1. Целенаправленная, систематическая инновационная работа начинается с анализа возможностей. Сначала нуж- но продумать то, что я называю семью источниками инно- вационной возможности. В разных областях, в разное время разные источники характеризуются разной степенью важ- ности.
– Собственные неожиданные успехи и неожиданные провалы организации, но также неожиданные успехи и нео- жиданные провалы конкурентов.
– Несоответствия, особенно несоответствия в процессе производства или распределения или несоответствия в по- ведении потребителей.
– Потребности процесса.
– Перемены в структуре отрасли или рынка.
– Демографические изменения.
– Перемены в смысловом значении и восприятии.
– Новые знания.
Все эти источники инновационной возможности необ- ходимо систематически анализировать и изучить. Недоста- точно просто помнить об их существовании. Их исследова- нием нужно заниматься регулярно.
2. Инновация носит как концептуальный, так и пер- цепционный характер. Таким образом, второй обязатель- ной составляющей инновации будет «вступление в контакт с реальной действительностью»: нужно больше присматри- ваться и прислушиваться к происходящему вокруг, не опа- саясь задавать вопросы. Этот совет стоит повторить еще раз. Успешные новаторы стараются активно использовать как
|
|
левое, так и правое полушарие мозга. Они обращают вни- мание не только на числа, но и на живых людей. Они пыта- ются определить аналитически, какой должна быть иннова- ция, чтобы использовать ту или иную благоприятную воз- можность. Затем они «идут в народ», чтобы лучше присмо- треться к потребителям и уяснить их ожидания, ценности и нужды.
Ожидания и ценности потребителя можно прочувство- вать. Например, новатору может показаться, что тот или иной подход не отвечает привычкам людей, которые долж- ны его использовать. Затем новатор задается вопросом:
«Что должна отражать данная инновация, чтобы люди, кото- рым придется ее использовать, захотели ее получить и уви- дели бы в ней свою благоприятную возможность?». Без та- кого анализа он рискует получить правильную инновацию в неправильной форме.
3. Инновация должна быть простой и узконаправлен- ной. Именно тогда она будет эффективной. Она долж- на использоваться для чего-то одного – в противном слу- чае неизбежна путаница. Сложная инновация будет недее- способной. Введение нового продукта или услуги сопряже- но с проблемами; ошибки в сложной инновации не подда- ются исправлению. Все эффективные инновации предельно просты. Наивысшей похвалой в адрес любой инновации бу- дет, например, такое мнение о ней: «Все гениальное просто! И почему я до этого не додумался?».
|
|
Даже инновация, которая порождает новые виды ис- пользования и новые рынки, должна быть ориентирова- на на конкретное, четкое, заранее для нее предназначенное применение. Она должна ориентироваться на удовлетворе- ние какой-то конкретной потребности, на конкретный ко- нечный результат.
4. Эффективные инновации начинаются с малого. Они не грандиозны по своим масштабам. Они направлены
на решение какой-то одной конкретной задачи. Такой зада- чей может быть, например, конструирование экипажа, ко- торый мог бы, двигаясь по рельсам, отбирать электроэнер- гию, – инновация, которая позволила создать трамвай. Эта задача может быть предельно элементарной, например рас- фасовка строго определенного количества спичек по короб- кам (как правило, по 50 спичек в коробке), что позволило сконструировать автоматы для расфасовки спичек. Шве- ды, которым эта идея впервые пришла в голову, обеспечи- ли себе почти на полстолетия мировую монополию в произ- водстве спичек. Грандиозные идеи, «революционные» пла- ны в той или иной отрасли очень редко приводят к успеху.
Гораздо лучше, если инновация начинается с чего-то небольшого –того, что требует, во всяком случае, понача- лу, сравнительно скромных капиталовложений, небольших людских ресурсов и достаточно компактного, ограниченно- го рынка. В противном случае не хватит времени, чтобы про- вести корректировки, которые практически всегда требуют- ся для успеха инновации. Инновации лишь в исключитель- ных случаях «попадают точно в цель» с самого начала. Вне- сти необходимые изменения и поправки можно лишь тогда, когда масштаб инновации относительно невелик, а потреб- ность в людских и финансовых ресурсах умеренна.
5. Однако – и это наша последняя рекомендация отно- сительно того, что следует делать, – успешная иннова- ция направлена на захват лидирующих позиций. Изначаль- но речь не идет о миллиардных прибылях: по сути, нель- зя предсказать, превратится ли определенная инновация в «большой бизнес» или же ее успехи окажутся достаточ- но скромными. Но если инновация с самого начала не наце- ливается на захват лидирующих позиций, возникают боль- шие сомнения в ее истинной новизне и, следовательно, в ее способности к самоутверждению. При этом могут исполь- зоваться самые разные стратегии, начиная с ориентиро-
ванных на доминирование в соответствующей отрасли или на рынке и заканчивая теми, которые ориентированы на по- иск и занятие относительно небольшой «экологической ниши» в каком-либо процессе или на каком-то рынке. Одна- ко все предпринимательские стратегии, т. е. все стратегии, ориентированные на использование той или иной иннова- ции, должны добиваться лидерства в определенном окруже- нии. В противном случае благоприятными возможностями воспользуются конкуренты.