Рациональность — оценочное понятие. Мы квалифицируем чьё-либо поведение или решение как рациональное или же нерациональное (иррациональное). Вопрос состоит в уточнении критерия нашей оценки — на каком основании мы оцениваем нечто как рациональное? Для этого необходимо прояснить наши интуитивные представления о рациональности вообще. Чтобы раскрыть содержание оценочного контекста, следует установить те понятия, которые непосредственно участвуют в наших оценках рациональности. Вкратце остановимся на нескольких базовых понятиях этого контекста.
Разумность. В самом общем смысле рациональность обычно связывается с разумностью; поступать рационально — поступать разумно. В подобном ракурсе рациональное означает соизмеримое с человеком. Ведь еще никто не отменял тезиса «человек есть существо разумное» (homo est animal rationale). Действительно, разум — универсальное отличительное свойство человека. Именно это интуитивное понимание того, что человеческий ум представляет собой нечто уникальное, и служит своеобразным мерилом, критерием оценки тех или иных сущностей как рациональных. Можно прилагать предикат «рациональное» к различного рода сущностям. Так, какие-либо деятельность (институция, принцип, структура) могут быть расценены как рациональные. Это означает, что они в самом широком смысле соизмеримы с человеческим пониманием. Когда мы говорим «рациональная структура мироздания», то соизмеряем её именно с человеческой способностью понимания (intelligere). Однако такой подход, допуская возможность расходящих конкретизирующих трактовок, в применении к проблемам философии оказывается слишком общим; кроме того, он должен выдерживать натиск тех, кто настаивает на культурно-исторической изменчивости понятия разумности.
|
|
Логичность. Это тоже традиционный, классический критерий. В общем случае рационально то, что подчиняется универсальным нормам логики. Скажем, мы можем считать рассуждение рациональным, если оно соответствует логическим канонам, или даже можем потребовать, чтобы теоретическая система считалась рациональной лишь в той мере, в какой она формализуема в рамках некоторого точно заданного логического исчисления. Сейчас общепринятым является осознание недостаточности критерия логичности, отождествление рациональности с логичностью является слишком зауженным. Признано, что рациональность — более широкое понятие (так что, соответственно, и логи-
ческая наука сейчас идёт по пути расширения своей области занятий); рациональность присуща не только научному познанию, существуют другие формы рациональной деятельности (политика, право и др.); в самой науке реализация рациональных решений происходит достаточно сложным образом, рациональный характер научного познания не сводится к применению каких-то однозначных логических процедур, а осуществляется в весьма сложных процессах, нередко растянутых во времени.
|
|
Критичность. В этом ракурсе рациональность отождествляется с общим критическим настроем сообщества, с процедурами строгих и перекрёстных проверок, с готовностью отбросить любые конструкции, обнаружившие свою неудовлетворительность. Такой подход погружает понятие рациональности в существенно прагматический контекст. Само понятие критической установки связано в большей мере с поведением сообщества, чем с возможностью уточнить критерии рациональности с помощью каких-либо логических нормативов. Достоинством этого подхода является возможность распространить понятие рациональности и на другие области человеческой деятельности (всюду, где только возможен собственный критико-аргументационный базис). Недостаток же в том, что он оставляет слишком широкий простор для дальнейших конкретизации непосредственных критериев рациональности в науке.
Согласованность. Данное понятие лежит в основе подхода, пытающегося оценить рациональность некоторой деятельности через взаимоотношения её внутренних составляющих. В различных вариантах это выглядит как проблема соответствия друг другу: целей деятельности, используемых ею методов, регулирующих её норм и правил, придающих ей смысл ценностей, достигаемых ею результатов. Так, часто используют анализ типа «цель — средство» или щель—результат»; при этом проблема рациональности сводится к понятию эффективности (подобный подход называют также инструментальным). К плюсам этого подхода относится то, что он во многом соответствует интуитивному представлению о действительно рациональной деятельности и, кроме того, позволяет изучать рациональность весьма различных структур действий. Корректная экспликация подхода «цель — средство» дана Р. Фоли в «Эпистемической рациональности», (1988).
Однако анализ в терминах согласованности целей, средств и т.п. тоже не является вполне удовлетворительным, встречает возражения. Так, попытка оправдания процедур и норм научной деятельности посредством достижения ею каких-то целей или соотнесения с какими-то ценностями ставит перед нами новые вопросы. Как в действительности следует определить для той или иной деятельности меру согласованности её норм с целями и ценностями? Достаточно ли согласование целей и средств для оценки рациональности действия? Критики подхода
«цель—средство» неоднократно отмечали, что согласованность целей и средств не есть самооправдывающееся качество (Г. Сигел, К. Хюбнер и др.). Ведь мы в общем случае не учреждаем цели лишь на том основании, что они достижимы, т.к. даже если наши действия адекватны для достижения целей, это ещё не означает, что данных целей вообще стоит достигать1. Наоборот, сами цели могут быть оценены относительно их рациональности.
Итак, подход с точки зрения, внутренней согласованности требует дальнейших разработок.
Прогресс. Попытка раскрыть специфику рациональности науки через понятие прогресса исходит из признания того, что научное познание ‒ это прогрессирующая деятельность. Продвижение науки имеет явно направленный характер. Но как следует уточнить и оценить само это направление? Вероятно, наиболее интуитивно приемлемым ответом было бы «направление к истине». Однако проблема истины, как уже говорилось в § 0.6, встречает значительные трудности, далеко не все исследователи склонны им оперировать. Поэтому оценка прогресса в терминах, не прибегающих к истинностным параметрам, могла бы здесь оказаться более приемлемой.
|
|
Из конкретных версий такого подхода, получивших широкую известность, следует назвать прежде всего концепцию Ларри Лаудана в «Прогрессе и его проблемах», (1977). Лаудан сознательно пытается отбросить традиционные подходы к рациональности науки, связанные с истинностными оценками. Сего точки зрения наука — это проблемо-решающая деятельность. Прогресс науки связан с её способностью решать концептуальные и эмпирические проблемы. Поэтому проблемы становятся и средством измерения научной рациональности, и структурообразующими центрами научного познания, вокруг которых концентрируются эмпирические и теоретические разработки конкурирующих исследовательских традиций (§ 3.5).
Несмотря на привлекательность подобного проекта, критиками высказано множество замечаний. Наиболее существенным возражением является то, что понятие истины все равно неявно входит в само обсуждение проблем, ведь необходимо уметь отделить действительную проблему от псевдопроблемы, правильное решение от неверного. Кроме того, измерение прогресса в терминах решения проблем сталкивается со сложностями, ведь, например, явно прогрессивная тенденция может испытывать значительные трудности в своём продвижении, а более осторожная — избегать их и тем самым обеспечивать себе респектабельный имидж. Итак, поня-
1 Siegel H. What Is the Question Concerning the Rationality of Science? // Philosophy of Science. 1985. Vol. 52. № 4. P. 517—537. Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994. С. 294-298.
тие прогрессивности, конечно, отражает важнейшие черты научной деятельности, но отталкивающиеся от него подходы не могут предложить исчерпывающее решение проблемы рациональности науки. Кроме того, сама тема прогресса науки сложна и требует более подробного анализа (см. также обсуждение концепции Ф. Китчера в § 4.6).
Истинность. С использованием истинностных оценок мы получаем возможность определить цель науки как получение истинного знания, прогресс науки как продвижение к истине, а рациональность — как комплекс условий и предпосылок, необходимых для достижения истинного знания. Таким образом, выход к категориям истинности выглядит как самый прямой путь характеризации и понятия рациональности и научного познания вообще. Поэтому находятся исследователи, которых не останавливают общеизвестные трудности, связанные с понятием «истина» и его аналогами. Общую философскую поддержку подобным проектам обеспечивает то, что классический истинностный подход был в своих логических аспектах существенно уточнён и обновлён известными работами А. Тарского. Определённые надежды даёт здесь концепция Д. Дэвидсона. Дэвидсон утверждает, что вообще не надо «бояться» понятия истины. Уже то, что мы можем понимать друг друга в процессе общения, т.е. сам факт нашей успешной коммуникации, доказывает существование общей для нас и в значительной мере истинной картины мира!1 Среди аналитиков, сознательно использующих (в противовес Л. Лаудану) истинностные категории (особенно понятие правдоподобности), следует назвать также У. Ньютона-Смита, чья концепция вызвала широкий интерес и обсуждение которой последует чуть позже. Сказанное означает, что рассмотрение рациональности в рамках истинностной перспективы ещё не исчерпало своих возможностей.
|
|
Значение социального контекста. Важно отметить, что в изучении проблемы рациональности должна быть учтена роль социального контекста, значимости социокультурной составляющей в научном познании (и вообще в любой деятельности, оцениваемой как рациональная). Ведь и общие представления о рациональности, и те или иные работающие критерии рациональности не являются неизменными, а во многом зависят от социокультурного окружения. Наука должна рассматриваться и как социально-исторический феномен. Этот подход существенно расширяет и модифицирует возможности анализа рациональности науки. Сейчас работы в подобном направлении ведутся весьма активно. Но здесь тоже существует определённая, и притом весьма заметная, опасность: само понятие рациональности размывается и релятивизируется
1 Дэвидсон Д. Метод истины в метафизике // Аналитическая философия: Становление и развитие. М., 1998. С. 343-359.
при утрировании его культурно-исторической зависимости и изменчивости. Мы будем подробнее обсуждать социокультурные аспекты науки в главе 9. Мы метили общие ориентиры того понятийного контекста, в котором разворачиваются поиски и обсуждения проблемы рациональности. Как мы видим, поле для будущих исследований остаётся открытым.
Принципы оценки и сравнения научных теорий
На основании каких критериев научное сообщество производит оценку и сравнение научных теорий? Может быть выявлен ряд принципов, помогающих научному сообществу принять решение по поводу той или иной теоретической системы. Воздействие их на процессы принятия решения является достаточно мягким, а не детерминированным с точностью до алгоритмизированного предписания. Напомним, что согласно Куну данные принципы оставляют пространство для вариаций, т.к. учёные сами расходятся между собой в конкретной трактовке того или иного принципа, и в различных ситуациях этим принципам может придаваться различный удельный вес. В научной деятельности эти регулятивы, как правило, используются совокупно. Несмотря на их выраженную гибкость и вариабельность, следует ясно представлять себе, что эти принципы, будучи дополняемыми разного рода содержательными соображениями, накладывают достаточно существенные ограничения на выбор возможной теории.
Эти принципы воплощают определённые ценностные представления учёных о том, каковы должны быть характеристики приемлемой научной теории. Обсуждению методологических принципов посвящена обширная литература'. Назовём ряд наиболее широко используемых принципов оценки и сравнения научных теорий. У разных авторов они выглядят по-разному. Мы представим следующую совокупность основных принципов:
1) эмпирическая подтверждаемостъ — принцип, требующий того, чтобы эмпирические утверждения, выводимые из теории, удовлетворительно согласовывались с данными наблюдений и экспериментов;
2) межтеоретическая согласованность — совместимость утверждений теории с другими общепринятыми научными теориями и с базисными метафизическими идеями;
1 Мамчур Е.А., Илларионов С.В. Регулятивные принципы построения теории // Синтез современного научного знания. М., 1973; Кузнецов И.В. Избранные труды по методологии физики. M.: Наука, 1975; Мамчур Е.А. Проблема выбора теории. К анализу переходных ситуаций в развитии физического знания. М., 1975; Методологические принципы физики. М., 1975; Овчинников Н.Ф. Методологические принципы в истории научной мысли. М., 1977; Визгин В.П. Методологические принципы и научно-исследовательские программы // Методологические проблемы историко-научных исследований. М., 1982; и др. работы.
3) эвристичность — принцип, которому теория должна открывать новые перспективы исследований, основываться на плодотворных идеях;
4) когерентность — внутренняя логическая и содержательная связность;
5) простота — принцип, который интуитивно весьма привлекателен и является одним из самых влиятельных в реальных процессах принятия решений, однако вызывающий трудности при попытке его уточнить.
Но перечень регулятивных идей этим не исчерпывается. Существуют и другие принципы и соображения, оказывающие влияние на оценку и выбор теории. Важное место занимают эстетические воззрения и предпочтения. Хотя рассмотрение эстетических качеств, как кажется, уводит нас далеко в сторону от сугубо рациональной оценки теорий, на самом деле в работе учёного особое чувство «красоты» теории имеет огромное значение (см. § 9.3). Так, широко известны взгляды А. Эйнштейна по поводу принципов оценки теорий: он говорит о критерии «внешнего оправдания» (требующем непротиворечия теории и фактов) и о критерии «внутреннего совершенства» (естественности, изящества, простоты) теории.
Существует и такой принцип, который можно условно назвать принципом консерватизма, охарактеризованный У. Куайном как требование предпочитать минимум ревизии старой теории. «Полезность принципа для креативного воображения немного парадоксальна: консерватизм выражает нашу лень, но он же и стратегия открытий. И именно он остаётся действующим, когда иссякает воображение»,1 — пишет Куайн.
Используются и более специальные принципы, отражающие содержательные моменты той или иной научной области. Например, в физике это описанный выше (§ 4.4) принцип соответствия, принцип инвариантности, требующий, чтобы физическая теория строилась на отношениях, инвариантных относительно некоторой структуры (группы) преобразований2, и другие ориентиры.
Но проблема заключается не в том, что учёный должен знать полный список подобных критериев для вынесения суждения по поводу той или иной теории (и этим была бы решена проблема принятия), а в том, как именно применяются критерии, что они реально означают для членов научного сообщества. Следует понимать, что выдвижение какого-либо списка критериев не представляет собой разрешения проблемы рациональности. Между нормативами, извне навязанными работающим учё-
1 Куайн называет также среди принципов, которые руководят учёным, принципы простоты и достаточного основания. Quine W. van О. Word and Object. P. 19-21.
2 Систематическое развитие теоретико-группового подхода к физическим теориям,
см.: Визгин В.П. Эрлангенскаяпрограмма и физика. М., 1975.
ным, и их действительной практикой обнаруживается некоторый разрыв. Он связан с тем, что любой список подобного рода принципов и критериев лишь описывает с некоторой степенью приближения то, что делают учёные, но оставляет значительное пространство для дальнейших усилий понять, как реально действует научная рациональность. Верные соображения высказывает здесь Р. Миллер. Он отмечает, что любые списки критериев, вообще говоря, все похожи друг на друга и все правильны. Они могут рассматриваться как полезное предупреждение против односторонних формалистических подходов (которые, например, стремятся обесценить когнитивные ценности глубины и плодотворности выдвигаемой теории за счёт ценности хорошей согласованности с эмпирическими данными). Однако эти списки разочаровывают. Они не отражают реальной работы учёных по учёту всех деталей конкретного выбора, который часто сопровождается проигрышем в одном измерении и выигрышем в другом. Но ведь как раз такие ситуации и обнаруживают сложность решения научных задач. Миллер указывает, что действительная работа учёных по оценке конкурирующих теорий тесно связана с самим сбором и накоплением данных, с гипотезопорождающей деятельностью, вплетена в актуальный процесс развёртывания исследований. Соображения учёных специфичны относительно их предмета и расцениваются как валидные только апостериорно. Поэтому не может быть какой-либо предметно-нейтральной (topic-neutral) концепции о подтверждении и обосновании научных теорий, инвариантной для различных областей и различных стадий науки1.
Таким образом, когда мы говорим о рациональном характере актов принятия решения, мы должны с известной осторожностью пользоваться, тем тезисом, что научное сообщество принимает решения на основе ряда рациональных принципов. Мы должны помнить о том, что это, (в общем, верное) утверждение не освобождает нас от необходимости дальнейшего более детального изучения того, как происходит динамика научной работы, и научных решений. Оценка и сравнение научных теорий основаны на всестороннем учёте факторов. Это выражается в том, что действие в научной, практике указанных принципов оценки мы можем обнаружить только в их совокупности, когда они оказываются, как бы дополняющими и уравновешивающими друг друга, причём мы заранее не можем предвидеть, в какой ситуации какому принципу будет отдано предпочтение и на каких именно основаниях. Оценка и сравнение научных теорий оказываются сложными, многосторонними процесса-
' Miller R. W. Fact and Method. Explanation, confirmation and reality in the natural and social sciences. Princeton, 1987. P. 197-200.
ми. Базой для принятия решения выступает обрисованная вкратце совокупность общих и специальных принципов. Можно ли, т.д., считать принятие научным сообществом решения по поводу той или иной теории рациональным? Безусловно. Но здесь необходимо исходить из расширенного понимания рациональности, не сводящейся к выполнению алгоритмизированных процедур. Для принятия интерсубъективных решений в науке характерны взвешенность, детальное изучение существа дела, критичность, аргументированность, коллективное согласие в принципе всего сообщества (а не учреждение теории властью какого-либо монополиста).
Все вместе обеспечивает реализацию в научном продвижении таких требований, внутренне присущих рациональности, как (рассмотренные выше) разумность, логичность, критичность, согласованность целей и средств и др.
Далее вкратце разберём несколько концепций последнего периода, вносящих свой вклад в прояснение проблемы рациональности науки и предлагающих различные рациональные модели научного продвижения.