Наблюдение может проводиться как специалистами службы маркетинга, так и другими сотрудниками информационной фирмы. Но этот способ не лишен недостатков. Наиболее существенный из них - неправильная трактовка поведения объекта наблюдения, что впоследствии может привести к ошибочным выводам исследования.
Эксперимент. Этот тип исследования наиболее достоверен. Экспериментальное исследование требует отбора сравниваемых групп объектов, которые затем подвергаются различным воздействиям. В ходе эксперимента необходимо контролировать ряд факторов (схема 4):
Соответствие контрольной и экспериментальной групп | Отсутствие влияния на опрашиваемых | Единообразие подачи сведений | Оценка статистической значимости различий в наблюдаемых ответных реакциях |
контролируемые факторы |
эксперимент |
Опрос проводится с целью получения необходимой информации, касающейся самых различных проблем маркетингового исследования. Для проведения опроса лица, проводящие маркетинговые исследования, должны определить:
|
|
1) объект исследования;
2) орудия исследования;
3) способы установления контакта с целевой аудиторией.
Основным средством исследования является анкета. Это самое распространенное средство сбора первичных данных.
Основным принципом составления анкеты является продуманный набор вопросов, а именно их уместность и целесообразность; каждый вопрос необходимо проверять на предмет соответствия задачам исследования.
Важное значение имеет форма вопросов. Можно выделить два типа вопросов:
1) закрытые вопросы предполагают наличие выбора возможных ответов, из которых опрашиваемый выбирает самый подходящий, по его мнению, вариант;
2) открытые вопросы, когда опрашиваемый не ограничен в своих ответах.
Типы вопросов
А. Закрытые вопросы
I Название | II Описание | III Пример |
Дихотомический | Вопрос с двумя вариантами ответа | |
Многовариантный | Вопрос с тремя и более вариантами ответа | |
Шкала Ликерта | Утверждение, с которым показывают степень согласия (несогласия) | |
Семантико-дифференциальный | Дается шкала между двумя антонимами: требуется выбрать точку, отражающую мнение опрашиваемого о данном объекте | |
Шкала важности | Шкала оценки важности какого-либо атрибута | |
Оценочная шкала | Шкала оценки какого-либо атрибута |
Б. Открытые вопросы
I Название | II Описание | III Пример |
Неструктурный | Вопрос, на который можно ответить практически неограниченным числом способов | |
Словарная ассоциация | Даются слова по одному, и опрашиваемый говорит первое слово, которое ему приходит на ум | |
Завершение предложения | Даются незаконченные предложения, которые опрашиваемый должен завершить | |
Завершение рассказа | Дается незаконченная история, к которой необходимо придумать концовку | |
Ответы на картинки | Дана картинка с двумя персонажами, один из которых что-либо говорит. Требуется вставить реплику от имени второго персонажа. Дан рисунок. Требуется сочинить рассказ о том, что, по Вашему мнению, происходит на картинке. |
Привести примеры закрытых и открытых вопросов.
|
|