Понятие о методах управления. Основные группы методов управления, используемых в школе

Методы управления – способы воздействия управляющего субъекта на управляемый объект, руководителя на возглавляемый им коллектив.

Управление социальной системой есть управление деятельностью людей и регулирование возникающими в деятельности отношении. Поэтому, прежде всего, важно, чтобы каждый член управляемой системы осознал цель этой системы и свое место в ней, свои права и обязанности, ответственность за свои действия и координацию их с действия других лиц.

Среди методов управления выделяют пять групп.

І группа.Организационно-распорядительные методы управления.

А. Организационно-стабилизирующие.

Задачи: долговременное закрепление организационных связей в системе, служащее основой ее управления.

Способы организационно-стабилизирующего воздействия:

- регламентирование;

- нормирование,

- инструктирование.

1. Регламентирование – довольно жесткий тип организационного воздействия. Регламентирование – установление определенных социальных правил, точных предписаний к действию, рамки поведения звена (органа), руководителя.

Регламентирование заключается в разработке и введение в действие организационных положений, обязательных для исполнения и действующих в течение точно определенного этим положением периода.

Состав регламентирующих положений:

1) Положение общеорганизационного характера, устанавливающие организационную обособленность и порядок функционирования системы в целом.

Пример: Положение о гимназии, лицеи, многопрофильной школы и пр.;

2) Положения, определяющие и устанавливающие внутренний порядок работы, организационный статус различных звеньев, функции, полномочия.

Пример: Положение о линейных и функциональных органах; Положение о педсовете; Положение о детском самоуправлении;

3) Типовые структуры, определяющие ведущие черты построения внутренних организационных основ.

Цель: унификация управления, что способствует укреплению единства управления.

Пример: разработка положения о функционале управления школой.

4) Должностное регламентирование: штаты; должностные инструкции.

Б. Нормирование – установление норм и нормативов: нормы времени; выработки; численности; качественно-технические; эксплуатационно-ремонтные; материально-снабженческие.

Цели Виды норм и нормативов
1. Определение числа уровней управления «Звенность» системы управления
2. Определение состава функциональных и программно-целевых подсистем Стандартные наборы состава и содержание функции аппарата управления
3. Формирование органов аппарата управления Типовые структуры аппарата управления
4. Определение численности работников 1. Численности. 2.Соотношение категории работников. 3. Обслуживание. 4. Время. 5. Затраты на содержание работников
5. Определение численности руководителей
6. Определение численности работников по профессионально-должностных категорий
7. Рационализация подбора, расстановки, использования кадров и ПК. Квалификационные справочники должностей. Схема должностных окладов
8. Система стимулирования Расценки отдельных видов работ
9. Регламентация управленческого труда Типовые положения, должностные инструкции

Таблица 1 - Нормативы композиции, структуризации аппарата управления

Мягкий способ организационного воздействия – инструктирование

Инструктирование: 1) ознакомление; 2) объяснение; 3) совет; 4) предостережение; 5) разъяснение.

Посредством: радио, телефона, видеоустройства, лично, коллективно, наглядно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: