Источники административного права.
Источники АП – это внешние формы выражения административно-правовых норм, которыми являются различные по юр.силе нормативные правовые акты.
Виды источников:
1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ – включаются в систему источников норм АП в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.
2. Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Федерации – содержат нормы, имеющие определенную административно-правовую направленность, например нормы, устанавливающие основы организации и функционирования исполнительной власти и др.
3. Законы (федеральные, конституционные, основы законодательства, а также законы субъектов Федерации) – регулируют различные вопросы в сфере организации и деятельности федерал.органов исполнит.власти и т. д.
4. Указы Президента РФ и НПА глав субъектов Федерации – определяют правовой статус федеральных органов исполнительной власти, которые находятся под руководством Президента РФ и глав субъектов Федерации (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп.)).
|
|
5. Постановление Правительства РФ и НПА правительств (администраций) субъектов Федерации – утверждают различного рода правила и порядок осуществления той или иной деятельности в сфере управленческой деятельности (Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 330).
6. НПА федеральных и региональных органов исполнит.власти и органов местного самоуправления – регулируют различные сферы общественных отношений в соответствии с переданными государственно-властными полномочиями.
7. Публичные договоры – федеративные, административные договоры, соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов и т. д.
Формы источников АП:
– правила – чаще всего обязательны для обеих сторон управленческого процесса, утверждаются, как правило, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ;
– положения – делятся на предметные (группируют нормы, призванные регулировать определенную группу отношений, и органические);
– инструкции, порядки, методические указания (рекомендации);
– уставы – в данной форме группируется значительное количество норм;
– кодексы – группируют нормы института админ.ответ-ти.
Административно-правовые отношения: понятие, признаки, структура, классификация.
Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами АП, возникающие в сфере исполнит.власти (гос.управления).
|
|
Признаки админ.правоотношений:
– являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, гос.интерес;
– носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется гос.управление;
– являются организационными, поскольку гос.управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере админ.правоотношений;
– в случае нарушения административно-правовых отношений наступает админ.ответ-ть как способ их защиты. Админ.правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования админ.правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Таким образом, админ.правоотношения разрешаются внутри самой системы.
Структура:
– объект– то, на что направлены субъективные права и юр.обязанности участников административно-правовых отношений;
– субъект– это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе гос.орган;
– юр.факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;
– содержание, которое включает в себя субъективные права и юр.обязанности;
– метод админстративно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов админ.правоотношений;
– способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный).
Виды административно-правовых отношений:
1) по характеру правоотношений:
– материальные, основанные на нормах материального права;
– процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;
2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:
– горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;
– вертикальные – возникают в случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;
– субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);
– координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;
3) по целям:
– регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущ.отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;
– охранительные – направлены на регламентацию мер юр.ответ-ти, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.
7.Административно-правовые нормы: понятие, признаки, структура, классификация.
Административно-правовая норма - установленное гос-ом, обеспеченное возможностью применения админ.принуждения и закрепленное в источниках АП правило поведения, регулирующее отношение в сфере гос.управления.
Структура нормы:
– гипотеза – указывает на условия применения того или иного правила поведения, конкретные фактические условия применения нормы права;
– диспозиция – основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;
– санкция – всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений.
Виды административно-правовых норм:
1) по предмету: а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов админ.правоотношений; б) процессуальные – нормы, определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответ-ти, закрепленной в нормах материального права;
|
|
2) По предмету воздействия на субъекты административного права:
а) обязывающие – предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке совершать определенные активные действия;
б) управомочивающие – нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них;
в) запрещающие – нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий;
г) рекомендательные – нормы, в которых участникам административно-правовых отношений предлагается в качестве рекомендательной определенная модель поведения;
д) поощрительные – нормы, содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно-правовыхотношений;
3) по юридической силе: а) законодательные; б) подзаконные;
4) по территориальному действию: а) федеральные; б) субъектов РФ; в) муниципальные.
5) по содержанию регулирования:
-общие - регулируют общие для всех отраслей управления общественные отношения;
-особенные - регулируют общественные отношения, складывающиеся в конкретных сферах управления (экономической, административно-политической, социально-культурной).
Признаки норм административного права:
1) предмет регулирования административных норм совпадает с предметом АП;
2) строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует высшая по юр.силе;
3) большинство норм АП носят императивный (обязывающий) характер;
4) действие административно-правовых норм обеспечено специальными видами ответ-ти: административной и дисциплинарной;
5) административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты.
|
|