double arrow

Виды таможенных тарифов. Клас­сификация таможенных пошлин. Начисление и порядок уплаты

Таможенные тарифы могут быть импортные и экспортные, про­стые и сложные. Импортные тарифы в таможенном регулировании играют главную роль и параллельно с внутренней налоговой систе­мой оказывают влияние прежде всего на уровень внутренних цен, рентабельность предприятий, состояние национальной валюты, формирование оптимальной товарной структуры импорта, обеспе­чивает экономическую безопасность государства и защиту отдель­ных отраслей национальной экономики от иностранной конкурен­ции.

Процесс построения импортного тарифа требует не только определения позиции номенклатуры товара в таможенном тарифе, по отношению к которой установлена ставка, но и тесно увязан с та­кими методами, как определение таможенной стоимости или стра­ны происхождения ввозимых товаров, порядком введения, измене­ния, отмены и взимания пошлин. Активной частью импортного та­моженного тарифа служат ставки таможенных пошлин.

Экспортный таможенный тариф как инструмент регулирования во внешней торговле используется ограниченным числом стран, в основном развивающихся, причем обладающих значительными объемами природного сырья и удерживающих, благодаря этому, свои позиции на конкретных мировых товарных рынках.

В отдельных случаях они оказывают влияние на рост экспорт­ной цены и служат источником пополнения валютных ресурсов страны. Однако попытки регламентирования с помощью экспорт­ных тарифов объема и структуры экспорта чреваты подрывом экс­портного потенциала, инфляционным давлением на внутренние цены и т.д.




Развитие таможенных тарифов у большинства стран осущест­вляется двумя способами — увеличением номенклатуры товаров и установлением нескольких видов ставок по одним и тем же това­рам. Первый способ известен как простой таможенный тариф, ко­торый предусматривает единый размер ставки для каждого товара определенной номенклатуры независимо от страны его происхож­дения.

Второй называют сложным таможенным тарифом. Он предпола­гает установление двух или более ставок по каждому товару, в зави­симости от страны происхождения. В последнем случае наиболее высокая ставка такого тарифа считается автономной и называется генеральной, предполагая распространение ее на товары тех государств, с которыми не заключены торговые договоры и согла­шения.



Более низкая — конвенционная или минимальная ставка применяется по отношению к товарам тех стран, которым предоставлен режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Так, минимальные ставки в таможенном тарифе ЕС, установлен­ные в рамках РНБ, применяются к товарам, ввозимым из стран-членов ВТО, а также из стран, подписавших с ЕС соглашение о данном режиме. Их размер составляет 25-70% от автономных ставок, а средний уровень не превышает 6,4%. В ставках пошлин США и Японии этот разрыв еще больше.

В системе таможенно-тарифного регулирования существует такой элемент, как тарифные преференции: сложные тамо­женные тарифы предусматривают наличие особо льготных (префе­ренциальных) пошлин для конкретных стран, обычно при форми­ровании замкнутых экономических союзов, режимов ассоциаций, а также в отношении развивающихся стран.

Преференциальные ставки пошлин имеют по существу нулевое значение, т.е. означают беспошлинный ввоз.

В частности, в странах ЕС имеют место шесть схем предоставле­ния преференций. Наиболее общая из них — схема Общей системы преференций (ОСП), предоставляемых развивающимся странам. Ставки пошлин ОСП указаны в восьмой колонке интегрированно­го тарифа, предполагая обязательное подтверждение страны про­исхождения ввозимого товара сертификатом формы «А» и соблю­дение требований прямой отгрузки товара из страны-экспортера на рынки ЕС. Под ОСП попадает промышленная продукция, произ­веденная в развивающихся странах, и полуфабрикаты, за исключе­нием черных металлов и текстиля, ввоз которых ограничивается квотами в составе нетарифных ограничений импорта и в целях за­щиты национальной экономики и производителей.

Размер пошлин в системе ОСП понижен на 20-60% в отноше­нии импорта сельхозпродуктов из развивающихся стран, и беспош­линный ввоз предусмотрен для импорта из наименее развитых стран.

Схема ОСП ЕС распространяется с 1993 г. на Россию, благодаря чему уровень ввозных пошлин на российские товары понизился с 1 до 0,3%, а отдельные позиции освобождены от уплаты пошлин полностью или в пределах установленных квот. Однако в послед­ние два года страны ЕС по отношению к России пытаются устано­вить более высокие ставки ввозных пошлин по нефтепродуктам, металлам, а также текстилю, в связи с окончанием соглашения о поставках последнего на рынки ЕС в рамках установленных ими ввозных квот и неспособностью России урегулировать вопрос о подписании нового.

Сложные таможенные тарифы предусматривают также возмож­ность введения дополнительных антидемпинговых и компенсаци­онных пошлин, уровень которых может значительно превышать уровень максимальных ставок тарифа. Наиболее сложные тарифы в Конго, Венесуэле, Мали (от 5 до 17 колонок).

Во внешнеторговом регулировании ЕС применяется интегриро­ванный тариф, содержащий одиннадцать колонок. В нем приводят­ся сведения не только о таможенных пошлинах, но и о других сред­ствах внешнеторгового регламентирования. Например, в седьмой колонке этого тарифа представлены те используемые ставки пош­лин, которые фактически имеют место в процессе таможенного оформления: ставки РНБ или автономные, размер импортных сбо­ров в совокупности с таможенной ввозной пошлиной или вместо нее. Кроме того, здесь указаны ставки пошлин к товарам, ввози­мым в пределах тарифных квот.

Тарифная квота означает количество товара, в пределах которо­го он может быть ввезен беспошлинно или облагаться пониженной ставкой пошлины. Товар, который ввозится сверх квоты, облагает­ся при этом в полном размере величины пошлины.

Пониженные пошлины в рамках этих квот в ЕС установлены по отношению к продуктам питания (мясо, рыба), фруктам, сокам, какао-бобам, кофе и к части продукции промышленного назначе­ния: газетная бумага в рулонах, текстиль, ремесленные изделия из железа и стали, цветных металлов.

Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе то­вара на таможенную территорию РФ или вывозе това­ра с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Основные черты таможенной пошлины:

1) это обязательный взнос в федеральный бюджет;

2) носит возмездный характер, так как является платой за право перемещения товаров через таможен­ную границу РФ;

3) не обладает признаком регулярности;

4) право ее уплаты может быть передано другому лицу декларантом;

5) обеспечивается принуждением со стороны госу­дарства.

Таможенные пошлины могут быть:

- ввозными таможенными пошлинами;

- вывозными таможенными пошлинами.

Виды пошлин:

1) по способу взимания:

- адвалорные, начисляемые в процентах к та­моженной стоимости облагаемых товаров;

- специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

- комбинированные, сочетающие оба назван­ных вида таможенного обложения;

2) пошлины, целью которых является защита эконо­мических интересов. Специальные пошлины при­меняются:

- в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

- как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ, со стороны других государств или их союзов.

- антидемпинговые пошлины – применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации
или расширению производства подобных товаров в РФ;

- компенсационные пошлины – применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ то­варов, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальные ущерб отечественным производителям подобных то­варов либо препятствует организации или расши­рению производства подобных товаров в РФ;

3) для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством РФ могут устанавливать­ся сезонные пошлины. Срок действия сезонных пошлин не может превышать 6 месяцев в году;

4) в зависимости от страны происхождения товара таможенные пошлины могут быть:

- базовыми (минимальными);

- льготными;

- максимальными;

- карательными.

При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин возникает:

1) при ввозе товаров - с момента пересечения тамо­женной границы;

2) при вывозе товаров - с момента подачи таможен­ной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ.

Таможенные пошлины не уплачиваются в случае, если:

- товары не облагаются таможенными пошлинами;

- общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 руб.;

- товары обращаются в федеральную собственность и др.

Порядок и сроки уплаты таможенных пошлин, налогов.

Плательщиками таможенных пошлин, налогов яв­ляются:

- декларанты;

- иные лица, на которых возложена обязанность;

- уплачивать таможенные пошлины, налоги.

Любое лицо вправе уплатить таможенные пошли­ны, налоги за товары, перемещаемые через таможен­ную границу.

Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов:

- при ввозе товаров таможенные пошлины, налоги долж­ны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъяв­ления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирова­ние товаров производится не в месте их прибытия;

- при вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации;

- при изменении таможенного режима таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня, установленного для завершения действия из­меняемого таможенного режима;

- при использовании условно выпущенных товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены таможенные льготы, для целей исчисления пеней сро­ком уплаты таможенных пошлин, налогов считается первый день, когда лицом были нарушены ограничения на пользование и распоряжение товарами;

- при нарушении требований и условий таможенных процедур, которое влечет обязанность уплатить таможенные пошлины, налоги, сроком уплаты та­моженных платежей для целей исчисления пеней считается день совершения такого нарушения.

Таможенные пошлины, налоги уплачиваются:

- в кассу или

- на счет таможенного органа, открытый для этих целей.

Таможенные пошлины, налоги уплачиваются по выбору плательщика:

- в валюте РФ;

- в иностранной валюте, курс которой котируется ЦБР.

Пересчет валюты РФ в иностранную валюту для целей уплаты таможенных пошлин, налогов, исчислен­ных в валюте РФ, производится по курсу, действующему на день принятия таможенным органом таможенной дек­ларации, а в случаях, когда обязанность уплаты тамо­женных пошлин, налогов не связана с подачей тамо­женной декларации, - на день фактической уплаты.

Обязанность по уплате таможенных пошлин, нало­гов считается исполненной с момента:

- списания денежных средств со счета плательщика в банке;

- внесения наличных денежных средств в кассу та­моженного органа;

- зачета в счет уплаты таможенных пошлин, нало­гов излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а если такой зачет производится по инициативе плательщика - с момента принятия заявления о зачете;

- зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов аван­совых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете;

- зачета в счет уплаты таможенных пошлин, нало­гов денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией либо страховой органи­зацией в соответствии с банковской гарантией или договором страхования, а также поручителем в соответствии с договором поручительства;

- обращения взыскания на товары, в отношении ко­торых не уплачены таможенные платежи, либо на предмет залога или иное имущество плательщика, если размер сумм указанных денежных средств не менее суммы задолженности по уплате таможен­ных пошлин, налогов.

Таможенные тарифы как инструмент торговой политики капиталистических стран используются с начала 18 в. Несмотря на многократное снижение пошлин, проведенное после второй мировой войны, таможенные тарифы играют существенную роль в регулировании современной капиталистической внешней торговли, воздействуя прежде всего на объем и структуру импорта.

Одной из важных функций таможенного тарифа, как и ранее, является защита национальных производителей от иностранной конкуренции. Сдерживание импорта осуществляется посредством сравнительно высоких ставок пошлин и прогрессивного увеличения размеров таможенных сборов в зависимости от степени обработки товаров. Несмотря на то, что в результате торговых переговоров средний уровень таможенного обложения снизился до 4-10 %, ставки пошлин на часть товарных позиций значительно превышают этот уровень.

Так, по подсчетам Секретариата ТН ВЭД, до снижения пошлин, согласованного в ходе «Токио-раунд», на 16% облагаемого пошлинами импорта в указанные страны ставки составляли 15% и более (в том числе 2% ввоза подвергалось обложению пошлинами свыше 25%. Но даже относительно невысокие ставки пошлин способны затруднять импорт готовых изделий при наличии определенной разницы в уровне обложения товаров низкой и высокой степени обработки.

Традиционная фискальная функция таможенных тарифов – средство увеличения доходов государственного бюджета - в большинстве экономически развитых стран отошла на второй план (таможенные пошлины, как правило, составляют лишь несколько процентов в общей сумме бюджетных доходов). Однако в ряде развивающихся стран, особенно промышленно наименее развитых, эта функция по-прежнему имеет важное значение.

Таможенные тарифы изменяются в соответствии с объективными процессами развития национальных хозяйств и структурными сдвигами в международной торговле: кроме того, на эволюцию тарифов капиталистических стран влияют внешнеэкономические интересы монополий.

Основными направлениями происходящей перестройки таможенных тарифов по мере углубления международного разделения труда, развития интернационализации производства, расширения внутрифирменных заграничных операций ТНК и повышения роли внешнеторговых связей в процессе воспроизводства, формировании национального дохода стран и увеличении прибылей монополистического капитала являются следующие: во-первых, уменьшаются и частично отменяются ставки пошлин на промышленные изделия; во-вторых, образуются двусторонние или региональные таможенно-тарифные объединения с беспошлинным режимом торговли (всеми товарами или определенными их группами) между странами-участницами; в-третьих, прогрессирует унификация структуры таможенных тарифов и некоторых областей таможенного дела.

Кроме того, таможенные тарифы широко используются странами Запада в процессе переговоров как инструмент уторговывания на взаимной основе встречных тарифных уступок. Так, в результате переговоров в рамках ТН ВЭД уровень таможенного обложения развитых стран в связи с предоставлением этих уступок сократился более чем на 70%.Многосторонние переговоры о встречных тарифных уступках продолжают оставаться важным торгово-политическим мероприятием. В настоящее время в странах Запада наибольшее значение имеют ввозные, или импортные пошлины. Размеры таможенных пошлин устанавливаются в законодательном порядке и публикуются в таможенных тарифах.

Вследствие введения новой товарной классификации возникла необходимость в пересчете пошлин в связи с перегруппировкой тарифных позиций. Однако это не привело к существенному изменению размеров таможенного обложения, поскольку при переходе на гармонизированную систему страны не могут не учитывать существующие обязательства по ТН ВЭД. Таможенные тарифы развитых стран, как правило, являются многоколонными, т.е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошлины, распространяется на государства, не пользующиеся режимом наибольшего благоприятствования ( во многих случаях это ставки пошлин сверхпротекционистских тарифов 30-х – начала 40-х гг.).

Колонка договорных пошлин (называемая колонкой ТН ВЭД или колонкой наибольшего благоприятствования) содержит значительно более низкие ставки пошлин, закреплённые в результате семи раундов многосторонних торговых переговоров в рамках ТН ВЭД. Тарифы могут содержать самостоятельную колонку или столбец преференциальных ставок в колонке договорных пошлин, которые действуют в отношении развивающихся государств или стран, с которыми данное государство связано соглашениями о предоставлении более благоприятного таможенного режима.






Сейчас читают про: