Искусство Оттоновской эпохи

После распада Каролингской империи норманские вторжения и бедственное состояние государственной власти на несколько десятилетий помешали развитию искусства. Возобновление процесса: основание в 910 году монастыря Клюни, послужившее началом религиозного обновления; коронация в936 году в Аахене Оттона П.

Влияние культуры Византии возросло после заключения в 972 году брака между Оттоном и принцессой Феофано Ш. Каролингские традиции в искусстве претерпевают изменения. Расширяется спектр духовных и светских ценностей, что вдохновило на создание шедевров: Крест Лотаря, переносной алтарь Генриха П Святого, оклад Золотого кодекса из Эхтернаха и Трирский диптих. Основные черты: четкая, без лишних деталей композиция, особое значение предавалось жесту и передачи высокой степени духовного напряжения./ Памятники монументальной скульптуры: портал в Хильдесхайме и Майнце, рельефы миланского кивория из Сант-Амброджо. Те же тенденцции в настенной живописи и миниатюре: школа Рейнхау, Эхтернаха, Трира и Кельна. Их произведения отличают графическое мастерство и насыщенная цветовая гамма. Заметно влияние византии, символика – наследие эстетики Псевдо – Дионисия Ареопагита.

Фрески в Санта ди Кастельсеприо в Северной Италии говорят о влиянии Востока.

Рубеж 10 –11 веков – эпоха развития культурного феномена Клюни. Его влияние распространяется от германских земель до юго-западной Европы, способствует обновлению средневекового общества. Это выражается в подъеме монастырского движения и в развитие паломничества.

Новизна в положении Клюни, аббатства бенедиктинского ордера, состоит в том, что оно напрямую зависит только от папы и полностью выведено из-под юрисдикции местных феодалов. «По всему свету, но прежде всего в Галии и Италии, возводятся и строятся храмы Божии… как если бы мир, отбросив свой прежний облик, оделся белоснежным покрывалом церквей».

(Клюнийский монах Рудольф Глабр). Под властью Клюнийского ордера находятся важнейшие монастыри, сооруженные на путях паломников в Рим и Сантьяго-де-Компостела. Это необходимое для спасения души религиозное паломничество обязательно нужно было совершить раз в жизни. Церкви, построенные когда –то на этих дорогах, были перестроены и расширены, являя собой свидетельство мистического контакта сотворенной Богом Вселенной с человеком – строителем. Символическая, образная основа, которая определяла пространство – это квадрат и круг. Стена должна образовывать квадрат из квадратных каменных блоков, а колонна постепенно вытесняется более динамичными пилястрами, целыми пучками расчлененных на ярусы полуколонн, которые поддерживают сводчатые перекрытия. Не случайно на портале Сантьяго был представлен сюжет Преображения Господня. В этом проявилось стремление к преображению материи, исходного материала, в символически и функционально расчлененное пространство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: