Программа, описанная выше, реализовывалась в формате тренинга. Однако существуют и другие формы развития у индивида компетенций, необходимых для успешного выполнения лидерских функций. В первую очередь здесь необходимо упомянуть о коучинге. Из используемых на
практике форм коучинга: коучинг-консультирование, коучинг-наставни-чество и коучинг-менеджмент — наиболее приемлемым для развития лидерской компетентности следует признать коучинг-наставничество (в ситуации, когда программа развития осуществляется в организационном контексте). В большинстве организаций можно найти людей, обладающих опытом, достаточным для выполнения функций наставника. Наставник поможет подопечному разработать программу личного развития и совершенствования лидерских компетенций, а затем будет сопровождать процесс ее реализации, участвуя в разрешении вопросов, возникающих при попытках выполнения этой программы.
Наиболее перспективный путь овладения лидерской компетентностью — сочетание тренинга и коучинга. В ходе тренинга индивид овладевает необходимыми компетенциями, а затем под руководством наставника занимается их совершенствованием в реальной обстановке. Однако для успешного воплощения этого проекта в жизнь надо, чтобы и наставник, и его подопечный имели сопоставимый опыт прохождения тренингов или, по меньшей мере, наставник был бы хорошо знаком с теми программами тренингов, в которых участвовал его подопечный. Такое, к сожалению, встречается нечасто. Вместе с тем сказанное не означает, что коучинг-наставничество в данной ситуации обречено на заведомую неудачу. Очевидно, что прямолинейная схема: овладение отдельной компетенцией — непосредственное «внедрение» ее в сложившуюся каждодневную практику вряд ли может быть положена в основу совместной работы наставника и подопечного. Одним из вариантов является привлечение тренера в качестве консультанта хотя бы на период разработки индивидуальной программы совершенствования для сотрудника, только что прошедшего тренинг. Тогда эту программу можно будет составлять усилиями троих человек: наставника, подопечного и тренера. Как минимум, можно устроить короткий семинар для потенциальных наставников, в ходе которого решить ряд вопросов по организации взаимодействия в парах наставник — подопечный.
Если же это по каким-либо причинам неосуществимо, временно прибегают к взаимокоучингу — привлечению в качестве коучеров самих обучаемых. В некоторых случаях взаимокоучинг представляет собой единственно возможное решение проблемы: например, если тренинг проводится в рамках программы бизнес-образования некорпоративного типа, т.е. участниками тренинга являются представители различных организаций или даже свободные агенты. Единственное условие — тренинг не должен проводиться в формате интенсивного курса, поскольку для осуществления даже неполноценного коучинга требуются достаточно продолжительные промежутки времени между отдельными занятиями. Естественно, что и сама программа тренинга должна учитывать использо-
miliне взаимокоучинга для совершенствования тренируемых умений за пределами аудитории.
Вопросы для обсуждения
1. Возможно ли развитие лидерских компетенций сотрудников в отрыве
от организации, где предполагается применение этих компетенций?
2. Существуют ли ситуации, в которых на первый план выходят навыки
невербального общения лидера?
3. Должен ли лидер постоянно инициировать командные действия?
4. Когда команде необходим тренинг активного слушания?
5. Будет ли навык активного слушания, полученный лидером команды
на внешнем тренинге, перенесен внутрь своей команды? При каких
условиях вероятность такого перенесения опыта высока?
6. Каковы составляющие диагностической компетентности лидера в ми
нимальном и расширенном наборе компетенций?
7. В каких соотношениях должны находиться похвала и порицание, что
бы посредством них лидер мог достичь максимального воздействия на
команду в краткосрочной перспективе? В долгосрочной?
8. Какие специфические навыки работы с группой было бы эффективно
развить у лидеров вашей группы (команды)?
9. Будет ли, по вашему мнению, эффективен в вашей группе (команде)
коучинг без тренинга? Тренинг без коучинга?