С 1января 2006г, когда в действие вступил 131 федеральный закон о местном самоуправлении, районные газеты лишились поддержки государственных и муниципальных органов власти. Бюджеты всех уровней перестали финансировать районные газеты. Часть местных изданий теперь работает с районными и поселенческими администрациями по договорам, часть получает средства в виде учредительских выплат, а издания в свою очередь проводят информационную поддержку районной администрации. К примеру, редакция районной газеты «Джидинская правда» (это в республике Бурятия) получила от администрации Джидинского района 500 тысяч рублей в первом полугодии и 500 тысяч рублей во втором полугодии 2006 года. Это позволило редакции газеты своевременно выплачивать заработную плату коллективу редакции, а на доходы, полученные от рекламы и объявлений, средства выплачиваемые сельскими поселениями закупать бумагу, расходные материалы для выпуска номеров газеты.
Глава Джидинского района хорошо понимает, что газета, издающаяся в районе, является важной частью информационного пространства, и что именно от газеты будет зависеть качество информации и степень информированности.
В Тункинском районе Республики Бурятия издается газета «Саяны». По данным на 1 июля 2006 года газета не получила от районной администрации ни рубля. В районном бюджете на 2006 год не предусмотрено ни копейки на оказание поддержки, а точнее финансирования газеты, ибо районная администрация является учредителем газеты и активно вмешивается в редакционную жизнь: снимает и назначает редактора, принуждает публиковать угодные им материалы. По данным на 15 июля 2006 года администрация Тункинского района не выделила ни рубля за публикацию решений, постановлений районной администрации. Заработная плата работникам редакции не выплачивалась пять месяцев! О каком понимании роли информации в жизни общества, о каком стремлении поддержать редакцию районной газеты, работающую в информационном потоке района вот уже 70 лет, можно говорить в этой ситуации? Слова главы района Н. Д. Петухова о всяческой поддержке районной газеты, сказанные им на II республиканском фестивале прессы в мае 2006 г., являются всего лишь красивыми словами.
На 1 января 2006 года в Бурятии зарегистрировано 264 средства массовой информации. В их числе 22 районных газеты, соучредителями которых выступают муниципальные образования. Районная печать является основанием, а для некоторых единственным источником информации.
Периодическая печать республики представлена разными по типологии изданиями - это общественно-политические, деловые, молодежные, детские, религиозные, литературно-художественные и др.
Самые высокие тиражи имеют еженедельники «Информ-Полис» (34900 экз.), «Пятница плюс» (29000 экз.), «Номер один» (22600 экз.)
Государственное унитарное предприятие Издательский дом «Бу-ряад унэн» издает республиканскую газету «Бурятия», финансируемую из республиканского бюджета, а также «Духэриг», «Бизнес-олзо», «Эб-лэл», «Спорт-тамир». Издательский дом «Правда Бурятии» издает газету «Правда Бурятии» и «Городскую газету». Издательский дом «Информ полис» кроме одноименной газеты издает «Все объявления Улан-Удэ». Издательский дом «Номер один» издает одноименный еженедельник.
Что и говорить - при таком отношении к газете она или перестанет существовать, или останется одно лишь название газеты, а она станет листком, публикатором решений и постановлений, который никто не станет читать. В результате хрупкое информационное пространство в отдаленном, тупиковом районе будет разрушено...
И еще, чтобы выжить, удержаться на плаву районные СМИ - печатные, электронные - объединяются в медиахолдинги. Это произошло в Слюдянском районе Иркутской области, в Северо-Енисейском районе Красноярского края, где районные газеты, телевидение и радио работают в составе районных холдингов. Это позволяет журналистам районных СМИ выживать в непростых условиях второй капитализации России, когда все и вся становится предметом купли и продажи.
В Северо-Енисейском районе создано муниципальное учреждение СЕМИС куда вошли радио, телевидение и районная газета «Северо-Енисейский вестник». Учредитель СЕМИСА - администрация района.
Районная газета «Северо-Енисейский вестник» имеет недостатки - это и однообразная жанровая палитра, и слабые в творческом отношении материалы, и дизайн, не отвечающий сегодняшнему дню, а также стилевые и даже орфографические ошибки.
Все то, конечно же, портит газету, но самое главное это то, что газета выжила и пытается развиваться.
И тем не менее, как показывает реальность 2006 года, существование региональных, местных изданий и особенно районных находится в большой опасности.
На современном этапе существования российского общества региональные, местные издания, и в особенности районные, не смогут нормально функционировать и в конце концов или прекратят свое существование или попадут в сферу влияния какого-то крупного инвестора, олигарха и т.д.
Более того, есть большая доля вероятности того, что лишение господдержки районных газет - это проявление стремления крупных медиа-холдингов, издательских домов убрать конкурента в лице районных газет, которые отнимают значительную часть аудитории районов, регионов у центральных изданий.
Следует отметить, что центральные газеты, озабоченные капитализацией, не смогли до сих пор (несмотря на региональные вкладыши) «отнять» читательскую аудиторию у районных, областных, краевых, республиканских печатных СМИ, а потому здесь можно просмотреть и стремление «убрать конкурентов в лице региональных, местных изданий, районных в том числе.
КОНЦЕНТРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО КАПИТАЛА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
В последние годы продолжается перераспределение, перепродажа информационных капиталов. В 2006 году в России существует шесть издательских домов. Это «Проф-Медиа» (владелец Владимир Потанин, «Интеррос»). «Проф-Медиа» принадлежат «Комсомольская правда», «Советский спорт», «Экспресс-газета», «Афиша», 8 радиостанций, 1 телеканал (2x2). «Газпром-Медиа» (подразделение контролируемого государством холдинга «Газпром») владеет изданиями «Известия», «Итоги», «Семь дней», «Караван истории», «Штаб-квартира», 5 радиостанций, 3 телеканала (НТВ, Прометей-АСТ, ТНТ). Издательский дом «Индепенденг Медиа» - принадлежит финскому концерну Sanoma WSOV: «Ведомости», «The Moscow Timts, «Домашний очаг», «FHM», «Cosmopoliten», «Harper's Bazaar», «Men's Health». Издательским домом «Коммерсант» владеет российский миллиардер Алишер Усманов: «Коммерсант», «Власть», «Деньги», «Автопилот». Немецкий концерн Hubert Burda Media владеет издательским домом Burda: «Лиза», «Отдохни!», «Р1ауЬоу», «Добрые советы», «Мой ребенок». Издательский дом Сергея Родионова: «Профиль», «Компания», «Карьера», «Она», «Домовой», «Крестьянка», «ХХL». Издательский дом «Система Масс-Медиа», принадлежащий Владимиру Евтушенкову издает газеты и журналы: «Росшя», «Литературная газета», «Вечерняя Москва», «Метро», «Культура», «Смена» (Спб). Немецкий концерн Шпрингера издает «Fordes», «Русский News-week».
Среди крупнейших на 2006 год медиахолдингов три принадлежат иностранному капиталу, четыре крупнейшим медиамагнатам и лишь один контролируется государством.
Конкурентная борьба на медиарынке идет своим чередом. Продана половина акций «Новой газеты». С продажей новой не осталось газет, принадлежащих журналистским коллективам. С продажей «Коммерсанта» завершилось избавление медиа-рынка и от людей, которые «себе на уме», да и просто от «беглых олигархов».
Среди владельцев СМИ предприниматели и компании, у которых нет проблем с властью. Государство владеет двумя центральными телеканалами.
На Всемирном газетном конгрессе, прошедшем в Москве в июне 2006 года российские власти получили обвинение в свой адрес в наступление на независимые СМИ и свободу слова вообще. Настоящие проблемы со свободой слова возникают в регионах. Областные, краевые, республиканские СМИ и местные - районные и городские выходят при поддержке властей. Чтобы выжить региональные и местные издания восхваляют губернаторов, мэров, глав районов.
В конкуренции с датируемыми «собратьями» у независимых региональных и местных газет нет шанса свести концы с концами. В результате в регионах и на местах почти не остается независимых газет. Роль СМИ становится чрезвычайно заметной. СМИ оказывают все большее влияние на развитие современной экономики потребления. Современные СМИ аккумулируют значительные материальные ресурсы, производя как материальные (газеты, журналы), так и нематериальные продукты.