При использовании модели выборного губернатора в России использовались три возможных способа досрочного прекращения губернаторских полномочий.
Одним из способов досрочного прекращения полномочий главы исполнительной власти является его отстранение от должности президентским указом в соответствии с нормами федерального вмешательства.
Другой способ — вотум недоверия губернатору со стороны законодательного собрания. Наличие этой процедуры является обязательным для всех регионов. За вотум недоверия должны проголосовать не менее двух третей депутатов (поставить вопрос на голосование может группа депутатов, насчитывающая более одной трети от общего числа). При этом должен быть установленный судом повод для недоверия:
• издание актов, противоречащих федеральному и региональному законодательству, и неустранение нарушений в течение месяца после принятия решения судом;
• иное грубое нарушение федерального и регионального законодательства,влекущее за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.
Третий способ прекращения губернаторских полномочий был возможен, когда в регионах проводились губернаторские выборы, — отзыв главы региона самими избирателями с помощью процедуры референдума. Региональное законодательство крайне редко и неохотно использовало эту норму. В результате в стране не было ни одного прецедента для такого отзыва, а все попытки блокировались властями и избирательными комиссиями.
Федеральное законодательство не считало норму отзыва губернатора избирателями обязательной: решение принимал регион с помощью собственного законодательства. При этом федеральный закон требовал, чтобы региональное законодательство обязательно определяло основания и процедуру отзыва. К числу оснований относились:
• установленное судом нарушение федерального или регионального законодательства;
• установленное судом неоднократное неисполнение своих обязанностей без уважительных причин.
Процедура отзыва предусматривала сбор подписей не менее 3% избирателей Данного региона. Отзыв был возможен только в случае, если за него проголосовали более половины от общего числа избирателей в регионе.
Процедура отзыва губернатора самим избирателями в российских условиях затруднена и потому практически не использовалась. То же относилось и к другим способам досрочного прекращения полномочий. После перехода к модели назначаемого губернатора в 2004—2005 гг. способы, досрочного прекращения губернаторских полномочий несколько изменились.
• Процедура отстранения от должности президентским указом стала гораздо ' проще. Для этого используется простая мотивировка — утрата президентского доверия и ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. После упрощения процедуры как раз и произошло первое досрочное увольнение губернатора В. Логинова в Корякском АО в начале 2005 г.
• Вотум недоверия губернатору со стороны законодательного собрания возможен, но не имеет прямых последствий (что еще раз доказывает ограниченность ' применения модели "парламентской республики"). Окончательное решение об отстранении или сохранении губернатора в должности принимает президент.
' •Отзыв губернатора избирателями невозможен в связи с отсутствием процедуры всенародных выборов.