Финансовую политику предприятия определяют учредители, собственники, так как они в конечном итоге осуществляют финансовое руководство. Однако реализация финансовой политики возможна только через аппарат, или организационную подсистему, которая является совокупностью отдельных людей и служб, которые подготавливают и реализуют финансовые решения.
Организационная структура представлена: • информационными органами: юридическая, налоговая, бухгалтерская и др. службы; • финансовыми органами: финансовый отдел, казначейский отдел, отдел управления ценными бумагами, отдел бюджетирования и т.д.; • контрольными органами: внутренняя ревизия, аудит.
К основным объектам управления можно отнести следующие направления:
1. Управление капиталом • определение общей потребности в капитале; • оптимизация структуры капитала; • минимизация цены капитала; • обеспечение эффективного использования капитала; 2. Дивидендная политика: • определение оптимальных пропорций между текущим потреблением прибыли и ее капитализацией;
|
|
3. Управление активами: • определение потребности в активах; • оптимизация состава активов с позиций их эффективного использования; • обеспечение ликвидности активов; • ускорение цикла оборота активов; • выбор эффективных форм и источников финансирования активов.
4. Управление текущими издержками. • СVP – анализ; • минимизация издержек; • нормирование затрат; • оптимизация соотношения постоянных и переменных издержек.
5. Управление денежными потоками (по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности). • формирование входящих и исходящих потоков денежных средств, их синхронизация по объему и времени; • эффективное использование остатка временно свободных денежных средств.
Финансовая служба осуществляет следующие функции:
· Участие в разработке и исполнении бизнес - плана;
· Управление денежными потоками, возникающими в результате текущей, инвестиционной и финансовой деятельности;
· Разработку финансовой программы развития;
· Определение и разработка кредитной и валютной политики;
· Финансовое планирование;
· Расчеты с поставщиками, покупателями, КБ, бюджетом;
· Обеспечение страхования от финансовых и др. рисков;
· Анализ финансово - хозяйственной деятельности;
· Контроль за целевым и эффективным использованием денежных средств.