Потенциал коучинга

Программа, описанная выше, реализовывалась в формате тренинга. Однако существуют и другие формы развития у индивида компетенций, необходимых для успешного выполнения лидерских функций. В первую очередь здесь необходимо упомянуть о коучинге. Из используемых на


практике форм коучинга: коучинг-консультирование, коучинг-наставни-чество и коучинг-менеджмент — наиболее приемлемым для развития лидерской компетентности следует признать коучинг-наставничество (в ситуации, когда программа развития осуществляется в организационном контексте). В большинстве организаций можно найти людей, обладаю­щих опытом, достаточным для выполнения функций наставника. Настав­ник поможет подопечному разработать программу личного развития и совершенствования лидерских компетенций, а затем будет сопровождать процесс ее реализации, участвуя в разрешении вопросов, возникающих при попытках выполнения этой программы.

Наиболее перспективный путь овладения лидерской компетентнос­тью — сочетание тренинга и коучинга. В ходе тренинга индивид овладева­ет необходимыми компетенциями, а затем под руководством наставника занимается их совершенствованием в реальной обстановке. Однако для успешного воплощения этого проекта в жизнь надо, чтобы и наставник, и его подопечный имели сопоставимый опыт прохождения тренингов или, по меньшей мере, наставник был бы хорошо знаком с теми программами тренингов, в которых участвовал его подопечный. Такое, к сожалению, встречается нечасто. Вместе с тем сказанное не означает, что коучинг-наставничество в данной ситуации обречено на заведомую неудачу. Оче­видно, что прямолинейная схема: овладение отдельной компетенцией — непосредственное «внедрение» ее в сложившуюся каждодневную прак­тику вряд ли может быть положена в основу совместной работы настав­ника и подопечного. Одним из вариантов является привлечение тренера в качестве консультанта хотя бы на период разработки индивидуальной программы совершенствования для сотрудника, только что прошедшего тренинг. Тогда эту программу можно будет составлять усилиями троих человек: наставника, подопечного и тренера. Как минимум, можно устро­ить короткий семинар для потенциальных наставников, в ходе которого решить ряд вопросов по организации взаимодействия в парах настав­ник — подопечный.

Если же это по каким-либо причинам неосуществимо, временно прибегают к взаимокоучингу — привлечению в качестве коучеров самих обучаемых. В некоторых случаях взаимокоучинг представляет собой един­ственно возможное решение проблемы: например, если тренинг прово­дится в рамках программы бизнес-образования некорпоративного типа, т.е. участниками тренинга являются представители различных организа­ций или даже свободные агенты. Единственное условие — тренинг не дол­жен проводиться в формате интенсивного курса, поскольку для осуще­ствления даже неполноценного коучинга требуются достаточно продол­жительные промежутки времени между отдельными занятиями. Естественно, что и сама программа тренинга должна учитывать использо-


miliне взаимокоучинга для совершенствования тренируемых умений за пределами аудитории.

Вопросы для обсуждения

1. Возможно ли развитие лидерских компетенций сотрудников в отрыве
от организации, где предполагается применение этих компетенций?

2. Существуют ли ситуации, в которых на первый план выходят навыки
невербального общения лидера?

3. Должен ли лидер постоянно инициировать командные действия?

4. Когда команде необходим тренинг активного слушания?

5. Будет ли навык активного слушания, полученный лидером команды
на внешнем тренинге, перенесен внутрь своей команды? При каких
условиях вероятность такого перенесения опыта высока?

6. Каковы составляющие диагностической компетентности лидера в ми­
нимальном и расширенном наборе компетенций?

7. В каких соотношениях должны находиться похвала и порицание, что­
бы посредством них лидер мог достичь максимального воздействия на
команду в краткосрочной перспективе? В долгосрочной?

8. Какие специфические навыки работы с группой было бы эффективно
развить у лидеров вашей группы (команды)?

9. Будет ли, по вашему мнению, эффективен в вашей группе (команде)
коучинг без тренинга? Тренинг без коучинга?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: