Практическая работа № 1
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. СЛОВАРЬ
Цель работы: Основной целью данной работы является знакомство и изучение содержания международного стандарта ГОСТ ISO 9000:2011 «Система менеджмента качества. Основные положения. Словарь»
Краткие теоретические сведения
Международная организация по стандартизации (ИСО) основана в 1947 году, осуществляет деятельность, направленную на содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для обеспечения товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности. В ИСО основной акцент делается на установление единых методов испытания, а также на определение требований к продукции, с позиции безопасности для жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, взаимозаменяемости.
На основе национального опыта передовых в промышленном отношении стран в ИСО разработаны стандарты устанавливающие единообразный подход к оценке систем обеспечения качества продукции на предприятиях (серия 9000).
В России международные стандарты серии 9000 для прямого использования приняты в следующем виде:
ГОСТ ISO 9000:2011 «Система менеджмента качества. Основные положения. Словарь»
ГОСТ ISO 9001-2011 «Система менеджмента качества. Требования.»
ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества»
1. Ознакомиться с содержанием стандарта ГОСТ ISO 9000:2011 «Система менеджмента качества. Основные положения. Словарь»
2. Определите структуру нормативного документа и дайте перечень структурных элементов
3. Кратко опишите содержание каждого элемента, заполнив табл. 1.
Таблица 1
Структурные элементы ГОСТ ISO 9000:2011
| № | Наименование структурного элемента | Краткое содержание элемента | Назначение элемента |
4. Укажите группы терминов, определяемых данным стандартом по разделам
5. Приведите требования к документированным процедурам
6. Перечислите виды документов системы менеджмента качества, определения которых даны в словаре
7. По результатам работы оформите отчет
Содержание отчета
1. Заполненная табл. 1.
2. Результаты выполнения задания
3. Ответы на контрольные вопросы
Контрольные вопросы
1. Укажите область применения данного стандарта
2. Дайте определения понятиям планирование качества, управление качеством, обеспечение качества, улучшение качества, результативность, эффективность, постоянное улучшение.
Практическая работа №2
ТРЕБОВАНИЯ МОДЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Цель работы: на примере стандарта ГОСТ ISO 9001-2011 изучить требования стандарта, ознакомиться с основными терминами и определениями, относящиеся к управлению качеством; изучить основные принципы системного управления качеством.
Стандарты серии ИСО 9000 – это пакет документов по созданию систем качества и обеспечению качества, подготовленный членами международной организации ИСО/ТК 176.
До 2000 г. широко распространялись следующие стандарты:
- МС 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества»;
- МС 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;
- МС 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;
- МС 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»;
- МС 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания»;
- МС 8402 терминологический стандарт.
В 1994 г. вышла новая версия этих стандартов, которая расширила в основном стандарт МС 9004 версиями МС9004-1, -2, -3, -4, большее внимание уделив вопросам обеспечения качества программных продуктов, обрабатываемым материалам, услугам.
В 2000 г. Техническим комитетом ИСО/ТК176 был разработан комплекс стандартов «Менеджмент качества и обеспечения качества», который аннулировал и заменил ИСО 8402.
В 2005 г. ИСО 9001 вышел в новой редакции, с изменениями основных положений.
Структура комплекса стандартов, изданных ИСО в 2000 (2005) г. приведена на рис.1.
Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, - обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель.
Учитывая прогрессивный характер международных стандартов, их регулирующую роль при выходе на международный рынок, отметим, что эти стандарты – ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9004 – приняты в России для прямого использования в следующем виде:
- ГОСТ ISO 9000:2011 «Система менеджмента качества. Основные положения. Словарь»
- ГОСТ ISO 9001-2011 «Система менеджмента качества. Требования.»
- ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества»
| ИСО 900:2000 (2005) Системы менеджмента качества. |
| ИСО 9001:2000 (2005) Системы менеджмента качества. Требования |
| ИСО 9004:2000 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности |
Рисунок 1 – Структура комплекса стандартов ИСО 9000:2005
Кроме этих стандартов к серии стандартов ИСО 9000 относятся следующие:
- ИСО 10012 – «Система управления измерением»;
- ИСО 10013:1995 – «Руководящие указания по разработке руководств по качеству»;
- ИСО 10015:1999 – «Менеджмент качества. Руководящие указания по подготовке кадров»;
- ИСО/ТО 10017:1999 – «Методические указания по статистическим методам в ИСО 9001:1994».
Кроме того, был разработан комплекс стандартов серии ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции. В них существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества, усиливается внимание к удовлетворению разнообразных потребностей персонала компаний.
Согласно новой редакции стандартов ИСО серии 9000:2005, система менеджмента качества - это управляющая система, используемая руководством и менеджментом компании для решения внутренних задач управления, подкрепленная соответствующей организационной структурой, подходами, процессами, ресурсами.
Выполнение работы
1. Изучить требования стандарта ГОСТ ГОСТ ISO 9001-2011:
- СМК. Общие требования;
- Ответственность руководства;
- Менеджмент ресурсов
- Процессы жизненного цикла продукции;
- Измерение, анализ, улучшение.
2. В соответствии с индивидуальным заданием изложить содержание данных разделов.
3. Изложить восемь принципов менеджмента качества.
4. Дать определения следующим понятиям:
- качество продукции;
- обеспечение качества;
- руководство качеством;
- политика в области качества;
- система обеспечения качества;
- проверка качества (аудит системы качества, качества продукции/услуги).






