Условия пуска двигателя определяют тип и конструкцию аккумуляторных батарей. Режим пуска наиболее тяжелый. Автомобильные аккумуляторные батареи называют стартерными.
Кислотно-свинцовый аккумулятор состоит из двух электродов, погруженных в 28...40%-й раствор серной кислоты. Отрицательный электрод выполнен из губчатого свинца (РЬ), а положительный — из диоксида свинца (РЬ02).
Устройство аккумуляторных батарей:
Аккумуляторы соединяют в батареи последовательно, что обеспечивает общее напряжение 6 В (три аккумулятора), 12 В (шесть аккумуляторов). Каждый из них помещен в отделениях одного моноблока, изготовленного из эбонита, термопласта (наполненного полиэтилена), полипропилена и полистирола. Эти материалы обеспечивают кислото-, морозо-, теплостойкость и высокую механическую прочность.
Положительные и отрицательные электроды в блоке выполнены в виде профилированных решеток из свинцовых сплавов, в которые вмазана активная масса. Толщина электрода может быть в пределах 1,5...2 мм для батарей, устанавливаемых на легковых автомобилях, и 2,4...2,6 мм — на тяжелых грузовиках. Стартерные характеристики батарей лучше при малой толщине электродов. Электроды имеют форму, близкую к квадрату, шириной 143 мм и высотой 119 или 133,5 мм.
|
|
Электроды объединены в полублоки мостиками. Число электродов в полублоке, соединенных параллельно, определяет емкость аккумулятора. Число отрицательных пластин обычно на одну больше, так как положительный электрод активнее участвует в химических реакциях. Такое их расположение обеспечивает меньшую деформацию. Между электродами установлены сепараторы из кислотостойкого пористого материала: мипора, миплас- та и поровинила. От качества сепараторов во многом зависят эксплуатационные свойства батарей. Так, мощность батареи с поро- виниловыми сепараторами на 10... 15 % больше.
Полублоки пластин опираются на ребра дна моноблока, выполненные в виде призм. Пространство между донными призмами служит для накапливания осыпающихся частиц с электродов (шлама), что предотвращает между ними короткое замыкание. Над блоком устанавливают предохранительный щиток. Сверху отсеки моноблока закрывают крышкой, которую приваривают или приклеивают к нему. В крышке имеются отверстия под штыри и пробки для вентиляции и заливки электролита. Их конструкция предотвращает выплескивание электролита при наклоне батареи на угол до 45°. От верхней кромки электродов до крышки выдерживают расстояние до 20 мм, необходимое для компенсации уровня электролита при эксплуатации и зарядке, когда происходит сильное газовыделение — «кипение» электролита. Аккумуляторы в батарее последовательно соединяют перемычками, что повышает общее напряжение батареи. В современных батареях перемычки выполнены под крышками. Маркировка батарей: Первая цифра 3 или 6 хар-ет число аккумуляторов и соответственно напряжение батареи 6 или 12 В. Буквы СТ означают стартерная, ТСТ — тракторная стартерная, следующая цифра — номинальная емкость в ампер-часах (Ач) при 20-часовом режиме разряда. Последующие буквы: материал моноблока (Э — эбонит, Т — термопласт, П — полиэтилен), материал сепараторов (М — мипласт, Р — мипор, П — пластипор, С — стекловолокно) и исполнение (Н — несухозаряженная, А — с общей крышкой). Например, марка 6СТ-55ЭМ означает, что батарея стартерная напряжением 12В и емкостью 55А-ч, моноблок выполнен из эбонита, сепараторы — из мипласта, исполнение — сухозаряженная.
|
|