Методы управления – способы воздействия управляющего субъекта на управляемый объект, руководителя на возглавляемый им коллектив.
Управление социальной системой есть управление деятельностью людей и регулирование возникающими в деятельности отношении. Поэтому, прежде всего, важно, чтобы каждый член управляемой системы осознал цель этой системы и свое место в ней, свои права и обязанности, ответственность за свои действия и координацию их с действия других лиц.
Среди методов управления выделяют пять групп.
І группа.Организационно-распорядительные методы управления.
А. Организационно-стабилизирующие.
Задачи: долговременное закрепление организационных связей в системе, служащее основой ее управления.
Способы организационно-стабилизирующего воздействия:
- регламентирование;
- нормирование,
- инструктирование.
1. Регламентирование – довольно жесткий тип организационного воздействия. Регламентирование – установление определенных социальных правил, точных предписаний к действию, рамки поведения звена (органа), руководителя.
|
|
Регламентирование заключается в разработке и введение в действие организационных положений, обязательных для исполнения и действующих в течение точно определенного этим положением периода.
Состав регламентирующих положений:
1) Положение общеорганизационного характера, устанавливающие организационную обособленность и порядок функционирования системы в целом.
Пример: Положение о гимназии, лицеи, многопрофильной школы и пр.;
2) Положения, определяющие и устанавливающие внутренний порядок работы, организационный статус различных звеньев, функции, полномочия.
Пример: Положение о линейных и функциональных органах; Положение о педсовете; Положение о детском самоуправлении;
3) Типовые структуры, определяющие ведущие черты построения внутренних организационных основ.
Цель: унификация управления, что способствует укреплению единства управления.
Пример: разработка положения о функционале управления школой.
4) Должностное регламентирование: штаты; должностные инструкции.
Б. Нормирование – установление норм и нормативов: нормы времени; выработки; численности; качественно-технические; эксплуатационно-ремонтные; материально-снабженческие.
Цели | Виды норм и нормативов |
1. Определение числа уровней управления | «Звенность» системы управления |
2. Определение состава функциональных и программно-целевых подсистем | Стандартные наборы состава и содержание функции аппарата управления |
3. Формирование органов аппарата управления | Типовые структуры аппарата управления |
4. Определение численности работников | 1. Численности. 2.Соотношение категории работников. 3. Обслуживание. 4. Время. 5. Затраты на содержание работников |
5. Определение численности руководителей | |
6. Определение численности работников по профессионально-должностных категорий | |
7. Рационализация подбора, расстановки, использования кадров и ПК. | Квалификационные справочники должностей. Схема должностных окладов |
8. Система стимулирования | Расценки отдельных видов работ |
9. Регламентация управленческого труда | Типовые положения, должностные инструкции |
Таблица 1 - Нормативы композиции, структуризации аппарата управления
|
|
Мягкий способ организационного воздействия – инструктирование
Инструктирование: 1) ознакомление; 2) объяснение; 3) совет; 4) предостережение; 5) разъяснение.
Посредством: радио, телефона, видеоустройства, лично, коллективно, наглядно.