Правосознание и правовая культура

Корзухин Е.Д. А13 ТМ

ПРАВОСОЗНАНИЕ — совокупность идей, представлений, чувств,эмоций, в которых выражается отношение к праву (действующему и желательному), деятельностигосударственных органов, а также действиям людей, совершаемым в сфере правового регулирования. Как иправо, правосознание является атрибутом, составной частью правовой жизни общества и важнейшейкатегорией юридической науки. Как специфическая форма общественного сознания, правосознание естьотражение права в форме идей, взглядов на законодательство, права и свободы человека, законность иправопорядок в обществе. Правосознание включает в себя как оценку действующего права в целом, так иотдельных законов, юридических норм, юридических действий, решений. Правосознание связанно спереживаниями людей, их чувствами и эмоциями по отношению к действующему законодательству ипрактическому применению законов, совершаемым в сфере правового регулирования. Значит правосознание — это: 1) знание права, правовых явлений и 2) оценка или отношение к праву и правовым явлениям.

Особенность правосознания в том, что оно оценивает не только наличное право и правовую действительность, но и отображает в себе отношение к праву (законности, правопорядку, правовым учреждениям) прошедших правовых эпох и в то же время моделирует будущее право. В этом смыслеправосознание есть знание и отношение права действующего, прошлого и права желаемого, будущего.

Правосознание — сложное по своему содержанию явление. В нем выделяются: 1) когнитивные,рациональные компоненты, объединяемые понятием правовой идеологии идеологические (правоваяидеология) и 2) психологические образования, охватываемые понятием «правовая психология».Соответственно структура правосознания представлена правовой идеологией и правовой психологией.

(Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС. под общей ред. д - ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. 2003 .)

Сайт - http://elementary_law.academic.ru/

1. Правовая психологиясистема правовых чувств, эмоций, настроений, иллюзий, привычек, выражающих отношение граждан как к действующему праву, так и к желаемым правовым явлениям. Одним словом, правовая психология представляет собой эмоциональное восприятие людьми правовых явлений (например, чувство уверенности в справедливости закона, прочности правопорядка, нетерпимое отношение к правонарушителям). На основе психологических элементов формируются идеологические.

2. Правовая идеологияэто систематизированное, научно обоснованное, теоретизированное отражение правовых явлений (правовые знания, понятия, категории, принципы, убеждения, идеи, оценки перспектив развития права). Правовая идеология формируется путем более глубокого, рационального осмысления правовой действительности, а иногда и путем научного обобщения политико-правового развития общества. Однако правовая психология в структуре правосознания имеет первичный характер, поскольку правовые чувства и эмоции зачастую возникают ранее правовых идей.

По субъектам правосознание может быть индивидуальным, групповым и общественным. Под групповым правосознанием понимают отношение к праву различных групп и коллективов. Общественное правосознание включает в себя правовые взгляды, идеи, теории, которые отражают типичные свойства правовой действительности того или иного общества. В результате усвоения и активной переработки на основе личного опыта системы ценностей группового и общественного правосознания складывается индивидуальное правосознание отдельного человека.

В зависимости от уровня, глубины отражения правовой действительности правосознание делится на обыденное, профессиональное и научное.

Обыденное (эмпирическое) правосознание складывается стихийно, под влиянием конкретных жизненных условий людей, их личного опыта и правового образования. Обыденное правосознание отражает непосредственно воспринимаемые конкретные правовые явления. Оно обычно индивидуально, хотя бывает и групповым, и общественным, отражая массовые представления людей о праве.

Профессиональным правосознанием обладают юристы, специалисты-практики. Оно характеризуется тем, что идеологические и психологические элементы гармонично сочетаются в нем с умениями и навыками познавать право и применять его при анализе и решении конкретных юридических вопросов. Профессиональное правосознание реализуется в решении конкретных юридических дел.

На основе глубокого и специального исследования правовой действительности, выявления закономерностей ее развития, сопровождающегося правовыми обобщениями, формируется научное (теоретическое) правосознание. Его содержание — правовая идеология, форма выражения — нормативно-правовые акты, юридическая наука. Этот уровень является непосредственным источником правотворчества.

С правосознанием тесно связана правовая культура, представляющая собой, однако, более широкое явление, будучи неотъемлемой частью общей культуры человека и общества.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА —вид духовной культуры, охватывающий своим содержанием все ценности, созданные деятельностью людей в области права. Правовая культура характеризует аксиологический аспект права, его ценность: степень развития законодательства, прогрессивность юридической практики, культуру правового общения власти и населения, уровень законности, состояние гарантированности прав и свобод граждан, престиж юридической профессии, ролью юридической науки и т.д. Правовая культура охватывает своим содержанием правосознание, но лишь в позитивных (развитых) формах его выражения. Существенна для характеристики правовой культуры общества осуществляемая государством юридическая политика и т.д. Правовая культура, таким образом, охватывает все ценности, которые созданы деятельностью людей в области права; она пронизывает право, правосознание, правовые отношения, режим законности, складывающийся правопорядок, правовой менталитет нации и отдельных групп населения. Явление правовой культуры так же объективно как объективна правовая жизнь общества. Она зафиксирована в памятниках права и в действующем законодательстве, проявляется в деятельности и в образе мышления участников правового общения. Правовая культура выступает следствием и показателем зрелости правовой системы.

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС. под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. 2003.

Правовую культуру в зависимости от ее носителей можно разделить на индивидуальную (поведение индивида, например: отношение конкретного индивида к избирательной системе, а точнее выполняет ли он свой гражданский долг в виде участия в выборах) и общественную (Например: отношение в обществе к людям с ограниченными возможностями, люди с ограниченными возможностями имеют те же права, но ограничены в их исполнении, и общество создаёт условия для исполнения этих прав). Последняя характеризует качественное состояние правовой жизни общества. Уровень правовой культуры общества зависит от степени развитости правосознания населения, от уровня правотворческой культуры, от правоприменительной, правоохранительной деятельности, от степени совершенства всей системы правовых актов. Большое влияние на уровень правовой культуры общества оказывает правовая культура государственных организаций и служащих.

Высокий уровень правовой культуры общества является важнейшей предпосылкой режима законности и правопорядка, гарантией демократии, условием формирования гражданского общества и правового государства.

Одним из условий формирования высокого уровня правовой культуры общества является правовое воспитание — целеустремленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое с целью выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения.

Выделяют следующие формы правового воспитания:

а) самовоспитание и самообразование (чтение юридической литературы, знакомство с текстами нормативно-правовых актов и др.);

б) формирование правосознания и правовой культуры в семье;

в) распространение правовых знаний через средства массовой информации, публикации научно-популярных, научных, нормативных материалов, передачи радио и телевидения на правовую тематику;

г) преподавание юридических дисциплин в средних общеобразовательных учреждениях;

д) профессиональная юридическая подготовка в средних специальных (колледжи, лицеи, гимназии и пр.) и высших учебных заведениях;

е) популяризация правовых знаний учеными-юристами (чтение публичных лекций, выпуск книг и брошюр);

ж) система юридической учебы (курсы повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров) должностных лиц органов государственной власти и управления (особенно правоохранительных органов).

Однако не менее важна для правового воспитания и юридическая практика. Если жизненный опыт человека расходится с официальными просветительскими установками, то приоритет неизбежно будет за жизненным опытом. Правовая воспитанность общества в более значительной степени зависит от качества законодательства, практики и форм правоприменения, состояния судебной защиты прав и свобод человека, уровня раскрываемости преступлений, вообще от общей упорядоченности правовой сферы, чем от усилий правовой пропаганды.

Сайт - http://www.e-reading.club/chapter.php/27835/87/Klimenko,_Rumynina_-_Obshchestvoznanie.html

Можно сделать вывод о том, что правосознание формирует понимание права, путём его изучения и обучения, а правовая культура реализует его исполнение и совершенствование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: