Газета существует в информационном пространстве одномоментно, являясь частью этого пространства. До 1992 года информационное пространство в СССР было единым. Оно включало печатные и электронные СМИ и регулировалось властными структурами.
С 1992 года информационное поле было разорвано и сегодня представляет «лоскутное одеяло».
Откуда люди черпают информацию? Из программ телевидения, радио, центральных, региональных, местных газет, а отчасти из слухов, сплетен, полученных на кухне, на лавочке.
Главным, а точнее более влиятельным, формирующим информационное пространство является телевидение с его мыльными операми и ток-шок. Но телевидение этим не формирует информационное пространство, а формирует человека «нового общества».
Ирина Петровская в телеобозрении «Урок целомудрия в доме терпимости» пишет:
«И, кстати, если миллионные тиражи «желтых» изданий - это блеф, а публика жаждет разумного, доброго и вечного, то, выходит, что и рейтинги - блеф? А они якобы зашкаливают именно тогда, когда по телевизору показывают очередную «клубничку» из жизни звезд - живых или ушедших в мир иной.
|
|
На самом деле все лукавят: и звезды, многие из которых канут в небытие, если пресса потеряет к ним интерес, - они просто хотят заставить ее писать о них так, как выгодно им. И публика, которая скупает желтые газетенки и валок валит на «желтые» телепрограммы, но когда нужно, желая показаться приличной, признается в неизбывной любви к каналу «Культура». И газетчики с телевизионщиками, которые твердят об уважении зрительских вкусов, а на самом деле зарабатывают деньги самым простым способом: потакая толпе».
Да, российские СМИ нынче любят потакать толпе и способствовать ее развращению и разрушению информационного пространства.
Те, кто смотрит ток-шоу, телесериалы, получают информацию, манипулирующую их сознанием, поведением, образом жизни.
Информацию, которая исходит из властных структур и публикуется в газетах, люди, как правило, не воспринимают, или воспринимают одиозно.
Более воспринимаются людьми сплетни, слухи, рождающиеся на кухне, на лавочке. И как показали исследования - городские, районные газеты наиболее читабельны сегодня. Они близки простому люду ибо писали и пишут о событиях и явлениях знакомых и известных, а потому местным газетам доверяют и они являются источником информации, которому верят многие из тех, кто живет в городе, районе. Но сегодня районные газеты влачат жалкое существование. А если они перестанут существовать, то власти на местах потеряют важный источник информации, источник влияния на людей. Без хорошей информации невозможно управление обществом и само существование общества, а также жизнь каждого отдельно взятого индивида в обществе.
|
|
XXI век - это век развития информации и информационных технологий. И то общество, которое достигнет прорыва в развитии информационных технологий и в развитии информации получит небывалый импульс в своем развитии.
Сегодня необходима многоуровневая, многоцелевая информация, доступная каждому человеку, каждой возрастной, социальной, профессиональной группе. Причем информация разная, но исполненная качественно на высоком профессиональном уровне. А потому, черпая информацию из информационного пространства, журналисты региональных, местных изданий должны это хорошо осознавать. И помнить, что некачественная информация в конечном итоге обернется против того СМИ, что ее дает, а также против общества.
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ, ЛОКАЛЬНЫХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ СМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
К 2006 году вся региональная пресса была приручена местными властями и олигархами.
Региональные власти официально владеют в качестве учредителей 1-2 СМИ в регионе, остальные - частные, однако практически все лояльны по отношению к администрации субъекта или к определенной группе влияния, сформированной при администрации или ином органе власти.
Причем СМИ, лояльные власти, не всегда лояльны лично губернатору - часто это хорошо организованная иерархия, в состав которой входят силовые структуры, депутаты, иногда - криминалитет, а также финансовые и промышленные «бароны».
В Иркутской области «прогубернаторскими» являлись (до назначения губернатором Тишанина) практически все СМИ.
Оппозиционная пресса существует на средства политических деятелей, борющихся за влияние в регионе. В Иркутской области специально для борьбы с бывшим губернатором Б. Говориным, бывший заместитель главы областной администрации Владимир Матиенко создал газету «Байкальские вести».
Классическим для регионов является противостояние мэров региональных столиц и глав администрации регионов. В Иркутске было противостояние Якубовского и Говорина.
В региональных медиаструктурах продолжается тенденция к самоограничению. Издание, чтобы выжить, становится ручным. Самостоятельность российских СМИ строится на рыночных основаниях, а не на моральных кодексах журналиста, Законе о СМИ.
Рынок медиарекламы в региональных развивается динамично. За 2005 год объемы доходов от рекламы увеличились на 31 процент. При этом тираж печатной прессы практически не увеличился. Количество изданий стало больше, однако читателей больше не стало.
Сокращение читательской аудитории связано с общим уменьшением внимания читательской аудитории к политическим проблемам в России.
Российские СМИ, региональные в том числе, сегодня превратились не в самостоятельные идеологические структуры, а в инструмент в руках крупных финансово-промышленных группировок.
МЕДИАКИЛЛЕРЫ И ИЗДАНИЯ МЕДИАКИЛЛЕРЫ
В 1997-1999 годах в медиакультуре России появились медиакиллеры. Институт медиакиллеров сформировался в 1995-1999 годах в ходе подготовки к избирательной кампании в парламент. Медиакиллерами могут быть не только журналисты, но и отдельные издания, а также телепрограммы (например, «Авторская программа Сергея Доренко», живого классика жанра).
Медиакиллеры объединяются «под крышей» какого-нибудь профильного издания или электронного СМИ.
Почему медиакиллеры? Дело в том, что расследования медиакиллеров являются тенденциозными и проходят по категории «заказные материалы» или являются сливом информации.
Журналист, получивший конфиденциальную информацию, публикует ее, не проверяя, не анализирует факты и не делает выводов. Многие известные медиакиллеры работали и работают на сливе. В их числе Доренко, Хинштейн, Лурье, Минкин и др. Медиакиллеры становятся удобной мишенью для служб безопасности тех или иных групп.
|
|
В изданиях «медиакиллеров» сбор информации осуществляется специальными отделами, которые могут носить разнообразные наименования: «отдел расследований», «отдел по спецпроектам», «информационно-аналитический отдел» и т.д. Специализация таких сотрудников - поиск документов, подготовка публикации, которые вызывают, как правило, негативный резонанс. Например, публикации «Московского комсомольца», порочащие российских военнослужащих, действующих в Чечне, несомненно, играют большую роль в создании благоприятного для боевиков настроения среди мировой общественности.
Террористические группы, как правило, используют самих журналистов или их информацию в своих целях без ведома самих объектов. Но это не снимает ответственности с публикации сведений, ведущих (или потенциально ведущих) к человеческим жертвам или разрушениям.
Российские и региональные СМИ в условиях практически ничем не ограниченной «свободы слова» превратились в источник, хотя и непроверенный, для состояния того или иного объекта; инструмент воздействия на общественное мнение или для «внутренних разборок» среди групп влияния.