Закономерности физического развития детей

ФР- процесс обусловленного возрастом изменения размеров тела, телосложения, внешнего облика, мышечной силы и работоспособности детского организма. Это динамический процесс.

Методы, при помощи которых изучается ФР детей, включают:

-антропометрию (измерение размеров и массы тела);

-соматоскопию (осмотр и описание признаков телосложения);

-динамометрию (определение мышечной силы);

-исследование физической работоспособности с помощью с помощью степ-теста или велоэргометрии.

Иногда включают физиометрические показатели- спирометрию, ЭКГ и др.

Основные законы роста.

Рост- средство мониторинга развития детского организма в целом. При замедлении роста скелета замедляется рост мышц и внутренних органов, развитие головного мозга.

Сущность роста составляют 2 биологических процесса – деление (гиперплазия) и увеличение размеров (гипертрофия) клеток. Соотношение этих процессов на разных этапах неодинаково. Во внутриутробном периоде преобладают процессы деления. А в постнатальном – процессы увеличения размеров клеток.

Рост характеризуется возрастной неравномерностью, т.е. наличие так называемых периодов скелетного вытяжения (3-7 лет и 12-18 лет) и замедление скорости роста с возрастом. Характерно чередование периодов вытягивания и округления. Половая специфичность темпов роста, т.е. мальчики растут быстрее (исключение период второго вытяжения, который у девочек наступает быстрее). Асимметрия роста, более быстрый рост половины тела со стороны доминирующей руки.

Рост определяется совокупностью факторов- генетических, средовых. Влияние наследственности сказывается на росте ребенка после 2х лет жизни. Наиболее значимо оно от 2 до 5 лет и от 13 до 18 лет. При этом полноценная реализация наследственного ростового потенциала возможна только при оптимальных условиях развития. Регулированием роста занимаются гормоны роста. Во внутриутробном периоде они вырабатываются плацентой (гипоталамо-гипофизарная система еще не работает, т.к. при анэнцефалии рост плода не нарушается). В постнатальном периоде ростовыми гормонами являются соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы и инсулин.

Среди средовых факторов наиболее важным является питание. Умеренная степень дефицита питания влияет на скорость роста, увеличивая его время, но конечный рост может не уменьшится. Большая степень недостаточности питания приводит к формированию низкорослости, кроме того тормозится развитие головного мозга и половое созревание. Дефицит витамина А, цинка, йода избирательно нарушает процессы роста.

Важнейшим стимулятором роста является двигательная активность, подвижные игры, такие как волейбол, баскетбол, которые дают необходимую нагрузку на кость, стимулируя ее рост. Такие избыточные нагрузки как перенос тяжестей наоборот оказывают тормозящее действие. Поэтому необходимо контролировать режим жизни ребенка.

Важным является достаточность сна. Блокирование роста и развития происходит во время эмоционального и психологического напряжения (поступление в детский сад, школу, конфликты в семье, со сверстниками).

Острые и хронические заболевания также влияют на процессы роста. Климато-географические условия- жаркий климат и высокогорье обладают тормозящим влиянием на рост. Ускорение роста происходит в весеннее- летний период и торможение в осеннее-зимний.

Самое интенсивное наращивание длины и массы тела происходит во внутриутробном периоде. При рождении ребенка определяется соответствие массы тела длине и сроку беременности. Выявленное несоответствие отражает недостаточность внутриутробного питания.

При анализе телосложения описывают

-форму груди: коническая, уплощенная, цилиндрическая;

-форму спины: уплощенная, прямая, сутулая;

-форму живота: впалый, прямой, выпуклый;

-надчревный угол: острый, прямой, тупой;

-форма ног: нормальная, О или Х-образная;

-развитие костяка, мышц, жироотложения: пониженное (1 балл), нормальное (2 балла), повышенное (3 балла).

Методика антропометрии. Виды ростомеров. Горизонтальный и вертикальный с откидным табуретом. Точки касания (4).

Измерение окружностей производят при помощи сантиметровой ленты.

Голова- надбровные дуги- затылок.

Окружность груди- углы лопаток и 4 межреберье над грудью, руки разведены в стороны на максимальном вдохе, руки опущены – на выдохе. Разница между показателями определяет экскурсию грудной клетки.

Окружность живота на уровне пупка. Окружность плеча пи опущенной руке, голени в наиболее выступающих местах. Окружность бедра под ягодичной складкой.

Определение массы тела на электронных весах с точностью до 50 г (длядетей младше 2 лет -10 г). Лучше натощак после дефекации.

Измерение длины тела у детей до 2 лет производится лежа.

Оценку антропометрических показателей производят по соответствующим таблицам стандартов сигмального или центильного типа. При их отсутствии можно пользоваться формулами. Просты в использовании центильные таблицы. Состоят из центилей (3-97%) и коридоров (№8). Каждый измеренный признак помещается в свой коридор центильнойй шкалы. 4 и 5 коридор (25-75 центиль) это средние величины, которые характерны для 50% здоровых детей. 1,2,3 коридоры характеризуют микросоматотип, 4 и5 мезосоматотип, 6,7,8 макросоматотип.

При попадании всех измеренных индексов в зону 25-75 центилей можно говорить о соответствии ребенка этому биологическому возрасту, при выходе некоторых из них влево или вправо- о тенденции к отставанию или опережению темпов биологического развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: