Подходы к общему определению понятия рациональности

Рациональность — оценочное понятие. Мы квалифицируем чьё-либо по­ведение или решение как рациональное или же нерациональное (иррацио­нальное). Вопрос состоит в уточнении критерия нашей оценки — на каком основании мы оцениваем нечто как рациональное? Для этого необходимо прояснить наши интуитивные представления о рациональности вообще. Что­бы раскрыть содержание оценочного контекста, следует установить те поня­тия, которые непосредственно участвуют в наших оценках рациональности. Вкратце остановимся на нескольких базовых понятиях этого контекста.

Разумность. В самом общем смысле рациональность обычно связы­вается с разумностью; поступать рационально — поступать разумно. В подобном ракурсе рациональное означает соизмеримое с человеком. Ведь еще никто не отменял тезиса «человек есть существо разумное» (homo est animal rationale). Действительно, разум — универсальное отличительное свойство человека. Именно это интуитивное понимание того, что челове­ческий ум представляет собой нечто уникальное, и служит своеобразным мерилом, критерием оценки тех или иных сущностей как рациональных. Можно прилагать предикат «рациональное» к различного рода сущностям. Так, какие-либо деятельность (институция, принцип, структура) могут быть расценены как рациональные. Это означает, что они в самом широком смысле соизмеримы с человеческим пониманием. Когда мы говорим «рацио­нальная структура мироздания», то соизмеряем её именно с человеческой способностью понимания (intelligere). Однако такой подход, допуская возможность расходящих конкретизирующих трактовок, в применении к проблемам философии оказывается слишком общим; кроме того, он должен выдерживать натиск тех, кто настаивает на культурно-историче­ской изменчивости понятия разумности.

Логичность. Это тоже традиционный, классический критерий. В общем случае рационально то, что подчиняется универсальным нормам логи­ки. Скажем, мы можем считать рассуждение рациональным, если оно соответствует логическим канонам, или даже можем потребовать, что­бы теоретическая система считалась рациональной лишь в той мере, в какой она формализуема в рамках некоторого точно заданного логи­ческого исчисления. Сейчас общепринятым является осознание недо­статочности критерия логичности, отождествление рациональности с логичностью является слишком зауженным. Признано, что рацио­нальность — более широкое понятие (так что, соответственно, и логи-

ческая наука сейчас идёт по пути расширения своей области занятий); рациональность присуща не только научному познанию, существуют другие формы рациональной деятельности (политика, право и др.); в самой науке реализация рациональных решений происходит доста­точно сложным образом, рациональный характер научного познания не сводится к применению каких-то однозначных логических процедур, а осу­ществляется в весьма сложных процессах, нередко растянутых во времени.

Критичность. В этом ракурсе рациональность отождествляется с общим критическим настроем сообщества, с процедурами строгих и перекрёстных проверок, с готовностью отбросить любые конструкции, обнаружившие свою неудовлетворительность. Такой подход погружает понятие рацио­нальности в существенно прагматический контекст. Само понятие крити­ческой установки связано в большей мере с поведением сообщества, чем с возможностью уточнить критерии рациональности с помощью каких-либо логических нормативов. Достоинством этого подхода является воз­можность распространить понятие рациональности и на другие области человеческой деятельности (всюду, где только возможен собственный критико-аргументационный базис). Недостаток же в том, что он оставля­ет слишком широкий простор для дальнейших конкретизации непосред­ственных критериев рациональности в науке.

Согласованность. Данное понятие лежит в основе подхода, пытающе­гося оценить рациональность некоторой деятельности через взаимоотно­шения её внутренних составляющих. В различных вариантах это выглядит как проблема соответствия друг другу: целей деятельности, используемых ею методов, регулирующих её норм и правил, придающих ей смысл ценно­стей, достигаемых ею результатов. Так, часто используют анализ типа «цельсредство» или щель—результат»; при этом проблема рациональности сводится к понятию эффективности (подобный подход называют также инструментальным). К плюсам этого подхода относится то, что он во многом соответствует интуитивному представлению о действительно рацио­нальной деятельности и, кроме того, позволяет изучать рациональность весь­ма различных структур действий. Корректная экспликация подхода «цель — средство» дана Р. Фоли в «Эпистемической рациональности», (1988).

Однако анализ в терминах согласованности целей, средств и т.п. тоже не является вполне удовлетворительным, встречает возражения. Так, попытка оправдания процедур и норм научной деятельности по­средством достижения ею каких-то целей или соотнесения с какими-то ценностями ставит перед нами новые вопросы. Как в действительности следует определить для той или иной деятельности меру согласованно­сти её норм с целями и ценностями? Достаточно ли согласование целей и средств для оценки рациональности действия? Критики подхода

«цель—средство» неоднократно отмечали, что согласованность целей и средств не есть самооправдывающееся качество (Г. Сигел, К. Хюбнер и др.). Ведь мы в общем случае не учреждаем цели лишь на том основа­нии, что они достижимы, т.к. даже если наши действия адекватны для достижения целей, это ещё не означает, что данных целей вообще стоит достигать1. Наоборот, сами цели могут быть оценены относительно их рациональности.

Итак, подход с точки зрения, внутренней согласованности требует дальнейших разработок.

Прогресс. Попытка раскрыть специфику рациональности науки через понятие прогресса исходит из признания того, что научное познание ‒ это прогрессирующая деятельность. Продвижение науки имеет явно направ­ленный характер. Но как следует уточнить и оценить само это направление? Вероятно, наиболее интуитивно приемлемым ответом было бы «направле­ние к истине». Однако проблема истины, как уже говорилось в § 0.6, встречает значительные трудности, далеко не все исследователи склонны им оперировать. Поэтому оценка прогресса в терминах, не прибегающих к истинностным параметрам, могла бы здесь оказаться более приемлемой.

Из конкретных версий такого подхода, получивших широкую известность, следует назвать прежде всего концепцию Ларри Лаудана в «Прогрессе и его проблемах», (1977). Лаудан сознательно пытается отбросить традиционные подходы к рациональности науки, связанные с истинностными оценками. Сего точки зрения наука — это проблемо-решающая деятельность. Прогресс науки связан с её способностью решать концептуальные и эмпирические проб­лемы. Поэтому проблемы становятся и средством измерения научной рацио­нальности, и структурообразующими центрами научного познания, вокруг которых концентрируются эмпирические и теоретические разработки конку­рирующих исследовательских традиций (§ 3.5).

Несмотря на привлекательность подобного проекта, критиками выска­зано множество замечаний. Наиболее существенным возражением явля­ется то, что понятие истины все равно неявно входит в само обсуждение проблем, ведь необходимо уметь отделить действительную проблему от псевдопроблемы, правильное решение от неверного. Кроме того, измере­ние прогресса в терминах решения проблем сталкивается со сложностями, ведь, например, явно прогрессивная тенденция может испытывать значи­тельные трудности в своём продвижении, а более осторожная — избегать их и тем самым обеспечивать себе респектабельный имидж. Итак, поня-

1 Siegel H. What Is the Question Concerning the Rationality of Science? // Philosophy of Science. 1985. Vol. 52. № 4. P. 517—537. Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994. С. 294-298.

тие прогрессивности, конечно, отражает важнейшие черты научной дея­тельности, но отталкивающиеся от него подходы не могут предложить исчерпывающее решение проблемы рациональности науки. Кроме того, сама тема прогресса науки сложна и требует более подробного анализа (см. также обсуждение концепции Ф. Китчера в § 4.6).

Истинность. С использованием истинностных оценок мы получаем возможность определить цель науки как получение истинного знания, про­гресс науки как продвижение к истине, а рациональность — как комплекс условий и предпосылок, необходимых для достижения истинного знания. Таким образом, выход к категориям истинности выглядит как самый пря­мой путь характеризации и понятия рациональности и научного познания во­обще. Поэтому находятся исследователи, которых не останавливают обще­известные трудности, связанные с понятием «истина» и его аналогами. Общую философскую поддержку подобным проектам обеспечивает то, что классический истинностный подход был в своих логических аспектах су­щественно уточнён и обновлён известными работами А. Тарского. Опреде­лённые надежды даёт здесь концепция Д. Дэвидсона. Дэвидсон утверждает, что вообще не надо «бояться» понятия истины. Уже то, что мы можем пони­мать друг друга в процессе общения, т.е. сам факт нашей успешной комму­никации, доказывает существование общей для нас и в значительной мере истинной картины мира!1 Среди аналитиков, сознательно использующих (в противовес Л. Лаудану) истинностные категории (особенно понятие правдоподобности), следует назвать также У. Ньютона-Смита, чья кон­цепция вызвала широкий интерес и обсуждение которой последует чуть позже. Сказанное означает, что рассмотрение рациональности в рамках ис­тинностной перспективы ещё не исчерпало своих возможностей.

Значение социального контекста. Важно отметить, что в изучении проблемы рациональности должна быть учтена роль социального кон­текста, значимости социокультурной составляющей в научном позна­нии (и вообще в любой деятельности, оцениваемой как рациональная). Ведь и общие представления о рациональности, и те или иные работаю­щие критерии рациональности не являются неизменными, а во многом зависят от социокультурного окружения. Наука должна рассматривать­ся и как социально-исторический феномен. Этот подход существенно расширяет и модифицирует возможности анализа рациональности науки. Сейчас работы в подобном направлении ведутся весьма активно. Но здесь тоже существует определённая, и притом весьма заметная, опас­ность: само понятие рациональности размывается и релятивизируется

1 Дэвидсон Д. Метод истины в метафизике // Аналитическая философия: Становление и развитие. М., 1998. С. 343-359.

при утрировании его культурно-исторической зависимости и изменчивости. Мы будем подробнее обсуждать социокультурные аспекты науки в главе 9. Мы метили общие ориентиры того понятийного контекста, в котором разворачиваются поиски и обсуждения проблемы рациональности. Как мы видим, поле для будущих исследований остаётся открытым.

Принципы оценки и сравнения научных теорий

На основании каких критериев научное сообщество производит оцен­ку и сравнение научных теорий? Может быть выявлен ряд принципов, помогающих научному сообществу принять решение по поводу той или иной теоретической системы. Воздействие их на процессы принятия ре­шения является достаточно мягким, а не детерминированным с точно­стью до алгоритмизированного предписания. Напомним, что согласно Куну данные принципы оставляют пространство для вариаций, т.к. учёные сами расходятся между собой в конкретной трактовке того или иного принципа, и в различных ситуациях этим принципам может придаваться раз­личный удельный вес. В научной деятельности эти регулятивы, как правило, используются совокупно. Несмотря на их выраженную гибкость и вариа­бельность, следует ясно представлять себе, что эти принципы, будучи дополняемыми разного рода содержательными соображениями, наклады­вают достаточно существенные ограничения на выбор возможной теории.

Эти принципы воплощают определённые ценностные представления учёных о том, каковы должны быть характеристики приемлемой научной теории. Обсуждению методологических принципов посвящена обширная литература'. Назовём ряд наиболее широко используемых принципов оценки и сравнения научных теорий. У разных авторов они выглядят по-разному. Мы представим следующую совокупность основных прин­ципов:

1) эмпирическая подтверждаемостъ — принцип, требующий того, чтобы эмпирические утверждения, выводимые из теории, удовлетво­рительно согласовывались с данными наблюдений и экспериментов;

2) межтеоретическая согласованность — совместимость утверждений теории с другими общепринятыми научными теориями и с базисными метафизическими идеями;

1 Мамчур Е.А., Илларионов С.В. Регулятивные принципы построения теории // Синтез современного научного знания. М., 1973; Кузнецов И.В. Избранные труды по методологии физики. M.: Наука, 1975; Мамчур Е.А. Проблема выбора теории. К анализу переходных ситуаций в развитии физического знания. М., 1975; Методологические принципы физики. М., 1975; Овчинников Н.Ф. Методологические принципы в истории научной мысли. М., 1977; Визгин В.П. Методологические принципы и научно-исследовательские программы // Методологические проблемы историко-научных исследований. М., 1982; и др. работы.

3) эвристичность — принцип, которому теория должна открывать новые перспективы исследований, основываться на плодотворных идеях;

4) когерентность — внутренняя логическая и содержательная связ­ность;

5) простота — принцип, который интуитивно весьма привлекателен и яв­ляется одним из самых влиятельных в реальных процессах принятия ре­шений, однако вызывающий трудности при попытке его уточнить.

Но перечень регулятивных идей этим не исчерпывается. Существуют и другие принципы и соображения, оказывающие влияние на оценку и выбор теории. Важное место занимают эстетические воззрения и пред­почтения. Хотя рассмотрение эстетических качеств, как кажется, уводит нас далеко в сторону от сугубо рациональной оценки теорий, на самом деле в работе учёного особое чувство «красоты» теории имеет огромное значение (см. § 9.3). Так, широко известны взгляды А. Эйнштейна по по­воду принципов оценки теорий: он говорит о критерии «внешнего оправда­ния» (требующем непротиворечия теории и фактов) и о критерии «внут­реннего совершенства» (естественности, изящества, простоты) теории.

Существует и такой принцип, который можно условно назвать принци­пом консерватизма, охарактеризованный У. Куайном как требование пред­почитать минимум ревизии старой теории. «Полезность принципа для креа­тивного воображения немного парадоксальна: консерватизм выражает нашу лень, но он же и стратегия открытий. И именно он остаётся действующим, когда иссякает воображение»,1 — пишет Куайн.

Используются и более специальные принципы, отражающие содержа­тельные моменты той или иной научной области. Например, в физике это описанный выше (§ 4.4) принцип соответствия, принцип инвариантно­сти, требующий, чтобы физическая теория строилась на отношениях, ин­вариантных относительно некоторой структуры (группы) преобразова­ний2, и другие ориентиры.

Но проблема заключается не в том, что учёный должен знать пол­ный список подобных критериев для вынесения суждения по поводу той или иной теории (и этим была бы решена проблема принятия), а в том, как именно применяются критерии, что они реально означают для членов научного сообщества. Следует понимать, что выдвижение какого-либо списка критериев не представляет собой разрешения проблемы рацио­нальности. Между нормативами, извне навязанными работающим учё-

1 Куайн называет также среди принципов, которые руководят учёным, принципы просто­ты и достаточного основания. Quine W. van О. Word and Object. P. 19-21.

2 Систематическое развитие теоретико-группового подхода к физическим теориям,
см.: Визгин В.П. Эрлангенскаяпрограмма и физика. М., 1975.

ным, и их действительной практикой обнаруживается некоторый раз­рыв. Он связан с тем, что любой список подобного рода принципов и критериев лишь описывает с некоторой степенью приближения то, что делают учёные, но оставляет значительное пространство для даль­нейших усилий понять, как реально действует научная рациональность. Верные соображения высказывает здесь Р. Миллер. Он отмечает, что любые списки критериев, вообще говоря, все похожи друг на друга и все правильны. Они могут рассматриваться как полезное предупреж­дение против односторонних формалистических подходов (которые, например, стремятся обесценить когнитивные ценности глубины и пло­дотворности выдвигаемой теории за счёт ценности хорошей согласо­ванности с эмпирическими данными). Однако эти списки разочаровы­вают. Они не отражают реальной работы учёных по учёту всех деталей конкретного выбора, который часто сопровождается проигрышем в одном измерении и выигрышем в другом. Но ведь как раз такие ситуации и обнаруживают сложность решения научных задач. Миллер указывает, что действительная работа учёных по оценке конкурирую­щих теорий тесно связана с самим сбором и накоплением данных, с гипотезопорождающей деятельностью, вплетена в актуальный процесс развёртывания исследований. Соображения учёных специфичны относи­тельно их предмета и расцениваются как валидные только апостериорно. Поэтому не может быть какой-либо предметно-нейтральной (topic-neutral) концепции о подтверждении и обосновании научных теорий, инвариантной для различных областей и различных стадий науки1.

Таким образом, когда мы говорим о рациональном характере актов принятия решения, мы должны с известной осторожностью пользовать­ся, тем тезисом, что научное сообщество принимает решения на основе ряда рациональных принципов. Мы должны помнить о том, что это, (в общем, верное) утверждение не освобождает нас от необходимости дальнейшего более детального изучения того, как происходит динамика научной работы, и научных решений. Оценка и сравнение научных тео­рий основаны на всестороннем учёте факторов. Это выражается в том, что действие в научной, практике указанных принципов оценки мы мо­жем обнаружить только в их совокупности, когда они оказываются, как бы дополняющими и уравновешивающими друг друга, причём мы зара­нее не можем предвидеть, в какой ситуации какому принципу будет от­дано предпочтение и на каких именно основаниях. Оценка и сравнение научных теорий оказываются сложными, многосторонними процесса-

' Miller R. W. Fact and Method. Explanation, confirmation and reality in the natural and social sciences. Princeton, 1987. P. 197-200.

ми. Базой для принятия решения выступает обрисованная вкратце сово­купность общих и специальных принципов. Можно ли, т.д., считать при­нятие научным сообществом решения по поводу той или иной теории рациональным? Безусловно. Но здесь необходимо исходить из расши­ренного понимания рациональности, не сводящейся к выполнению алго­ритмизированных процедур. Для принятия интерсубъективных решений в науке характерны взвешенность, детальное изучение существа дела, кри­тичность, аргументированность, коллективное согласие в принципе всего со­общества (а не учреждение теории властью какого-либо монополиста).

Все вместе обеспечивает реализацию в научном продвижении таких требований, внутренне присущих рациональности, как (рассмотренные выше) разумность, логичность, критичность, согласованность целей и средств и др.

Далее вкратце разберём несколько концепций последнего периода, вносящих свой вклад в прояснение проблемы рациональности науки и предлагающих различные рациональные модели научного продвижения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: