Контроль таможенной стоимости товаров после их выпуска

Контроль таможенной стоимости после выпуска товаров, в отношении которых таможенным органом принято решение по таможенной стоимости, осуществляется в соответствии со статьей 99 Кодекса.

При обнаружении в ходе контроля таможенной стоимости после выпуска товаров недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильного выбора метода определения таможенной стоимости товаров и (или) неправильного определения таможенной стоимости товаров, таможенный орган принимает решение о корректировке таможенной стоимости товаров и доводит его до сведения декларанта (таможенного представителя) в порядке и в сроки, установленные законодательством государств - членов Таможенного союза.

Решение о корректировке таможенной стоимости товаров оформляется согласно приложению N 1 к Порядку, если иное не предусмотрено в законодательстве государств - членов Таможенного союза.

Декларант (таможенный представитель) в установленном порядке осуществляет корректировку таможенной стоимости товаров путем представления в таможенный орган надлежащим образом заполненных декларации таможенной стоимости и формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, а также уплачивает таможенные пошлины, налоги, исчисленные с учетом скорректированной таможенной стоимости товаров.

Если декларантом (таможенным представителем) в срок, установленный в государстве - члене Таможенного союза, не осуществлена корректировка таможенной стоимости товаров или такая корректировка осуществлена ненадлежащим образом (неправильно), то корректировка таможенной стоимости товаров осуществляется уполномоченным лицом таможенного органа. В этом случае уполномоченное лицо таможенного органа заполняет в установленном порядке декларацию таможенной стоимости, форму корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей и направляет декларанту (таможенному представителю) соответствующие их экземпляры не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их заполнения.

Взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в результате корректировки таможенной стоимости товаров, осуществляется в соответствии сглавой 14 Кодекса.

Декларант (таможенный представитель) вправе обжаловать решения таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - члена Таможенного союза (статья 9 Кодекса).

5. Международные правила интерпретации коммерческих терминов "Инкотермс-2010"

Также необходимо отметить, что для унификации понимания прав и обязанностей сторон разработаны БАЗИСНЫЕ УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ, которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товаров, устанавливают момент перехода риска случайной гибели или порчи товара с продавца на покупателя. Условия называются базисными потому, что они устанавливают структуру цены в зависимости от того, включаются расходы по доставке в цену товара или нет. Такие базисные условия, а их 11, с соответствующими торговыми терминами и с их толкованием включены в сборник торговых терминов "Инкотермс-2010"

Таким образом, зная правила "Инкотермс", легко сориентироваться по структуре транспортных расходов, которые необходимо добавить или наоборот вычесть из контрактной (фактурной) цены ввозимого товара. Валюта цены в контракте может быть выражена в валюте страны-экспортера, импортера или в валюте "третьей страны". При выборе валюты цены на массовые товары большое значение имеют торговые обычаи, существующие в торговле этими товарами. Например, в контрактах на каучук, цветные металлы принято указывать цены в фунтах стерлингов, в контрактах на нефтепродукты, пушнину - в американских долларах.

Экспортер, как правило, стремится зафиксировать цену в относительно более устойчивой валюте, а импортер, наоборот, заинтересован в том, чтобы установить цену в валюте, подверженной обесцениванию. Способ фиксации цены - цена может быть зафиксирована в контракте в момент его заключения или определяться в течение срока его действия или к моменту исполнения контракта. В зависимости от способа фиксации различают следующие виды цен:

а) твердая (устанавливается в момент подписания контракта и не подлежит изменению в течение срока его действия);

б) подвижная (цена, зафиксированная при заключении контракта, которая может 'быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки изменится);

в) скользящая (цена, исчисляемая в момент исполнения контракта путем пересмотра договорной цены с учетом изменений в издержках производства, происшедших в период исполнения контракта);

г) с последующей фиксацией (устанавливается в процессе исполнения контракта). Основным методом определения оптимального уровня цен, принятым в международной торговле, является изучение цен конкурентов на аналогичные товары с внесением необходимых поправок, учитывающих различия в технических характеристиках, в коммерческих условиях сделок, а также тенденции изменения цен во времени. При определении уровня цен стороны контракта обычно ориентируются на два вида цен: публикуемые (справочные цены, биржевые котировки, цены аукционов, цены, приводимые в общих статистических справочниках, цены фактических сделок, цены предложений крупных фирм и т.д.) и расчетные (применяются, как правило, в контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам). Документальным подтверждением заявленной декларантом стоимости товара является счет-фактура (инвойс), который должен быть предъявлен декларантом вместе с таможенной декларацией и внешнеторговым контрактом, или счет-проформа для сделок, по которой не осуществляется оплата ввозимого товара (например, бартерные и компенсационные поставки, поставки в счет гарантии, безвозмездные поставки и т.п.), либо, аккредитив о фактической оплате.

При сдаче-приемке груза, в том числе в момент его таможенного оформления, могут быть выявлены отклонения по количеству и качеству ввозимого товара от условий контракта, которые могут повлечь за собой изменение контрактной цены товара.

Наличие скидки в контракте также может повлечь за собой изменение контрактной цены товара.

При осуществлении сделок купли-продажи возможны ситуации, когда поставка ввозимых товаров учитывает кредит, предоставленный продавцом покупателю. В таких случаях кредит образует часть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары и, следовательно, должен быть включен в цену сделки и в таможенную стоимость.

Однако доход по процентам на кредит не должен включаться в таможенную стоимость, т.к. он не является ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате. Это возможно в том случае, если:

- кредитное соглашение составлено в письменной форме;

- установленный размер процентного дохода не превышает фактически сложившийся в стране уровень.

Данные положения применяются независимо от того, кем предоставляется кредит: продавцом, банком или какой-либо другой организацией.

В зависимости от условий (базиса) поставки расходы по доставке товара либо уже входят в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, либо должны доначисляться к этой цене дополнительно. В настоящее время основное многообразие возможных вариантов распределения обязанностей по доставке товара от продавца к покупателю описываются Международными правилам и толкования торговых терминов "Инкотермс-2010". Рассмотрим более подробно базисные условия поставки и их влияние на расчет таможенной стоимости товара.

При заключении внешнеторговой сделки партнеры должны четко распределить между собой многочисленные обязанности, связанные с доставкой товара от продавца к покупателю (транспортировка, страхование в пути, оформление таможенных документов и т.д.). Каждая из этих обязанностей предполагает различные расходы. При транспортировке товара существуют также риски, связанные с порчей или потерей товара. Как правило, все сделки международной купли-продажи сопровождаются обязательным страхованием груза.

Как уже отмечалось для унификации понимания прав и обязанностей сторон разработаны базисные условия поставки (таких базисных условий - 11), которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товаров, устанавливают момент перехода риска случайной гибели или порчи товара с продавца на покупателя. Потребность страхования товара связана с моментом перехода ответственности за товар в случае его гибели. Причем согласно терминам СИФ и СИП продавец должен обеспечить полное страхование товара в пользу покупателя.

Если существует два договора о страховании товара, например, страховка за морской фрахт и страховка за перевозку товара автомобильным транспортом, они должны быть обе включены в таможенную стоимость.

Расходы по доставке товара весьма велики и могут составлять до 50% цены товара, в отдельных случаях стоимость авиаперевозок может быть выше цены товара. Условия поставки предполагают разные места, где происходит разграничение обязанностей продавца и покупателя. Ведь путь от склада продавца до склада покупателя включает погрузку и разгрузку, возможную перегрузку с одного вида транспорта на другой, расходы на транзит через те страны, которые товар должен пересечь, расходы на таможенное оформление в этих странах, расходы по страхованию груза и др. Прежде всего, торговые термины "Инкотермс-2000" определяют способ доставки (транспортировки) проданного товара. Они также используются и для калькуляции покупной цены, в частности, для включения в нее непредвиденных расходов.

Все торговые термины делятся на 4 группы:

Группа С - основной фрахт оплачен, т.е. продавец заключает договор перевозки и предоставляет товар в попечение перевозчика;

Группа D - прибытие, т.е. продавец заключает договор перевозки и предоставляет товар в распоряжение покупателя в согласованном месте назначения с оплатой или без оплаты пошлины.

Группа Е - отправление, т.е. продавец предоставляет товар в распоряжение покупателя на своем предприятии;

Группа F - основной фрахт не оплачен, т.е. продавец предоставляет товар в попечение первого перевозчика, указанного покупателем и им зафрахтованного;

Рассмотрим их краткое содержание.

группа С - Основной фрахт оплачен:

СТОИМОСТЬ И ФРАХТ (НАИМЕНОВАНИЕ ПОРТА НАЗНАЧЕНИЯ) CFR COST AND FREIGHT (NAMED PORT OF DESTINATION) CFR

Стоимость и фрахт... (указанный порт назначения) - означает, что на продавца возлагаются расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения. При этом риск утраты и повреждения товара, а также любые дополнительные расходы вследствие событий, происходящих после доставки товара на борт судна, переходят от продавца покупателю в момент перехода товара за поручни судна в порту отгрузки. В соответствии с базисом CFR на продавца возлагаются обязанности по очистке товара от пошлин для экспорта. Данный базис применяется при перевозке груза водными видами транспорта (морским, речным).

СТОИМОСТЬ, СТРАХОВАНИЕ И ФРАХТ (НАИМЕНОВАНИЕ ПОРТА НАЗНАЧЕНИЯ) CIF COST, INSURANCE, FREIGHT (NAMED PORT OF DESTINATION) CIF

Стоимость, страхование и фрахт... (указанный порт назначения) - означает, что продавец несет те же обязательства, что и на условиях, стоимость и фрахт, но с тем добавлением, что он обязан обеспечить страхование груза от рисков его утраты и повреждения в пользу получателя. Продавец заключает договор страхования, платит страховой взнос и пересылает полис вместе с другими документами получателю. Данный базис применяется только при водных перевозках.

ПЕРЕВОЗКА ОПЛАЧЕНА ДО (НАИМЕНОВАНИЕ ПУНКТА НАЗНАЧЕНИЯ) CPT CARRIAGE PAID TO (NAMED PLACE OF DESTINATION) CPT

Фрахт оплачен до... (указанный порт назначения) - означает, что продавец оплачивает фрахт за перевозку товара, до указанного места назначения. Риск утраты или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, возникающие после доставки товара перевозчику, переходит от продавца к покупателю с предоставлением товара в распоряжение первого перевозчика. Данный базис применяется при перевозках любым видом транспорта, в том числе и в смешанных сообщениях. В обязанности продавца по данному базису входит осуществление экспортной таможенной очистки.

ПРОВОЗНАЯ ПЛАТА И СТРАХОВАНИЕ ОПЛАЧЕНЫ ДО (НАИМЕНОВАНИЕ ПУНКТА НАЗНАЧЕНИЯ) CIP CARRIAGE AND INSURANCE PAID TO (NAMED PLACE OF DESTINATION) CIP

Фрахт и страхование оплачены до... (указанное место назначения) - означает, что продавец несет те же обязательства, что и на условиях СРТ, но с тем добавлением, что он обязан обеспечить страхование груза от рисков во время транспортировки. Продавец заключает договор страхования и платит страховой взнос. В обязанности продавца по данному базису входит осуществление экспортной таможенной очистки. Данный базис является "сухопутным" ("неводным") эквивалентом базиса CIF.

группа D - прибытие:

ПОСТАВКА В ПУНКТЕ (... НАЗВАНИЕ ПУНКТА) DAP

Данное условие используется вместо DAF, DES и DDU (ИНКОТЕРМС 2000).

ПОСТАВКА НА ТЕРМИНАЛЕ (... НАЗВАНИЕ ТЕРМИНАЛА) DAT

Данное условие используется вместо DEQ (ИНКОТЕРМС 2000).

ПОСТАВКА С СУДНА (НАИМЕНОВАНИЕ ПОРТА НАЗНАЧЕНИЯ) DES DELIVERED EX SHIP (NAMED PORT OF DESTINATION) DES

Поставка франко-судно... (указанный порт назначения) - означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке тогда, когда товар предоставлен покупателю на борту судна до прохождения таможенного оформления и уплаты таможенных платежей в указанном порту страны импортера. Продавец несет весь риск и все расходы по доставке товара в указанный порт назначения. Данный базис применяется только при водных перевозках.

Группа Е. Отправление:

EXW ФРАНКО ЗАВОД (... название места)

Франко-предприятие... (указанное место) - означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара тогда, когда он предоставил товар в распоряжение покупателя непосредственно на своей территории (например, завод, фабрика, склад и т.д.). Продавец не отвечает ни за погрузку товара на транспортное средство, предоставленное покупателем, ни за уплату таможенных платежей, ни за таможенное оформление экспортируемого товара, если это не оговорено особым образом. Покупатель несет все виды риска и все расходы по перемещению товара с территории продавца до указанного места назначения.

Группа F. Основной фрахт не оплачен:

ФРАНКО-ПЕРЕВОЗЧИК (С УКАЗАНИЕМ ПУНКТА) FREE CARRIER - FCA

Франко-перевозчик... (указанное место) - означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке товара тогда, когда он передал товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, перевозчику, указанному покупателем, в установленном месте или пункте. Если точный пункт покупателем неуказан, продавец может сам выбрать место для передачи товара перевозчику. Данный базис применяется для любых видов транспорта, включая смешанные перевозки

СВОБОДНО ВДОЛЬ БОРТА СУДНА (НАИМЕНОВАНИЕ ПОРТА ОТГРУЗКИ) FAS FREE ALONGSIDE SHIP FAS

Свободен у борта судна... (указанный порт отгрузки) - означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара тогда, когда товар размещен у борта судна на причале или в лихтерах в указанном порту отгрузки. Только с этого момента покупатель несет все расходы и риски утраты или повреждения товара. Обязанность по обеспечению таможенной очистки и получению экспортной лицензии лежит на продавце.

СВОБОДНО НА БОРТУ (НАИМЕНОВАНИЕ ПОРТА ОТГРУЗКИ) FOB FREE ON BOARD (NAMED PORT OF SHIPMENT) FOB

Свободен на борту... (указанный порт отгрузки) - означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара, когда товар перешел за поручни судна в указанном порту отгрузки. Таким образом, начиная с этого момента (то есть, начиная со стивидорских расходов по размещению груза в трюмах судна - штивки), покупатель несет все расходы и весь риск утраты или повреждения товара. По условиям FOB на продавца возлагаются обязанности по очистке товара от пошлин для экспорта. Данный базис может применяться только при перевозке груза водными видами транспорта (морским, речным).

Следует иметь в виду, что применение того или иного термина ограничивает вид транспортного средства или способ транспортировки. Ниже, приводится таблица с описанием пригодности торговых терминов к применению для экспорта и импорта при использовании различных транспортных средств:

Торговый термин Способ транспортировки
код Сокращенное наименование, используемое при заполнении ГТД и ДТС Водный транспорт автотранспорт Ж/д транспорт Воздушный транспорт Комбинированный транспорт
EXW ЕХВ + + + + +
FCA ФСА + + + + +
FAS ФАС + - - - -
FOB ФОБ + - - - -
CFR СФР + - - - -
CIF СИФ + - - - -
CPT СПТ + + + + +
CIP СИП + + + + +
DAF ДАФ + + + + +
DES ДЕС + - - - -
DEQ ДЕК + - - - -
DDU ДДУ + + + + +
DDP ДДП + + + + +

"+" возможно применять термин

"-" невозможно применять термин

Руководствуясь тем, что цены при экспортно-импортных операциях соответствуют условиям "Инкотермс", приведем в общем виде схему расчета, (калькуляции), в которой в зависимости от условий поставки по возможности: учитываются все предлагаемые виды расходов.

В счете на поставленный товар указывается фактурная цена. Таким образом, в зависимости от базиса поставки фактурная цена может включать расходы по перевозке товара, погрузочно-разгрузочные расходы, страхование, экспортно-импортные пошлины и иные сборы.

Изменение контрактной (фактурной) цены товара из-за отклонения по количеству и качеству ввозимого товара от условий, предусмотренных внешнеторговым контрактом. В ряде случаев при организации внешнеторговых операций предусмотрено, что покупатель должен про извести приемку товара по количеству и качеству при его прибытии. В контракте купли-продажи устанавливаются требования к качеству товара и указывается способ определения количества товара, фактически поставленного продавцом и подлежащего оплате покупателем. При несоответствии количества и качества отгруженного товара условиям контракта с учетом базиса поставки необходимо осуществить урегулирование возможных претензий покупателя.

В коммерческой практике существуют два способа определения веса ввозимого товара: - по весу отгруженного товара; - по весу выгруженного товара.

Под отгруженным понимается вес, устанавливаемый в пункте отправления и указанный перевозчиком в транспортном документе (коносаменте, накладной и т.д.). Вес, указанный в транспортном документе, признается окончательным, и по нему определяется фактурная цена.

Под выгруженным понимается вес, установленный в пункте назначения, т.е. в стране импорта. Взвешивание товара производится обычно во время разгрузки товара или через определенное число дней после ее окончания весовщиками (счетчиками, тальманами). Результаты взвешивания фиксируются в весовых сертификатах, которые признаются арбитражем бесспорным доказательством веса. В контракте должен быть отражен допустимый предел отклонения от веса.

При этом могут быть два варианта.

1 вариант: отклонение от веса не выходит за пределы величины, указанной в контракте или в нормах отклонения торговых палат. Например, допустимое отклонение по контракту: + - 3% от заявленного веса. Вес груза (сыпучих удобрений) при погрузке составлял 150 000кг, при приеме оказалось 147 000кг. Для нашего груза допустимое отклонение составляет 4500кг, фактическое отклонение составило 3000 кг. Следовательно, цена по контракту не изменяется.

2 вариант: отклонение от веса выходит за пределы величины, указанной в контракте. Пусть в нашем примере реальный вес составил 156000кг. т.е. фактическое отклонение составило 6000кг, что на 1500кг превышает допустимое отклонение. В этом случае по согласованию договаривающихся сторон может быть проведена корректировка фактурной цены на сумму равную стоимости отклонения груза по весу на 1500 кг.

Возможны три случая отклонения по качеству ввозимого товара:

- повреждение товара при транспортировке;

- ошибочная поставка;

- поставка некачественного товара.

В том случае, если в процессе таможенного оформления выявлены несоответствия сведений о количестве и (или) качестве товара, заявленных декларантом согласно представленным документам, и фактически установленных таможней при досмотре товара, эти расхождения оформляются в установленном порядке. Однако в декларацию таможенной стоимости должна быть внесена первоначальная стоимость ввозимого товара. Пересчет таможенной стоимости, внесение уточненных данных в таможенные декларации в соответствии с установленными правилами, а также уточнение расчетов по платежам осуществляются по письменному заявлению декларанта после урегулирования им претензий с лицом, ответственным за допущенное несоответствие" поставленного товара (продавцом, перевозчиком и т.п.).

Если утеря или порча товара произошла до момента заявления таможенной стоимости, то первоначальная "фактурная цена" может быть скорректирована на величину, соответствующую размерам порчи или утери товара только при представлении таможенному органу, осуществляющему таможенное оформление товара, в установленном порядке документов, подтверждающих факт порчи (утери) товара и согласования претензий по утере или порче товара с лицом, ответственным за сохранность товара, а также наличия доказательств, подтверждающих факт урегулирования претензий (таможенный документ на допоставку товара, выставление нового счета взамен выставленному ранее и подтверждение фактического платежа банковскими документами и т.п.). Отклонения по количеству и качеству, размер которых не выходит за пределы согласованной в договоре, контракте, соглашении суммы франшизы (определенной части убытков страхования, не подлежащей возмещению страховщиком в соответствии с условиями страхования) или оговорен в соглашении о цене, не признаются таможенным органом в качестве основания для уменьшения цены.

Учет скидок, предусмотренных внешнеторговым контрактом, при определении контрактной (фактурной) цены ввозимого товара как исходной базы (основы) при расчете таможенной стоимости

В коммерческой внешнеторговой практике имеют место случаи, когда на формирование цены оказывают влияние различного рода скидки, предоставляемые продавцом покупателю. В этих случаях возникает вопрос: должны ли все эти скидки каким-либо образом учитываться при определении таможенной стоимости?

Общее требование, необходимое для учета при определении таможенной стоимости таких скидок - это факт использования их покупателем. Таким образом, мы опять возвращаемся к понятию "цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате". В этом случае, если покупателем может быть однозначно доказано, что действительно за товар уплачена цена с учетом соответствующей скидки, и эта скидка является общепринятой в коммерческой практике (как по ее величине, так и условиям предоставления) то и при расчете таможенной стоимости должна учитываться реально использованная скидка.

В настоящее время насчитывается свыше 40 видов всевозможных коммерческих скидок. Наибольшее распространение получили следующие виды скидок:

а) общая (простая) скидка, предоставляемая с прейскурантной или справочной цены товара, может составлять 20-30% при сделках на стандартные виды машин и оборудования и 2-5% при поставках промышленного сырья;

б) скидка за оборот (бонусная), устанавливается по определенной шкале в зависимости от достигнутого оборота в течение согласованного сторонами срока (обычно одного года). По некоторым видам оборудования бонусная скидка достигает 15-30%, по сырьевым и сельскохозяйственным товарам она исчисляется, как правило, несколькими процентами с оборота;

в) скидка за количество или серийность при условии покупки заранее определенного, увеличивающегося количества товара;

г) скидка на условия платежа. Устанавливается в зависимости от условий, при которых осуществляется платеж (авансовые платежи, платеж наличными, платеж в рассрочку, кредит, платежи в смешанной форме и т.д.). При покупке товара за наличный расчет скидка дается в размере 2-3%;

д) дилерские скидки, предоставляемые производителями своим постоянным агентам и другим посредникам по сбыту. Могут составлять в среднем 15-25% от розничной цены;

е) специальные скидки на пробные партии товара и заказы;

ж) сезонные скидки, за приобретение товара вне активного сезона его продажи;

з) скидка за возврат старого, ранее купленного у данной фирмы товара, в счет приобретения у нее же нового. Может составлять 20-30% прейскурантной цены; и) экспортная скидка, предоставляется продавцами при продаже товаров иностранным покупателям сверх тех скидок, которые действуют для покупателей внутреннего рынка.

Рассмотрим примеры:

1) импортируется товар, цена которого составляет $100 000. Продавец предоставляет скидку с цены за количество в размере 25% ($25 000). Покупателю выставлен счет на сумму $75 000. Для признания этой скидки таможенными органами необходимо, чтобы размер скидки соответствовал общепринятому в данной отрасли промышленности и документально было подтверждено, что эта цена за единицу проданного товара зависит от количества проданных единиц.

2) импортируется товар, цена которого составляет $100 000. Согласно условиям контракта, если оплата за товар производится в течение двух недель после получения товара, то предоставляется скидка - 3%, четырех недель - 2% и более четырех недель - скидка не предоставляется. Если к моменту таможенного, оформления покупателем уже произведена оплата за поставленный товар в сумме $97 000, то эта сумма берется в основу определения таможенной стоимости.

Таким образом, если по условиям контракта была предусмотрена скидка с фактурной цены и к моменту таможенного оформления счет оплачен с учетом такой скидки, то в основу определения таможенной стоимости принимается фактически уплаченная сумма (т.е. скидка учитывается). Таможенный орган при необходимости может затребовать банковские документы, подтверждающие данный платеж, а покупатель обязан предоставить таможенному органу платежно-расчетные документы, подтверждающие оплаченную им в действительности сумму (цена нетто).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: