double arrow

Назначение, устройство стартерной аккумуляторной батареи и ее маркировка


Усло­вия пуска двигателя определяют тип и конструкцию аккумулятор­ных батарей. Режим пуска наиболее тяжелый. Автомобильные ак­кумуляторные батареи называют стартерными.

Кислотно-свинцовый аккумулятор состоит из двух электродов, погруженных в 28...40%-й раствор серной кислоты. Отрицатель­ный электрод выполнен из губчатого свинца (РЬ), а положитель­ный — из диоксида свинца (РЬ02).

Устройство аккумуляторных батарей:

Аккумуляторы соединяют в батареи последовательно, что обеспечивает общее напряжение 6 В (три аккумулятора), 12 В (шесть аккумуляторов). Каждый из них помещен в отделениях одного моноблока, изго­товленного из эбонита, термопласта (наполненного полиэтилена), полипропилена и полистирола. Эти материалы обеспечивают кислото-, морозо-, теплостойкость и высокую механическую проч­ность.

Положительные и отрицательные электроды в блоке вы­полнены в виде профилированных решеток из свинцовых спла­вов, в которые вмазана активная масса. Толщина электрода может быть в пределах 1,5...2 мм для батарей, устанавливаемых на легко­вых автомобилях, и 2,4...2,6 мм — на тяжелых грузовиках. Стартерные характеристики батарей лучше при малой толщине электро­дов. Электроды имеют форму, близкую к квадрату, шириной 143 мм и высотой 119 или 133,5 мм.




Электроды объединены в полублоки мостиками . Число элек­тродов в полублоке, соединенных параллельно, определяет ем­кость аккумулятора. Число отрицательных пластин обычно на одну больше, так как положительный электрод активнее участвует в химических реакциях. Такое их расположение обеспечивает меньшую деформацию. Между электродами установлены сепара­торы из кислотостойкого пористого материала: мипора, миплас- та и поровинила. От качества сепараторов во многом зависят экс­плуатационные свойства батарей. Так, мощность батареи с поро- виниловыми сепараторами на 10... 15 % больше.

Полублоки пластин опираются на ребра дна моноблока, вы­полненные в виде призм. Пространство между донными призма­ми служит для накапливания осыпающихся частиц с электродов (шлама), что предотвращает между ними короткое замыкание. Над блоком устанавливают предохранительный щиток . Сверху отсеки моноблока закрывают крышкой , которую приваривают или приклеивают к нему. В крышке имеются отверстия под шты­ри и пробки для вентиляции и заливки электролита. Их кон­струкция предотвращает выплескивание электролита при наклоне батареи на угол до 45°. От верхней кромки электродов до крышки выдерживают расстояние до 20 мм, необходимое для компенсации уровня электролита при эксплуатации и зарядке, когда происхо­дит сильное газовыделение — «кипение» электролита. Аккумуляторы в батарее последовательно соединяют перемыч­ками , что повышает общее напряжение батареи. В современных батареях перемычки выполнены под крышками. Маркировка батарей: Первая цифра 3 или 6 хар-ет число аккумуляторов и соответственно напряжение батареи 6 или 12 В. Буквы СТ означают стартерная, ТСТ — тракторная стартерная, следующая цифра — номинальная емкость в ампер-часах (Ач) при 20-часовом режиме разряда. Последующие буквы: материал моноблока (Э — эбонит, Т — термопласт, П — полиэтилен), мате­риал сепараторов (М — мипласт, Р — мипор, П — пластипор, С — стекловолокно) и исполнение (Н — несухозаряженная, А — с об­щей крышкой). Например, марка 6СТ-55ЭМ означает, что бата­рея стартерная напряжением 12В и емкостью 55А-ч, моноблок выполнен из эбонита, сепараторы — из мипласта, исполнение — сухозаряженная.









Сейчас читают про: