Велотранспорт и экономика

Развитие велотранспорта - это необходимая составляющая единой транспортной системы города, которая должна включать в себя организацию сети велотранспортных коммуникаций, строительство велоинфраструктуры и развитие велокультуры.

При последовательном выполнении программных мероприятий, основанных на принятой Концепции развития велодвижения, как показывает опыт других городов России и Европы, создание выше обозначенной транспортной системы возможно.

Реализация Концепции развития велодвижения (далее - Концепция) будет способствовать повышению качества жизни горожан, улучшению транспортной ситуации в городе Йошкар-Оле.

1. Терминология

Велотранспортное средство - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

Велодвижение - процессы перемещения при помощи колесных транспортных средств, использующих, в основном, мускульную силу человека.

Велоинфраструктура - велодорожки, велополоса, дорожные знаки и разметка, парковки, стоянки, предприятия по ремонту и обслуживанию велотранспортных средств.

Велотранспортная сеть - система велодорожек, велополос, обеспечивающая беспрепятственное перемещение велотранспортных средств.

Велополоса - полоса общей дороги, предназначенная для передвижения велосипедистов, отмеченная специальной разметкой.

Велодорожка - дорожка, предназначенная для движения велосипедов и мопедов, имеющая усовершенствованное покрытие и оборудованная средствами организации дорожного движения (знаками, разметкой, светофорами).

Велокультура - понимание значения велодвижения и велотранспорта для оздоровления населения и повышения качества жизни, создание дружественной велотранспорту атмосферы на улицах и дорогах, знание и соблюдение требований правил дорожного движения велосипедистами, принятие правовых актов, способствующих развитию велодвижения и велотранспорта.

2. Что включает настоящая Концепция

Настоящая Концепция рассматривает этапы и стадии становления велотранспортной системы города Йошкар-Олы, а также методы муниципального регулирования велотранспортной деятельности.

При разработке настоящей Концепции учитывался опыт других городов России и европейских стран с высоким уровнем развития велотранспорта и возможность интеграции с основными направлениями Генерального плана развития Йошкар-Олы, а также с другими программными документами администрации города Йошкар-Олы.

Концепция предназначена для использования органами власти, ведомствами, предприятиями и организациями на территории города Йошкар-Олы в пределах их компетенции, а также для ориентации участников велотранспортной деятельности, производителей и пользователей велотранспортных услуг, деятелей других смежных отраслей экономики и транспортного комплекса.

3. Цель и задачи Концепции по развитию велосипедного транспорта города Йошкар-Олы

Основной целью Концепции является развитие велодвижения и велоинфраструктуры, как необходимого элемента градостроительной политики, ориентированной на комфортное проживание местного населения и привлекательность для гостей Йошкар-Олы.

Задачи:

1. Определение единой системы взглядов на создание городской велоинфраструктуры, позволяющей жителям и гостям Йошкар-Олы использовать велосипед как полноценное транспортное средство для ежедневных всесезонных поездок на работу, учебу, за покупками, в рекреационных и туристических целях;

2. Обеспечение условий для интеграции велосипедного движения в транспортную и градостроительную структуру города Йошкар-Олы;

3. Создание условий для защиты жизни и здоровья велосипедистов при использовании велосипеда в качестве транспортного средства;

4. Повышение уровня жизни населения города Йошкар-Олы за счет создания более комфортной городской среды, улучшения экологической обстановки, создания условий для ведения здорового образа жизни;

5. Содействие в реализации мер по развитию туристической привлекательности города Йошкар-Олы.

4. Оценка текущего состояния.

Предпосылки разработки Концепции

Исследования Ассоциации «Здоровые регионы», проведенные в 2009 году, показали, что 108 тыс. жителей города возрастной группы 14 лет и старше являются владельцами велосипедов. Оценка тенденций продаж позволяет предположить, что за прошедшие с момента проведения исследования 3 года количество взрослых велосипедистов в городе существенно увеличилось. Однако для регулярных поездок на работу и учебу велосипед использовали лишь 5% владельцев велосипедов.

Основное препятствие в использовании велосипеда для перемещения по городу - отсутствие велоинфраструктуры, что делает поездку велосипедиста по улицам Йошкар-Олы не просто не комфортной, а опасной. В условиях отсутствия выделенных велополос и велодорожек в соответствии с ПДД велосипедисты вынуждены передвигаться по тротуарам среди пешеходов либо по проезжей части в одном потоке с автомобилями. В городе практически отсутствуют места для безопасного кратковременного хранения велосипедов, количество велопарковок не более 25 при потребности в 100 раз больше. Невозможно осуществлять перевозки велосипеда в общественном транспорте в случаях поломки, ухудшения погоды, плохого самочувствия.

Несмотря на вышеназванные обстоятельства, сдерживающие поступательное развитие велотранспорта в городе Йошкар-Оле, в настоящее время количество велосипедов и количество велопоездок непрерывно возрастает. Этому росту способствуют объективные преимущества велосипеда перед другими видам общественного транспорта, экологичность, потребность в сравнительно низких вложениях, а также широкое распространение в современном обществе представления о здоровом образе жизни.

Основными предпосылками разработки Концепции являются комплексные показатели транспортной мобильности населения, указывающие на то, что велотранспорт в современном мире становится необходимой составной частью экономической, транспортной, территориально-планировочной, экологической политики, политики в области здравоохранения и туризма.

Возможности велосипедного сообщения создают целый спектр преимуществ:

1. Мобильность для всех, вне зависимости от возраста и дохода;

2. способствует укреплению здоровья;

3. не требует существенных затрат и выгоден экономически;

4. экологичен, не производит шума и не требует больших площадей для передвижения и парковок;

5. повышает туристические возможности городов.

6. Влияние велотранспорта на развитие социальной сферы и экономики

В то время как развитие автомобильного транспорта приводит к росту загазованности и шума, повышению уровня стрессового воздействия на жителей, из всех видов транспорта, велосипедный оказывает наименьшее воздействие на окружающую среду. Использование велосипеда как разумной альтернативы другим транспортным средствам для ежедневных поездок на работу, учебу, за покупками и для отдыха позволит освободить город от избытка автомобилей, уменьшит загрязнение воздуха угарным газом и СО2, снизит уровень шума и повысит качество окружающей городской среды.

Тема охраны здоровья населения крайне важна для Йошкар-Олы. Во многом это обусловлено высоким распространением среди населения факторов риска, среди которых один из самых значимых - это низкая физическая активность. Езда на велосипеде является демократичным малозатратным способом расширения физической активности, подходит даже пожилым людям с возрастными изменениями опорно-двигательного аппарата. У жителей, регулярно использующих велосипед для поездок на работу, показатель смертности гораздо ниже, чем у тех, кто велосипедом не пользуется.

Велотранспорт и экономика.

На современном этапе развития экономики велотранспорт для большинства развитых городов России является важным видом внутреннего транспорта, который играет важную роль в обеспечении социального развития и замещения автомобильного транспорта в процессе перемещения населения внутри города и в пригородных поездках.

Высокая плотность автотранспортного потока приводит к многочисленным заторам, существенному снижению скорости перемещения транспортных средств по городу, что не только увеличивает время проезда пассажиров, но и снижает экономическую эффективность грузовых перевозок.

Велотранспорт способен существенно повысить транспортную мобильность жителей города, снизить финансовые расходы и время поездок, что будет способствовать развитию экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: