Региональная, местная газеты и информационное пространство

Газета существует в информационном пространстве одномомент­но, являясь частью этого пространства. До 1992 года информационное пространство в СССР было единым. Оно включало печатные и элек­тронные СМИ и регулировалось властными структурами.

С 1992 года информационное поле было разорвано и сегодня представляет «лоскутное одеяло».

Откуда люди черпают информацию? Из программ телевидения, радио, центральных, региональных, местных газет, а отчасти из слухов, сплетен, полученных на кухне, на лавочке.

Главным, а точнее более влиятельным, формирующим информа­ционное пространство является телевидение с его мыльными операми и ток-шок. Но телевидение этим не формирует информационное про­странство, а формирует человека «нового общества».

Ирина Петровская в телеобозрении «Урок целомудрия в доме терпимости» пишет:

«И, кстати, если миллионные тиражи «желтых» изданий - это блеф, а публика жаждет разумного, доброго и вечного, то, выходит, что и рейтинги - блеф? А они якобы зашкаливают именно тогда, когда по телевизору показывают очередную «клубничку» из жизни звезд - жи­вых или ушедших в мир иной.

На самом деле все лукавят: и звезды, многие из которых канут в небытие, если пресса потеряет к ним интерес, - они просто хотят за­ставить ее писать о них так, как выгодно им. И публика, которая ску­пает желтые газетенки и валок валит на «желтые» телепрограммы, но когда нужно, желая показаться приличной, признается в неизбывной любви к каналу «Культура». И газетчики с телевизионщиками, кото­рые твердят об уважении зрительских вкусов, а на самом деле зараба­тывают деньги самым простым способом: потакая толпе».

Да, российские СМИ нынче любят потакать толпе и способство­вать ее развращению и разрушению информационного пространства.

Те, кто смотрит ток-шоу, телесериалы, получают информацию, манипулирующую их сознанием, поведением, образом жизни.

Информацию, которая исходит из властных структур и публику­ется в газетах, люди, как правило, не воспринимают, или воспринима­ют одиозно.

Более воспринимаются людьми сплетни, слухи, рождающиеся на кухне, на лавочке. И как показали исследования - городские, район­ные газеты наиболее читабельны сегодня. Они близки простому люду ибо писали и пишут о событиях и явлениях знакомых и известных, а потому местным газетам доверяют и они являются источником инфор­мации, которому верят многие из тех, кто живет в городе, районе. Но сегодня районные газеты влачат жалкое существование. А если они пе­рестанут существовать, то власти на местах потеряют важный источ­ник информации, источник влияния на людей. Без хорошей информа­ции невозможно управление обществом и само существование обще­ства, а также жизнь каждого отдельно взятого индивида в обществе.

XXI век - это век развития информации и информационных тех­нологий. И то общество, которое достигнет прорыва в развитии ин­формационных технологий и в развитии информации получит небы­валый импульс в своем развитии.

Сегодня необходима многоуровневая, многоцелевая информация, доступная каждому человеку, каждой возрастной, социальной, про­фессиональной группе. Причем информация разная, но исполненная качественно на высоком профессиональном уровне. А потому, черпая информацию из информационного пространства, журналисты регио­нальных, местных изданий должны это хорошо осознавать. И пом­нить, что некачественная информация в конечном итоге обернется против того СМИ, что ее дает, а также против общества.

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ, ЛОКАЛЬНЫХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ СМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

К 2006 году вся региональная пресса была приручена местными властями и олигархами.

Региональные власти официально владеют в качестве учредителей 1-2 СМИ в регионе, остальные - частные, однако практически все лояльны по отношению к администрации субъекта или к определен­ной группе влияния, сформированной при администрации или ином органе власти.

Причем СМИ, лояльные власти, не всегда лояльны лично губер­натору - часто это хорошо организованная иерархия, в состав которой входят силовые структуры, депутаты, иногда - криминалитет, а также финансовые и промышленные «бароны».

В Иркутской области «прогубернаторскими» являлись (до назна­чения губернатором Тишанина) практически все СМИ.

Оппозиционная пресса существует на средства политических дея­телей, борющихся за влияние в регионе. В Иркутской области спе­циально для борьбы с бывшим губернатором Б. Говориным, бывший заместитель главы областной администрации Владимир Матиенко соз­дал газету «Байкальские вести».

Классическим для регионов является противостояние мэров ре­гиональных столиц и глав администрации регионов. В Иркутске было противостояние Якубовского и Говорина.

В региональных медиаструктурах продолжается тенденция к сам­оограничению. Издание, чтобы выжить, становится ручным. Само­стоятельность российских СМИ строится на рыночных основаниях, а не на моральных кодексах журналиста, Законе о СМИ.

Рынок медиарекламы в региональных развивается динамично. За 2005 год объемы доходов от рекламы увеличились на 31 процент. При этом тираж печатной прессы практически не увеличился. Количество изданий стало больше, однако читателей больше не стало.

Сокращение читательской аудитории связано с общим уменьше­нием внимания читательской аудитории к политическим проблемам в России.

Российские СМИ, региональные в том числе, сегодня преврати­лись не в самостоятельные идеологические структуры, а в инструмент в руках крупных финансово-промышленных группировок.

МЕДИАКИЛЛЕРЫ И ИЗДАНИЯ МЕДИАКИЛЛЕРЫ

В 1997-1999 годах в медиакультуре России появились медиакиллеры. Институт медиакиллеров сформировался в 1995-1999 годах в ходе подготовки к избирательной кампании в парламент. Медиакиллерами могут быть не только журналисты, но и отдельные издания, а также те­лепрограммы (например, «Авторская программа Сергея Доренко», жи­вого классика жанра).

Медиакиллеры объединяются «под крышей» какого-нибудь про­фильного издания или электронного СМИ.

Почему медиакиллеры? Дело в том, что расследования медиакиллеров являются тенденциозными и проходят по категории «заказ­ные материалы» или являются сливом информации.

Журналист, получивший конфиденциальную информацию, публи­кует ее, не проверяя, не анализирует факты и не делает выводов. Мно­гие известные медиакиллеры работали и работают на сливе. В их чи­сле Доренко, Хинштейн, Лурье, Минкин и др. Медиакиллеры стано­вятся удобной мишенью для служб безопасности тех или иных групп.

В изданиях «медиакиллеров» сбор информации осуществляется специальными отделами, которые могут носить разнообразные наиме­нования: «отдел расследований», «отдел по спецпроектам», «информа­ционно-аналитический отдел» и т.д. Специализация таких сотрудни­ков - поиск документов, подготовка публикации, которые вызывают, как правило, негативный резонанс. Например, публикации «Москов­ского комсомольца», порочащие российских военнослужащих, дей­ствующих в Чечне, несомненно, играют большую роль в создании бла­гоприятного для боевиков настроения среди мировой общественности.

Террористические группы, как правило, используют самих журна­листов или их информацию в своих целях без ведома самих объектов. Но это не снимает ответственности с публикации сведений, ведущих (или потенциально ведущих) к человеческим жертвам или разруше­ниям.

Российские и региональные СМИ в условиях практически ничем не ограниченной «свободы слова» превратились в источник, хотя и не­проверенный, для состояния того или иного объекта; инструмент воз­действия на общественное мнение или для «внутренних разборок» сре­ди групп влияния.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: