Содержание коммерческой деятельности

Операции, связанные с осуществлением коммерческой деятельности, условно можно разделить на ряд блоков. В каждый из них входят операции, выполняемые на соот­ветствующем этапе коммерческой деятельности. При этом следует отметить, что коммерческая деятельность, осуще­ствляемая структурами, занимающимися оптовой торгов­лей, в значительной степени отличается от коммерческой деятельности розничных торговых предприятий. Это осо­бенно характерно для операций, связанных с формирова­нием ассортимента и продажей товаров.

Основой успешного осуществления коммерческой дея­тельности является ее информационное обеспечение. Сюда, прежде всего, следует отнести информацию о спросе и конъюнктуре рынка, об объемах и структуре производства товаров, информацию о самом товаре (его потребитель­ских свойствах, качестве и т.п.). Важное значение имеет информация о численности и составе обслуживаемого на­селения, его покупательной способности. И, наконец, ком­мерческие структуры, работающие на рынке, должны рас­полагать информацией о потенциальных возможностях кон­курентов.

Опираясь на анализ имеющейся информации, можно приступать к следующему этапу коммерческой деятельно­сти – определению потребности в товарах. При этом определяется емкость рынка и его сегментов, обосновывает­ся ассортимент необходимых товаров.

Важным этапом коммерческой деятельности является выбор наиболее предпочтительных партнеров, с которы­ми должны быть установлены хозяйственные связи. Этому предшествует кропотливая работа по изучению возможных поставщиков товаров (их размещение, ассортимент и объем предлагаемых товаров, условия поставок, цена и т.д.).

На следующем этапе коммерческой деятельности реша­ется вопрос об установлении договорных отношений с по­ставщиками товаров. Должны быть согласованы все мо­менты, связанные с подготовкой проекта договора, с его подписанием. Результатом этого этапа коммерческой дея­тельности должен быть подписанный договор на поставку товаров, за выполнением которого необходимо наладить четкий контроль.

На этом заканчиваются коммерческие операции по оп­товым закупкам товаров. Далее следует целый комплекс технологических операций, связанных с поступлением то­варов, разгрузкой транспортных средств, приемкой това­ров по количеству и качеству, их хранением, перемещени­ем и т.д. Затем коммерческая деятельность развивается по двум направлениям – на предприятиях оптовой тор­говли и на предприятиях розничной торговли.

На предприятиях оптовой торговли в качестве следующих этапов коммерческой деятельно­сти необходимо выделить:

- управление товарными запасами;

- управление ассортиментом товаров;

- рекламно-информационную работу;

- оптовую продажу товаров;

- оказание услуг оптовым покупателям.

Управление товарными запасами в оптовом звене пред­полагает их нормирование, оперативный учет и контроль за их состоянием, а также их регулирование в зависимости от конъюнктуры рынка. Они должны формироваться в со­ответствии со спросом, а их уровень должен обеспечивать бесперебойное удовлетворение потребностей оптовых по­купателей. Успешная работа по управлению товарными запасами позволяет принимать своевременные коммерче­ские решения по их нормализации, избегая при этом за­медления оборачиваемости товаров и увеличения затрат, связанных с их хранением.

Управление ассортиментом товаров также является одной из важных функций коммерческих служб оптовых предприятий. Оно обеспечивает поддержание на складах такого ассортимента товаров, который в наибольшей сте­пени удовлетворял бы запросы оптовых покупателей (мага­зинов, мелкорозничных предприятий и др.).

Успешное осуществление операций по оптовой продаже товаров во многом зависит от эффективности рекламно-информационной работы коммерческих служб. Она долж­на быть систематической, хорошо спланированной, обес­печивающей успешную реализацию товаров и оказание услуг оптовым покупателям. Это достигается путем выбора рациональных видов и средств рекламы, обоснования це­лесообразности их применения.

Коммерческая деятельность по оптовой продаже това­ров является одним из самых важных этапов работы структур, осуществляющих оптовые операции. От её успе­ха зависит экономическая эффективность работы пред­приятий, занимающихся сбытом товаров. На этом этапе важно правильно выбрать партнера по коммерческой дея­тельности, успешно провести с ним операции по оформле­нию продажи товаров, организовать контроль за выполне­нием условий договора.

Наряду с продажей товаров, предприятия, занимаю­щиеся оптовыми операциями, оказывают своим партне­рам по хозяйственным связям торговые услуги. Это могут быть рекламно-информационные услуги, а также посред­нические услуги по поиску поставщиков товаров и опто­вых покупателей. Сюда же следует отнести и организаци­онно-консультативные услуги по вопросам ассортимента и качества товаров, организации розничной продажи, мар­кетинга и т.п. По мере перехода к рыночным отношениям роль торговых услуг возрастает, а их набор, качество вы­полнения могут стать определяющими для укрепления по­зиций на рынке.

На предприятиях розничной торговли коммерческие операции имеют свою специфику, что осо­бенно касается операций, следующих за оптовыми закуп­ками товаров. Здесь также приходится иметь дело с управлением товарными запасами и управлением ассор­тиментов товаров. Однако эти операции, в отличие от операций, выполняемых в оптовых звеньях, имеют свою специфику, которая определяется совершенно другими размерами и структурой товарных запасов, сроками на­хождения товаров на предприятиях розничной торговли и иными подходами к формированию ассортимента товаров в розничной торговой сети. Свою специфику имеет и рек­ламно-информационная деятельность предприятий роз­ничной торговли, иной характер имеют и оказываемые ими услуги, так как рассчитаны они на непосредственных потребителей товаров – население.

Поскольку в розничной торговой сети завершается про­цесс доведения товаров от производства до потребителя, то коммерческая деятельность, связанная с розничной про­дажей товаров, является наиболее ответственной, так как на этом этапе приходится иметь дело с конечным потребите­лем товара. Поэтому очень важно не только предложить роз­ничному покупателю широкий выбор высококачественных товаров, обширный перечень услуг, но и использовать при этом современные, удобные для покупателя методы прода­жи, прогрессивные системы расчета за покупки и т.д.

Коммерческая деятельность торговых предприятий в условиях рыночной экономики должна осуществляться на основе маркетинговых исследований. При этом необходи­мо ориентироваться на интересы конечного потребителя, иначе невозможно рассчитывать на успешный коммерче­ский результат. Одновременно следует учитывать и то, что на коммерческую деятельность оказывают прямое или косвенное влияние многие факторы, основными их кото­рых являются:

- уровень квалификации коммерческих работников;

- правовая база коммерческой деятельности;

- состояние материально-технической базы торговых предприятий;

- ассортимент товаров и перечень оказываемых услуг;

- уровень конкуренции на рынке;

- финансовое состояние предприятия;

- наличие развитых информационных систем и др.

Торговые предприятия должны учитывать степень влия­ния этих факторов в своей коммерческой деятельности, без чего невозможно обеспечить высокую эффективность их функционирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: