Информационное обеспечение коммерческой деятельности

Успешное осуществление коммерческой деятельности невозможно без постоянного анализа и учета торговыми предприятиями информации, характеризующей ситуацию на рынке товаров и услуг. Ее принято называть коммерче­ской информацией. К ней следует относить информацию о:

- покупателях и мотивах покупок;

- требованиях рынка к товару;

- конъюнктуре рынка;

- конкурентной среде;

- потенциальных возможностях торгового предприятия и его конкурентоспособности.

Получить достоверную коммерческую информацию мож­но путем проведения комплексных маркетинговых исследо­ваний. Ее можно получить как из внутренних, так и внеш­них источников. К числу внутренних источников относят­ся статистическая и бухгалтерская отчетность пред­приятия, данные оперативного учета результатов коммерческой деятельности. Таким образом, можно получить ин­формацию о ходе реализации товаров, о товарных запа­сах, ходе закупок, выполнении договорных обязательств поставщиками и т.д. В качестве внешних источников коммерческой информации используют данные государст­венной статистики, периодической печати, а также информацию, полученную при специальных обследованиях. Используя эту информацию, можно выявить тенденции развития товарооборота, особенности спроса населения на соответствующие товары. Очень важной является также информация о численности и составе населения, составе семей, доходах и т.д.

Рассмотрим значение отдельных видов информации в коммерческой деятельности торговых предприятий.

Информация о покупателях и мотивах покупок являет­ся основой для принятия коммерческих решений. Анализ этой информации позволяет принять решения, снижаю­щие риск выпуска или закупки неходовых товаров, а так­же решения, обеспечивающие увеличение объемов реали­зации товаров, укрепление финансовой устойчивости предприятия. Такой информацией может быть: числен­ность обслуживаемого населения, его состав, уровень до­ходов; национальные и другие традиции и обычаи; типы покупателей и т. д. Используя эту информацию, коммерче­ские структуры могут проводить более целенаправленную работу с покупателями, создавая тем самым условия для увеличения объемов продаж товаров и улучшения эконо­мических показателей своей деятельности.

Информация о требованиях рынка к товару необходи­ма для того, чтобы торговое предприятие могло осущест­вить правильный выбор товаров и услуг, которые оно предложит покупателям. Поэтому коммерческие службы должны хорошо знать свойства и особенности товаров, а также то, в какой степени они отвечают запросам покупа­телей. Необходимо также уделить внимание исследованию «жизненного цикла» товара, то есть периода, в течение ко­торого товар покупается на рынке. Важное значение имеет информация о конкурентоспособности товара. Она опре­деляется как совокупность характеристик товара, отли­чающих его от аналогичных товаров по степени удовле­творения потребностей конкретного потребителя. То есть это способность товара обеспечить коммерческий успех в условиях конкуренции.

Необходимо иметь в виду, что цена на товар имеет не­посредственную связь с его качеством. Часто потребители полагают, что высокие цены означают высокое качество товара и, наоборот, низкие цены – низкое качество. По­этому коммерческие службы торгового предприятия долж­ны располагать информацией о том, что цены на товары должным образом отражают их качество. При этом следует также учитывать и престижность товара, которая опреде­ляется степенью его признания на рынке, положительным общественным мнением о нем. В связи с эти существует еще и понятие престижных цен, когда определенная кате­гория покупателей не приобретает товары и услуги по це­нам, которые считают слишком низкими, полагая, что при низких ценах качество товара не соответствует их требо­ваниям, и они по своему общественному положению не могут покупать данные товары. Поэтому, устанавливая цены на товары и услуги, предприятие должно располагать информацией о верхних и нижних пределах цен, которые устанавливают конкретные группы потребителей. Изучая информацию о требованиях рынка к товару, особое внимание следует уделить упаковке и рекламному оформлению товара. Они должны подчеркивать преиму­щества товара, способствовать ускорению его реализации и т.д. Учитывая обширность и многосторонность информации о товаре, коммерческие службы предприятий должны ком­плексно подходить к ее изучению и анализу.

Информация о конъюнктуре рынка дает возможность коммерческим службам исследовать спрос и предложение на рынке и его сегментах, емкость и характер рынка, уро­вень цен, условия рыночной конкуренции и другие аспекты с целью принятия необходимых коммерческих решений. Информацией о спросе населения являются сведения, характеризующие объем, структуру, закономерности и тен­денции его развития. Сюда же относится информация о причинах изменения спроса, особенностях его формирова­ния и развития. Все это является базой для обоснования по­требности в товарах, как по общему объему, так и в ассор­тиментном разрезе.

Определить товарное предложение можно с помощью информации об объемах, структуре и динамике производ­ства, о товарных запасах, о товарах-новинках и т.д.

Изучая информацию о спросе и предложении, коммер­ческие службы должны иметь в виду, что несоответствие между ними вызывает нарушение нормальных условий реа­лизации товаров. При превышении спроса над предложе­нием возникает неудовлетворенный спрос, при чрезмерном превышении предложения над спросом накапливаются из­лишние товарные запасы, что приводит к увеличению из­держек, связанных с их хранением и реализацией.

Среди другой информации о конъюнктуре рынка важ­ное значение имеет информация о географическом поло­жении и месторасположении рынка, его границах и регио­нальных различиях, емкости и степени открытости, сте­пени насыщенности товарами и уровне цен и др.

Информация о конкурентной среде позволяет коммер­ческим структурам объективно оценить их реальное поло­жение на рынке, так как в условиях рыночной экономики, высокой насыщенности рынка товарами конкуренция соз­дает предпосылки для приведения рыночных цен в соот­ветствие с действительной стоимостью и качеством това­ров. Поэтому, изучая конкурентов-поставщиков товаров, следует выявить их позицию на рынке, изучить характе­ристику предлагаемых ими товаров, их финансовое поло­жение, надежность и гарантии при выполнении договор­ных обязательств и другую информацию. Не менее тща­тельным должно быть изучение конкурентов-покупателей товаров, при котором следует выделить их сильные и сла­бые стороны и объективно оценить позицию своего пред­приятия на рынке.

Информация о потенциальных возможностях торгового предприятия и его конкурентоспособности необходима для оценки сильных и слабых сторон его деятельности с тем, чтобы молено было правильно определить направле­ния развития предприятия, обеспечивающие его устойчи­вое экономическое положение. С этой целью анализируют­ся показатели, характеризующие экономический потенци­ал и хозяйственную деятельность предприятия. При оценке конкурентоспособности предприятия учи­тывают использование передовой технологии и новой тех­ники, наличие конкурентоспособного товара и услуг, фи­нансовую устойчивость и имидж предприятия. Все это позволяет определить потенциальные возможности предприятия и выработать мероприятия по укреплению его конкурентных позиций на рынке. На основе анализа коммерческой информации торговые предприятий принимают коммерческие решения, то есть управленческие решения, связанные с куплей-продажей товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: