Углы установки колес - регулировка

Углы установки колес — конст­руктивные параметры, определя­ющие положение колес в режиме прямолинейного движения и в по­воротах. Отклонение углов установ­ки колес от нормативных значений может стать причиной неустойчи­вого движения автомобиля (само­произвольный увод от прямоли­нейного направления, «рыска­ния»), неравномерного и прежде­временного износа шин и деталей подвески, а также, от повышенного расхода топлива.

Различают пять параметров (уг­лов), определяющих установку пе­редних колес:

О 2) 3)

Продольный наклон ос» во-

(кастер/; поперечны* наклон оси co-

4)

Si угол чвябелы^его аозорота

Колес

Угол рашна колесе — это утсд между плоскостью вращения коле­ са я вертикально* прямо*, прохо­ дящей через центр пятна контакта шины с поверхность*) ворог* Угод развала колеса я одновременно угол поперечного наклона оси по­ворота регулируется изменением количества регулировочных плас­тин, расположенных между орива •.точной плоскостью оси верхнего рычага и упорной плоскостью ив поперечине подвески, что обеспе­чивает правильное положение ко­леса при работе подвески Пря уменьшении числа пластин угол развала увеличивается, а при уве­личении их числа - уменьшается. Каждая пластина, имев толщину 1.5 мм. изменяет угол развала око яо 20*. Угол развала считается по­ ложительным, если колесо накло­ нено наружу от продольной оси автомобиля, и отрицательным, если колесо наклонено к середине автомобиля. Нарушение утла раз­вала вызывает односторонний из­нос протектора шины При увели­ченном положительном утле на­ружная сторона шины изнашива­ется быстрее, чем внутренняя; при отрицательном угле быстрее изна­шивается внутренняя часть шины. Существенная разница углов раз­вала левого и правого колес приво­дит к уводу автомобиля в сторону колеса, имеющего больший угол развала Разность углов развала не должна превышать 0е 30*.

тттт

Схождение кшес — разность в рас­стояниях между передними и зад­ними точками внутренней части ободьев правого и левого колес. Если расстояние между колесами спереди А меньше, чем сзади Б. то схождение является положитель­ным. Схождение колес необходи­мо для нейтра1изации сил, возни­кающих при ралвате колес, и ком­пенсации люфтов в подшипниках колес и шарнирах рулевого приво­да. При движении автомобиля ве­личина схождения колес должна быть близкой к нулю, а у неподвиж­ного автомобиля иметь небольшую положительную величину (1-3 мм).


У «сличенное с хождение колес co­mer ступенчатый износ шины, на которой появляются острые кром­ки направленные в сторону про­дольной оси автомобиля. При рас хождении колес ступенчатые кром­ки направлены наружу и являются более опасными, так как в лом слу­чае автомобиль теряет устойчи­вость намного больше, чем при уве­личенном схождении

У.ъ/> проОолмм мамина оси по­ворота (настер) тто угол между вертикалью и осью поворота коле- t при виде сбоку У большинства тег новых аатомобилей этот угол имеет молод и тельное значение 'верхняя кущ,, ос.и поворота сме- iue»«\ наыд относительно нижней) При движении автомобиля поло­жительный угол создает на колесе слабил и аирующий момент, возни К4ЮШИИ в ре1ультаТе отставания питиа контакта шины от точки пе рео '<< ния продолжения оси пово­роти ояоедек тыо дороги При чрез­мерном увеличении положитель­ною vi ia продольного наклона нот р.ине» усилие на рулевом колесе. не< >6 >дямое 1ля поворота автомо­ биля

Угол продольного неклоне

Р.: «личная величина угла про вольного наклона оси правого и Левого колс< вызывает повышен ИМИ илиос шин и сильный увод автомобиля всюроиу колеса с мень­шим утлом У." I поп* р*чш>*о (Ьшмнно) чаюю

на оси поворота по смешение се верхней части к продольной оси автомобиля Угол обеспечивает стабилизацию передних колес под действием веса автомобиля и спо­собствует уменьшению сопротив­ления повороту колеса. Кроме того, угол поперечного наклона умень­шает ударные нагрузки, передаю- шиеся от колес па элементы руле­вою управления при движении ав томобиля по неровной дороге Угол отдельно не регулируется, его тре­буемая величина устанавливается при регулировке утла развале ко­лес

Утоп РАМ АЛЛ
Утоп бояоаого наклона
Г............ % ► 1
  i 1 А  
  1 i  
  т А  
6-А-с*о*дение Схема углов установки колес передней подвески

Уш наибольшем поворота колес по параметр, необходимый для обеспечения маневренности авто­мобиля при ратворога* и прспяг ствуюший «вдеванию шины перед­него колеса та выступающие дега- ли перешей подвески и за лонже­роны рамы. Положение правого и левого передних колес при поворо­те должно быль таким, чтобы каче ние колес проходило с минималь­ным боковым скольжением (оба передних колеса должны катиться по окружностям, описанным hi одной «/иней точки центра ново рота автомобиля). Решение пой талачи лосли!астси поворотом внут­реннего колеса всеиш на больший угол, чем поворот наружного Для получения такого соотношения не</подимо. чтобы оба рулевых ры чата, такре пленные (та поворотных

кулак были ра» положены iioj определенным и одинаковым у? лом, направленным к продольно! оси автомобили

Проверку и регулировку угло| установки передних колес реко менлуетси проводить ид стенд* i i нениали эироваиной мастерской однако операцию по проверке ыо» но выполнить с достаточной точ­ностью самостоятельно.

Ьолее точные результаты лаег контроль углов на труженомшо мобиле пол статической ищуш 320 кгс, что ПрнбЛИ титсльпо соот- вс тс т вует весу че i ырех человек, рез мешенных на сиденьях, и rpyvy 50 кг и багажнике. I опливный бах должен быть полностью танраилен Перед проверкой углов установ­ки колес проверяем давление вот духа в шинах, отсутствие осевого я радиального биении шин, люфп подшипниках ступи и, люфт о ша­ровых опорах и шарнирах рулеит тяг. свободный ход рулевого коле­са. При необходимости устраняет* выявленные неисправности. Перед контролем углов рулевое колесо устанавливаем в положение пря­молинейною движения. «Прожи­маем» подвеску автомобиля, при дожив 2 3 раза вертикальное уси­лие 40 50 кгс сначала к шнеку бамперу, и затем к переднему,

Проверку углов установки колес следует проводить в следуюшей очередности:

- угол продольного наклона оси поворота (проверка и регулировка возможна только в специализиро­ ванной мастерской);

угол развала (проверку можно провести самостоятельно, но регу- лировка возможна только в специ- ал и тированной мастерской); схождение;

угол поворота инугреинего ко­леса.

Проверка угле развала

Угол развала рсмулируется пере­мещением верхнего рычага в гори- тотальной плоскости за счет ит- меиеиии количества ретулировоч- них пластин, установленных меж­ду поперечиной и осью верхнего рычага При увеличении количе­ства пластин верхний рычаг, 8 сле­довательно, и верхттии шаровая опо­ра приближается к продольной оси автомоби 1и. угол развала умеиь шается, и наоборот При переме­щении оси верхнею рычага на тол-


шиму одной регулировочной плм тины толщиной 1,5 мм угол развала юмснисгся на 0 19

1. Подготавливаем аыомобиль к выполнению работы (см. с. 21, «Подготовка автомобили i 10 и ре­монту»).

2. Выполняем подготовитель­ ные работы, необходимые перед проверкой углов yi («тонки колес (см. выше).

3. Штангенциркулем и «меряем расстояние О! нити сггвеса до верх ней и нижней точек обода и опре дслясм разницу расстояний.


Проверка и регулировка схождения

Схождение регулируется изме­нением длины рулевых тя» путем вращения их резьбовых Myijn. Это обеспечивает правильное положе­ние передних колес автомобили при ратных скоростях и радиусах поворота.

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению операций (см с. 21, •Подготовка автомобиля к ГО и ре монту»),

2. Выполняем подготовитель­ные работы, необходимые перед проверкой углов установки колес (см. выше).

3. Устанавливаем сошку совмест­но с маятниковым рычагом парал­лельно продольной оси автомоби­ля. Мри ггом расстояние <л ограни чительной площадки сошки до реб­ра кронштейна, на котором уста­новлен ограничительный болт, бу­дет равно 72-74 мм.


4. Для выполнения работы ис пользуем прочную нить с привя­занными на концах крючками из проволоки Зацепляем крючки за протектор на уровне осей шли их и передник колес.

5. Устанавливаем рулевое колесо в такое положение, чтобы нить ки ­нулась боковины шины переднего колеса в диаметрально противопо­ложных точках


6. Закрепляем нить на протекто­рах с противоположной стороны автомобиля и под нить на бокови­ну заднего колеса подкладываем брусок толшиной 6 мм.


1 - передней колесо; 2 заднее колесо

При схождении I мм лля одного переднего колеса нить должна слег­ка коснуться боковины его шины в диаметрально противоположных точках.

В противном случае регулируем схождение колес. Для этого:

а) ключом на 24 мм ослабляем контргайки рулевой тяги, удержи­вая муфту бородком;


(it врвшаем му4л у борол*ом и ре гулируем длину /я»и до и< четом иия за и/ров между нитью и виной шины переднего колеса в; «втягиваем контргайки Аналогичную работу проводим с: другим колесом и добиваемся с /м мерного с ко ддеиия передают *<>- лес 2 мм

АМОРТИЗАТОР (СРЕДНЕЙ ПОДВЕСКИ ЗАМЕНА

Амортизатор заменяем ггри пол текании из него жидкости или ДО* тере способности гасить колеба­ния, деформациях штока и разру­шении резиновых полушек Амор­тизаторы следует заменять парой, лаже если один из них исправен

Снятие

1. Вывешиваем переднюю часть автомобиля на подставках (см. с 21, «Подготовка автомобили к ТО и ремонту»).

2. Снимаем передние колеса (см. с. 150, «Колесо - замена»;

3. Накидным ключом иа 17 мм отворачиваем гайку верхнего креп­ления амортизатора к поперечине, удерживая шток от проворачива­ния специальным ключом иа 6 мм или рожковым.


4. Снимаем со штока шайбу по­душки и верхнюю подушку крепле­ния аморти гатора

5. Торцовым ключом иа 12 мм отворачиваем два болта крепления кронштейна амортизатора к ниж­нему рычагу передней подвески



7 Снимаем со штока амортиза­тора нижнюю подушку и втулку.

10.1.6

8. Торцовым ключом на 17 мм от­ворачиваем тайку болта крепления амортизатора к кронштейну, удер­живая болт от проворачивания клю­чом на 14 мм


9. Вынув болт, отсоединяем амортизатор от кронштейна.

При износе подушек амортиза­тора заменяем их.

Установка

1. Установка амортизатора вы­полняется в обратной последова­тельности.

2. После установки кронштейна амортизатора на нижний рычаг, на­деваем на шток нижнюю подушку и полностью его выдвигаем. Уста­навливаем на шток втулку, шайбу и заворачиваем гайку верхнего креп­ления амортизатора.

Аналогично заменяем второй амортизатор.

б Вынимаем амортизатор вниз через отверстие а рычаге

_________ ПРУЖИНА ПЕРЕДНЕЙ

ПОДВЕСКИ ЗАМЕНА

По длине под нормируемой на­грузкой пружины разделяются на две (руппы и маркируются нанесе­нием рисок вдоль стержня прутка: одна риска — 1-я группа, рассчи­танная на нагрузку 610- 625 кгс при сжатии до высоты 180 мм, две рис­ки — 2-я группа рассчитана на на­грузку 625-640 кгс На автомобиле должны быть установлены пружи­

ны одной ф)1шы. Пружины заме* ннсм парой, при наличии усдлки, деформации или (ретины чогя бы одной И) них.

Для выполнения рм6о1ы потребу­ется стяжка для сжатия пружин (см v 16, «Инструменты, приспособ- 1СИНЯ и эксплуатационные мате­риалы»).

Предупреждение!

Используйте для сжатия пру­жины стяжку только заводс­кого изготовления и строго соблюдайте инструкцию из­готовителя стяжек. Пружина подвески обладает большой силой. Срыв пружины со стяжки может нанести серь­езные травмы.

Снятие

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы (см. с. 21, «Подготовка автомобиля к ТО и ре­монту»).

2. Снимаем переднее колесо (см. с. 150, «Колесо — замена»),

3. Снимаем амортизатор (см с. 139, «Амортизатор передней под­вески замена»).

4. Сжимаем пружину стяжкой.


5. Отсоединяем от верхнего ры­чага шаровую опору (см. с. 143, ♦ Шаровые опоры - замена»).

6. Ослабляем затяжку гаек креп­ления нижнего рычага подвески к оси (см с. 142, «Нижний рычаг — снятие и установка, замена рези- нометаллических шарниров») и по­ворачиваем ею в нижнее положе­ние, не допуская натяжения тор­мозных шлангов.

7. Извлекаем резиновую про­кладку пружины...

...и снимаем пружину с опорной чашки нижнего рычага.

Установка

1. Установка снятых деталей вы­полняется в обратной последова­тельности.

2. Устанавливаем пружину hi опорную чашку нижнего рычага и ориентируем пружину так, чтобы ее горец А совпал с началом канав­ки Б на опорной поверхности ры­чага.



3. Установив ннтомобиль на ко- леса, окончательно затягиваем гай­ки креплении нижнего рычага пол­есски к его оси.

4 Лнйло1ИЧно «имением вюрую Пружину.

5. Проверяем и при необходимо­сти рс1улируем углы установки пе­редних колес (см с. 137, «Углы уста­новки колес - регулировка»).

10.1.7

ВЕРХНИЙ РЫЧАГ - СМЯТИЕ И УСТАНОВКА, ЗАМЕНА

РЕЗИНОМЕТАЛЛИЧЕСКИХ ШАРНИРОВ

Верхний рычаг подвески снима­ем в случае его механического по­вреждении или для замены рези- иометаллических шарниров

Для выполнения работы потребу­ется приспособление для иыпрсс- совки и запрессовки рс ж неметал­лических шарниров (см. с. 16, «Ин­струменты, приспособления и эксплуатационные материалы»).

Снятие

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы (см. с. 21, ♦Подготовка автомобиля к ТО и ре­монту»).

2. Снимаем колесо (см с. 150, «Колесо — замена»).

3. Устанавливаем иод нижний рычаг регулируемый упор.

4. Отсоединяем от верхнего ры­чага шаровую опору (см. с. 143, ♦Шаровые опоры ■ замена»).

5. Торцовым и рожковым ключа­ми на 19 мм ослабляем две гайки крепления оси к рычагу.


6. Зубилом разгибаем лепестки стопорной пластины и торцовым ключом на 17 мм отворачиваем два болта крепления оси рычага к по­перечине.


...и вынимаем ось.

1, Извлекаем стопорную пласти ну и рычаг.


Между осью и поперечиной (на болтах крепления оси) расположе­ны пластины, необходимые для ре­гулировки углов установки колес, Помечаем расположение пластин 8, Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем болт крепления ре­гулировочных пласгин к оси рыча­га и снимаем пластины.


9. Для снятия рези неметалл и - чсских шарниров закрепляем ры­чаг в тисках. С помощью приспо­собления выпрессовывасм из ры«чага резинометаллический шар­нир...


Установка

1. Изменив положение деталей приспособления, запрессовываем в рыча! новый резинометалличес­кий шарнир.


Внимание!

Резинометаллический шар­нир должен запрессовы­ваться до совпадения его торца с торцом проушины рычага.


2. Установив ось рычага и изме­нив положение деталей приспо­собления, запрессовываем второй шарнир.

3. Установка всех снятых деталей выполняется я обратной последо­вательности.

10 Приспособлением выпрессо­вывасм второй шарнир

4. Окончательно затягиваем гай­ки оси верхнего рычага в положе­нии автомобиля на колесах.


5. После га мены рычага ми ре зинометаллическич шарниром ре комендуется проверить и при не об ходимости отрегулировать углы установки передних колес (см с. 137, «Углы установки колес — регулировка»).

IftHfl. - j НИЖНИЙ РЫЧАГ - СНЯТИЕ И УСТАНОВКА, ЗАМЕНА

РЕЗИНОМЕТАЛЛИЧЕСКИХ ШАРНИРОВ

Нижний рычаг снимаем в случае механического повреждения или для замены резинометаллических шарниров

Для выпплиеыия работы потребу­ется приспособление для выпрес- совки и запрессовки резинометал­лических шарниров (см. с. 16. •Ин­струменты. приспособления и экс­плуатационные материалы»).

Снятие

1 Подготавливаем автомобиль к выполнению работы (см. с. 21, «Подготовка автомобиля к ТО и ре­монту»)

2 Снимаем грязезащитный щи­ток (см. с. 212, «Грязезащитный щиток — снятие и установка»).

3. Снимаем колесо (см. с. 150, «Колесо — замена»).

4. Снимаем пружину передней подвески (см. с. 140, «Пружина пе­редней подвески — замена»).

5 Снимаем со стойки стабили­затора нижние подушки (см. с. 143, «Подушки, стойки и штанга стаби­лизатора поперечной устойчивос­ти - замена»),

6. Подсоединяем верхнюю ша­ровую опору к рычагу и отсоединя­ем нижнюю шаровую опору от по­воротного кулака (см. с. 143, «Ша­ровые опоры - замена»).


11. Устанавливаем нижний ры­чаг в тисках и выколоткой выбива­ем ось из резинометаллических шарниров, поочередно снимая ус­тановленные на оси детали.

7. lopnoHMM ключом и» 14 мм отворачиваем болты крепления оси нижнего рычага, утержинаи гайки от проворачивания накидным клю­чом на 17 мм.
8. Снимаем нижний рычаг.
9. При замене рычага снимаем с него шаровую опору (см. с. 143, "Шаровые опоры — замена»). При замене резинометаллических шар­ниров опору можно не снимать. 10. Ключами на 19 и 22 мм отво­рачиваем гайки крепления оси нижнего рычага.

12. Устанавливаем на рычаг при­способление. Опорная часть ста­

каны приспособления должна у/т. рагься в рычаг. Удерживая батг от вращения, заворачиваем гайку«выпрессовываем в стакан резиио- металлический шарнир.

13. Аналогично выпрессовываем шарнир с противоположной сто­роны рычага.

Установка

Внимание!

С 1984 года в рычаги подвес­ки устанавливали резиноме- таллические шарниры с уве­личенным сроком эксплуа­тации. Отличаются они только длиной, увеличенной на 5 мм. Это изменение по­влекло за собой и увеличе­ние длины оси рычага. Но­вые шарниры могут быть установлены в рычаги со ста­рыми «короткими» осями. При запрессовке шарниров необходимо обеспечить вы- ступание торцов их наруж­ных втулок на 5 мм. Кроме того, если торец оси утопа­ет в гайке после ее затяги­вания, то в этом случае с оси рычага удаляется плоская шайба толщиной 3 мм.

1. Изменив положение деталей приспособления, запрессовываем в рычаг резинометаллические шар­ниры.



2. Сборка рычап* и установка всех снятых деталей выполняется н обратной последовательности.

3. Окончательно затягиваем гай­ки оси верхнего рычага н положе­нии автомобиля на колесах.

4. После замены рычага или ре- тинометаллических шарниров ре­комендуется проверил, и при не­обходимости отрегулировать углы установки передних колес (см. с. 137, «Углы установки колес — регулировка»).

3 ПОДУШКИ, стойки И ШТАНГА СТАБИЛИЗАТОРА ПОПЕРЕЧНОЙ

УСТОЙЧИВОСТИ - ЗАМЕНА

Стабилизатор поперечной устой­чивости и стойки снимаем при их деформации или замене резиновых подушек. Резиновые подушки стой­ки стабилизатора заменяем, не сни­мая стабилизатора.

Снятие

«

1. Устанавливаем автомобиль на смотровую яму или эстакаду и вы­вешиваем его переднюю часть (см. с. 21, «Подготовка автомобиля к ТО и ремонту»).

2. Для замены подушек стойки стабилизатора плоскогубцами из- апекаем шплинты гаек нижнего и верхнего крепления стойки.


3. Торцовым ключом на 17 мм отворачиваем тайки крепления стойки стабилизатора к нижнему рычагу и стабилизатору.

5. Снимаем со стойки оставши­еся подушки. Аналогично снима­ем подушки и стойку с противопо­ложной стороны автомобиля. За­меняем подушки новыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow