Двадцать пятая лекция

Страх

Уважаемые дамы и господа! То, что я сказал вам на прошлой лекции об общей нервозности, вы посчитали, наверное, самым неполным и са­мым недостаточным из моих сообщений. Я это знаю и думаю, что ничто не удивило вас больше, чем то, что в ней ничего не было сказано о страхе, на который жалуется большинство нервнобольных, считая его самым ужасным своим страданием, и который действительно может до­стичь у них громадной интенсивности и привести к самым безумным по­ступкам. Но, по крайней мере, в этом вопросе я не хотел быть кратким;

напротив, я решил особенно юстро поставить проблему страха у нервно­больных и подробно изложить, ее вам.

Сам по себе страх мне не нужно вам представлять; каждый из нас когда-нибудь на собственном опыте узнал это ощущение или, правильнее говоря, это аффективное состояние. Но я полагаю, что никто никогда до­статочно серьезно не спрашивал себя, почему именно нервнобольные ис­пытывают страх в гораздо большей степени, чем другие. Может быть^ это считали само собой разумеющимся; ведь обычно слова “нервный” и “боязливый” * употребляют одно вместо другого, как будто бы они оз-

* В немецком языке “боязливый (angstlich) - прилагательное от слова “страх” (Angst). В современной психологической литературе это слово зачастую перево­дится как “тревожный”. Мы сочли возможным в настоящем издании перевести это слово как “боязливый”, т. к. Фрейд употребляет это слово в более общем зна пачают одно и то же. Но мы не имеем на это никакого права; есть боязливые люди, но вовсе пе нервные, и есть нервные, страдающие многими симптомами, у которых нет склонности к страху. Как бы там ни было, несомненно, что проблема страха — узловой пункт, в котором сходятся самые различные и самые важные вопросы, тайна, решение которой должно пролить яркий свет па всю нашу душевную жизнь. Не стану утверждать, что могу вам дать ее полное решение, но вы, конечно, ожидаете, что психоанализ и к этой теме подходит совершенно иначе, чем школьная медицина. Там, кажется, интересуются прежде всего тем, какими анатомическими путями осуществляется состояние страха. Это значит, что раздражается Medula oblongata, и больной узнает, что страдает неврозом блуждающего нерва. Medula oblongata — очень серьезный и красивый объект. Я хорошо помню, сколько времени и труда посвятил его изучению много лет тому назад. Но сегодня я должен вам сказать, что не знаю ничего, что было бы дальше от психологического понимания страха, чем знание нервного пути, по которому идут его импульсы.

О страхе можно много рассуждать, вообще не упоминая нервозности. Вы меня сразу поймете, если такой страх я назову реальным в противоположность невротическому. Реальный страх является для нас чем-то вполне рациональным и понятным. О нем мы скажем, что он представляет собой реакцию на восприятие внешней опасности, т. е. ожидаемого, предполагаемого повреждения, связан с рефлексом бегства, и его можно рассматривать как выражение инстинкта самосохранения. По какому поводу, т. е, перед какими объектами и в каких ситуациях появляется страх, в большой мере, разумеется, зависит от состояния нашего знания и от ощущения собственной силы перед внешним миром. Мы находим совершенно понятным, что дикарь боится пушки и пугается солнечного затмения, в то время как белый человек, умеющий обращаться с этим орудием и предсказать данное событие, в этих условиях свободен от страха. В другой раз именно большее знание вызовет страх, так как оно позволяет заранее знать об опасности. Так, дикарь испугается следов в лесу, ничего не говорящих неосведомленному, но указывающих дикарю на близость хищного зверя ", а опытный мореплаватель будет с ужасом рассматривать облачко на небе, кажущееся незначительным пассажиру, по предвещающее моряку приближение урагана. При дальнейшем размышлении следует признать, что мнение о реальном страхе, будто он разумен и целесообразен, нуждается в основательной проверке. Единственно целесообразным поведением при угрожающей опасности была бы спокойная оценка собственных сил по сравнению с величиной угрозы и затем решение, что обещает большую надежду на благополучный исход: бегство или защита, а может быть, даже нападение.

Но в таком случае для страха вообще не остается места; все, что происходит, произошло бы так же хорошо и, вероятно, еще лучше, если бы

----------------------------------------

чении (склонный к страху “вообще”, а не только к беспредметному страху, каким является тревога). -Примеч. ред. перевод.

" Продолговатый мозг (лат.).—Примеч. ред. перевода.

---------------------------------------

дело не дошло до развития страха. Вы видите также, что если страх чрезмерно силен, то он крайне нецелесообразен, он парализует тогда лю­бое действие, в том числе и бегство. Обычно реакция на опасность со­стоит из смеси аффекта страха и защитного действия. Испуганное живот­ное боится и бежит, но целесообразным при этом является бегство, а не боязнь.

Итак, возникает искушение утверждать, что проявление страха никог­да не является чем-то целесообразным. Может быть, лучшему понима­нию поможет более тщательный аналяз ситуации страха. Первым в ней является готовность к опасности, выражающаяся в повышенном сенсор­ном внимании и моторном напряжении. Эту готовность ожидания следу­ет, не задумываясь, признать большим преимуществом, ее же отсутствие может привести к серьезным последствиям. Из нее исходит, с одной сто­роны, моторное действие, сначала бегство, на более высокой ступени дея­тельная защита, с другой стороны, то, что мы ощущаем как состояние страха. Чем больше развитие страха ограничивается только подготовкой, только сигналом, тем беспрепятственней совершается переход готовности к страху в действие, тем целесообразней протекает весь процесс. Поэтому в том, что мы называем страхом, готовность к страху (Angstbereit-schaft) * кажется мне целесообразной, развитие же страха — нецелесооб­разным.

Я избегаю подходить ближе к вопросу о том, имеют ли в нашем язы­ке слова “страх”, “боязнь”, “испуг” одинаковое или разное значение. Я только полагаю, что “страх” (Angst) относится к состоянию и не вы­ражает внимания к объекту, между тем как “боязнь” (Furcht) указыва­ет как раз на объект. Напротив, “испуг” (Schreck), кажется, имеет осо­бый смысл, а именно подчеркивает действие опасности, когда не было го­товности к страху. Так что можно было бы сказать, что от испуга чело­век защищается страхом.

Известная многозначность и неопределенность употребления слова “страх” не может ускользнуть от вас. Под страхом по большей части по­нимают субъективное состояние, в которое попадают благодаря ощуще­нию “развития страха” и называют его аффектом. А что такое аффект в динамическом смысле? Во всяком случае, нечто очень сложное. Аф­фект, во-первых, включает определенные моторные иннервации или отто­ки энергии, во-вторых, известные ощущения, причем двоякого рода: вос­приятия состоявшихся моторных действий и непосредственные ощущения удовольствия и неудовольствия, придающие аффекту, как говорят, основ­ной тон. Но я не думаю, чтобы это перечисление затрагивало бы как-то сущность аффекта. При некоторых аффектах, по-видимому, можно загля­нуть глубже и узнать, что ядром, объединяющим названный ансамбль^ является повторение какого-то определенного значительного пережива­ния. Это переживание могло бы быть лишь очень ранним впечатлением весьма общего характера, которое нужно отнести к доисторическому пе-

-----------------------------------------------

* В современной психологической литературе для обозначения этого понятия упот­ребляются термины “тревога”, “тревожность”,- Примеч. ред. перев.

-----------------------------------------------

риоду не индивида, а вида. Другими словами, аффективное состояние по­строено так же, как истерический припадок, и, как и он, представляет собой осадок воспоминания. Истерический припадок, таким образом, мож­но сравнить со вновь образованным индивидуальным аффектом, нормаль­ный аффект — с выражением общей истерии, ставшей наследственной.

Не думайте, что сказанное здесь об аффектах является признанным достоянием обычной психологии. Напротив, это взгляды, возникшие на почве психоанализа и признанные только им. То, что вы можете узнать об аффектах в психологии, например, теорию Джемса—Ланго, как раз для нас, психоаналитиков, непонятно и не обсуждается. Но и наше знание об аффектах мы тоже не считаем очень надежным; это лишь пер­вая попытка ориентировки в этой темной области. Но продолжу: нам кажется, что мы знаем, какое раннее впечатление повторяется при аф­фекте страха. Мы полагаем, что это впечатление от акта рождения, при котором происходит такое объединение неприятных впечатлений, стрем­лений к разрядке [напряжения] и соматических ощущений, которое ста­ло прообразом воздействия смертельной опасности и с тех пор повторя­ется у нас как состояние страха. Невероятное повышение возбуждения вследствие прекращения обновления крови (внутреннего дыхания) было тогда причиной переживания страха, так что первый страх был токсиче­ским. Название “страх” (Angst) — angustiae, теснота, теснина (Enge) — выделяет признак стеснения дыхания, которое тогда было следствием реальной ситуации и теперь почти постоянно воспроизводится в аффекте. Мы признаем также весьма значительным то, что первое состояние стра­ха возникло вследствие отделения от матери. Разумеется, мы убеждены” что предрасположение к повторению первого состояния страха так осно­вательно вошло в организм благодаря бесконечному ряду поколений, что отдельный индивид не может избежать аффекта страха, даже если он,, как легендарный Макдуф, “был вырезан из тела матери”, т. е. не знал самого акта рождения. Мы не можем сказать, что является прообразом страха у других млекопитающих животных. Мы также не знаем, какой комплекс ощущений у этих созданий эквивалентен нашему страху.

Может быть, вам интересно будет услышать, как можно прийти к мысли, что акт рождения является источником и прообразом аффекта страха. Умозрение принимало в этом самое незначительное участие; ско­рее, я позаимствовал это у наивного мышления народа. Когда много лет тому назад мы, молодые больничные врачи, сидели за обеденным столом в ресторане, ассистент акушерской клиники рассказал, какая веселая история произошла на последнем экзамене акушерок. Одну кандидатку спросили, что значит, когда при родах в отходящей жидкости обнаружи­вается Mekonium (первородный кал, экскременты), и она, не задумы­ваясь, ответила, что ребенок испытывает страх. Ее осмеяли и срезали. Но я в глубине души встал на ее сторону и начал догадываться, что несчастная женщина из народа правильным чутьем открыла важную связь.

Теперь перейдем к невротическому страху: какие формы проявления и отношения имеет страх у нервнобольных? Тут можно многое описать.

Во-первых, мы находим общую боязливость, так сказать, свободный страх, готовый привязаться к любому более или менее подходящему со­держанию представления, оказывающий влияние на суждение, выбираю­щий ожидания, подстерегая любой случай, чтобы найти себе оправдание. Мы называем это состояние “страхом ожидания” или “боязливым ожи­данием”. Лица, 'страдающие этим страхом, всегда предвидят из всех воз­можностей самую страшную, считают любую случайность предвестником несчастья, используют любую неуверенность в дурном смысле. Склон­ность к такому ожиданию несчастья как черта характера встречается у многих людей, которых нельзя назвать больными, их считают слишком боязливыми или пессимистичными; но необычная степень страха ожида­ния всегда имеет отношение к нервному заболеванию, которое я назвал “неврозом страха” и причисляю к актуальным неврозам.

Вторая форма страха, в противоположность только что описанной, психически более связана и соединена с определенными объектами или ситуациями. Это страх в форме чрезвычайно многообразных и часто очень странных “фобий”. Стенли Холл, видный американский психолог, взял на себя труд представить нам весь ряд этих фобий под великолеп­ными греческими названиями. Это звучит как перечисление десяти еги­петских казней, но только их число значительно превышает десять. По­слушайте, что только не может стать объектом или содержанием фобии: темнота, свободное пространство, открытые площади, кошки, пауки, гу­сеницы, змеи, мыши, гроза, острые предметы, кровь, закрытые помеще­ния, человеческая толпа, одиночество, переход мостов, поездка по морю, по железной дороге и т. д. При первой попытке сориентироваться в этом сумбуре можно различить три группы. Некоторые из объектов и ситуа­ций, внушающих страх, и для нас, нормальных людей, являются чем-то жутким, имеют отношение к опасности, и поэтому эти фобии кажутся нам понятными, хотя и преувеличенными по своей силе. Так, большин­ство из нас испытывает чувство отвращения при встрече со змеей. Фобия змей, можно сказать, общечеловеческая, и Ч. Дарвин очень ярко описал, как он не мог побороть страх перед приближающейся змеей, хотя знал, что защищен от нее толстым стеклом. Ко второй группе мы относим случаи, имеющие отношение к опасности, в которых, однако, мы при­выкли не придавать ей значения и не выдвигать ее на первый план. Сюда относится большинство ситуативных фобий. Мы знаем, что при поездке по железной дороге возникает больше возможностей для несчаст-лого случая, чем дома, а именно вероятность железнодорожного круше­ния; мы знаем также, что корабль может пойти ко дну, и при этом, как правило, люди тонут, но мы не думаем об этих опасностях и без страха путешествуем по железной дороге и по морю. Нельзя также отрицать возможность падения в реку, если мост рухнет в тот момент, когда его переходишь, но это случается так редко, что не принимается во внима­ние как опасность. И одиночество имеет свои опасности, и мы избегаем его при известных обстоятельствах; но не может быть и речи о том, что­бы мы не могли его вынести при каких-то условиях и всего лишь на некоторое время. То же самое относится к человеческой толпе, закрытому помещению, грозе и т. п. Что нас поражает в этих фобиях невроти­ков — так это вообще не столько их содержание, сколько интенсивность. Страх фобий прямо неописуем! И иной раз у нас складывается впечат­ление, будто невротики боятся вовсе не тех вещей и ситуаций, которые при известных обстоятельствах и у нас могут вызвать страх, а тех, ко­торые они называют теми же именами.

Остается третья группа фобий, которые мы вообще не можем понять. Если крепкий взрослый мужчина не может от страха перейти улицу или площадь хорошо ему знакомого родного города, если здоровая, хо­рошо развитая женщина впадает в бессознательный страх, потому что кошка коснулась края ее платья или через комнату прошмыгнула мышь, то какую же мы можем здесь установить связь с опасностью, которая,. очевидно, все-таки существует для страдающих фобиями? В относящихся сюда случаях фобии животных не может быть и речи об общечеловече­ских антипатиях, потому что, как бы для демонстрации противополож­ного, встречается множество людей, которые не могут пройти мимо кош­ки, чтобы не поманить ее и не погладить. Мышь, которую так боятся женщины, в то же время служит лучшим ласкательным именем; иная девушка, с удовольствием слушая, как ее называет так любимый, с ужа­сом вскрикивает, когда видит милое маленькое существо с этим именем. В отношении мужчины, страдающего страхом улиц или площадей, мы можем дать единственное объяснение, что он ведет себя как маленький ребенок. Благодаря воспитанию ребенка непосредственно приучают из­бегать таких опасных ситуаций, и наш агорафобик действительно осво­бождается от страха, если его кто-нибудь сопровождает при переходе через площадь.

Обе описанные здесь формы страха, свободный страх ожидания и страх, связанный с фобиями, независимы друг от друга.

Один не является более высокой ступенью развития другого, они встречаются вместе только в виде исключения и то как бы случайно. Самая сильная общая боязливость не обязательно проявляется в фобиях;

лица, вся жизнь которых ограничена агорафобией, могут быть совершен­но свободны от пессимистического страха ожидания. Некоторые фобии, например страх площадей, страх перед железной дорогой, приобретают­ся, бесспорно, лишь в зрелые годы, другие, как страх перед темнотой, грозой, животными, по-видимому, существовали с самого начала. Страхи первого рода похожи на тяжелые болезни; последние кажутся скорее странностями, капризами. У того, кто обнаруживает эти последние, как правило, можно предположить и другие, аналогичные. Должен прибавить. что все эти фобии мы относим к истерии страха, т. е. рассматриваем их как заболевание, родственное известной конверсионной истерии.

Третья из форм невротического страха ставит нас перед той загадкой, что мы полностью теряем из виду связь между страхом и угрожающей опасностью. Этот страх появляется, например, при истерии, сопровождая истерические симптомы, или в любых условиях возбуждения, когда мы,. правда, могли бы ожидать аффективных проявлений, но только не аф­фекта страха, или в виде приступа свободного страха, независимого от каких-либо условий и одинаково непонятного как для нас, так и для больного. О какой-то опасности и каком-то поводе, который мог бы быть раздут до нее преувеличением, вовсе не может быть речи. Во время этих спонтанных приступов мы узнаем, что комплекс, называемый нами со­стоянием страха, способен расколоться на части. Весь припадок может быть представлен отдельным, интенсивно выраженным симптомом — дрожью, головокружением, сердцебиением, одышкой,— а обычное чувст­во, по которому мы узнаем страх,— отсутствовать или быть неясным, и все же эти состояния, описанные нами как “эквиваленты страха”, "во всех клинических и этиологических отношениях можно приравнять к страху.

Теперь возникают два вопроса. Можно ли невротический страх, при котором опасность не играет никакой роли или играет столь незначитель­ную роль, привести в связь с реальным страхом, всегда являющимся реакцией на опасность? И как следует понимать невротический страх? Пока мы будем придерживаться предположения: там, где есть страх, должно быть также что-то, чего люди боятся.

Для понимания невротического страха клиническое наблюдение дает нам некоторые указания, значения которых я хотел бы вам изложить.

а) Нетрудно установить, что страх ожидания, или общая боязливость, находится в тесной зависимости от определенных процессов в сексуаль­ной жизни, скажем, от определенного использования либидо. Самый про­стой и поучительный пример этого рода дают нам лица, подвергающиеся так называемому неполному возбуждению, т. е. у которых сильные сек­суальные возбуждения не находят достаточного выхода, не достигают удовлетворяющего конца. Так бывает, например, у мужчин во время жениховства и у женщин, мужья которых недостаточно потентны или из осторожности сокращают или прерывают половой акт. В этих условиях либидозное возбуждение исчезает, а вместо него появляется страх как в форме страха ожидания, так и в форме припадков и их эквивалентов. Прерывание полового акта из осторожности, став сексуальным режимом, так часто становится причиной невроза страха у мужчин, но особенно у женщин, что во врачебной практике рекомендуется в таких случаях в первую очередь исследовать эту этиологию. При этом можно бесчислен­ное множество раз убедиться, что, когда прекращаются сексуальные от­клонения, невроз страха исчезает.

Факт причинной связи между сексуальным воздержанием и состоя-вием страха, насколько мне известно, более не оспаривается даже врача­ми, которые далеки от психоанализа. Однако могу себе хорошо предста­вить, что будет сделана попытка перевернуть отношение и защищать мне­ние, что речь идет о лицах, изначально склонных к боязливости и поэтому сдержанных в сексуальном отношении. Но против этого со всей решительностью говорит поведение женщин, сексуальные проявления ко­торых, в сущности, пассивны по природе, т. е. определяются обращени­ем со стороны мужчины. Чем женщина темпераментнее, чем более склонна к половым сношениям и более способна к удовлетворению, тем скорее она будет реагировать страхом на импотенцию мужчины или на coitus interruptus*, между тем как то же самое у холодных в половом отноше­нии и малолибидозных женщин играет гораздо меньшую роль.

То же самое значение для возникновения состояний страха имеет так горячо рекомендуемое в настоящее время врачами сексуальное воз­держание, разумеется, лишь в тех случаях, когда либидо, которому отка­зано в удовлетворяющем выходе, в соответствующей степени сильно и не переработано по большей части путем сублимации. Решающим момен­том для [возникновения] заболевания всегда являются количественные факторы. И там, где дело касается не болезни, а проявления характера, легко заметить, что сексуальное ограничение идет рука об руку с из­вестной боязливостью и опасливостью, между тем как бесстрашие и смелая отвага приводит к свободе действий для удовлетворения сексуаль­ной потребности. Как ни меняются и ни усложняются эти отношения благодаря многообразным культурным влияниям, в среднем остается фактом то, что страх связан с сексуальным ограничением.

Я сообщил вам далеко не все наблюдения, подтверждающие генети­ческую связь между либидо и страхом. Сюда еще относится, например, влияние на возникновение страха определенных периодов жизни, кото­рым можно приписать значительное повышение продукции либидо, как, например, периода половой зрелости и менопаузы. В некоторых состоя-ниях возбуждения можно непосредственно наблюдать смешение либидо и страха и в конце концов замещение либидо страхом. Впечатление от всех этих фактов двоякое: во-первых, что дело идет о накоплении либидо, которое лишается своего нормального применения, во-вторых, что при этом находишься исключительно в области соматических процессов. Как из либидо возникает страх, сначала неясно, констатируешь только, что либидо пропадает, а на его месте появляется страх.

б) Второе указание мы берем из анализа психоневрозов, в частности истерии. Мы слышали, что при этом заболевании нередко наступает страх в сопровождении симптомов, но также и несвязанный страх, проявляю­щийся в виде припадка или длительного состояния. Больные не могут сказать, чего они боятся, и связывают его путем явной вторичной обра­ботки с подходящими фобиями, типа фобий смерти, сумасшествия, удара. Если мы подвергнем анализу ситуацию, выступившую источником стра­ха, или сопровождаемые страхом симптомы, то, как правило, можем ука­зать, какой нормальный психический процесс не состоялся и замещен феноменом страха. Выразимся иначе: мы строим бессознательный про­цесс так, как будто он не подвергался вытеснению и беспрепятственно продолжался в сознании. Этот процесс тоже сопровождался бы опреде­ленным аффектом, и тут мы узнаем, к своему удивлению, что этот со­провождающий нормальный процесс аффект после вытеснения в любом случае замещается страхом независимо от своего качества. Следователь­но если перед нами истерическое состояние страха, то его бессознатель­ный коррелят может быть проявлением сходного чувства, т. е. страха,

-----------------------------------------------------

* Прерванный половой акт (лат.).- Примеч.

----------------------------------------------------

стыда, смущения, но точно так же положительным либидозным возбуж­дением или враждебно-агрессивным вроде ярости и досады. Таким обра­зом, страх является ходкой монетой, на которую меняются или могут об­мениваться все аффекты, если соответствующее содержание представ­ления подлежит вытеснению.

в) Третий факт мы наблюдаем у больных с навязчивыми действиями, которых страх удивительным образом как будто бы пощадил. Но если мы попробуем помеШать им исполнить их навязчивое действие, их умы­вание, их церемониал или если они сами решаются на попытку отказать­ся от какой-либо из своих навязчивостей, то ужасный страх заставляет их подчиниться этой навязчивости. Мы понимаем, что страх был при­крыт навязчивым действием и оно выполнялось лишь для того, чтобы избежать страха. При неврозе навязчивых состояний страх, который дол­жен был бы возникнуть, замещается образованием симптомов, а если мы обратимся к истерии, то при этом неврозе найдем аналогичное отноше­ние: результатом процесса вытеснения будет или развитие чистого стра­ха, или страха с образованием симптомов, или более совершенное обра­зование симптомов без страха. Так что в отвлеченном смысле, по-видимо­му, правильнее сказать, что симптомы вообще образуются лишь для того, чтобы обойти неизбежное в противном случае развитие страха. Благодаря такому пониманию страх как бы оказывается в центре наше­го интереса к проблемам неврозов.

Из наблюдений за неврозом страха мы заключили, что отвлечение ли­бидо от его нормального применения, из-за чего возникает страх, проис­ходит на почве соматических процессов. Из анализов истерии и невроза навязчивых состояний следует добавление, что такое же отвлечение с тем же результатом может вызвать также отказ психических инстанций. Вот все, что мы знаем о возникновении невротического страха; это зву­чит еще довольно неопределенно. Но пока я не вижу пути, который вел бы нас дальше. Вторую поставленную перед нами задачу — установить связь между невротическим страхом, являющимся ненормально исполь­зованным либидо, и реальным страхом, который соответствует реакции на опасность, кажется, еще труднее решить. Хотелось бы думать, что речь идет о совершенно разных вещах, однако у нас нет средства отли­чить по ощущению реальный и невротический страх друг от друга.

Искомая связь наконец устанавливается, если мы предположим нали­чие часто утверждавшейся противоположности между Я и либидо. Как мы знаем, развитие страха является реакцией Я на опасность и сигна­лом для обращения в бегство; поэтому для нас естественно предполо­жить, что при невротическом страхе Я предпринимает такую попытку бегства от требований своего либидо, относясь к этой внутренней опас­ности так, как если бы она была внешней. Этим оправдывается предполо­жение, что там, где появляется страх, есть также то, чего люди боятся. Но аналогию можно было бы провести дальше. Подобно тому как попыт­ка бегства от внешней опасности сменяется стойкостью и целесообраз­ными мерами защиты, так и развитие невротического страха уступает образованию симптомов, которое сковывает страх.

Теперь в процессе понимания возникает другое затруднение. Страх, означающий бегство Я от своего либидо, сам, однако, происходит из это­го либидо. Это неясно и напоминает о том, что, в сущности, либидо ка­кого-то лица принадлежит ему и не может противопоставляться как что-то внешнее. Это еще темная для нас область топической-динамики развития страха, неизвестно, какие при этом расходуются душевные энергии и из каких психических систем. Я не могу обещать вам ответить и на эти вопросы, но не будем упускать возможность пойти по двум дру­гим путям и воспользуемся при этом снова непосредственным наблюде­нием и аналитическим исследованием, чтобы помочь нашим умозритель­ным взглядам. Обратимся к возникновению страха у ребенка и к проис­хождению невротического страха, связанного с фобиями.

Боязливость детей является чем-то весьма обычным, и достаточно трудно, по-видимому, различить, невротический это страх или реальный. Больше того, ценность этого различия ставится под вопрос поведением детей. Потому что, с одной стороны, мы не удивляемся, если ребенок боится всех чужих лиц, новых ситуаций и предметов, и очень легко объ­ясняем себе эту реакцию его слабостью и незнанием. Таким образом, мы приписываем ребенку сильную склонность к реальному страху и счита­ли бы вполне целесообразным, если бы он наследовал эту боязливость. В этом отношении ребенок лишь повторял бы поведение первобытного человека и современного дикаря, который вследствие своего незнания и беспомощности боится всего нового и многого того, что в настоящее вре­мя нам знакомо и уже не внушает страха. И нашему ожиданию вполне соответствовало бы, если бы фобии ребенка хотя бы отчасти оказывались теми же, какие мы можем предположить в те первобытные времена че­ловеческого развития.

С другой стороны, нельзя не заметить, что не все дети боязливы в равной мере и что как раз те дети, которые проявляют особую пугливость перед всевозможными объектами и ситуациями, впоследствии оказывают­ся нервными. Невротическая предрасположенность проявляется, таким образом, и в явной склонности к реальному страху, боязливость кажется чем-то первичным, и приходишь к заключению, что ребенок, а позднее подросток боится интенсивности своего либидо именно потому, что всего боится. Возникновение страха из либидо тем самым как бы отрицается, а если проследить условия возникновения реального страха, то последо­вательно можно прийти к мнению, что сознание собственной слабости и беспомощности — неполноценности, по терминологии А. Адлера,— явля­ется конечной причиной невроза, если это сознание переходит из детско­го периода в более зрелый возраст.

Это звучит так просто и подкупающе, что имеет право на наше вни­мание. Правда, это перенесло бы разрешение загадки нервозности в дру­гую плоскость. Сохранение чувства неполноценности — а с ним и условия [для возникновения] страха и образования симптомов — кажется таким несомненным, что в объяснении скорее нуждается то, каким образом, хотя бы в виде исключения, может иметь место все то, что мы назы­ваем здоровьем. А что дает нам тщательное наблюдение боязливости у детей? Маленький ребенок боится прежде всего чужих людей; ситуации приобретают значимость лишь благодаря участию в них лиц, а предметы вообще принимаются во внимание^ишь позднее. Но этих чужих ребенок боится не потому, что предполагает у них злые намерения и сравнивает свою слабость с их силой, т. е. расценивает их как угрозу для своего существования, безопасности и отсутствия боли. Такой недоверчивый, напуганный господствующим в мире влечением к агрессии ребенок яв­ляется очень неудачной теоретической конструкцией. Ребенок же пуга­ется чужого образа, потому что настроен увидеть знакомое и любимое лицо, в основном матери. В страх превращается его разочарование и тос­ка, т. е. не нашедшее применения либидо, которое теперь не может удер­живаться в свободном состоянии и переводится в страх. Вряд ли может быть случайным, что в этой типичной для детского страха ситуации по­вторяется условие [возникновения] первого состояния страха во время акта рождения, а именно отделение от матери ".

Первые фобии ситуаций у детей — это страх перед темнотой и одино­чеством; первый часто сохраняется на всю жизнь, в обоих случаях от­сутствует любимое лицо, которое за ним ухаживает, т. е. мать. Я слы­шал, как ребенок, боявшийся темноты, кричал в соседнюю комнату:

“Тетя, поговори со мной, мне страшно”.— “Но что тебе от этого? Ты же меня не видишь”. На что ребенок отвечает: “Когда кто-то говорит, ста­новится светлее”. Тоска в темноте преобразуется, таким образом, в страх перед темнотой. Мы далеки от того, чтобы считать невротический страх лишь вторичным и особым случаем реального страха, скорее, мы убеж­даемся, что у маленького ребенка в виде реального страха проявляется нечто такое, что имеет с невротическим страхом существенную общую черту — возникновение из неиспользованного либидо. Настоящий реаль­ный страх ребенок как будто мало испытывает. Во всех ситуациях, ко­торые позднее могут стать условиями [для возникновения] фобий,—на высоте, на узком мостике над водой, при поездке по железной дороге и по морю,— ребенок не проявляет страха, и проявляет его тем меньше, чем более он несведущ. Было бы очень желательно, если бы он унасле­довал побольше таких защищающих жизнь инстинктов; этим была бы очень облегчена задача надзора [над ним], который должен препятство­вать тому, чтобы ребенок подвергался то одной, то другой опасности. Но в действительности ребенок сначала переоценивает свои силы и сво­боден от страха, потому что не знает опасностей. Он будет бегать по краю воды, влезать на карниз окна, играть с острыми предметами и с огнем, короче, делать все, что может ему повредить и вызвать беспокой­ство нянек. И если в конце концов у него просыпается реальный страх, то это, несомненно, дело воспитания, так как нельзя позволять, чтобы он научился всему на собственном опыте.

Если встречаются дети, которые идут дальше по пути этого воспита­ния страха, и сами затем находят опасности, о которых их не преду­преждали, то в отношении них вполне достаточно объяснения, что в их конституции имелось большее количество либидозной потребности или что они преждевременно были избалованы либидозным удовлетворением.

Неудивительно, что среди этих детей находятся и будущие нервноболь­ные; ведь мы знаем, что возникновение невроза больше всего обуслов­ливается неспособностью длительное время выносить значительное на­копление либидо. Вы замечаете, что и конституциональный момент по­лучает при этом свои права, хотя в них ему, правда, мы никогда не отказывали. Мы возражаем лишь против того, что из-за этого притяза­ния пренебрегают всеми другими и вводят конституциональный фактор даже там, где ему, согласно общим результатам наблюдения и анализа, не место либо он занимает по значимости самое последнее место.

Позвольте нам обобщить сведения из наблюдений о боязливости де­тей: инфантильный страх имеет очень мало общего с реальным страхом и, наоборот, очень близок к невротическому страху взрослых. Как и по­следний, он возникает из неиспользованного либидо и замещает недостаю­щий объект любви внешним предметом или ситуацией.

Теперь вы с удовольствием услышите, что анализ фобий не может дать много нового. При них, собственно, происходит то же самое, что при дет­ском страхе: неиспользованное либидо беспрерывно превращается в ка­жущийся реальным страх, и таким образом малейшая внешняя опас­ность замещает требования либидо. В этом соответствии нет ничего странного, потому что детские фобии являются не только прообразом более поздних, причисляемых нами к истерии страха, но и непосредст­венной их предпосылкой и прелюдией. Любая истерическая фобия вос­ходит к детскому страху и продолжает его, даже если она имеет другое содержание и, следовательно, должна быть иначе названа. Различие обоих заболеваний кроется в [их] механизме. Для превращения либидо в страх у взрослого недостаточно того, чтобы либидо в форме тоски ока­залось неиспользованным в данный момент. Он давно научился держать его свободным и использовать по-другому. Но если либидо относится к психическому импульсу, подвергшемуся вытеснению, то создаются такие же условия, как у ребенка, у которого еще нет разделения на сознатель­ное и бессознательное, и благодаря регрессии на инфантильную фобию как бы открывается проход, по которому легко осуществляется превра­щение либидо в страх. Как вы помните, мы много говорили о вытесне­нии, но при этом всегда прослеживали лишь судьбу подлежащего вытес­нению представления, разумеется, потому, что ее легче было узнать и изложить. То, что происходит с аффектом, который был связан с вытес­ненным представлением, мы оставляли в стороне и только теперь узнали, что ближайшая участь этого аффекта состоит в превращении в страх, в форме которого он всегда проявился бы при нормальном течении. Но это превращение аффекта — гораздо более важная часть процесса вытеснения. Об этом не так-то легко говорить, потому что мы не можем утверждать, что существуют бессознательные аффекты в том же смысле, как бессознательные представления. Представление остается тем же не­зависимо от того, сознательно оно или бессознательно; мы можем ука­зать, что соответствует бессознательному представлению. Но об аффекте, являющемся процессом разрядки [напряжения] (Abfuhrvorgang), сле­дует судить совсем иначе, чем о представлении; что ему соответствует в бессознательном, нельзя сказать без глубоких раздумий и выяснения наших предпосылок о психических процессах. Этого мы здесь не можем предпринять. Но давайте сохраним полученное впечатление, что разви­тие страха тесно связано с системой бессознательного.

Я сказал, что превращение в страх, или, лучше, разрядка (Abfuhr) в форме страха, является ближайшей участью подвергнутого вытеснению либидо. Должен добавить: не единственной или окончательной. При не­врозах развиваются процессы, стремящиеся связать это развитие страха, и это им удается различными путями. При фобиях, например, можно ясно различить две фазы невротического процесса. Первая осуществляет вытеснение и перевод либидо в страх, связанный с внешней опасностью. Вторая заключается в выдвижении всех тех предосторожностей и преду­преждений, благодаря чему предотвращается столкновение с этой опас­ностью, которая считается внешней. Вытеснение соответствует попытке бегства Я от либидо, воспринимаемого как опасность. Фобию можно сравнить с окопом против внешней опасности, которую теперь представ­ляет собой внушающее страх либидо. Слабость системы защиты при фобиях заключается, конечно, в том, что крепость, настолько укрепленная с внешней стороньт, остается открытой для нападения с внутренней. Проекция либидозной опасности вовне никогда не может удасться впол­не. Поэтому при других неврозах употребляются другие системы защиты против возможного развития страха. Это очень интересная область пси­хологии неврозов, к сожалению, она уведет нас слишком далеко и пред­полагает более основательные специальные знания. Я хочу добавить еще только одно. Я уже говорил вам о “противодействии”*, к которому Я прибегает при вытеснении и должно постоянно его поддерживать, чтобы вытеснение осуществилось. На это противодействие возлагается миссия воплотить в жизнь различные формы защиты против развития страха после вытеснения.

Вернемся к фобиям. Теперь, пожалуй, я могу сказать; вы понимае­те, насколько недостаточно объяснять их только содержанием, интересу­ясь лишь тем, откуда происходит то, что тот или иной объект или ка­кая-то ситуация становится предметом фобии. Содержание фобии имеет для нее примерно то же значение, какое явная часть сновидения для всего сновидения. Соблюдая необходимые ограничения, следует признать, что среди этих содержаний фобий находятся такие, которые, как подчер­кивает Стенли Холл ", могут стать объектами страха благодаря фило­генетическому унаследованию. С этим согласуется и то, что многие из этих внушающих страх вещей могут иметь с опасностью только симво­лическую связь.

Так мы убедились, какое, можно сказать, центральное место среди вопросов психологии неврозов занимает проблема страха. На нас произ­вело сильное впечатление то, насколько развитие страха связано с судь­бами либидо и с системой бессознательного. Только один момент мы вос-

-----------------------------------------

“Контрзаполнения” [энергией].

----------------------------------------

принимаем как выпадающий из связи, как пробел в нашем понимании,— это тот трудно оспариваемый факт, что реальный страх должен рассмат­риваться как проявление инстинктов самосохранения Я.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: