Районная печать в 2006 году

С 1января 2006г, когда в действие вступил 131 федеральный закон о местном самоуправлении, районные газеты лишились поддержки государственных и муниципальных органов власти. Бюдже­ты всех уровней перестали финансировать районные газеты. Часть местных изданий теперь работает с районными и поселенческими ад­министрациями по договорам, часть получает средства в виде учреди­тельских выплат, а издания в свою очередь проводят информационную поддержку районной администрации. К примеру, редакция районной газеты «Джидинская правда» (это в республике Бурятия) получила от администрации Джидинского района 500 тысяч рублей в первом полу­годии и 500 тысяч рублей во втором полугодии 2006 года. Это позво­лило редакции газеты своевременно выплачивать заработную плату коллективу редакции, а на доходы, полученные от рекламы и объявле­ний, средства выплачиваемые сельскими поселениями закупать бума­гу, расходные материалы для выпуска номеров газеты.

Глава Джидинского района хорошо понимает, что газета, издаю­щаяся в районе, является важной частью информационного пространства, и что именно от газеты будет зависеть качество информации и степень информированности.

В Тункинском районе Республики Бурятия издается газета «Сая­ны». По данным на 1 июля 2006 года газета не получила от районной администрации ни рубля. В районном бюджете на 2006 год не предус­мотрено ни копейки на оказание поддержки, а точнее финансирова­ния газеты, ибо районная администрация является учредителем газеты и активно вмешивается в редакционную жизнь: снимает и назначает редактора, принуждает публиковать угодные им материалы. По дан­ным на 15 июля 2006 года администрация Тункинского района не вы­делила ни рубля за публикацию решений, постановлений районной администрации. Заработная плата работникам редакции не выплачи­валась пять месяцев! О каком понимании роли информации в жизни общества, о каком стремлении поддержать редакцию районной газеты, работающую в информационном потоке района вот уже 70 лет, мож­но говорить в этой ситуации? Слова главы района Н. Д. Петухова о всяческой поддержке районной газеты, сказанные им на II республи­канском фестивале прессы в мае 2006 г., являются всего лишь краси­выми словами.

На 1 января 2006 года в Бурятии зарегистрировано 264 средства массовой информации. В их числе 22 районных газеты, соучредителя­ми которых выступают муниципальные образования. Районная печать является основанием, а для некоторых единственным источником ин­формации.

Периодическая печать республики представлена разными по ти­пологии изданиями - это общественно-политические, деловые, моло­дежные, детские, религиозные, литературно-художественные и др.

Самые высокие тиражи имеют еженедельники «Информ-Полис» (34900 экз.), «Пятница плюс» (29000 экз.), «Номер один» (22600 экз.)

Государственное унитарное предприятие Издательский дом «Бу-ряад унэн» издает республиканскую газету «Бурятия», финансируемую из республиканского бюджета, а также «Духэриг», «Бизнес-олзо», «Эб-лэл», «Спорт-тамир». Издательский дом «Правда Бурятии» издает газе­ту «Правда Бурятии» и «Городскую газету». Издательский дом «Информ полис» кроме одноименной газеты издает «Все объявления Улан-Удэ». Издательский дом «Номер один» издает одноименный еже­недельник.

Что и говорить - при таком отношении к газете она или переста­нет существовать, или останется одно лишь название газеты, а она ста­нет листком, публикатором решений и постановлений, который никто не станет читать. В результате хрупкое информационное пространство в отдаленном, тупиковом районе будет разрушено...

И еще, чтобы выжить, удержаться на плаву районные СМИ - пе­чатные, электронные - объединяются в медиахолдинги. Это произо­шло в Слюдянском районе Иркутской области, в Северо-Енисейском районе Красноярского края, где районные газеты, телевидение и ра­дио работают в составе районных холдингов. Это позволяет журнали­стам районных СМИ выживать в непростых условиях второй капита­лизации России, когда все и вся становится предметом купли и про­дажи.

В Северо-Енисейском районе создано муниципальное учреждение СЕМИС куда вошли радио, телевидение и районная газета «Северо-Енисейский вестник». Учредитель СЕМИСА - администрация района.

Районная газета «Северо-Енисейский вестник» имеет недостатки - это и однообразная жанровая палитра, и слабые в творческом отно­шении материалы, и дизайн, не отвечающий сегодняшнему дню, а так­же стилевые и даже орфографические ошибки.

Все то, конечно же, портит газету, но самое главное это то, что га­зета выжила и пытается развиваться.

И тем не менее, как показывает реальность 2006 года, существо­вание региональных, местных изданий и особенно районных находит­ся в большой опасности.

На современном этапе существования российского общества ре­гиональные, местные издания, и в особенности районные, не смогут нормально функционировать и в конце концов или прекратят свое су­ществование или попадут в сферу влияния какого-то крупного инве­стора, олигарха и т.д.

Более того, есть большая доля вероятности того, что лишение гос­поддержки районных газет - это проявление стремления крупных медиа-холдингов, издательских домов убрать конкурента в лице район­ных газет, которые отнимают значительную часть аудитории районов, регионов у центральных изданий.

Следует отметить, что центральные газеты, озабоченные капитали­зацией, не смогли до сих пор (несмотря на региональные вкладыши) «отнять» читательскую аудиторию у районных, областных, краевых, республиканских печатных СМИ, а потому здесь можно просмотреть и стремление «убрать конкурентов в лице региональных, местных из­даний, районных в том числе.

КОНЦЕНТРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО КАПИТАЛА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

В последние годы продолжается перераспределение, перепродажа информационных капиталов. В 2006 году в России существует шесть издательских домов. Это «Проф-Медиа» (владелец Владимир Потанин, «Интеррос»). «Проф-Медиа» принадлежат «Комсомольская правда», «Советский спорт», «Экспресс-газета», «Афиша», 8 радиостанций, 1 телеканал (2x2). «Газпром-Медиа» (подразделение контролируемого государством холдинга «Газпром») владеет изданиями «Известия», «Итоги», «Семь дней», «Караван истории», «Штаб-квартира», 5 ра­диостанций, 3 телеканала (НТВ, Прометей-АСТ, ТНТ). Издательский дом «Индепенденг Медиа» - принадлежит финскому концерну Sanoma WSOV: «Ведомости», «The Moscow Timts, «Домашний очаг», «FHM», «Cosmopoliten», «Harper's Bazaar», «Men's Health». Издательским до­мом «Коммерсант» владеет российский миллиардер Алишер Усманов: «Коммерсант», «Власть», «Деньги», «Автопилот». Немецкий концерн Hubert Burda Media владеет издательским домом Burda: «Лиза», «От­дохни!», «Р1ауЬоу», «Добрые советы», «Мой ребенок». Издательский дом Сергея Родионова: «Профиль», «Компания», «Карьера», «Она», «Домовой», «Крестьянка», «ХХL». Издательский дом «Система Масс-Медиа», принадлежащий Владимиру Евтушенкову издает газеты и журналы: «Росшя», «Литературная газета», «Вечерняя Москва», «Ме­тро», «Культура», «Смена» (Спб). Немецкий концерн Шпрингера из­дает «Fordes», «Русский News-week».

Среди крупнейших на 2006 год медиахолдингов три принадлежат иностранному капиталу, четыре крупнейшим медиамагнатам и лишь один контролируется государством.

Конкурентная борьба на медиарынке идет своим чередом. Прода­на половина акций «Новой газеты». С продажей новой не осталось га­зет, принадлежащих журналистским коллективам. С продажей «Ком­мерсанта» завершилось избавление медиа-рынка и от людей, которые «себе на уме», да и просто от «беглых олигархов».

Среди владельцев СМИ предприниматели и компании, у которых нет проблем с властью. Государство владеет двумя центральными те­леканалами.

На Всемирном газетном конгрессе, прошедшем в Москве в июне 2006 года российские власти получили обвинение в свой адрес в на­ступление на независимые СМИ и свободу слова вообще. Настоящие проблемы со свободой слова возникают в регионах. Областные, крае­вые, республиканские СМИ и местные - районные и городские выхо­дят при поддержке властей. Чтобы выжить региональные и местные издания восхваляют губернаторов, мэров, глав районов.

В конкуренции с датируемыми «собратьями» у независимых ре­гиональных и местных газет нет шанса свести концы с концами. В ре­зультате в регионах и на местах почти не остается независимых газет. Роль СМИ становится чрезвычайно заметной. СМИ оказывают все большее влияние на развитие современной экономики потребления. Современные СМИ аккумулируют значительные материальные ресур­сы, производя как материальные (газеты, журналы), так и немате­риальные продукты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: