Мы можем рассматривать с этой целью в качестве аспектов экспериментального воздействия все характе-
ристики, по которым различаются между собой экспериментальная и контрольная группы. Неизбежно, что многие из них не имеют никакого отношения к той теоретической переменной, которой мы манипулируем в эксперименте. Они обусловлены средствами исследования и являются «инструментальными случайностями». Такие характеристики произвольны — в том смысле, что эксперимент мог быть осуществлен как-то иначе, но и неизбежны — в том смысле, что, если бы не эти случайности, вместо них должны были бы фигурировать другие. Никакие «чистые воздействия» невозможны.
Каждая из этих нерелевантных характеристик является потенциальным конкурентным объяснением эффекта воздействия. Большой класс артефактов — именно такого типа. Примером могут служить специальные указания Розенберга о том, что релевантным объектом манипулирования в обсуждавшемся им эксперименте был не когнитивный диссонанс, а боязнь оценки. Еще более обобщенным примером является критика Розенталем большого числа экспериментов, в которых фундаментальной переменной, вызывающей эффект, была не какая-нибудь конкретная характеристика воздействия, а различные ожидания экспериментаторов.
Возможны два способа контролирования смешения данного типа. Во-первых, введение новой контрольной группы или использование контрольной группы, подвергающейся дополнительному воздействию. Иными словами, воздействие на контрольную группу модифицируется таким образом, чтобы оно включало максимум того, чему подвергалась ранее одна только экспериментальная группа. Контрольные группы, подвергающиеся ложной операции или получающие плацебо, относятся к данному типу. Таким образом, создается контрольная группа с заданной «боязнью оценки», или «требованиями», или ожиданиями экспериментатора, эквивалентными тем, которые характерны для экспериментальной группы. Общий знаменатель возрастает настолько, что экспериментальная и контрольная группы по этому признаку больше не различаются. Во-вторых, в ряде случаев имеет место установка на поиск новых форм осуществления эксперимента, в которых переменная, связанная с основной теорией, очищается от этой конк-
ретной конкурентной переменной, то есть «уравновешивание» осуществляется за счет известной модификации экспериментальной группы. Эта форма, если рассматривать ее как контрольную меру, a priori предполагает экономию усилий, ибо никогда не исключена возможность того, что непротиворечивые с виду результаты объясняются действием двух отдельных нерелевантных факторов, различных в каждой экспериментальной ситуации. Нам следует оставить без внимания и эту возможность, пока не будут разработаны какие-нибудь конкретные правдоподобные версии.
Б. Смешанные аспекты воздействия: