Причины и формы социального неравенства

Социальное неравенство - такое положение вещей в обществе или отдельной общности, когда их члены имеют неравный доступ к таким социальным благам, как богатство, власть и престиж.

Причины социального неравенства.

Функционализм:

1. Когда в обществе какой-либо вид деятельности или профессия ценятся больше, в зависимости от значительности этих профессий строится иерархия в обществе.

2. Способности у людей разные, наиболее талантливые, занимаются наиболее престижными профессиями, талантливые должны занимать верхушку социальной пирамиды.

По Марксу

1. Социальное неравенство основано на экономическом уровне

2. Владеющие собственностью угнетают тех, кто ею не владеет.

По Веберу

В основе социального неравенства лежат 1. Богатство 2. Власть 3. Престиж

По Сорокину

Причиной социального неравенства являются 1. Собственность 2. Власть 3. Профессия

Формы социального неравенства:

Биосоциальное Сексуальное Этническое Национальное Гендерное

Бедность и пути ее преодоления

Социальная несправедливость, производная от социаль­но-экономического неравен­ства, приводит к обеднению значительной части населения. При этом страдает прежде всего трудящаяся часть населения. На­род. Ведь народ - это та часть населения, которая создает мате­риальные и духовные ценности общества: рабочие, крестьяне, интеллигенция. Но именно эти категории населения получают в конечном счете меньшую долю общественного богатства.

Понятие бедности в разные эпохи, в разных странах, по от­ношению к разным категориям многозначно. Чаще всего бед­ность рассматривается как низкий уровень дохода на душу на­селения, на членов семьи. При этом учитывается отношение дохода к так называемому «стандарту образа жизни». Этот стан­дарт принимается за норму, а отклонение от него вниз - за бед­ность. Бедность характеризуется через число лиц, граждан, имеющих доход ниже какого-то официально фиксированного минимума. Этот минимум определяют или медицинскими нор­мативами, или «потребительской корзиной», в которую вклю­чают жизненно необходимый набор продуктов. Конечно, надо иметь в виду не только расходы на питание или одежду, но и на коммунальные услуги, на образование, на здравоохранение, на культурные потребности, на отдых. Порог бедности определяет­ся совокупностью социальных благ, которые нужны людям прежде всего для поддержания своего физического существова­ния. Он имеет стоимостное выражение и рассматривается как прожиточный минимум. Этот прожиточный минимум меняется в зависимости от ряда обстоятельств: повышение цен, инфляция, рост потребностей и пр. Например, в современной России колеба­ние прожиточного минимума составляет от 300 до 1000 рублей.

Прожиточный минимум составляется на основе медико-потреби­тельских расчетов количества калорий и витаминов, необходимых человеку в среднем в день в данном климатическом районе страны. Это количество переводится на язык натурального исчисления (мясо, сахар, молоко, масло, хлеб и пр.) и получает стоимостное выражение.

Интересный анализ обеспеченности слоев населения России на 1998 г. делает Н.Е. Тихонова. Ею выделяются:

- нищие (6%) - не могут покупать мясо, сладкое, одежду для детей, не ходят в гости и не принимают гостей;

- бедные (13%) - изредка могут покупать мясо, сладкое, фрукты, одежду, не покупают газет, не ходят в гости, не оп­лачивают занятия детей;

- малообеспеченные (25%) - не покупают бытовой и иной до­рогостоящей техники, не едят деликатесов, ограничивают себя при покупке одежды, посещении театров, концертов, кино;

- среднеобеспеченные (34%) - имеют свободные деньги, эко­номят на одном из видов товаров (одежда, техника, питание), ограничивают себя при покупке деликатесов и одежды, посе­щении театров, приобретении туристических путевок;

- обеспеченные (14%) - ограничивают себя при покупке до­рогостоящей техники (автомобили, компьютеры и пр.), посеще­нии ресторанов, в туристических поездках, но почти не эконо­мят на еде и бытовой технике;

- состоятельные (8"..) - могут позволить себе практически все из вышесказанного.

Рост бедности значительной части населения приводит к росту заболеваемости, смертности, падению рождаемости, сокращению средней продолжительности жизни (в России она упала с 72 лет в 1985 г. до 59 лет в 1998 г.), сокращению расходов на образование, на культурные потребности. Все это не может не сказываться на самочувствии людей, на их жизненных планах и установках.

Основные причины роста бедности связаны с общей социаль­но-экономической обстановкой в стране, а она определяется со­циально-экономической политикой правительства: рост нало­гов, невыплата зарплаты, повышение стоимости коммунальных и иных услуг, сокращение производства и рост безработицы и т.д. Многие теряют надежды и силы и опускаются «на дно» общества, часть уходит в криминальные структуры, иные на­деются на благотворительную помощь. Не все проходят провер­ку на социальную выживаемость в экстремальных условиях.

Оценивая бедность и ее рост как негативное явление обще­ственной жизни, а не как неизбежное зло, следует видеть и пути ее преодоления. Для этого необходимо:

- развитие отечественного производства, позволяющее обес­печить рабочими местами всех граждан;

- изменение системы государственного налогового обложе­ния в пользу малоимущих и малообеспеченных;

- развитие системы государственной помощи и поддержки всем, кто в ней нуждается;

- развитие системы бесплатного образования, здравоохране­ния, предоставления жилья и других социальных услуг;

- оказание государственной помощи в получении дополнительно­го образования, повышении квалификации, переквалификации и т.п.

В конечном счете речь должна идти о «сильной социальной политике», о социальной ориентации политики на человека как высшую ценность. Россия располагает огромными природны­ми богатствами, энергетическим потенциалом, кадровыми и ин­теллектуальными ресурсами. Национальное богатство и долж­но быть направлено на обеспечение развития нации, народа, а не на супердоходы небольшой кучки олигархов.

Если же социальная поляризация будет нарастать, то это мо­жет привести к социальным потрясениям, ибо обездоленные слои будут находить радикальные способы изменения своего по­ложения в обществе.

Социологический анализ потребностей

Анализ потребностей как объективных характеристик че­ловека и общества еще не позво­ляет выйти на конкретные рекомендации и программы разви­тия того или иного предприятия и даже отрасли или страны. Важно изучение тех факторов, которые определяют структуру и динамику спроса, особенно платежеспособного спроса, в фун­даменте которого находятся объективные потребности.

С точки зрения стратегии и тактики развития рынка, динами­ки платежеспособного спроса населения на товары непродоволь­ственного назначения важно четко осознать совокупность факто­ров, которые определяют спрос. Значение имеет не только выяв­ление совокупности этих факторов, но и их дифференциация на управляемые и неуправляемые. Наш анализ позволяет в качестве актуальных выделить следующие факторы, определяющие спрос:

1) уровень платежеспособности;

2) динамика социально-бытовых потребностей;

3) актуальность и потенциальность экстремальных ситуа­ций;

4) расширение сферы деятельности населения;

5) медико-экологическая профилактика;

6) сервисные перспективы (возможности обслуживания);

7) престижные соображения;

8) реклама и информация о товаре;

9) финансовые перспективы потребителя.

Каждый из факторов является комплексным и предполагает внут­реннее структурирование, что можно сделать на основе статистичес­ких, социологических, социально-психологических проработок.

Факторы выстроены в соответствии с экспертным ранжиро­ванием по степени их значимости для потребителя. Типология потребителей будет определять и изменение ранга. Это нетруд­но сделать при решении специальной задачи.

В серии факторов можно выделить те, которые совершенно определенно являются управляемыми со стороны муниципаль­ных органов власти: 1, 3, 4, 5, 6, 8.

Фактор 2 - динамика социально-бытовых потребностей (появ­ление новых интересов, создание потребителем новых структур, ов­ладение новыми профессиями, становление детей, заключение до­говоров с иными субъектами и т.д.) является неуправляемым, по­скольку он детерминирован индивидуальным бытием потребителя.

Фактор 7 - престижный спрос, престижные соображения (мода, общественное мнение, импортные влияния...) тоже детер­минирован внутренними, индивидуальными соображениями субъекта, его вкусами, идеалами, ценностными установками.

Фактор 9 - финансовые перспективы потребителя - в услови­ях становления рыночной экономики тоже непредсказуем с му­ниципальной, региональной и федеральной точки зрения, ибо каждый потенциальный покупатель и сам не знает о своих бли­жайших и отдаленных перспективах (рост безработицы, инфля­ция, банкротство, конкуренция, импортная интервенция и пр.).

Из 9 названных факторов, определяющих динамику пла­тежеспособного спроса, только 6 являются возможными (при соответствующей направленной политике) объектами управления, регулирования. Конечно, в условиях становления (а ее еще нет) ры­ночной экономики и эти факторы не являются однозначно управ­ляемыми. Тем не менее органы власти могут на них влиять.

Фактор 1 (уровень платежеспособности) может оказывать вли­яние через управление ценообразованием, своевременную индек­сацию, компенсацию, повышение зарплаты, снижение платы за коммунально-бытовые, транспортные и иные услуги, индекса­цию вкладов, через выдачу пособий по безработице, через все фор­мы социальной защиты и благотворительной помощи...

Действие фактора 3 (актуальность и потенциальность экст­ремальных ситуаций) смягчается через надежность медицинс­кого обслуживания, стабильность аптечного ассортимента, фи­нансирование образовательных учреждений, надежность коммунально-бытового обслуживания, через организацию го­родского вторичного сервиса и ремонта, через обеспечение ста­бильности муниципального торгового обслуживания; монито­ринг п система превентивной экологической безопасности...

Фактор 4 (расширение сферы деятельности населения) ста­новится! управляемым при создании новых рабочих мест, при создании системы переподготовки кадров, повышения квали­фикации, системы трудоустройства, при преобразовании обра­зовательной системы (многопрофильная подготовка специали­стов), о здании льгот для развития собственной деятельности с кредитованием и льготами по налогообложению, при предостав­лении дополнительных услуг населению...

Фактор 5 (медико-экологическая профилактика) предпола­гает контроль за ввозом импортной продукции всех видов, сер­тификатную экспертизу, рекламно-информационную оценку качества товаров, создание ассортиментного кабинета, систему санкций за недоброкачественность продукции отечественной и импортной, противостояние импортной интервенции...

Фактор 6 (сервисные перспективы) начинает работать при развитии системы сервиса вторичного уровня (ремонт, налад­ка, реконструкция, реставрация, комплектование...), создании «Ре-фирм» с налоговыми льготами, при налаживании выезд­ного сервиса (на дом, в село, в район), развитии системы само­обслуживания (сервисная культура покупателя)...

Фактор 8 (реклама 11 информация о товаре) предполагает разгра­ничение задач рекламы и информации, отлаживание системы прав­дивой рекламы, создание системы информации о товарах, обрат­ную связь с потребителем, создание научно-организационно-педагогичееких подразделений (ПОП) для исследований, организации и обучения специалистов по комплексу «маркетинг и реклама»...

Уходя от однозначного в аксиологическом отношении понимания названных факторов, необходимо подчеркнуть, что каждый фак­тор проявляется в позитивном или негативном своем значении: при помощи рекламы можно побудить человека к покупке и предостеречь его от нее, при помощи экологической экспертизы можно побудить человека к покупке и предостеречь от нее и т.д. Отсюда и важность компетентной маркетинговой службы в системе администрации.

Многофакторный анализ динамики платежеспособного спро­са населения предполагает объединение усилий разносторонних специалистов: экономистов, социологов, социальных психологов, дизайнеров, философов, юристов и т. д. В свою очередь решение проблемы социального неравенства и нищеты - задачи всего об­щества, которое нельзя назвать ни культурным, ни цивилизован­ным, пока здесь старики собирают объедки на помойках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: