Раздел 2. Профессия «Водитель большегрузных автомобилей»: спрос и предложение на рынке транспортных услуг

Рынок транспортных услуг определяют как систему со встроенным организационным механизмом управления транспортной отраслью, посредством которого формируются отношения обмена между покупателями (клиентами) и продавцами (производителями и посредниками в продаже) транспортных услуг. Удовлетворение потребностей государства и общества в предоставляемых услугах регулируется посредством экономических инструментов.

Основная задача рынка транспортных услуг - распределение ограниченных ресурсов отрасли и производимых услуг с наибольшей экономической эффективностью.

В 2015 году российский рынок транспортных услуг столкнется с теми же проблемами, что и подавляющее большинство отраслей экономики. Ослабление позиций рубля и снижение покупательной способности населения никак не могут положительно сказаться на объемах продаж, а, следовательно, и на объемах перевозок.

По подсчетам экспертов, в 2014 году объем рынка транспортно логистических услуг должен составить порядка 3 трлн рублей, что примерно на 3-5% больше, чем в 2013-м. В эту цифру включена выручка всех видов транспорта за исключением трубопровода. Более 60% оборота обеспечивается небольшими компаниями и индивидуальными предпринимателями.

Снижение объемов импорта и производства, а также нестабильность рубля назывались главными проблемами отрасли еще в 2013-м. Как показывает анализ рынка транспортных услуг, большинство сегментов сократилось достаточно серьезно.

Введение санкций ударило по компаниям, работающим с зарубежными партнерами. Перестройка на «правильные» страны или на внутренние перевозки – процесс, обычно требующий времени и финансовых затрат. Также возникли проблемы у предприятий, сдающих автотранспорт в лизинг. Существенно снизилось количество арендных договоров и, наоборот, выросло количество просроченных платежей.

По мнению экспертов, в 2015 году основная масса клиентов рынка транспортных услуг будет проводить политику оптимизации затрат, которая коснется и расходов на логистику. Некоторые мелкие перевозчики, скорее всего, уйдут. Лучше всего себя будут чувствовать компании в свое время уделившие достаточное внимание диверсификации бизнеса.

Если говорить о перспективах отрасли в целом, то нельзя не отметить, что очень слабо задействуется потенциал регионов. Наиболее развита инфраструктура в Москве и Московской области, которые являются безоговорочными лидерами по количеству компаний и объемам операций. Относительно неплохо обстоят дела в Ленинградской, Свердловской, Новосибирской и Самарской областях.

Все остальные регионы заметно отстают, хотя в последние годы ситуация стала меняться в лучшую сторону. Способствуют развитию рынка логистических услуг на периферии крупные организации, многие из которых с целью оптимизации расходов переносят свои производственные площадки подальше от традиционных центров[17].

Рынок транспортных услуг и логистики регулирует спрос и предложение на профессию водителя на бирже труда. С уменьшение объема перевозок уменьшается и занятость водителей, тем самым потребность в представителях данной профессиональной группы может сократиться в несколько раз.

Но, не смотря на прогнозы, спрос на данную профессию не уменьшается. Не происходит и сокращения штата водителей в различных транспортных компаниях, занимающихся перевозками по г. Москве и регионам. Такие крупные транспортные компании, как ООО «ИВЕНТАТРАНС», ОАО «Автокомбинат №7», ИП «Павловская», ООО «ИнТрансЛогистик», ООО «Промхолод» и многие другие за 5 лет не сократили ни одного водителя, а наоборот наращивают трудовой коллектив.

При проведении контент-анализа сайтов поиска работы по запросу «водитель-экспедитор большегрузных автомобилей» было выявлено, что предложение на данный вид деятельности растет даже в условиях настоящего кризиса. Анализировались такие сайты как «HeadHanter», «SurerJob», «Rabota», «Job» и др.

Раздел 3. Привлекательность профессии "водитель большегрузных

автомобилей".

Методика изучения факторов привлекательности профессии впервые была предложена В. А. Ядовым.

Для обнаружения факторов привлекательности профессии «водитель большегрузных автомобилей» и выявления мотивов ее выбора, автором было проведено исследование.

Исследование проводилось посредством свободного индивидуального интервью. Гайд интервью содержал 24 вопроса. Интервью проводились на рабочем месте диспетчера автотранспорта компании «Вимм-Билль-Данн». Проблем в ходе проведения интервью не возникало.

В ходе исследования было опрошено 10 информантов, соответствующих следующим критериям: работа на постоянной основе водителем большегрузных автомобилей в транспортной компании, сотрудничающей с компанией «Вимм-Билль-Данн» в грузоперевозках по г. Москве и регионах.

Опыт работы опрошенных варьируется от 8 до 20 лет. В основном водители имеют среднее специальное образование, только двое начали работать по данной профессии сразу после окончания средней школы. Респонденты окончили колледжи разных областей, как сельскохозяйственных, так и экономических направлений. Но одной из причин выбора данной профессии можно назвать преимущественное обучение автомеханики, строения и эксплуатации автомобилей разного назначения: тракторов, легковых авто, а также большегрузных транспортных средств.

Семеро из десяти опрошенных высказали свое расположение к работе с автомобилями, указывая, что «с пеленок все свободное время проводил с отцом в гараже, помогал чинить что-нибудь»[18].

Все информанты не являются коренными жителями Москвы. Лишь трое из опрошенных родились в Подмосковье и остались в дальнейшем жить в России. Остальные же являются «приезжими» из стран ближнего зарубежья: в основном с Украины и Белоруссии. Примечательно, что не один из представителей данной профессии не высказал желания переехать в Москву на постоянную основу: «Москва – это место работы. Она не для жизни»[19]. Но в Россию переехали жить и перевезли свою семью половина из водителей. Причиной оказалось конфликтные ситуации в странах где информанты проживали изначально, и отсутствие подходящей работы, с достойной оплатой труда.

Описывая условия работы респонденты были почти единодушны: «Я – водитель, экспедитор и ремонтник в одном лице»[20]. Из-за совмещения столь различных специальностей информанты совершенно недовольны уровнем свой заработной платы. Лишь двое информантов не высказали желания увеличить заработную плату.

Негативные высказывания также высказывались в сторону самих условий, в которых водителям приходится выполнять свои обязанности. Самым популярным ответом на вопрос: «Каковы негативные стороны Вашей работы?» - стал ответ «плохой сон» или же «полное отсутствие сна долгий промежуток времени», «сбитый режим дня». Это связанно с большой нагрузкой водителей. В среднем респонденты в сутки обязаны провести от 3 и больше рейсов. Время ограниченно, водители всегда спешат, т.к. за опоздание взимается штраф в крупном размере.

Еще один из негативных сторон данной работы – пробки: «Когда ты в дороге, ты сконцентрирован, когда же ты в пробке, ты расслабляешься и можешь не заметить, как уснул. Продолжать путь становится невыносимо»[21].

Обеденного времени как такового нет, но водители отмечают, что предпочитают готовить сами, в автомобиле «имеется все необходимое: и плита и чайничек – все как дома. Ведь это и есть наш дом на ближайшую вахту!»[22].

По вопросу эксплуатации а/м, его содержанием и ремонтом мнения респондентов разделились. В основном различия объясняются тем, что информанты работают в разных транспортных компаниях и условия у каждой транспортной компании имеют свои особенности. Можно отметить, что у тех водителей, кому не требуется самостоятельно чинить и содержать а/м уровень удовлетворенности условиями труда выше. Данные респонденты согласны с уровнем заработной платы и не требуют ее увеличения.

На вопрос: «Что бы Вы хотели изменить в Вашей работе?» информанты не могли дать однозначного ответа: «Что то явно нужно поменять, но вот что конкретно, я прям сказать, так сразу, не могу…»[23]. Данный феномен объясняется тем, что водители привыкли к данным условиям и даже понимая, что условия трудные, по другому уже не представляют. Тем более, как считает большая часть опрошенных «других вариантов уже нет»[24] и на предложение о смене профессии отвечали отрицательно 9 из 10 респондентов: « Да, но уже поздно. Да и сейчас не очень большой то и выбор поменять профессию ». Причиной сомнения и отказа стало отсутствие образования, препятствия в повышении квалификации и возраст респондентов, а также потребность в содержании семьи и стабильном доходе.

Необходимо отметить, что благополучие семьи оценивается довольно высоко. У всех представителей данной профессии, кто находится в браке, а таких больше половины опрошенных, жена – домохозяйка: «воспитывать детей и встречать меня дома – это ее основная обязанность»[25]. Конфликтов на данной почве, как указывают информанты, нет.

В свободное от работы время, в промежутках между вахтами, респонденты предпочитаю ходить на рыбалку, профессионально заниматься охотой, «сидеть с друзьями в бане»[26] и вывозить семью на различного рода события. Замечаем, что свободное время представители данной профессии предпочитают проводить поближе к природе, спокойствию, что объясняется постоянным стрессовым состоянием организма во время работы.

Касательно личных качеств, то водитель, должен быть:

•бдительным,

•выносливым,

•терпеливым,

•умеющим быстро принимать правильные решения, избегая опасных ситуаций.

Все эти качества респонденты указывали в качестве сильных сторон, преобладающих у них и помогающих им в работе.

Информаторы оказались достаточно общительны и раскрепощены. На вопрос: «Бывали ли у Вас конфликты с начальством, коллегами?» только трое смогли описать конфликтную ситуацию, остальные же утверждают, что «конфликты бывают, куда же без них, но не серьезные, все мы люди, у каждого свой нрав»[27].

Зачастую коллеги по работе переходят в долгую дружбу вне рабочего пространства. Близких друзей среди коллег имеют 8 и 10 опрошенных.

Представители данной профессии отличаются постоянством. Предпочитают не менять транспортную компанию 5 из 10 информантов. Работают на одном месте уже более 10 лет трое респондентов. В основном, причиной для смены транспортной компании является ухудшение условий труда: увеличение нагрузки без увеличения оплаты труда. В исследовании представлены представители 5 различных транспортных компаний и двое из респондентов работали в трех из них. Сравнивая их, респонденты отмечали различия в отношении начальства к представителям данной профессии, организации рабочего времени, временные сроки вахты и выходных. Каждый выбирает то, что ему удобнее. Например, для респондентов, кто живет очень далеко, удобнее работать по схеме 8 – 3, т.е. 8 недель работаешь, 3 недели отдыхаешь дома.

Такой ненормированный график отражается и на здоровье водителей. Но они не любят жаловаться: «испортилось зрение, но есть же очки (смеется)…Поправился из за сидячего образа жизни, но живот еще в руль не упирается и отлично!»[28]. Большая часть опрашиваемых находятся в нормальном физическом состоянии, утверждая, что «зарядку ни кто не отменял»[29].

Отношения с близкими каждый из респондентов поддерживает регулярно. К некоторым представителям приезжает на время жена и вместе с ним пару дней ездит в автомобиле. Об активном участии информантов в семейной жизни можно говорить по их осведомленностью жизнью детей, школьными заслугами или неудачами и другим рассказам личного характера.

Многие используют разного рода средства связи, самым популярным является сотовый телефон и компьютерная техника, в основном предназначенная для визуальной связи – «Skyp».

Обобщая рассмотренные данные можно сделать вывод, что основным мотивом выбора данной профессии является жизненная необходимость и личная предрасположенность к автомобилям. Под жизненной необходимостью может подразумеваться: служба в армии с дальнейшим участием в военных действиях (5 информантов были участниками военных действий и 2 из них получили ранения, травмы); раннее создание семьи и рождение детей; переезд в чужую страну; материальные ограничения для получения достойного образования. Личная предрасположенность характеризуется особенностью воспитания и специфику проведения досуга в детском и подростковом возрасте (большую часть своего свободного времени респонденты проводили за ремонтом авто, по образу своего отца, дяди и т.п.).

Условия труда и уровень заработной платы не соответствуют друг другу. Оплата занижена в следствие низкоквалификационному роду деятельности, но не в полной мере учитывает сложность и «вредность» данной работы.

О данном феномене говорят все представители данной профессии. Но с мнением, что необходимо увеличение заработной платы в несколько раз, согласны не все респонденты. От части это связанно с тем, что некоторые представители зарабатывая в Москве увозят заработанную плату к себе на родину, где цены на товары ниже и тем самым денег хватает на обеспечение нормальной жизнедеятельности.

Но те, кто проживает в Москве и Московской области отмечают, что денег не достаточно и они не покрывают всю трудность и опасность данной профессии.

Организация семейной жизни и свободного времени имеет свою специфику, т.к. продолжительное время представители данной профессии не находятся дома. Отношения между родными поддерживаются регулярно по средством телефонной и интернет связи. Привыкая к такому режиму водители большегрузных а/м со временем не выделяют это как негативный фактор, в большей степени они называют это жизненной необходимостью.

Интересы и хобби в основном расположены в сфере отдыха на природе: рыбалка, охота, походы с семьей, но и поездка на личном авто не пренебрегается.

Негативными сторонами данного рода профессии является воздействие на здоровье и психическое состояние. Частое переутомление, большая нагрузка, совмещение нескольких обязанностей затрудняет работу и многие не справляются. Условия труда представляются слишком тяжелыми и требуют модернизации, упрощения и достойной заработной платы.

Для более актуального результата проверка каждого сотрудника проводилась три раза в разные дни. Расчет вёлся исходя из среднего значения по каждому фактору за все три опроса. Можно сделать вывод, что персонал нарушает трудовую дисциплину в связи с тем, что не держится за свое рабочее место. Т.к не чувствует своей приверженности рабочему месту, нет взаимосвязи между качеством работы, не нарушением трудовой дисциплины и оплатой труда. Что необходимо устранять.

Проведённое в ОАО «ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН» исследование выявило, что главным мотивирующим фактором для трудоустройства в современных условиях является не столько привлекательность работы водителем, сколько заработная плата (рис.10), правильная организация которой требует решения ряда проблем.

Рис. 10. Факторы, формирующие привлекательность работы водителем в ОАО «ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН»

С целью углублённого изучения факторов мотивации труда было проведено анкетирование среди водителей ОАО «ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН». Результаты исследований позволили выявить следующие проблемные зоны:

– низкий уровень чувства принадлежности к ОАО «ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН»;

– неэффективный стиль руководства;

- не сформированная система премирования водителей;

– низкая удовлетворённость организацией заработной платы;

– ограниченность способов материального вознаграждения;



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: