Грамотность – (в узком смысле) умения читать и писать; в широком смысле - устойчивое свойство личности, связанное с освоением базовых знаний и умений, которые позволяют осваивать элементы культуры на начальном уровне.
Функциональная грамотность – атомарный уровень знаний, умений и навыков, минимально необходимый для осуществления жизнедеятельности личности в конкретном социуме.
Элементарная грамотность – способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия.
Образованность - индивидуально-личностный результат образования, качество личности, которое заключается в способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт.
Компетентность как образовательный результат – интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Компетенция - заранее заданное требование к подготовке человека, совокупность сложных умений интегративного характера.
Ключевые компетенции – компетенции, необходимые любому человеку для детального овладения культурой и стабильного существования в обществе.
Оценка – это процесс деятельности (или действия) оценивания, осуществляемый человеком в форме суждения, где дается краткая характеристика (в качественном плане) успехов и недостатков в учебной деятельности школьника, а также путей ее совершенствования. Формы оценки: словесные характеристики и балльные отметки.
Отметка – оценочное суждение, выраженное в баллах, цифрах; условно-формальное выражение оценки.
Объективность педагогического измерения – свойство педагогического измерения, в котором результаты независимы от личности проверяющего; «контролируемая субъектность».
Реальность педагогического измерения - свойство педагогического измерения, в котором описывается степень точности, с которой оценен определенный результат. Повторная проверка показывает тот же результат (или лучше).
Валидность педагогического измерения – свойство педагогического измерения, определяющее, что измеряется именно то, что должно быть измерено.
Самооценка – внутренняя контрольно-оценочная деятельность личности.
Учебные достижения – достижения ученика, возникающие в процессе образовательной деятельности.
Результаты образования – целевые установки образования, реализуемые посредством соответствующих образовательных программ разного уровня. Включают: предметные результаты – знания, умения, опыт творческой деятельности и пр.; метапредметные результаты – способы деятельности; личностные результаты – ценностные ориентации, интерес и готовность к обучению, мотивация к обучению, толерантность и пр.
Тест достижения – стандартизированная процедура, совокупность методик для получения определенных (количественных) характеристик о достигнутом уровне знаний, умений и навыков испытуемого.
Тесты минимальной компетентности – тесты, рассчитанные на достижение минимальных стандартов обучения.
Достижение – решенная личностно-значимая проблема.
Личностные достижения - положительные изменения в качествах и свойствах личности, которые позитивно оцениваются самой личностью и соответствуют требованиям внешней среды.