Общественная мысль

Общественная мысль второй половины XVIII в. была представлена уже достаточно широким спектром социально-политических концепций. Ее основные направления составляли: официально-охранительная теория, консервативно-аристократическая идеология, либерально-дворянское направление, умеренное и революционное просветительство.

Первое направление получило разработку в трудах самой Екатерины II. В сочинении "Антитод" утверждалось, что просвещенное правительство Екатерины II и не собирается менять порядки в государстве, ибо все в России обстоит благополучно. Принципиально важным во взглядах императрицы являлось ее убеждение, что стабилизация государственного порядка возможна лишь путем постепенной правовой модернизации, осуществляемой самодержавной властью, и путем регулирования всех сторон общественной жизни.

Аристократическо-консервативное направление представляли воззрения М. М. Щербатова (1733-1790). Историк и публицист, в 1767-1768 гг. он активно защищал дворянские привилегии в Уложенной комиссии, в последующее время трудился в Комиссии о коммерции, заведовал секретным делопроизводством в Военном совете, был придворным историографом. Фактически его не устраивало ни одно из правлений в XVIII в. Не отрицая пользы и необходимости реформ первой четверти XVIII в., Щербатов тем не менее возлагал на Петра I вину за подрыв социально-политической роли родового дворянства и "повреждение общественных нравов". Он был сторонником такого образа правления, при котором дворянство в целом как корпорация резко отделено своими привилегиями от прочих сословий и пользуется решающим влиянием в государстве. Наконец, Щербатов был убежденным крепостником, искренне верующим в благодетельность крепостного права для крестьян и в заботливое отеческое отношение к ним помещиков.

Другое направление русской общественной мысли этого периода тесно связано с масонством.

Наиболее достоверные сведения о возникновении первой масонской ложи относятся к 1713 г. Ложа была открыта в Москве, сохранялась в большой тайне и была связана с лондонской Великой ложей.

Влияние масонства в России усилилось в период правления Анны Ивановны, что тесно было связано с бироновщиной. Но особую популярность масонские идеи приобрели в середине XVIII в., когда неудовлетворенность действительностью, поиски альтернативы официальной идеологии и слепому подражанию Западу заставили многих думающих русских людей обратиться к масонству как своего рода "третьему пути".

Нравственная сторона масонства с ее идеей самосовершенствования личности через просвещение и "деятельное человеколюбие", общественную благотворительность, а также строгая дисциплина, четкая организованность, таинственные обряды и ритуалы "вольных каменщиков" - все это привлекло в ряды масонов многих видных государственных и военных деятелей России, людей искусства, науки (братья Н. И. и П. И. Панины, граф Р. И. Воронцов, Г. Р. Державин, В. И. Баженов, князь М. М. Щербатов и мн. др.).

Практическая деятельность масонов в России до 70-х гг. XVIII в. была направлена на.просвещение народа, издание книг и журналов, организацию театров, школ, больниц, благотворительность.

Дворянско-либеральное направление представляли: Н. И. Панин (1718-783). Представители дворянского либерализма выдвигали проекты смягчения крепостного права и даже его постепенной отмены в будущем, однако при условии сохранения дворянской собственности на землю. Одновременно их предложения касались урегулирования политических отношений верховной власти с господствующими сословиями. Не посягая на саму идею монархии, дворянский либерализм стремился к устранению произвола верховной власти и ее конституционному ограничению.

Просветительство второй половины XVIII в. - широкое и многообразное направление - продолжало наступление на идеологию феодального общества с позиций теорий "естественного права" и "общественного договора". Совершенным государственным устройством для большинства просветителей являлась просвещенная конституционная монархия, в которой на практике осуществлялся идеал общественного блага, подразумевавший прежде всего правовое обеспечение "вольности и собственности". Крупнейшим деятелем Просвещения был Н. И. Новиков (1744 - 1818), журналист и книгоиздатель, выпустивший около 1000 изданий. В своих сатирических журналах он обрушивался на закоренелые пороки административной и общественной жизни: бюрократический произвол, казнокрадство, взяточничество, алчность и жестокость владельцев "крещеной собственности".

Другой просветитель, Д. И. Фонвизин (1744-1792), автор сатирической басни "Лисица-кознодей", перевода сочинения французского просветителя Тома "Похвальное слово Марку Аврелию", самобытных комедий "Недоросль" и "Бригадир" смело изобличал дворянское злонравие. Фонвизин не останавливался перед осуждением политики Екатерины II, установившей деспотический образ правления и попустительствовавшей помещикам-тиранам.

Во второй половине 60-х годов XVIII в. с серией писем, в которых излагался план решения крестьянского вопроса, выступил Д. А. Голицын. Он прямо указывал на крепостное право как на главный тормоз в развитии страны, который следовало устранить путем реформы общегосударственного масштаба. Но при этом Голицын исходил из того, что земельная собственность должна оставаться в руках помещика, который мог бы ее сдавать на выгодных условиях в аренду. Таким образом, получая личную свободу, крестьянин волей-неволей должен был превратиться в арендатора помещичьей земли, наиболее состоятельные из крестьян могли приобретать землю в собственность, скупая ее по рыночной цене у помещика. Несмотря на ограниченность проекта Голицына, его претворение в жизнь содействовало бы преобразованию феодально-помещичьих латифундий в капиталистическо-фермерские хозяйства и появлению вольнонаемных сельскохозяйственных рабочих.

Во второй половине XVIII в. в рамках просветительства оформилась революционная традиция, связанная с деятельностью А. Н. Радищева (1749-1801). В его сочинениях (ода "Вольность", "Путешествие из Петербурга в Москву", "Письмо другу, жительствующему в Тобольске" и др.) распространенные просветительские теории естественного права и общественного договора даны под углом зрения радикального вывода о праве народа свергать недостойных или не выполняющих своего долга перед подданными правителей. Революционность позиций Радищева воплощалась в призыве к сокрушению строя насилия и несправедливости путем крестьянского восстания. Конечной целью борьбы провозглашалось установление народоправства в форме буржуазной республики.

Вторая половина XVIII в. была связана с заметной активизацией социальных движений. В год вступления Екатерины II на престол волновалось около 150 тыс. монастырских и помещичьих крестьян. Главная причина крестьянских выступлений коренилась в усилении режима феодальной эксплуатации в условиях разложения крепостнической системы и прокрепостнической политике правительства. Предвестниками крестьянской войны стали крупные народные движения конца 60-х-начала 70-х годов. В 1768 г. восстание, получившее название "колиивщины" (по главному оружию, которым были наделены восставшие, - колу), распространилось на Украине.

ПОНЯТИЯ:

Просвещенный абсолютизм — политика, порожденная временем разложения феодальной системы и вызреванием в ее недрах капиталистических отношений, нацеленная на устранение мирными средствами устаревших феодальных порядков.

Классицизм - стиль и направление в литературе и искусстве 17 - нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. В 18 в. классицизм был связан с Просвещением.

Сентиментализм - Литературное направление второй половины XVIII в. - начала XIX в., пришедшее на смену классицизму, характеризующееся особенным вниманием к индивидуальному душевному миру человека, к природе и отчасти идеализирующее действительность.

Барокко — это и стиль в европейском искусстве, отмеченный вычурным, усложненным художественно-образным языком произведений, патетичностью присутствующих в них сюжетов, наличием повышенной экспрессии в выражении чувств. Барокко присуща потребность в утрировании, его отличает полицентризм, внутренняя незавершенность, прерывистость.

Крепостная интеллигенция - появилась в России во 2-й пол. 18 в. из среды крепостного крестьянства, гл. обр. дворовых. Использовалась для удовлетворения хоз., адм. и культурных потребностей помещичьих х-в. К. и. вместе с тем внесла большой вклад в развитие демократич. направления рус. нац. культуры.

Просветительство - Течение в среде нарождавшейся буржуазии и народных масс эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой против феодализма, критиковавшее феодализм и выступавшее сторонником просвещения народа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: