержать антинравственный элемент - это наркотик или алко­голь. На рекламе пива выросло пьющее молодое поколение...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: