Характерной чертой Просвещения было обращение к разуму. Разум стал основным критерием в познании и объяснении мира. В этом отношении Просвещению был свойственен оптимизм, основывавшийся на вере в способность человека к самосовершенствованию. Личность объявлялась автономной и свободной в своих поступках.
Отказ от теологического мышления в философии, в результате чего Человек, а не Бог, становился средоточием идейных поисков, способствовал глубоким переменам в политической, общественной и социальной жизни. Впервые в истории философия оказалась в принципиальной оппозиции к церкви и религии. Былую веру в авторитеты и традиции сменили безбрежный оптимизм и безграничная, по-своему наивная, вера в прогресс и возможности разума. Просветители верили во всеобщее человеческое счастье, которое было одной из целей их идейных исканий.