Анализ деформации стержня при растяжении (рис. 7) показывает, что весь стержень удлинится на ∆ l = l1 – l (абсолютная деформация), а его поперечные размеры уменьшатся на ∆ b = b1 – b (абсолютное сужение). Поскольку поперечные сечения остаются параллельными друг другу и после нагружения, то относительная продольная деформация:
. (2.4)
Относительная деформация – величина безразмерная (иногда задаётся в %).
Закон Гука, вытекающий из гипотезы упругости (физической связи между напряжениями и деформациями), в случае растяжения (сжатия) стержневого элемента имеет вид:
, (2.5)
где Е − модуль упругости материала (первого рода), или модуль Юнга – характеризует упругие свойства материала; определяется опытным путём.
Из (2.5) с учётом (2.3) относительная продольная деформация равна:
. (2.6)
Величина ЕА – жёсткость стержня на растяжение (сжатие).
Абсолютная поперечная деформация , а относительная
. (2.7)
Эксперименты показывают, что отношение величин поперечной деформации к продольной ε для изотропных материалов практически постоянно и оценивается коэффициентом Пуассона (физическая характеристика материала – коэффициент поперечной деформации):
. (2.8)
Величина μ для широкого класса конструкционных материалов изменяется в диапазоне:
. (2.9)
Полное удлинение стержня: при постоянном значении N и площади сечения А найдём, подставив (2.6) в формулу (2.4):
. (2.10)
Для стержня со ступенчатым изменением площади поперечного сечения и продольной силы удлинения вычисляются на участках с постоянными А и N и результаты алгебраически суммируются:
. (2.11)
Перемещение δ какого-либо сечения стержня вдоль оси z, отстоящего от точки отсчёта на расстоянии z, определяют по формуле, представляющей собой аналитическую линейную зависимость:
. (2.12)