Емкость системы смазки
Количество масла, циркулирующего в системе смазки определяется числом трущихся пар и степенью форсировании двигателя. Циркуляция масла должна быть такой, чтобы обеспечить отвод требуемого количества тепла от деталей, а его запас должен компенсировать утечки и расход масла на угар в течение необходимого пробега между доливкой.
Полная емкость системы смазки зависит от типа и назначения машины, мощности ее силовой установки и может быть рассчитана на основании эмпирической зависимости
(4.38)
где
- коэффициент запаса производительности масляного насоса(для автотракторных двигателей
)
- расчетный циркуляционный расход масла, 
- коэффициент, характеризующий кратность обмена масла в системе (для современных двигателей
).
Циркуляционный расход масла можно найти по уравнению
(4.39)
где
- кол-во теплоты, отводимое маслом на номинальном режиме работы двигателя, 
- удельный вес масла,
(1.88 кДЖ)
- теплоемкость масла, 
- температура подогрева масла в двигателе, которую можно взять из теплового расчета подшипника.
Обычно для автотракторных двигателей
(4.40)
где
- кол-во теплоты, выделяющееся при сгораний топлива в цилиндрах двигателя,
.
Величину
можно также рассчитывать по эмпирическим зависимостям:
(4.41)
А двигателей с масляным охлаждением поршней
(4.42)
Ориентировочную емкость системы смазки можно определить, пользуясь статическими данными по удельной емкости 
(4.43)
Величина удельной вместимости системы смазки двигателей ряда машин:
Таблица 4.2 (Вместимость системы смазки автомобильных двигателей)
| Показатель | Марка двигателей | |||
| ЗИЛ-131 | ГАЗ-66 | ЗИЛ-375 | ЯМЭ-238 | |
Емкость , л | ||||
| Удельная емкость кВт | 0.068 | 0.068 | 0.068 | 0.204 |
Масляный насос
Производительность масляного насоса должна обеспечить циркуляцию масла, найденную по уравнению (4.40), и, кроме того, иметь запас на случай износа шестерен, увеличения зазоров в подшипниках или работы на маловязком масле. Обычно для двигателей автомобилей действительная производительность насоса
,
(4.44)
Расчетная производительность насоса должна превышать действительную:
,
(4.45)
где
- коэффициент подачи насоса, равный
.
Число оборотов валика насоса определяется по формуле
(4.46)
При выборе
следует учитывать, что его чрезмерное увеличение приводит к падению коэффициента подачи насос. Большие значения
принимаются в случае привода насоса от коленчатого вала двигателя.
Наружный диаметр шестерни насоса можно рассчитать исходя из допустимой окружной скорости 
(4.47)
Определив значение
и выбрав модуль
, можно подсчитать число зубьев
шестерни
(4.48)
где
модуль зубьев (для насосов автотракторных двигателей
).

Рис. 4.22 Зависимость производительности и коэффициента подачи шестеренчатого насоса от температуры масла 
Число зубьев ведущей и ведомой шестерен обычно выбирают одинаковыми в пределах
.
Требуемую длину зубьев (ширину шестерен) определяют по уравнению:
(4.49)
В процессе расчета, варьируя размерами шестерен и передаточным отношением, необходимо выбрать такое и сочетание, при котором габариты и масса насоса при данной производительности будут наименьшими, а окружная скорость не будет превышать допустимых пределов.
В табл. 4.22 приведены основные данные шестеренчатых насосов автомобильных двигателей.
Таблица 4.3 (Основные данные масляных насосов)
| Марка двигателя | Передаточное отношение | Число зубьев шестерен | Размеры шестерни, | Торцовые зазоры, мм | Диаметральные зазоры, мм | Производительность, л/ч | |||
| модуль | диаметр начальной окружности | длина зуба | Вп высота зуба | ||||||
| ЗИЛ-130 | 0,5 | 4,75 | 33,25 | 10,15 | 0,07-0,205 | 0,1-0,175 | |||
| Урал-375 | 0,5 | 4,75 | 33,25 | 10,15 | 0,07-0,205 | 0,1-0,175 | |||
| ЯМЗ-238 | 1,5 | 4,25 | 9,6 | 0,04 | - |
Мощность, затрачиваемая на привод масляного насоса, может быть определена по формуле:
(4.50)
где
- механический К.П.Д. насоса, учитывающий потери мощности на преодоление трения и гидравлических сопротивлений(
).
- перепад давлений масла,
.
Сечения входного и выходного патрубков насоса выбирают такими, чтобы скорость масла была равна для входного патрубка
, для выходного патрубка
.
Расчетная скорость в сечении маслопроводов принимается не более
.
Фильтр центробежной очистки масла
Расчет центрифуги сводится к определению числа оборотов ротора и его диаметра.
В соответствии с теоремой импульсов реактивная сила, приложенная по оси отверстий сопла:
(4.57)
где
- секундный объемный расход масла через оба сопла, 
- удельный силы масла, 
- ускорение силы тяжести, 
- коэффициент сжатия сечения струи масла, вытекающего из сопла
- площадь отверстия сопла, 
- число оборотов ротора в минуту
- расстояние от оси сопла до оси вращения ротора,
.
Реактивный крутящий момент двух сопел
(4.52)
Момент сопротивление вращению ротора приближенно выражается формулой
(4.53)
где
и
- коэффициенты, характеризующие момент сопротивления ротора в начале вращения и скорость нарастания момента сопротивления соответственно. Для ориентировочной оценки коэффициентов
и
можно воспользоваться эмпирическими зависимостями:


где
- емкость ротора, 
- динамическая вязкость масла.
На установившемся режиме работы
.
Приравнивая значения этих моментов, определяют число оборотов ротора:
(4.54)
Секундный расход масла через сопла:
(4.55)
где
- коэффициент расхода масла через сопло, 
- давление масла на входе в центрифугу, 
- коэффициент гидравлических потерь на участке от входа масла в центрифугу до сопел
- радиус оси ротора, 
Оптимальное значение радиуса установки сопел
, которое при постоянном расходе
масла через центрифугу обеспечивает максимальное число оборотов ротора, может быть найдено путем дифференцирования уравнения 4.34 и приравнивая производной
к нулю.
В результате таких преобразований получим
(4.56)
При этом расстоянии от оси сопла до оси вращения ротора число оборотов будет максимальным.
Характеристика центрифуг двигателей нескольких автомобилей:
Таблица 4.4 (Краткая техническая характеристика фильтров центробежной очистки масла)
| Показатель | Марка двигателя | ||
| ЯМЗ-238 | ЗИЛ-375 | ГАЗ-66 | |
| Внутренний диаметр ротора, мм | |||
| Диаметр сопла, мм | 1,75 | 1,75 | 1,75 |
| Число сопел | |||
| Высота ротора, мм | |||
Плечо реактивного момента | |||
Число оборотов ротора в минуту (при ) | |||
| Номинальный расход масла через сопла ротора, л/мин | 7,5 | 6,7 |
Масляный радиатор
При расчете масляного радиатора определяют необходимую поверхность охлаждения исходя из расчетного количества тепла
, которое необходимо отвести от масла на номинальном режиме работы двигателя.
Для обеспечения установившегося теплового режима величина
должна быть равна количеству теплоты
, воспринимаемому от деталей двигателя (формулы 4.40, 4.41, 4.42).
Площадь поверхности охлаждения радиатора рассчитывается по уравнению теплопередачи
(4.57)
где
- полный коэффициент теплопередачи от масла в охлаждающую среду, 
- средняя температура масла в радиаторе, 
- средняя температура воздуха, обдувающего радиатор, 
Величина
для радиаторов с прямыми гладкими трубками колеблется в пределах
, а для радиаторов с завихрением масла (при отнесении коэффициента теплопередачи к основной охлаждающей поверхности)
.
Значение
определяется как полусумма температур входящего
и выходящего
из радиатора масла:
(4.58)
Температуру входящего в радиатор масла
обычно принимают равной температуре масла, выходящего из подшипника 
(4.59)
Перепад температур масла в радиаторе
определяется из необходимости уменьшения температуры масла в радиаторе на величину подогрева его двигателе:
(4.60)
где
- теплоемкость 
- циркуляция масла в двигателе, л/ч (см.формулу 4.39)
- удельный вес масла, 
Средняя температура окружающей среды
зависит от типа радиатора. Для воздушно-масляного радиатора она принимается
. Для воздушно-масляного радиатора средняя температура
принимается равной температурой воды, входящей в двигатель (
).
, л
) 





