2000 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2006 г. в% к | ||
2000 г. | 2005 г. | ||||
Всего | |||||
тыс. человек | 73,8 | 101,8 | |||
удельный вес, % | |||||
из них за: | |||||
Убийство | |||||
тыс. человек | 1,0 | 10,5 | 9,1 | 101,5 | 87,3 |
удельный вес, % | 1,3 | 2,0 | 1,7 | ||
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью | |||||
тыс. человек | 15,6 | 22,6 | 21,1 | 135,3 | 93,6 |
удельный вес, % | 2,2 | 4,4 | 4,0 | ||
изнасилование | |||||
тыс. человек | 4,8 | 4,9 | 5,1 | 107,1 | 104,0 |
удельный вес, % | 0,7 | 0,9. | 1,0 | ||
кража | |||||
тыс. человек | 51,6 | 92,9 | |||
удельный вес, % | 52,7 | 40,5 | 36,9 | ||
грабеж | |||||
тыс. человек | 51,7 | 68,3 | 70,8 | 136,9 | 103,7 |
удельный вес, % | 7,3 | 13,2 | 13,5 | ||
разбой | |||||
тыс. человек | 22,1 | 22,8 | 22,4 | 101,4 | 98,6 |
удельный вес, % | 3,1 | 4,4 | 4,3 | ||
мошенничество | |||||
тыс. человек | 7,4 | 16.6 | 21,9 | в 2,8 р. | 131,9 |
удельный вес, % | 1,1 | 3,2 | 4,2 | ||
незаконное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) | |||||
тыс. человек | 16,1 | 21,3 | 20,0 | 123,7 | 93,7 |
удельный вес, % | 2,3 | 4,1 | 3,8 | ||
незаконные действия и нарушения правил обращения с наркотическими веществами и психотропными средствами | |||||
тыс. человек | 66,5 | 33,5 | 43,0 | 64,6 | 128,2 |
удельный вес, % | 9,4 | 6,5 | 8,2 |
Андрюшечкина И.Н.,
|
|
Ковалев Е.А.
────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Концепция судебной реформы в РСФСР, одобренная постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1801-1.
*(2) Доклад Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ "Состояние и перспективы развития судебной реформы" / Стенограмма заседания Совета при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования правосудия от 24 января 2002 г.
*(3) См.: Организация ведения судебной статистики: пособие для судей / под ред. И.Н. Андрюшечкиной. М.: РАП, 2006. С. 15.
*(4) Концепция судебной реформы в РСФСР, одобренная постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1801-1.
*(5) Здесь и далее в работе термин "статистика судимости" не совпадает с понятием судимости как уголовно-правового института (правовое состояние лица от момента вступления в законную силу обвинительного приговора с назначенным наказанием до момента погашения или снятия судимости), предусмотренного ст. 86 УК РФ. Статистика судимости является частью судебной статистики и представляет собой результаты рассмотрения уголовных дел по лицам на основании вступивших в законную силу приговоров и других судебных постановлений по существу дела.
|
|
*(6) См.: Общая теория статистики / Долгушевский Ф.Г., Козлов В.С., Полушин М.И., Эрлих Я.М. М.: Статистика, 1967; Общая теория статистики // Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: учебник / под ред. А.А. Спирина, О.Э. Башиной. М.: Финансы и статистика, 1997. С. 5; Теория статистики: учебник / под ред. Р.А. Шмойловой. 3-е изд., перераб. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 23.
*(7) См.: Лунеев В.В. Юридическая статистика: учебник. М.: Юристъ, 2000. С. 10; Теория статистики: учебник / под ред. проф. Р.А. Шмойловой. 3-е изд., перераб. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 8; Общая и правовая статистика учеб.-метод. пособие. / В.А. Ребрий, Е.Е. Доника, Д.В. Васильев. М.: Академия управления МВД России, 2004. С. 6.
*(8) Данные из Статистического сборника "Преступность и правонарушения 2002-2006 гг.". М., ГИЦ МВД России.
*(9) Дуброва Т.А. Статистические методы прогнозирования в экономике. М., 2001.
*(10) "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ред. от 9 мая 2005 г.); "Лесной кодекс Российской Федерации" от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (ред. от 31 декабря 2005 г.); Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
*(11) Постановление Госкомстата РФ от 15 июля 2002 г. N 154 "Об утверждении положения о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений".
*(12) Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 928 (ред. от 21 декабря 2005 г.) "Вопросы федеральной миграционной службы".
*(13) Росстатом в конце 2010 г. подготовлен проект постановления Правительства о внесении изменений в Федеральный план, предусматривающий включение сводной статистической отчетности, формируемой Судебным департаментом. В этом случае судебная статистика, формируемая Судебным департаментом как субъектом официального статистического учета, должна быть включена в единую межведомственную информационно-статистическую систему, создание которой предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2010 г. N 367.
*(14) Министерство юстиции России было учреждено 8 сентября 1802 г. Манифестом Александра I "Об учреждении министерств". На него были возложены функции подготовки законодательных актов, а также управление деятельностью судов и прокуратуры, оно занималось вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой. Режим доступа: http://www.minjust.ru/ru/about/history/.
*(15) Бельгийский ученый А. Кетле (1796-1874) считается одним из основоположников статистико-математического направления в статистической науке.
*(16) Юрисдикция постоянных сессий судов распространялась на закрытые административно-территориальные образования и на особо режимные промышленные объекты, а также воинские части, обеспечивающие их работу или строительство. Постоянные сессии имели статус подразделения соответствующего суда областного уровня, и их подсудность объединяла предусмотренную процессуальным законодательством союзных республик подсудность районным судам, областным и равным им судам. Постоянные сессии рассматривали также дела в отношении военнослужащих, проходящих службу на указанных объектах. Вышестоящей инстанцией, независимо от того, в какой союзной республике была расположена постоянная сессия суда, являлся специальный состав Верховного Суда РСФСР. Особенности подсудности и специфика рассматриваемых категорий дел обусловливали изолированную от "общих" судов систему статистических показателей.
|
|
*(17) Приказом от 27 ноября 2007 г. N 146 введена новая структура статистической карточки на подсудимого с 1 января 2008 г. - для всех федеральных судов общей юрисдикции, для мировых судей переход должен был быть осуществлен до 1 января 2009 г.
Образец статистической карточки на подсудимого утвержден приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 16 октября 2009 г. N 187 для учета в 2010 г., с 1 января 2011 г. - приказом от 6 декабря 2010 г. N 271.
*(18) Табель форм статистической отчетности и прилагаемые к нему бланки форм отчетности на 2009 г. утверждены приказом Судебного департамента от 20 мая 2009 г. N 97. В 2010 г. были утверждены только формы отчетности по судимости приказом от 23 июня 2010 г. N 130. С 1 июля 2011 г. (т.е. с итогов за I полугодие 2011 г.) формы отчетности утверждены и представляются в соответствии с приказом от 10 июня 2011 г. N 115 "Об утверждении Табеля форм статистической отчетности о деятельности судов общей юрисдикции и судимости и форм статистической отчетности о деятельности судов и судимости".
*(19) В отношении военных судов Табель форм действовал частично только в отношении форм отчетности по судимости. В целях интеграции статистики судов общей юрисдикции военные суды с итогов 2010 г. представляли статистическую отчетность по формам, утвержденным приказом от 20 мая 2009 г. N 97, сформировав ее автоматически из баз данных судебного делопроизводства в используемом программном изделии "Судебное делопроизводство". С I полугодия 2011 г. представление общих форм статистической отчетности о работе судов включено в Табель приказом от 10 июня 2011 г. N 115 "Об утверждении Табеля форм статистической отчетности о деятельности судов общей юрисдикции и судимости и форм статистической отчетности о деятельности судов и судимости".
*(20) Вступил в законную силу 10 марта 2010 г.
*(21) См.: Маркелова А.С. Статистическое исследование социально-демографической дифференциации судимости населения России: дис.... канд. эконом. наук. М., 2004. С. 3.
|
|
*(22) Федеральный закон от 08 января 1998 г. N 7-ФЗ.
*(23) Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации".
*(24) Состав судов общей юрисдикции определяется Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".
*(25) За исключением военных судов, в отношении отчетности о работе судов, для которых действует Инструкция по составлению статистических отчетов в военных судах, порядок первичного учета определяется Руководством по делопроизводству в военных судах.
*(26) Табель форм статистической отчетности и прилагаемые к нему бланки форм отчетности на 2009 г. утверждены приказом Судебного департамента от 20 мая 2009 г. N 97, на 2011 г. - приказом от 10 июня 2011 г. N 115.
*(27) Инструкция по ведению судебной статистики, утвержденная приказом Судебного департамента от 29 декабря 2007 г. N 169.
*(28) Кроме военных судов, в отношении которых действует Инструкция по составлению статистической отчетности военных судов.
*(29) См.: Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденная приказом Судебного департамента от 29 апреля 2003 г. N 36 (с изм. и доп.); Инструкция по делопроизводству в верховных судах республик, краевых, областных судах, судах автономных округов, суде автономной области, утвержденная приказом Судебного департамента от 15 декабря 2004 г. N 161 (с изм. и доп.).
*(30) Указанные инструкции по судебному делопроизводству с приложениями размещены в СПС и др.
*(31) В 2008-2009 гг. действовал образец, утвержденный приказом Судебного департамента от 27 ноября 2007 г. N 146 "Об утверждении статистической карточки на подсудимого", в 2010 г. - утвержденный приказом от 16 октября 2009 г. N 187, на 2011 г. образец статистической карточки на подсудимого утвержден приказом от 9 декабря 2010 г. N 271.
*(32) Федеральные законы "Об оперативно-розыскной деятельности", "О противодействии экстремистской деятельности", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "О статусе судей в Российской Федерации".
*(33) Закон РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-1 (ред. от 1 июля 2005 г.).
*(34) Таможенный кодекс РФ (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 31. Ст. 1224), утративший силу 1 января 2004 г.
*(35) Устное замечание предусмотрено ст. 2.9 КоАП РФ, выносится при освобождении от уголовной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.
*(36) Разделы формы N 1-АП, отражающие результаты обжалования постановлений об административных правонарушениях, имеют в сравнении с другими видами производства небольшой набор показателей, поскольку не выделяются по отдельным составам правонарушений, в связи с чем не выделены в отдельные отчеты вышестоящих судов.
В учебном пособии не дается подробное описание структуры и содержание показателей всех форм статистической отчетности о работе судов общей юрисдикции. С бланками утвержденных форм статистической отчетности можно ознакомиться на сайте Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в разделе "Судебная статистика". Режим доступа: www.cdep.ru (Интернет портал Государственной автоматизированной системы "Правосудие". Режим доступа: www.sudrf.ru).
*(37) Программное изделие "Судимость" является функциональным компонентом подсистемы "Судебное делопроизводство и статистика" Государственной автоматизированной системы "Правосудие" и предназначено для ввода информации статистических карточек на подсудимого и формирования утвержденной статистической отчетности по судимости.
*(38) В 2005 году - приказ Судебного департамента от 14 мая 2005 г., 2006 г. - приказ Судебного департамента от 10 мая 2006 г. N 42.
*(39) См. Приложение 2 "Статистическая карточка на подсудимого", утвержденная приказом Судебного департамента от 6 декабря 2010 г. N 271.
*(40) В соответствии с утвержденной нормативной базой ведения судебной статистики консолидированная база данных по судимости по всем статистическим карточкам на подсудимого в Судебном департаменте в настоящее время формируется, но проводятся тестовые работы по отработке программного обеспечения для подъема всех статистических карточек на подсудимого и слияния в единую базу данных в Судебном департаменте с 2009 г. При необходимости на федеральный уровень из баз данных субъектов РФ могут запрашиваться выборочно СК, выгружаемые из БД в управлениях Судебного департамента, для выполнения запросов по анализу судебной практики.
*(41) Формирование статистической карточки на подсудимого возможно на основе данных, введенных в электронную картотеку уголовного производства по первой инстанции в программном изделии "Судебное делопроизводство", поскольку в нее включены учетные показатели, необходимые для формирования СКП. Данные могут быть выгружены и перенесены в ПИ "Судимость".
*(42) Письмо СД от 25 октября 2010 г. N СД-АП/2173 о направлении Управлениями Судебного департамента направляет накопленные БД СКП за 2009 г. и I полугодие 2010 г. в Судебный департамент.
*(43) В 2008 г. был завершен переход всех судов, включая мировых судей, на новую структуру статистической карточки на подсудимого и на программное изделие "Судимость" Государственной автоматизированной системы "Правосудие", обеспечивающей формирование базы данных по ней и утвержденной статистической отчетности по судимости.
*(44) Имеется в виду статистическая карточка на подсудимого, утвержденная первоначально для военных судов приказом Судебного департамента от 20 октября 2006 г. N 15, затем в 2008-2009 гг. для всех судов общей юрисдикции действовал образец, утвержденный приказом Судебного департамента от 27 ноября 2007 г. N 146 "Об утверждении статистической карточки на подсудимого", в 2010 г. - утвержденный приказом СД от 16 октября 2009 г. N 187, с 1 января 2011 г. - утвержденный приказом от 6 декабря 2010 г. N 271.
*(45) Инструкция имела грифы утверждения и.о Генерального прокурора Российской Федерации от 14 декабря 1994 г. N 20-1-85/94 и согласования с и.о. Министра внутренних дел Российской Федерации от 13 декабря 1994 г.
*(46) Приказ "О едином учете преступлений" от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399.
*(47) Заполнение судьями всех предусмотренных документов первичного учета на преступление, лицо, его совершившее, на потерпевшего (формы N 1, 1.1, 2, 5) представлялось неприемлемым, в силу того что такой учет предусмотрен для различных стадий регистрации преступления, возбуждения и расследования уголовных дел и наличия в учетных документах большого числа показателей и статистических признаков, не относящихся к составам преступлений частного обвинения.
*(48) До определения порядка учета преступлений по составам частного обвинения в межведомственном приказе от 29 декабря 2005 г. преступления по составам частного обвинения, по которым уголовные дела возбуждались непосредственно в судах (мировыми судьями), не включались в общие сведения о преступности.
В 2009 г. судами общей юрисдикции было принято к производству 71,6 тыс. дел частного обвинения, возбужденных по заявлениям граждан, поступившим непосредственно в суд или переданным из других правоохранительных органов, по которым было осуждено 15,5 тыс. лиц, 43,1 тыс. дел по составам частного обвинения поступило в суды с обвинительными актами, по которым осуждено 22,1 тыс. лиц (Сводный статистический отчет Судебного департамента по форме N 1 за 2009 г.).
*(49) До вступления в силу приказа "О едином учете преступлений", содержащего в приложении учетно-статистические документы, действовала справка формы N 6 о результатах рассмотрения дела, утвержденная МВД СССР, Министерством юстиции СССР, Прокуратурой СССР 12 февраля 1979 г. N 20/к-7-85/248-78.
*(50) Приказ Министерства внутренних дел РФ от 1 ноября 2001 г. N 965 "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости".
*(51) См.: Скоморохов Р.В., Шиханов В.Н. Уголовная статистика: обеспечение достоверности. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 73.
*(52) По поручению Совета безопасности РФ в настоящее время правоохранительными органами рассматривается вопрос о целесообразности создания межведомственного банка данных лиц, признанных рецидивистами и отбывших уголовные наказания.
*(53) См.: Организация ведения судебной статистики: пособие для судей / под ред. И.Н. Андрюшечкиной. М.: РАП, 2006. С. 76.
*(54) Для военных судов - в 2007 г. приказом от 20 октября 2006 г. N 15, в отношении федеральных судов общей юрисдикции - с 2008 г., и во всех судах общей юрисдикции - с 2009 г.
*(55) См.: Стенограмма заседания Совета при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования правосудия 24 января 2002 г.
*(56) Показатели по преступлениям и лицам, их совершившим, связаны в форме N 2. Лицо связано с номером уголовного дела показателем "порядковый номер лица", с преступлениями - показателями "количество и порядковые номера в уголовном деле совершенных им преступлений".
*(57) Приказом от 10 июля 2011 г. N 115 "Об утверждении Табеля форм статистической отчетности о деятельности судов общей юрисдикции и судимости и форм статистической отчетности о деятельности судов и судимости".
*(58) Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
*(59) Методика расчета нагрузки несколько отличается от судов общей юрисдикции, где из расчета не исключается председатель суда, что вызвано большим количеством малосоставных судов.
*(60) Поволжскому, Северо-Кавказскому, Центральному, Восточно-Сибирскому, Дальневосточному, Волго-Вятскому, Западно-Сибирскому, Уральскому, Северо-Западному, Московскому.
*(61) См.: Аналитическая записка к статистическому отчету о работе арбитражных судов Российской Федерации в 2008 году. Режим доступа: http://www.arbitr.ru/press-centr/news/totals/.
*(62) См.: Доклад Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А. Иванова, посвященный 15-летию образования системы арбитражных судов Российской Федерации.
*(63) Решение компании КРОК для судебной системы ПК "Судебно-арбитражное делопроизводство". Режим доступа: http://sad.croc.ru/.
*(64) См.: Аналитическая записка к статистическому отчету о работе арбитражных судов Российской Федерации в 2008 г. // Вестник ВАС РФ. 2009. N 5.
*(65) Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики".
*(66) Статистическая информация является открытой, если источник статистических данных (форма отчетности) не имеет статуса закрытой информации (секретной или для служебного пользования).
*(67) Преступность - социально-правовое явление, включающее преступления, совершенные на конкретной территории в течение определенного периода времени и характеризующееся количественными и качественными показателями.
*(68) Зарегистрированное преступление - выявленное и официально взятое на учет общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законодательством.
*(69) Лица, совершившие преступления - официально взятые на учет органами внутренних дел лица, на которых заведены уголовные дела.
*(70) Стенограмма заседания Совета по судебной реформе от 24 января 2002 г.
*(71) Осуществляется в соответствии с письмами Росстата о предоставлении официальной статистической информации для формирования государственной статистики, поскольку в настоящее время ведомственная отчетность судов не включается в федеральную программу статистических работ, утверждаемую Правительством РФ.
*(72) До изменения структуры органов исполнительной власти в 2004 г. - Минтруда России.
*(73) Размещается на FTP-сервере Судебного департамента для ограниченного доступа работников судебной системы. Содержит показатели об объемах рассмотрения дел по уровням судов, видах производства, судебных инстанциях, численности судей и судов, относительные показатели служебной нагрузки, соблюдения процессуальных сроков назначения и рассмотрения дел, общей продолжительности нахождения в производстве и относительных показателях отмены и изменения судебных постановлений.
*(74) Например, результаты рассмотрения дел с участием суда присяжных, случаи назначения пожизненного лишения свободы, число оправдательных приговоров, рассмотрение жалоб на неправомерные действия должностных лиц и органов власти, признание нормативных правовых актов несоответствующими федеральному законодательству и т.п.
*(75) Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 20 апреля 2009 г. N 71 (с изм. и доп.) "Об утверждении Регламента размещения информации о деятельности судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в сети "Интернет".
*(76) Сводные данные по Российской Федерации, исключая военные суды, в каждом сборнике представлены в таблицах за пять лет.
*(77) Файл переименовывается в соответствующем текущем году - в 2011 г. inf2011.xls c сохранением ранее накопленной информации.
*(78) Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ.
*(79) Верховным Судом РФ устанавливается порядок публикации статистических данных непосредственно Верховным Судом РФ, характеризующих работу Верховного Суда РФ, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации - в отношении всех арбитражных судов, а Судебным департаментом - в отношении судов общей юрисдикции, кроме Верховного Суда РФ.
*(80) Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, утвержденная постановлением Совета судей Российской Федерации от 11 апреля 2002 г. N 75 (в формулировке Государственной автоматизированной системы "Правосудие").
*(81) Утверждены постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 24 ноября 2004 г.
*(82) Утверждены приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 10 августа 2007 г. N 96.
*(83) Утверждены постановлением Президиума Совета судей РФ от 13 августа 2008 г. N 162.
*(84) В 2009 г. отдел судебной статистики реорганизован в два отдела: отдел организационно-методического обеспечения ведения судебной статистики и отдел обеспечения формирования информационных ресурсов. В соответствии с положениями об отделах функция предоставления информации по запросам возложена на отдел организационно-методического обеспечения ведения судебной статистики.
*(85) Надо отметить, что в отличие от задач использования видеоконференцсвязи для проведения судебных процессов, передача данных статистической информации не требует специальных ведомственных каналов связи и не предъявляет требований к качеству связи. Статистика работы судов является открытой информацией, а статистическая отчетность не представляет больших объемов.
*(86) Составом КоАП РФ называется правонарушение, административная ответственность за которое предусмотрена соответствующей частью статьи КоАП РФ.
*(87) Программными средствами предусмотрено, что СК может быть сохранена со статусом "Некорректная" при несоблюдении обязательных логических условий, только при наличии внесенного текста примечания.
*(88) Вид контроля по статистическим данным различных форм отчетности, для чего в ПИ "Судебная статистика" настраивается аналитическая таблица, сравнивающая число осужденных лиц в формах статистической отчетности по судимости и расчетное число осужденных по формам отчетности о работе судов, которое должны быть учтено в БД по судимости. Расчетное число представляет собой разность числа осужденных по первой инстанции и числа лиц, которым были отменены обвинительные приговоры полностью в вышестоящих инстанциях (апелляционной и кассационной). Для расчетного числа у мировых судей прибавляется также число осужденных в апелляционной инстанции, если мировым судьей не был вынесен обвинительный приговор. Такой расчет не может дать точного результата неполноты учета в связи с несовпадением вступивших в силу и рассмотренных судебных постановлений по первой инстанции за отчетный период, однако позволяет выявить наличие "потерянных" массивов СК.
*(89) С 2007 г. в Судебном департаменте и территориальных органах Судебного департамента эксплуатируется ПИ "Судебная статистика", версия 6.3.
*(90) С итогов 2010 г. военные суды формируют отчеты по общим формам для всех судов общей юрисдикции, в связи с чем настраиваются дополнительно программные шаблоны для окружных (флотских) и гарнизонных военных судов.
*(91) В соответствии с технической документацией на ГАС "Правосудие" имеет наименование "Программное изделие (ПИ) "Судебная статистика".
*(92) Модуль упрощенного доступа в ПИ "Судебная статистика" был разработан для быстрого и удобного доступа и использования информационного ресурса пользователями статистической информации, не являющимися специалистами по судебной статистике и не знакомыми со структурой статистической отчетности и содержанием ее показателей.
*(93) Преднамеренное искажение данных статистической отчетности о работе судов, как представляется, может иметь место при желании скрыть волокиту и нарушение процессуальных сроков рассмотрения, рассмотрения неподсудных дел данному типу судов, необоснованного прекращения производства по делам или назначения необоснованно мягких наказаний и т.п.
*(94) Имеются в виду взаимосвязанные справочники составов преступлений УК РФ с видами и размерами уголовных наказаний, с привязкой к перечням (группировкам-классификациям составов УК РФ), составам административных правонарушений и видов административных наказаний, категорий гражданских дел, результатов рассмотрения дел по различным видам производств и на различных стадиях судебного рассмотрения и т.п.
*(95) По которым число лиц по уголовным делам или делам об административных правонарушениях в целом по России исчисляется единицами.
*(96) Программное изделие "Банк судебных решений (судебной практики)" внедряется в настоящее время только в судах областного звена и в многосоставных районных судах.
*(97) Интернет-портал www.sudrf.ru является технологической подсистемой ГАС "Правосудие".
*(98) Концепция судебной реформы в РСФСР, одобренная постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1801-1.
*(99) Процессуальные сроки рассмотрения различных категорий дел и разной подсудности установлены Гражданским процессуальным кодексом РФ, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, УПК РФ установлены только сроки назначения поступившего в суд уголовного дела к судебному заседанию.
*(100) Фактически в судах областного звена и многосоставных районных судах, несмотря на введение должностей администраторов, основная часть рабочего времени председателя суда продолжает затрачиваться на организацию работы суда и его аппарата, а не на непосредственное осуществление им как судьей правосудия.
*(101) Формируется на основе представленной статистической отчетности в программном комплексе "Судебная статистика" и размещается на FTP-сервере Судебного департамента.
*(102) Нормы нагрузки судей и работников аппарата судов субъектов Российской Федерации были утверждены совместным постановлением Минтруда России и Минюста России от 27 июня 1996 г. N 41а/06-74-124, нормы нагрузки судей и работников аппарата районных судов, утвержденные совместным постановлением Минтруда и Минюста России от 27 июня 1996 г. N 415/06-74-125. По договору с Судебным департаментом НИИ труда и социального страхования был подготовлен проект норм нагрузки судей и работников аппаратов районных (городских) судов, гарнизонных военных судов с учетом происшедших изменений в законодательстве и судебной системе.
*(103) В нормах нагрузки используется понятие "полезный фонд рабочего времени", который указывается равным 1910 ч в год. Однако для расчета может быть использована норма рабочего времени, рассчитываемая на определенный год с учетом продолжительности рабочей недели и длительности отпуска.
*(104) Могут определяться экспертным путем.
*(105) Примером использования коэффициентов сложности дел в нормативных актах является определение времени на рассмотрение различных категорий дел в рассмотренных ранее Нормах нагрузки судей.
*(106) Коэффициенты, применяемые при определении веса дела, в модуле автоматизированного распределения дел установлены на основе программного изделия "Судебное делопроизводство" подсистемы "Судебное делопроизводство и статистика" Государственной автоматизированной системы "Правосудие".
*(107) В ГПК РФ, КоАП РФ установлены различные сроки рассмотрения для определенных категорий дел (например, для районных судов дела искового производства - два месяца со дня поступления заявления, для мировых судей - пять дней на принятие решения по заявлению и месяц со дня принятия дела к производству), при этом укороченные сроки предусмотрены для вынесения судебного приказа, рассмотрения дел, вытекающих из публично-правовых отношений. Однако из течения процессуальных сроков исключается срок на приостановление дела, срок начинает течь заново при принятии встречного иска, изменении исковых требований, вступлении в дело третьих лиц с самостоятельными требованиями, исключается срок на проведение предварительного судебного заседания, выходящего за пределы предусмотренных сроков рассмотрения.
*(108) См.: Маркелова А.С. Статистическое исследование социально-демографической дифференциации судимости населения России: автореф. дис.... канд. экон. наук. М., 2004. С. 5.
*(109) Учет осужденных лиц осуществляется при наличии совокупности преступлений по основной статье, по которой назначено судом более строгое наказание.
*(110) Отношение числа осужденных по приговорам, вступившим в законную силу за год, вынесенных судами в определенном регионе, к среднегодовой численности населения этого региона возраста уголовной ответственности (с 14 лет).
*(111) Частное от деления числа лиц, совершивших преступления, в том числе определенных составов, на общую численность населения в возрасте уголовной ответственности.
*(112) Корректнее использовать для расчета среднегодовую численность населения, т.е. среднее арифметическое численности населения на 1 января текущего и 1 января следующего года, однако поскольку сведения за следующий год публикуются значительно позднее потребности в подготовке анализа судимости, то используется только показатель на начало анализируемого года.
*(113) Данные электронного статистического сборника "Основные показатели статистической отчетности о работе судов общей юрисдикции Российской Федерации 2008 г. в сравнении с 2007 г.". Режим доступа: ftp://ftp.cdep.ru/2008/ANALIZ-STAT/.
*(114) См. диаграмму (рис. 88).
*(115) В представленных в гл. 13 примерах диаграммы выполнены в табличном процессоре MS Еxcel офисного пакета MS Office 2003.
Следует соблюдать следующие правила при публикации статистических данных и при их использовании в аналитических материалах. Поскольку в течение нескольких отчетных периодов в первичных отчетах могут выявляться неточности, корректируемые по итогам года или при сравнении со следующим годом, желательно, если это не влияет на содержание и цели статистического анализа в публикуемых материалах, для достоверности и стабильности информации округлять абсолютные данные при величине более пяти порядков до тысяч. При необходимости дать точные абсолютные данные следует делать ссылку на источник статистических сведений и дату предоставления или свода статистических данных.
*(116) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.
*(117) Гусев А., Колдин В. Актуальные проблемы информатизации судов // Российская юстиция. 2002. N 3.
*(118) В настоящее время действует Инструкция по ведению судебной статистики, утвержденная приказом Судебного департамента от 29 декабря 2007 г. N 169. Судебным департаментом осуществляется разработка новой редакции с учетом изменений в документах первичного статистического учета и планируемых изменениях в статистической отчетности в 2011 г.
*(119) В делах об административных правонарушениях к ответственности привлекается по одному лицу.
*(120) Не учитываются отмены или изменения в оценке работы нижестоящего суда иных постановлений по гражданским делам. Для оценки работы вышестоящего суда, а также анализа и обобщения судебной практики учитываются все случаи удовлетворения жалоб и представлений от числа рассмотренных вышестоящими инстанциями. В этом случае используется термин "вмешательство" в постановления первой инстанции.
*(121) В форме N 6-бМС сумма значений показателей разд. 2. Справка к разд. 1 "Из оконченных дел рассмотрены жалобы и представления (по числу лиц)" на обвинительные, оправдательные приговоры, постановления мировых судей о прекращении дел по реабилитирующим и другим основаниям, о применении принудительных мер к невменяемым.
*(122) См.: Морщакова Т.Г., Петрухин И.Л. Оценка качества судебного разбирательства. М.: Наука, 1987. С. 140.
*(123) Для судов общей юрисдикции порядок формирования показателей статистической отчетности определен в Инструкции по ведению судебной статистики. Алгоритмы расчета показателей отмены и изменений судебных решений представлены в Сборнике основных показателей работы судов.
*(124) В соответствии со ст. 78 УК РФ прекращение срока давности привлечения к уголовной ответственности прерывается вступлением в законную силу приговора. В соответствии с принципом исключения из расчета качества осуществления правосудия объективных причин "вмешательства" вышестоящих инстанций в судебные постановления нижестоящих, прекращение дела в кассационной или апелляционной инстанциях должно расцениваться как ошибка нижестоящего суда, вынесшего обвинительный приговор, только в том случае, если срок давности привлечения к уголовной ответственности истек до вынесения приговора судом первой инстанции или, соответственно, апелляционной инстанции.
*(125) См.: Морщакова Т.Г., Петрухин И.Л. Оценка качества судебного разбирательства. С. 230-231.
*(126) См.: Белоусов А.Е., Головков В.Л. Какой "пробы" работа судьи? Полемические заметки о пользе и вреде "цифрового подхода" к оценке качества деятельности судов // Судья. 2005. N 5.
*(127) См.: Морщакова Т.Г., Петрухин И.Л. Оценка качества судебного разбирательства. С. 141.
*(128) См.: Морщакова Т.Г., Петрухин И.Л. Оценка качества судебного разбирательства. М.: Наука, 1987. С. 9.
*(129) Общие теоретические положения выборочного метода статистического наблюдения изложены в гл. 1.
*(130) Статистические данные по числу осужденных всеми судами общей юрисдикции в Российской Федерации за исключением военных судов.
*(131) Коэффициент судимости рассчитайте по формуле: число осужденных по вступившим в законную силу приговорам разделить на численность населения возраста уголовной ответственности (с 14 лет) и умножить на 105 (десять в пятой степени). Рассчитанный показатель отражает число осужденных на 100 тыс. населения возраста уголовной ответственности.