На тепловозе установлены две аккумуляторные батареи типа 6СТ-190АПЖ соединенных между собой последовательно на номинальное напряжение 24В.
Технические данные
| Номинальное напряжение, В | |
| Разрядный ток при 10 - часовой разрядке, А | 12,0 |
| Номинальная емкость при 20 - часовом режиме разряда и средней температуре электроплита 30°С, А∙час | |
| Допустимое конечное напряжение на элемент при разряде током 10 - часового разряда, В | 1,7 |
| Разрядный ток при стартерном режиме. A | |
| Емкость при 5-минутном стартерном режиме разряда и начальной температуре электроплита 30 С, А ∙час | |
| Допустимое конечное напряжение на элемент при разряде током 5- минутного стартерного режима разряда, В | 1,5 |
| Ток нормального заряда. А | 11,2 |
| Количество электроплита па батарею, л | 8,0 |
| Масса аккумуляторной батареи с электролитом (одного аккумулятора), кг | 50,7 |
Наилучший способ эксплуатации аккумуляторных батарей держать их всегда полностью заряженными. Разряженные или не полностью заряженные батареи быстро сульфатизируются и теряют емкость.
Заливка электролита в батарею и приведение их в рабочее состояние производите на месте эксплуатации тепловоза на зарядной станции квалифицированными специалистами и соответствии с «Едиными правилами ухода и эксплуатации автомобильных аккумуляторных батарей». Качество приведения аккумуляторных батарей в рабочее состояние оказывает решающее влияние на срок службы последних. Дальнейшее обслуживание батарей на тепловозе производится локомотивной бригадой.
В зависимости от климатического района, в котором работают аккумуляторные батареи их заливают различными по плотности растворами серной кислоты, указанными в табл. 2
Таблица 2
| Климатический район | Время года | Плотность электролита при температуре 15 С, г/см3 | |
| Заливаемого | В конце первого заряда | ||
| Районы с резко континентальным климатом с температурой зимой ниже минус 40 С | Зима | 1,290 | 1,.310 |
| Лето | 1,250 | 1,270 | |
| Северные районы с температурой зимой до минус 40°С | Круглый год | 1,270 | 1,290 |
| Центральные районы с температурой зимой до минус 30°С | Круглый год | 1,250 | 1,270 |
| Южные районы | Круглый год | 1,230 | 1,250 |
| Тропики | Круглый год | 1,210 | 1,230 |
При замере плотности электролита ареометром к показанию последнего прибавьте температурную поправку в соответствии с табл. 3
Таблица 3
| Температура электролита °С | Поправка к показанию ареометра | Температура электролита °С | Поправка к показанию ареометра |
| + 60 | + 0,03 | - 0,01 | |
| + 45 | + 0,02 | - 15 | - 0,02 |
| + 30 | + 0,01 | - 30 | - 0,03 |
| + 15 | + 0,00 | - 40 | - 0,04 |
При эксплуатации батареи необходимо не реже одного раза в две недели:
· очищать батарею от пыли;
· очищать выводы батареи и наконечники провода от окислов;
· протирать чистой ветошью поверхность батареи от пролитого на нее электролита, ветошь предварительно должна быть смочена в 10 % растворе нашатырного спирта или в растворе кальцинированной соды;
· проверять прочность крепления батареи в гнезде;
· проверять крепление и плотность контакта наконечников проводов с выводами батареи;
· для предупреждения порчи выводов батареи не допускайте натяжения проводов;
· проверяйте, и при необходимости, прочищайте вентиляционные отверстия;
· проверяйте во всех банках аккумуляторных батарей уровень электролита, если уровень электролита окажется ниже нормы, то доливают дистиллированную воду до требуемого уровня, в холодное время года во избежание замерзания воду следует добавлять непосредственно перед зарядом для быстрого перемешивания ее с электролитом.
Не реже одного раза в три месяца следите за полнотой заряда аккумуляторов по плотности электролита. При плотности электролита, соответствующей разряжености аккумуляторов более чем на 25 % зимой и более чем на 50 % летом (см. табл. 4), батарею снимите с эксплуатации и отправьте на заряд.
Таблица 4
| Плотность электролита, приведенная к температуре 15°С, г/см3 | ||
| Полностью заряженная батарея | Батарея разряженная | |
| 25% | 50% | |
| 1,310 | 1,270 | 1,230 |
| 1,290 | 1,250 | 1,210 |
| 1,270 | 1,230 | 1,190 |
| 1,250 | 1,210 | 1,170 |
| 1,230 | 1,190 | 1,150 |
Доливать электролит или кислоту в аккумулятор запрещается, за исключением тех случаев, когда точно известно, что понижение уровня электролита произошло за счет выплескивания. При этом плотность доливаемого электролита должна быть такой же, какую имел электролит в аккумуляторе до выплескивания.
Хранить батареи с электролитом, в случае длительного бездействия, в прохладном помещении по возможности при температуре не выше 0°С и не ниже минус 300С. Допустимый срок хранения при температуре не выше 0°С составляет не более 1,5 лет, при температуре 18°С - 9 месяцев.
Генератор Г3000Б
От тепловоза предусмотрено питание электрических потребителей в вагонах. Для этого установлен генератор модели Г3000Б (150А) повышенной мощности, рассчитанный на 4,0 кВт. Генератор установлен непосредственно в развале дизеля, и приводится в действие поликлиновым ремнём от хвостовика коленчатого вала. Натяжение ремня происходит за счет поднятия генератора в верхнее положение и фиксацией болтами.
Стрела прогиба ремня должна быть 2 – 4 мм на ровном участке ремня при незначительном усилии.
Генератор Г3000Б предназначен для зарядки аккумуляторных батарей и питания цепей управления при частоте вращения двигателя выше 500 об/мин.
| Привод | поликлиновой ремень |
| Передаточное число привода генератора | 6,67 |
| Номинальное напряжение | |
| Номинальная мощность | 4 600 |
Стартер
Стартер предназначен для пуска двигателя и рассчитан на кратковременную работу (не более 5с.) от аккумуляторных батарей. Стартер AZF4581 «Искра» (Словения) представляет собой электродвигатель постоянного тока сериестного (последовательного) возбуждения с инерционным приводом, напряжением 24 В. Исполнение стартера пылезащитное. Пуск стартера дистанционный. Двигатели могут комплектоваться и другими моделями стартеров. Инструкция по эксплуатации стартера прилагается в комплекте документов на двигатель.






