Итальянская готика

Ситуация в Италии к 12 веку характеризуется различными тенденциями:

1. Архитектурные традиции зависят от географического положения.

2.. Франко – бургундское влияние (постройки цистерцианцев, францисканцев, доминиканцев.

3..Романская традиция.

4.. Классическое наследие, играет большую роль в мировоззрении кругов, близких к Святому Престолу.

5. Деятельность Фридриха П, стремящегося создать империю швабов.

6. Расцвет других областей культуры.

Проблема стройной характеристики итальянского стиля архитектуры и его переход от романского стиля к Брунелески.

Нищенствующие ордена, к которым примыкает течение умилиатов (смиренных), требуют упрощения конструкций церквей и расширения пространственного объема. В результате свод независимо от формы сглаживают различия нефов, а несущие элементы (колонны) без всяких излишеств переходят в стрельчатые или полукруглые арки. Это придает архитектурному сооружению строгую геометричность и подчеркнутую рациональность. Стена больше не рассматривается как конструктивный элемент – ее покрывают абстрактные полихромные узоры или многофигурные композиции на исторические темы: росписи (комплекс в Ассизи) или скульптуры на фасаде (собор Сиены). Флорентийская Кампанила Джотто – необычайное достижение.

Часто нищенствующие ордена ориентировались на городские вкусы: церкви Санта Мария Новелла или Санта Кроче во Флоренции. Влияние французской готики: верхняя базилика в Ассизи, цековь Сан Франческо в Болонье.

Пересмотр французских нововведений преследовал декоративные цели (трифории, розы, шпили, зубцы) и наиболее отчетливо сказался в завершении пизанского Баптистерия и в прилегающем Кампосанто (кладбище). Дает о себе знать и влияние ювелирного искусства, как в фасадах Сиены и Орвьето, так и в «миниархитектурных» произведениях: кивориях, кафедрах и надгробных памятниках.

Характерная черта эпохи: архитекторы обладали разносторонними талантами, а как основу мастерства изучали рисунок: Джотто и Арнольфо ди Камбио (1245 –1302) во Флоренции, Джованни Пизано (1248 –1302) в Сиене, Джованнино де Грасси в Милане.

Город нуждался в площадях и дворцах, больницах и замках, поэтому он предоставлял все больше возможностей для творчества. Классические тенденции особенно сильны в Риме, что проявлялось в практике использования древних строительных материалов и античных пропорций. Кастель дель Монте, один из двухсот швабских замков на юге Италии, представляет пример цистерцианской готики, принявшей классические формы замковой, придворной архитектуры, а использованный в нем восьмиугольник отсылает к соборным кафедрам и фонтанам на городских площадях.

В соборах Пизы, Сиены, Анконы есть элемент, также восходящий к классике, - купол над пересечением трансепта с центральным нефом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: