Углы установки колес — конструктивные параметры, определяющие положение колес в режиме прямолинейного движения и в поворотах. Отклонение углов установки колес от нормативных значений может стать причиной неустойчивого движения автомобиля (самопроизвольный увод от прямолинейного направления, «рыскания»), неравномерного и преждевременного износа шин и деталей подвески, а также, от повышенного расхода топлива.
Различают пять параметров (углов), определяющих установку передних колес:
О 2) 3)
Продольный наклон ос» во-
(кастер/; поперечны* наклон оси co-
4)
Si угол чвябелы^его аозорота
Колес
Угол рашна колесе — это утсд между плоскостью вращения коле са я вертикально* прямо*, прохо дящей через центр пятна контакта шины с поверхность*) ворог* Угод развала колеса я одновременно угол поперечного наклона оси поворота регулируется изменением количества регулировочных пластин, расположенных между орива •.точной плоскостью оси верхнего рычага и упорной плоскостью ив поперечине подвески, что обеспечивает правильное положение колеса при работе подвески Пря уменьшении числа пластин угол развала увеличивается, а при увеличении их числа - уменьшается. Каждая пластина, имев толщину 1.5 мм. изменяет угол развала око яо 20*. Угол развала считается по ложительным, если колесо накло нено наружу от продольной оси автомобиля, и отрицательным, если колесо наклонено к середине автомобиля. Нарушение утла развала вызывает односторонний износ протектора шины При увеличенном положительном утле наружная сторона шины изнашивается быстрее, чем внутренняя; при отрицательном угле быстрее изнашивается внутренняя часть шины. Существенная разница углов развала левого и правого колес приводит к уводу автомобиля в сторону колеса, имеющего больший угол развала Разность углов развала не должна превышать 0е 30*.
| тттт |
Схождение кшес — разность в расстояниях между передними и задними точками внутренней части ободьев правого и левого колес. Если расстояние между колесами спереди А меньше, чем сзади Б. то схождение является положительным. Схождение колес необходимо для нейтра1изации сил, возникающих при ралвате колес, и компенсации люфтов в подшипниках колес и шарнирах рулевого привода. При движении автомобиля величина схождения колес должна быть близкой к нулю, а у неподвижного автомобиля иметь небольшую положительную величину (1-3 мм).
У «сличенное с хождение колес comer ступенчатый износ шины, на которой появляются острые кромки направленные в сторону продольной оси автомобиля. При рас хождении колес ступенчатые кромки направлены наружу и являются более опасными, так как в лом случае автомобиль теряет устойчивость намного больше, чем при увеличенном схождении
У.ъ/> проОолмм мамина оси поворота (настер) тто угол между вертикалью и осью поворота коле- t при виде сбоку У большинства тег новых аатомобилей этот угол имеет молод и тельное значение 'верхняя кущ,, ос.и поворота сме- iue»«\ наыд относительно нижней) При движении автомобиля положительный угол создает на колесе слабил и аирующий момент, возни К4ЮШИИ в ре1ультаТе отставания питиа контакта шины от точки пе рео '<< ния продолжения оси повороти ояоедек тыо дороги При чрезмерном увеличении положительною vi ia продольного наклона нот р.ине» усилие на рулевом колесе. не< >6 >дямое 1ля поворота автомо биля
| Угол продольного неклоне |
Р.: «личная величина угла про вольного наклона оси правого и Левого колс< вызывает повышен ИМИ илиос шин и сильный увод автомобиля всюроиу колеса с меньшим утлом У." I поп* р*чш>*о (Ьшмнно) чаюю
на оси поворота по смешение се верхней части к продольной оси автомобиля Угол обеспечивает стабилизацию передних колес под действием веса автомобиля и способствует уменьшению сопротивления повороту колеса. Кроме того, угол поперечного наклона уменьшает ударные нагрузки, передаю- шиеся от колес па элементы рулевою управления при движении ав томобиля по неровной дороге Угол отдельно не регулируется, его требуемая величина устанавливается при регулировке утла развале колес
| Утоп РАМ АЛЛ |
| Утоп бояоаого наклона |
| Г............ | % ■ | ► 1 |
| i 1 А | ||
| 1 i | ||
| т А |
| 6-А-с*о*дение Схема углов установки колес передней подвески |
Уш наибольшем поворота колес по параметр, необходимый для обеспечения маневренности автомобиля при ратворога* и прспяг ствуюший «вдеванию шины переднего колеса та выступающие дега- ли перешей подвески и за лонжероны рамы. Положение правого и левого передних колес при повороте должно быль таким, чтобы каче ние колес проходило с минимальным боковым скольжением (оба передних колеса должны катиться по окружностям, описанным hi одной «/иней точки центра ново рота автомобиля). Решение пой талачи лосли!астси поворотом внутреннего колеса всеиш на больший угол, чем поворот наружного Для получения такого соотношения не</подимо. чтобы оба рулевых ры чата, такре пленные (та поворотных
кулак были ра» положены iioj определенным и одинаковым у? лом, направленным к продольно! оси автомобили
Проверку и регулировку угло| установки передних колес реко менлуетси проводить ид стенд* i i нениали эироваиной мастерской однако операцию по проверке ыо» но выполнить с достаточной точностью самостоятельно.
Ьолее точные результаты лаег контроль углов на труженомшо мобиле пол статической ищуш 320 кгс, что ПрнбЛИ титсльпо соот- вс тс т вует весу че i ырех человек, рез мешенных на сиденьях, и rpyvy 50 кг и багажнике. I опливный бах должен быть полностью танраилен Перед проверкой углов установки колес проверяем давление вот духа в шинах, отсутствие осевого я радиального биении шин, люфп подшипниках ступи и, люфт о шаровых опорах и шарнирах рулеит тяг. свободный ход рулевого колеса. При необходимости устраняет* выявленные неисправности. Перед контролем углов рулевое колесо устанавливаем в положение прямолинейною движения. «Прожимаем» подвеску автомобиля, при дожив 2 3 раза вертикальное усилие 40 50 кгс сначала к шнеку бамперу, и затем к переднему,
Проверку углов установки колес следует проводить в следуюшей очередности:
- угол продольного наклона оси поворота (проверка и регулировка возможна только в специализиро ванной мастерской);
угол развала (проверку можно провести самостоятельно, но регу- лировка возможна только в специ- ал и тированной мастерской); схождение;
угол поворота инугреинего колеса.
Проверка угле развала
Угол развала рсмулируется перемещением верхнего рычага в гори- тотальной плоскости за счет ит- меиеиии количества ретулировоч- них пластин, установленных между поперечиной и осью верхнего рычага При увеличении количества пластин верхний рычаг, 8 следовательно, и верхттии шаровая опора приближается к продольной оси автомоби 1и. угол развала умеиь шается, и наоборот При перемещении оси верхнею рычага на тол-
шиму одной регулировочной плм тины толщиной 1,5 мм угол развала юмснисгся на 0 19
1. Подготавливаем аыомобиль к выполнению работы (см. с. 21, «Подготовка автомобили i 10 и ремонту»).
2. Выполняем подготовитель ные работы, необходимые перед проверкой углов yi («тонки колес (см. выше).
3. Штангенциркулем и «меряем расстояние О! нити сггвеса до верх ней и нижней точек обода и опре дслясм разницу расстояний.
|
Проверка и регулировка схождения
Схождение регулируется изменением длины рулевых тя» путем вращения их резьбовых Myijn. Это обеспечивает правильное положение передних колес автомобили при ратных скоростях и радиусах поворота.
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению операций (см с. 21, •Подготовка автомобиля к ГО и ре монту»),
2. Выполняем подготовительные работы, необходимые перед проверкой углов установки колес (см. выше).
3. Устанавливаем сошку совместно с маятниковым рычагом параллельно продольной оси автомобиля. Мри ггом расстояние <л ограни чительной площадки сошки до ребра кронштейна, на котором установлен ограничительный болт, будет равно 72-74 мм.
|
4. Для выполнения работы ис пользуем прочную нить с привязанными на концах крючками из проволоки Зацепляем крючки за протектор на уровне осей шли их и передник колес.
5. Устанавливаем рулевое колесо в такое положение, чтобы нить ки нулась боковины шины переднего колеса в диаметрально противоположных точках
|
6. Закрепляем нить на протекторах с противоположной стороны автомобиля и под нить на боковину заднего колеса подкладываем брусок толшиной 6 мм.
|
1 - передней колесо; 2 заднее колесо
При схождении I мм лля одного переднего колеса нить должна слегка коснуться боковины его шины в диаметрально противоположных точках.
В противном случае регулируем схождение колес. Для этого:
а) ключом на 24 мм ослабляем контргайки рулевой тяги, удерживая муфту бородком;
|
(it врвшаем му4л у борол*ом и ре гулируем длину /я»и до и< четом иия за и/ров между нитью и виной шины переднего колеса в; «втягиваем контргайки Аналогичную работу проводим с: другим колесом и добиваемся с /м мерного с ко ддеиия передают *<>- лес 2 мм
АМОРТИЗАТОР (СРЕДНЕЙ ПОДВЕСКИ ЗАМЕНА
Амортизатор заменяем ггри пол текании из него жидкости или ДО* тере способности гасить колебания, деформациях штока и разрушении резиновых полушек Амортизаторы следует заменять парой, лаже если один из них исправен
Снятие
1. Вывешиваем переднюю часть автомобиля на подставках (см. с 21, «Подготовка автомобили к ТО и ремонту»).
2. Снимаем передние колеса (см. с. 150, «Колесо - замена»;
3. Накидным ключом иа 17 мм отворачиваем гайку верхнего крепления амортизатора к поперечине, удерживая шток от проворачивания специальным ключом иа 6 мм или рожковым.
|
4. Снимаем со штока шайбу подушки и верхнюю подушку крепления аморти гатора
|
5. Торцовым ключом иа 12 мм отворачиваем два болта крепления кронштейна амортизатора к нижнему рычагу передней подвески
|
7 Снимаем со штока амортизатора нижнюю подушку и втулку.
| 10.1.6 |
8. Торцовым ключом на 17 мм отворачиваем тайку болта крепления амортизатора к кронштейну, удерживая болт от проворачивания ключом на 14 мм
|
9. Вынув болт, отсоединяем амортизатор от кронштейна.
При износе подушек амортизатора заменяем их.
Установка
1. Установка амортизатора выполняется в обратной последовательности.
2. После установки кронштейна амортизатора на нижний рычаг, надеваем на шток нижнюю подушку и полностью его выдвигаем. Устанавливаем на шток втулку, шайбу и заворачиваем гайку верхнего крепления амортизатора.
Аналогично заменяем второй амортизатор.
| б Вынимаем амортизатор вниз через отверстие а рычаге |
|
_________ ПРУЖИНА ПЕРЕДНЕЙ
ПОДВЕСКИ ЗАМЕНА
По длине под нормируемой нагрузкой пружины разделяются на две (руппы и маркируются нанесением рисок вдоль стержня прутка: одна риска — 1-я группа, рассчитанная на нагрузку 610- 625 кгс при сжатии до высоты 180 мм, две риски — 2-я группа рассчитана на нагрузку 625-640 кгс На автомобиле должны быть установлены пружи
ны одной ф)1шы. Пружины заме* ннсм парой, при наличии усдлки, деформации или (ретины чогя бы одной И) них.
Для выполнения рм6о1ы потребуется стяжка для сжатия пружин (см v 16, «Инструменты, приспособ- 1СИНЯ и эксплуатационные материалы»).
Предупреждение!
Используйте для сжатия пружины стяжку только заводского изготовления и строго соблюдайте инструкцию изготовителя стяжек. Пружина подвески обладает большой силой. Срыв пружины со стяжки может нанести серьезные травмы.
Снятие
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы (см. с. 21, «Подготовка автомобиля к ТО и ремонту»).
2. Снимаем переднее колесо (см. с. 150, «Колесо — замена»),
3. Снимаем амортизатор (см с. 139, «Амортизатор передней подвески замена»).
4. Сжимаем пружину стяжкой.
|
5. Отсоединяем от верхнего рычага шаровую опору (см. с. 143, ♦ Шаровые опоры - замена»).
6. Ослабляем затяжку гаек крепления нижнего рычага подвески к оси (см с. 142, «Нижний рычаг — снятие и установка, замена рези- нометаллических шарниров») и поворачиваем ею в нижнее положение, не допуская натяжения тормозных шлангов.
7. Извлекаем резиновую прокладку пружины...
...и снимаем пружину с опорной чашки нижнего рычага.
Установка
1. Установка снятых деталей выполняется в обратной последовательности.

|
2. Устанавливаем пружину hi опорную чашку нижнего рычага и ориентируем пружину так, чтобы ее горец А совпал с началом канавки Б на опорной поверхности рычага.
|
3. Установив ннтомобиль на ко- леса, окончательно затягиваем гайки креплении нижнего рычага полесски к его оси.
4 Лнйло1ИЧно «имением вюрую Пружину.
5. Проверяем и при необходимости рс1улируем углы установки передних колес (см с. 137, «Углы установки колес - регулировка»).
10.1.7
ВЕРХНИЙ РЫЧАГ - СМЯТИЕ И УСТАНОВКА, ЗАМЕНА
РЕЗИНОМЕТАЛЛИЧЕСКИХ ШАРНИРОВ
Верхний рычаг подвески снимаем в случае его механического повреждении или для замены рези- иометаллических шарниров
Для выполнения работы потребуется приспособление для иыпрсс- совки и запрессовки рс ж неметаллических шарниров (см. с. 16, «Инструменты, приспособления и эксплуатационные материалы»).
Снятие
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы (см. с. 21, ♦Подготовка автомобиля к ТО и ремонту»).
2. Снимаем колесо (см с. 150, «Колесо — замена»).
3. Устанавливаем иод нижний рычаг регулируемый упор.
4. Отсоединяем от верхнего рычага шаровую опору (см. с. 143, ♦Шаровые опоры ■ замена»).
5. Торцовым и рожковым ключами на 19 мм ослабляем две гайки крепления оси к рычагу.
|
6. Зубилом разгибаем лепестки стопорной пластины и торцовым ключом на 17 мм отворачиваем два болта крепления оси рычага к поперечине.
|
|
| ...и вынимаем ось. |

1, Извлекаем стопорную пласти ну и рычаг.
|
Между осью и поперечиной (на болтах крепления оси) расположены пластины, необходимые для регулировки углов установки колес, Помечаем расположение пластин 8, Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем болт крепления регулировочных пласгин к оси рычага и снимаем пластины.
|
9. Для снятия рези неметалл и - чсских шарниров закрепляем рычаг в тисках. С помощью приспособления выпрессовывасм из ры«чага резинометаллический шарнир...
|
Установка
1. Изменив положение деталей приспособления, запрессовываем в рыча! новый резинометаллический шарнир.
|
Внимание!


Резинометаллический шарнир должен запрессовываться до совпадения его торца с торцом проушины рычага.
|
2. Установив ось рычага и изменив положение деталей приспособления, запрессовываем второй шарнир.
3. Установка всех снятых деталей выполняется я обратной последовательности.
| 10 Приспособлением выпрессовывасм второй шарнир |
4. Окончательно затягиваем гайки оси верхнего рычага в положении автомобиля на колесах.
5. После га мены рычага ми ре зинометаллическич шарниром ре комендуется проверить и при не об ходимости отрегулировать углы установки передних колес (см с. 137, «Углы установки колес — регулировка»).
IftHfl. - j НИЖНИЙ РЫЧАГ - СНЯТИЕ И УСТАНОВКА, ЗАМЕНА
РЕЗИНОМЕТАЛЛИЧЕСКИХ ШАРНИРОВ
Нижний рычаг снимаем в случае механического повреждения или для замены резинометаллических шарниров
Для выпплиеыия работы потребуется приспособление для выпрес- совки и запрессовки резинометаллических шарниров (см. с. 16. •Инструменты. приспособления и эксплуатационные материалы»).
Снятие
1 Подготавливаем автомобиль к выполнению работы (см. с. 21, «Подготовка автомобиля к ТО и ремонту»)
2 Снимаем грязезащитный щиток (см. с. 212, «Грязезащитный щиток — снятие и установка»).
3. Снимаем колесо (см. с. 150, «Колесо — замена»).
4. Снимаем пружину передней подвески (см. с. 140, «Пружина передней подвески — замена»).
5 Снимаем со стойки стабилизатора нижние подушки (см. с. 143, «Подушки, стойки и штанга стабилизатора поперечной устойчивости - замена»),
|
6. Подсоединяем верхнюю шаровую опору к рычагу и отсоединяем нижнюю шаровую опору от поворотного кулака (см. с. 143, «Шаровые опоры - замена»).
|
11. Устанавливаем нижний рычаг в тисках и выколоткой выбиваем ось из резинометаллических шарниров, поочередно снимая установленные на оси детали.
| 7. lopnoHMM ключом и» 14 мм отворачиваем болты крепления оси нижнего рычага, утержинаи гайки от проворачивания накидным ключом на 17 мм. |
|
| 8. Снимаем нижний рычаг. |
|
| 9. При замене рычага снимаем с него шаровую опору (см. с. 143, "Шаровые опоры — замена»). При замене резинометаллических шарниров опору можно не снимать. 10. Ключами на 19 и 22 мм отворачиваем гайки крепления оси нижнего рычага. |
12. Устанавливаем на рычаг приспособление. Опорная часть ста
каны приспособления должна у/т. рагься в рычаг. Удерживая батг от вращения, заворачиваем гайку«выпрессовываем в стакан резиио- металлический шарнир.
13. Аналогично выпрессовываем шарнир с противоположной стороны рычага.
Установка
Внимание!
С 1984 года в рычаги подвески устанавливали резиноме- таллические шарниры с увеличенным сроком эксплуатации. Отличаются они только длиной, увеличенной на 5 мм. Это изменение повлекло за собой и увеличение длины оси рычага. Новые шарниры могут быть установлены в рычаги со старыми «короткими» осями. При запрессовке шарниров необходимо обеспечить вы- ступание торцов их наружных втулок на 5 мм. Кроме того, если торец оси утопает в гайке после ее затягивания, то в этом случае с оси рычага удаляется плоская шайба толщиной 3 мм.
|
1. Изменив положение деталей приспособления, запрессовываем в рычаг резинометаллические шарниры.
|
2. Сборка рычап* и установка всех снятых деталей выполняется н обратной последовательности.
3. Окончательно затягиваем гайки оси верхнего рычага н положении автомобиля на колесах.
4. После замены рычага или ре- тинометаллических шарниров рекомендуется проверил, и при необходимости отрегулировать углы установки передних колес (см. с. 137, «Углы установки колес — регулировка»).
3 ПОДУШКИ, стойки И ШТАНГА СТАБИЛИЗАТОРА ПОПЕРЕЧНОЙ
УСТОЙЧИВОСТИ - ЗАМЕНА
Стабилизатор поперечной устойчивости и стойки снимаем при их деформации или замене резиновых подушек. Резиновые подушки стойки стабилизатора заменяем, не снимая стабилизатора.
Снятие
«
1. Устанавливаем автомобиль на смотровую яму или эстакаду и вывешиваем его переднюю часть (см. с. 21, «Подготовка автомобиля к ТО и ремонту»).
2. Для замены подушек стойки стабилизатора плоскогубцами из- апекаем шплинты гаек нижнего и верхнего крепления стойки.
|
3. Торцовым ключом на 17 мм отворачиваем тайки крепления стойки стабилизатора к нижнему рычагу и стабилизатору.
5. Снимаем со стойки оставшиеся подушки. Аналогично снимаем подушки и стойку с противоположной стороны автомобиля. Заменяем подушки новыми.






