Виды управленческих отношений: формальные и неформальные, субординации и координации, отношения организации и дезорганизации, внешние и внутренние; межсистемные, межличностные, коллективные; простые, сложные; линейные, функциональные, смешенные; временные и постоянные; непосредственные и косвенные:
· учитель-предметник – ученик, учитель-предметник – коллектив класса, учитель-предметник – классный руководитель, учитель-предметник – зам. директора школы;
· коллектив класса – ученик;
· классный руководитель – коллектив класса, классный руководитель – ученик, классный руководитель – учителя предметники;
· зам. директора – учителя-предметники, метод объединения, классный руководитель, коллектив класса;
· зам. директора по воспитательной работе – классный руководитель, коллектив класса;
· директор – зам. директора, зам. директора по воспитательной работе, коллектив педагогов учащихся, коллектив учащихся и т.д.
В каждом виде отношений управления есть свои конечные цели, специфические функции участников, конкретные задачи управления и способы организации деятельности.
|
|
Но все они объедены единой целью. И все действия участников разного уровней сказываются на деятельности или бездеятельности школьника. У каждого из слоев управленческой системы имеется своя специфика.
Новизна системы управления жизнедеятельностью современной школой выражается:
- в реализации полисубъектного подхода, который предусматривает участие во всех делах школы субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей, общественности.
В целях профессиональной ориентации школьников, приближения их к возможному выбору профиля, удовлетворению их индивидуальных образовательных интересов в Республике Казахстан широко распространилась практика взаимодействия общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования: открываются образовательные учреждения (средняя общеобразовательная профильная школы, лицеи, колледжи) при высших учебных заведениях; в школах реализуются образовательные программы и отдельные курсы с использованием кадрового и научно-методического ресурсов вузов (педагогические, юридические, экономические классы, агроклассы и др.). Подобный опыт используется также учреждениями начального профессионального и среднего профессионального образования (подготовка учащихся средней школы по программам профессионального образования на базе учреждений начального и среднего профессионального образования).
Таким образом,в качестве социальных партнеров в процессе реализации профильной подготовки и профильного обучения выступают учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования
|
|
Социальное партнерство - это договорная форма регулирования отношений, построенная на принципах добровольности, равноправия сторон, уважения и учета интересов участников процесса, ответственности за нарушение соглашений. Социальное партнерство по отношению к образованию следует понимать как:
- партнёрство, в которое вступают социальные группы внутри школы: учителя, ученики и их родители;
- партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности (УПК, ссузы, вузы, учреждения дополнительного образования и пр.);
- партнёрство, в которое вступают представители школы с предприятиями иных сфер общественного воспроизводства;
- партнёрство, которое инициирует сама школа, делающая вклад в развитие гражданского общества.
Социальное партнерство школы строится на следующих принципах:
- добровольности, что предполагает право добровольного и демократичного включения в процесс социального партнерства и выхода из него;
- кооперативности, предполагающего равноправное включение субъектов в совместную деятельность;
- самостоятельности и ответственности в принятии решений;
- сотворчества, реализующегося в совместном творчестве всех субъектов партнерского проекта;
- толерантности, предполагающей высокую степень терпимости и принятия индивидуальных особенностей социальных партнеров;
- открытости, так как партнерство предполагает наличие открытой системы, возможности расширения заинтересованных в проекте лиц;
- социальной значимости.
Основными признаками полиструктурной организации школы являются:
- интеграция учебных структур, образующих единый комплекс, обеспечивающих объединение интеллектуальных, материальных, кадровых, научно-методических, информационных ресурсов в целях повышения эффективности и качества профильного обучения обучающихся;
- системность, достигаемая за счет отработки взаимосвязей между структурами (подсистемами) образовательной корпорации;
- личностный подход, предполагающий выбор стратегии образования в условиях диверсифицированной структуры предполагаемых образовательных программ.
Характеристики моделируемой образовательной среды интегративного комплекса:
- обеспечение преемственности, непрерывности образования;
- обеспечение сопряженности учебных планов и программ различных уровней;
- создание условий для развития творческого потенциала обучающихся и педагогов;
- обеспечение реализации инновационного (опережающего) образования.
В общем случае взаимодействие социальных партнеров образования можно подразделить на следующие виды:
- учебный процесс;
- научно-исследовательская работа;
- материальное взаимодействие (обмен и взаимная помощь материальными средствами обучения - базами, лабораториями, компьютерами, материалами и т.д.);
- информационное взаимодействие (взаимный обмен информацией по тем или иным предметам обучения, состоянию и перспективами развития того или иного научного направления, организация дистанционного обучения).
Кроме того взаимодействие может проявляться в:
- личных профессиональных контактах преподавателей вузов, ссузов, УПК, учителей школы;
- совместном интеллектуальном труде учащихся, студентов в научно-исследовательских работах;
- факультативных занятиях и кружках на базах вузов и школ;
- работе учащихся и учителей школы в научно-исследовательских центрах и лабораториях вузов;
- разработке образовательных программ и обучающих технологий, обеспечивающих непрерывность и преемственность образования в школе, вузе, ссузе;
|
|
- взаимообмене преподавателей вузов, ссузов и школ;
- совместном участии в конференциях, семинарах, конкурсах и других научных мероприятиях преподавателей и студентов вузов, ссузов с одной стороны и учителей и учеников школ, - с другой;
- совместном использование научно-методических баз и инфраструктур вузов и школ.
Модернизация системы управления школой проявляется в изменяющихся отношениях субъектов управления:
- высшим органом управления общеобразовательной школы является общешкольная конференция, представителями которой являются все социальные субъекты педагогического процесса;
- создание Совета школы – института, который предполагает участие представителей различных групп (родителей, учащихся, учителей, соц. партнеров) управлении школой;
- создание службы образовательного маркетинга, направленной на обнаружение эффективных средств управления школой и объективного понимания ситуации, которая способствует оперативному реагированию на удовлетворение образовательного спроса, удовлетворенности качеством образовательных услуг учащимися, родителями, общественностью и государством; развитие положительного имиджа школы, поддержания корпоративной культуры, проведения рекламы образовательных услуг;
- разработка программы социального партнерства как условия качественной деятельности созидательного сообщества детей и взрослых;
- реализация профильной подготовки и профильного обучения на основе сетевого взаимодействия социальных партнеров, которые органично создаёт наиболее благоприятные условия для профильного, профессионального и социального самоопределения учащихся.
-